Почему люди верят в Бога?научное объяснение ч.1
- 15.05.08, 13:35
Подлинно религиозные люди отличаются тем, что у них эти переживания достигают такой глубины, что определяют собой всю их жизнь. Ньюберг и Аквили решили изучить те специфические ощущения, которые характерны именно для религиозного опыта, но при этом разделяются представителями любых религий. Одно из этих ощущений, чувство „единения со Вселенной“, в своё время возбуждало Эйнштейна. Другое — это чувство благоговения, которое сопровождает мистические переживания и делает их важнее, напряженнее и подлиннее, чем любой опыт повседневной жизни.
Для проведения экспериментов исследователи с помощью своих коллег, занимавшихся тибетским буддизмом, отобрали восемь монахов, имевших опыт в медитации и согласившихся на сканирование мозга. Добровольцы приходили в лабораторию по одному, и техник вводил им в руку интравенозную трубку. Затем подопытным предлагалось медитировать, сосредоточиваясь при этом на каком-то единичном образе, обычно — на некотором религиозном символе. Цель эксперимента состояла в том, чтобы зафиксировать момент, когда ощущение человеком себя или своего „Я“ (self) начинает растворяться и он начинает ощущать себя слившимся с мысленно выбранным для медитации образом. Как описывает это Майкл Бейме, один из медитировавших и одновременно участник исследовательской группы, такой переход ощущается, как „утрата границы. Как будто бы фильм вашей жизни прервался, и вы вдруг увидели тот пучок света, который проектировал этот фильм на экран“. Когда находящийся в состоянии медитации подопытный начинал ощущать появление чувства своей слитности с образом — обычно это происходило примерно через час после начала эксперимента, — ему в вену вводили радиоактивное вещество (атомы, „помеченные“ радиоактивной меткой). В течение нескольких минут эти „меченые атомы“ достигали мозга и распределялись по различным его участкам, собираясь в большем количестве там, где ток крови был сильнее, то есть там, где активность мозга была выше. Измеряя после этого сканером концентрацию радиоактивности в разных участках мозга, исследователи получали моментальный снимок мозговой активности в процессе медитации. По окончании эксперимента это распределение активности сравнивалось с её распределением в состоянии покоя.Исследователи не удивились, обнаружив повышенную активность в тех участках мозга, которые регулируют внимание, что свидетельствовало о глубокой сконцентрированности человека в процессе медитации. Но открытие значительного снижения активности в теменной доле верхней задней части мозга (в той самой ОАО, о которой мы говорили в начале статьи) привело их в сильное волнение. Ведь именно этот участок, как уже сказано, заведует различением между „self“ и всем остальным миром. Грубо говоря, левая половина этого участка управляет тем ощущением („образом“) собственного тела, которое свойственно индивидууму, в то время как его правая половина руководит ощущением „контекста“, в который этот „образ“ погружён, то есть ощущением реального физического пространства и времени, в котором функционирует наше „Я“.
Учёные предположили, что по мере развития у медитирующего индивидуума чувства слияния, единения с внешним по отношению к нему религиозным образом он, этот индивидуум, постепенно отключает участок ОАО от обычных сигналов, связанных с ощущением своего „место- и времяположения“, которые помогают ему отграничить образ собственного тела от внешнего мира. „Наблюдение за людьми во время медитации показывает, что они действительно отключают своё восприятие внешнего мира. Их больше не беспокоят приходящие извне образы и звуки. Поэтому, возможно, их теменная доля не получает более никаких входных сигналов“ — говорит Ньюберг. Лишённый своего нормального „питания“, участок ОАО перестаёт нормально функционировать (что проявляется в снижении его активности), и человек чувствует, как будто граница между ним и всем остальным начинает растворяться и исчезать. А поскольку для него исчезают пространственный и временной „контекст“, его охватывает чувство бесконечного пространства и вечности.
Недавно Ньюберг повторил тот же эксперимент с францисканскими монахинями во время их молитвы. Поскольку молитвы больше основаны на словах, а не на образах, не удивительно, что сканирование показало активизацию тех областей мозга, которые связаны с речью. Куда интереснее, что и в этом случае область ОАО оказалась „отключённой“ (то есть отличалась пониженной против нормы активностью). Это говорит о том, что и молящиеся отключают ту часть мозга, которая отграничивает человека от окружающего мира, и благодаря этому могут достигать чувства „единения с бесконечностью и вечностью“. (продолжение следует)
Коментарі
SaniaPro
115.05.08, 13:49
Интересно, чем єта статья поможет атеисту?
А верующие итак всё єто знают, что Бог есть. И к чему стремиться - к благодати, к нирване - тоже всё описано в трудах монахов.
Ninellelya
215.05.08, 14:02Відповідь на 1 від SaniaPro
атеисту?! он поймет, что религия и вера - это научно и станет менее скептически относится к верующим людям
Nanetta
315.05.08, 14:07
чудненько, теперь я хоть частично знаю что происходит во время медитации, мозг штука цікава....
Ninellelya
415.05.08, 14:09Відповідь на 3 від Nanetta
пагодь. я вот 2-ю часть уже выложила, а третья - еще интереснее
Mamay_
515.05.08, 14:13
Давай продовження Не тягни
Icebear
615.05.08, 14:17
А до чого бог до медитацій буддистів?? у них навіть поняття такого немає
Icebear
715.05.08, 14:19Відповідь на 2 від Ninellelya
Релігія, віра і наука це три зовсім різні речі. Наука може _вивчати_ релігію чи віру, але так само вона може вивчати маячню шизофреніка.
Ninellelya
815.05.08, 14:43Відповідь на 6 від Icebear
тю...т.е. если человек говорит слово бог, то перед глазами встает образ христианского Яхве? Интересненько...
У буддистов есть понятие и бог, где мы сами есть его частью и должны в себе это открыть, а также понятие Вселенной, а это и есть бог
Ninellelya
915.05.08, 14:43Відповідь на 7 від Icebear
ну вот. смотри. наука все очень обоснованно рассмотрела и сделала выводы. ща 3-ю часть добавлю
Ninellelya
1015.05.08, 14:43Відповідь на 5 від Mamay_
5 минут