Источник Торжокское золотое шитьё (от названия города Торжок, Россия) - один из видов русской вышивки, художественный промысел, известный в Торжке с 13 века и получивший широкое развитие в 18 веке. Этот вид вышивки, пришел в славянский обиход из Византии и стран Востока, искусство золотого шитья по-новому зазвучало у русских мастериц. Золотошвейные изделия выполняются позолоченными и посеребренными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти и других материалах.
Вышивальный промысел сложился в Торжке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине 18 первой половине 19 столетия. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый "кованый шов" и шов "в прикреп" по настилу. О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. Во второй половине 19 столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотой вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотого шитья в целом переживали значительный упадок. Заботу о сохранении традиции золотого шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. Большую роль в развитии промысла сыграла А. Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий. На рубеже 19-20 веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и др. Учебно-показательные мастерские продолжали свою работу и после Октябрьской революции. В 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году ее выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии, и лишь в небольшом количестве традиционные изделия тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. В узорах подобных изделий сохранялись мотивы золотых вышивок 17-18 столетий. В конце 1940-х - начале 1950-х годов в растительные узоры, в которых усиливается тенденция к натурализму, стали вводиться также элементы советской символики звезды, серп и молот и т. д. В основном на предприятии, преобразованном в 1960 году в фабрику, выпускались знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очешники и т. д. Традиции золотого шитья продолжаются и в наши дни. В последние годы возобновилось шитье церковных облачений и утвари. Для торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. Но встречаются фигурки зверей, птиц, фантастических животных.
Из современных направлений распространены сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы. Золотые руки торжокских мастериц и по сей день, сохраняют и развивают вековые традиции народного искусства золотого шитья.
А.С. Пушкин покупает здесь в ноябре 1826 года пояса в подарок для княгини Вяземской. О золотошвейных торжокских туфлях упоминает Л.Н. Толстой в романе "Война и мир". О живописном наряде девушек из этого тверского города говорит в своем дневнике А.Н. Островский, посетивший его в 1856 году.
Традиционные изделия вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом "кованым" швом и швом "в прикреп" по настилу) по сафьяну (обувь, рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса, кошельки и др.).
Сохранить
Коментарі
ПТН-ПНХх2
123.04.15, 18:25
Какой "славянский обиход" ?
С каких єто пор угро-тюрко-семитская рассЦія стала славянской страной ?
Обічніе арабско-тюркские дела.
helga_
223.04.15, 20:54
красиво
NINA -Р
323.04.15, 21:21
ЛанаМ
423.04.15, 22:08Відповідь на 2 від helga_
ЛанаМ
523.04.15, 22:08Відповідь на 3 від NINA -Р
очень красиво
Zemlyachka
624.04.15, 22:09
Очень крачсиво
K-ATRIN
725.04.15, 01:24
роскошно!
ЛанаМ
825.04.15, 14:40Відповідь на 7 від K-ATRIN