хочу сюди!
 

Лариса

52 роки, близнюки, познайомиться з хлопцем у віці 38-57 років

Рациональность и моральность: нравственная загадка

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬНОСТЬ: НРАВСТВЕННАЯ ЗАГАДКА

Вы — водитель потерявшего управление трамвая. Тормоза отказали. Трамвай на полной скорости приближается к развилке. Если вы ничего не сделаете, то вагон поедет налево и переедет пятерых рабочих, ремонтирующих пути. Однако если вы повернете трамвай направо — для этого необходимо нажать на переключатель и повернуть руль, — вы окажетесь на пути, где находится лишь один рабочий. Готовы вмешаться и изменить путь трамвая?

С точки зрения нравственности допустимо повернуть трамвай [95% испытуемых приняли такое решение]. Решение — простая арифметика: лучше убить как можно меньше людей. Но как насчет такого сценария?

Вы стоите рядом с трамвайными путями и видите, как трамвай на полной скорости приближается к пятерым рабочим, ремонтирующим пути. Все пятеро погибнут, если трамвай не остановить. Рядом с вами стоит крупный мужчина. Если вы слегка толкнете его, он упадет прямо на пути и не даст трамваю убить рабочих. Столкнете мужчину с мостика или позволите умереть пятерым?

Факты остались прежними: один мужчина должен умереть, чтобы пятеро остались в живых. Если бы этические решения были продиктованы исключительно рациональными причинами, то мы поступили бы одинаково в обеих ситуациях и с такой же готовностью столкнули бы мужчину с моста, с какой повернул бы трамвай. Два решения приводят к одинаковому результату, но при этом одно из них нравственное, а второе — убийство.

Столкнуть крупного мужчину на рельсы кажется неправильным действием, потому что в таком случае убийство совершается непосредственно и напрямую: мы используем свое тело, чтобы причинить вред его телу. Когда же нам просто нужно повернуть трамвай на другой путь, мы сами непосредственно никому вреда не причиняем — мы просто поворачивам колеса трамвая.

Вывод: разница между личным и безличным решением — встроено в наш мозг. Два различных сценария с трамваем запускают два отдельных механизма. В первом случае включается механизм рационального принятия решений [мозг быстро осознает, что лучше убить одного человека, чем пять]. Во втором случае — активируется участки мозга, которые отвечают за интерпретацию мыслей и чувств других людей. В результате испытуемые автоматически представляли себе, что почувствовал бы несчастный мужчина, падая навстречу смерти на проходящие внизу пути.

Джона Лерер, из книги «Как мы принимаем решения»
3

Коментарі

120.05.19, 23:10

я выскочу из трамвая, побегу впереди и буду кричать тикайте

    220.05.19, 23:13

    Вообще то уже давным-давно в нашей стране стрелки рельс переводят с помощью монтировки


      320.05.19, 23:14Відповідь на 1 від Полина_Я

      я выскочу из трамвая, побегу впереди и буду кричать тикайтеТы забыла дописать "....... мать вашу!!!"

        420.05.19, 23:17

        шо то язапутався трамвай пустой ілі через паромну піріправ у

          520.05.19, 23:18Відповідь на 3 від Мимоход

          я выскочу из трамвая, побегу впереди и буду кричать тикайтеТы забыла дописать "....... мать вашу!!!"ховайся хто может, отец их

            620.05.19, 23:23Відповідь на 5 від Полина_Я

            я выскочу из трамвая, побегу впереди и буду кричать тикайтеТы забыла дописать "....... мать вашу!!!"ховайся хто может, отец ихТоже вариант

              720.05.19, 23:24

              Вообще то уже давным-давно в нашей стране стрелки рельс переводят с помощью монтировки


              неправда, есть места где монтировка не нужна)
              Разве что на первой линии. Но я на единичке не катаюсь, не подходит

                820.05.19, 23:24

                как повернуть колеса трамвая .
                ?
                вот это загадка)
                какого цвета стоп-кран в самолёте?

                  920.05.19, 23:28

                  в трамваях отличная тормозная система .. тем более двойная ..
                  так что за трамвай бояться не стоит
                  так, харэ тут хвилософствовать, беги вперёд, выворачивай шпалу и клали под колёса, а я тем временем каблучком тормоза буду жать

                    1020.05.19, 23:35

                    в трамваях отличная тормозная система .. тем более двойная ..
                    так что за трамвай бояться не стоит
                    так, харэ тут хвилософствовать, беги вперёд, выворачивай шпалу и клали под колёса, а я тем временем каблучком тормоза буду жать
                    каблук на рельсу
                    , такое есть приспособление
                    башмак)

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      попередня
                      наступна