хочу сюда!
 

Юлия

30 лет, скорпион, познакомится с парнем в возрасте 25-32 лет

До чего же трудно промолчать, когда тебя не спрашивают!

Как-то давненько попался мне труд Абубакара Самбиева. Сейчас, после оглашения результатов экзит-полов,  о нем вспомнил и хочу поделиться с вами. Позволил только некоторые сокращения, не влияющие на смысл, и вынес в эпиграф фразу из текста.

"Не цари создают холуев и рабов,  а холопы венчают на царство тиранов"  Александр Дольский

Распределение свободы

Измерять количество свободы на душу населения никто не научился. Но попробуем ответить на этот вопрос если не количественно, то хотя бы качественно, так как иначе трудно определить, какое ограничение свободы оправдано, а какое нет.   Вернемся к аналогии техническими системами. Столб или стол устойчивы потому, что не имеют степеней свободы, а потому им не нужна и система управления. Если же свобода появляется, то она предполагает появление системы управления. Как правило, для несложного управления используется какой-нибудь автомат или, если задача управления очень сложная для автомата, человек. Поэтому у машины должен быть водитель. Если же задача управления очень сложна, то человек, эксплуатирующий систему, проходит специальную подготовку. На одноколесных велосипедах ездят только циркачи.   Те же самые рассуждения применимы и к биологическим системам. Дерево устойчиво, потому что не имеет свободы передвигаться, оно имеет только свободу расти. Потому оно лишено каких-либо сложных систем сбора информации и управления. По мере увеличения количества свободы, которая доступна конкретному биологическому виду, возрастает число датчиков информации (зрение, обоняние, осязание) и количество информации, которую они собирают, сложность и совершенство систем управления. Змея имеет все перечисленные датчики, но она не имеет конечностей. Появление конечностей приводит к усложнению задачи управления, которую приходится решать нервной системе. Надо управлять ногами и следить за равновесием. Мозг усложняется, приспосабливается для решения более трудных задач. Человек, поднявшись на задние лапы, усложнил проблему сохранения равновесия, а высвободившиеся руки стал использовать для самых разнообразных целей. Это привело к дальнейшему развитию нервной системы и укрупнению мозга.  Некоторый избыток свободы является условием развития, но если этот избыток более определенного, то свобода действий вступает в противоречие со способностью человека ее использовать. Появление дополнительной степени свободы - это предвестник революции в развитии человечества и гарантия больших потрясений. Либо человек сможет научиться пользоваться этой свободой и извлекать из нее практическую пользу, либо он погибнет, не успев эту свободу освоить. Чем больше степеней свободы, тем совершеннее должно быть управление. Допустим, что появилась возможность измерять количество социальной свободы. Допустим также, что есть возможность измерить способность человека пользоваться этой свободой, не подвергая опасности жизнь, здоровье и благополучие окружающих, не доставляя им неудобств - меру ответственности человека, его способность отвечать за то, как использует свою свободу. Ответственность занижена, когда человек не имеет должного нравственного здоровья или достаточного интеллекта, чтобы использовать свою свободу без ущерба для окружающих. Кроме того, человек может не иметь возможности воспользоваться предоставляемой свободой. Например, больной, прикованный к кровати, не может воспользоваться свободой передвижения.  Итак, если ответственность минимальна, то и свободу действий такой человек должен иметь минимальную, иначе он становится опасным для себя и для общества. Минимум свободы - только для поддержания жизни. Если лишить его и этой свободы - дышать, питаться, двигаться - наступает смерть. Хорошо, когда есть возможность дозировать свободу каждого. Как же быть с обществом в целом? Необходимо знать, сколько и каких людей в обществе. Есть основания полагать, что распределение количества людей в соответствии с мерой их ответственности характеризуется нормальным распределением. … Говоря проще, люди абсолютно бессовестные и безумные составляют незначительную часть общества … Основная масса населения более-менее разумна и сравнительно честна …Интеллектуальная и нравственная элита общества составляет меньшую часть населения …. В каждом обществе есть гражданское право - "каждый человек имеет право..., каждый человек обязан..." В переводе на термины данной публикации гражданское право есть мера свободы, отпущенная каждому гражданину, и мера эта де-юре одинакова для всех. Еще есть Декларация прав человека, которая еще долго будет оставаться декларацией. Это пока недостижимый идеал. Уж очень большие права отводит она каждому человеку. Чем более ответственен человек, тем больше свободы можно ему дать, не боясь, что он нанесет ущерб себе и обществу. Если общество чрезмерно ограничивает свободу действий данного индивида, то оно теряет выгоду, которую могло бы получить от конкретного гражданина, не говоря уже о затратах, необходимых для этого ограничения. Если же общество чрезмерно либерально, то приходится нести дополнительные расходы на ликвидацию последствий деятельности данного человека. Очевидно, что граждане, чья мера ответственности занижен, имеют избыток свободы, а он всегда представляет потенциальную опасность. Чтобы его отнять, существует уголовное право. Если некто использует свободу действий в ущерб обществу, то он вступает в зону действия этого права. Именно при таком уровне свободы потери общества будут минимальны.  В этом случае, во-первых, будет минимально возможный уровень преступности и, во-вторых, минимальные потери от ограничения свободы элиты общества.   Законы делаются в расчете на некоего среднего гражданина, каким его представляет себе государство. Но в обществе всегда находятся люди, которые умнее, здоровее и честнее чем "положено". Если они своими действиями дают об этом знать социуму, тот предпринимает меры, чтобы привести их в соответствие "стандарту", если получится, или избавить от них общество, если не удастся "поставить на место". Считаются одинаково опасными рядовой сумасшедший, уголовник и интеллигент. То есть качество элементов ограничено не только снизу, но и сверху. Посадить, расстрелять, сжечь на костре можно и садиста, и ученого. Общество считает их одинаково опасными, а в годы сталинизма интеллигенция представлялась даже более опасной, чем уголовники. Люди, в точности соответствующие представлению государства о том, какими должны быть его граждане, составляют мизерную часть от общей массы населения. Поэтому все остальные подпадают под категорию "неблагонадежных"… Издержки на ограничение свободы "неблагонадежных" получаются чрезмерными, и их не сможет вынести никакая, даже самая могучая экономика. Явно напрашивается вывод о том, что надо бы разрешить некоторые отклонения от норматива. … Поскольку не удается для общества в точности воспроизвести желаемую зависимость "Свобода - Ответственность", ее заменяют некоторой совокупностью отрезков. Раз нет возможности мерить на один аршин все общество, то его разбивают на части в соответствии с качеством элементов, и для каждой из частей устанавливают свои нормативы поведения.   Обычные люди наделяются обычными правами и обязанностями.…Если некто совершает преступление, то общество ему говорит: ты слишком свободен для твоей меры ответственности, поэтому мы определяем тебя в места лишения свободы общего режима, где твоя свобода не будет представлять опасности для окружающих. Если же совершенное преступление считается особо опасным, то нарушителя помещают в места лишения свободы строгого режима. А когда он совершает деяния особо опасные, то общество считает себя вправе такого человека уничтожить… Точно так же будет выглядеть зависимость "Свобода - Ответственность" в интеллектуальном разрезе. Просто изменятся названия областей на нашей зависимости: вместо "места лишения свободы общего режима" -- "психиатрические лечебницы", вместо "места лишения свободы строгого режима" -- "смирительные рубашки".  …Таким образом, в любом обществе, независимо от степени его демократичности, фактически реализована система интеллектуальной - физической - нравственной сегрегации. В реальных системах число уровней, на которые дробится общество, намного больше. Например, табель о рангах Петра Великого состояла из 14 классов, в Армии было 21 воинское звание.  Гражданам ... пытаются более точно указать их место в обществе другими методами. Для заключенных есть, как уже говорилось, три уровня сортировки по степени качества, а точнее, деградации - места лишения свободы общего режима, строгого режима и смертная казнь. Более точного соответствия пытаются достигнуть выбором срока заключения.

Поэтому общества, находящиеся на ранней стадии развития, более склонны к диктаторским формам управления, а более зрелые -- к демократическим. Обычно политические обозреватели всю вину за диктатуру возлагают на диктатора, но фактически диктатура, как и демократия, есть лишь результат процессов самоорганизации общества. "Не цари создают холуев и рабов, а холопы венчают на царство тиранов" (Александр Дольский)...

Абубакар Самбиев   Грозный, 2000

11

Комментарии

18.02.10, 02:52

Классно! Простым языком, доступно о сложных вещах

    Гость: RALF007

    28.02.10, 03:47

    Янукович –Президент Украины Пророчество 2007г

    В.Янукович займёт пост Президента Украины и это время будет периодом духовного подъёма, для народа Украины и да для многих народов, которые уразумеют духовную сущность Помаранчевой революции, то есть- какой дух стоял за организацией этого переворота. Народы поймут то, что Дух Вечного Революционера- организатор и вдохновитель этой революции.
    Георгий-Илия ralf.com.ua/ru/mes116.html

      38.02.10, 06:54Ответ на 2 от Гость: RALF007

      Не сотвори себе кумира. Дабы стать лидером эпохи духовного подъема надо стать духовным человеком, что за короткий период достаточно тяжело.
      Кроме того, для восстановления государственности, полностью потерянной за последние пять лет, как минимум, необходимо объединить Украину, предложить национальную идею такую, которая была бы воспринята и на западе, и на востоке страны, что тоже трудновато будет для человека мало эрудированного.
      Но, согласен, шанс есть, хотя бы из чистого самолюбия, для того, чтобы просто доказать ВСЕМ ОШИБКУ 2004, новый Президент может преступить через личные амбиции и, создав сильную команду, заложить начало той эпохи, о которой мы говорим.

        48.02.10, 09:32Ответ на 3 от Новицький

        "Якщо ми не створимо власне громадське життя і партії, які не гратимуть за олігархічними правилами гри, ми перетворимось на слабке і бідне споживацьке суспільство без національної ідентичності, на зручну машину для правильного вкидання виборчих бюлетенів." (Володимир Ференц)

          58.02.10, 09:42

          много букв и непонятно

            68.02.10, 10:01Ответ на 4 от Perovdupu

            Демократія має навчитись захищати себе. Те що відбулося, а саме - невміння захистити досягнутих перетворень, вже було у 19 році. Тоді Грушевський теж у демократію грав. Треба було жорсткіше.
            Але є сподівання. Навіть для того, щоб довести «помилку» суспільства у 2004 році, президент може створити «чудо» і знайти, нарешті ,об’єднуючу національну ідею.

              Гость: RALF007

              78.02.10, 11:08Ответ на 3 от Новицький

              Не сотвори себе кумира. Дабы стать лидером эпохи духовного подъема надо стать духовным человеком, ...
              я не сказал, что он будет лидером, а лишь будет способствовать духовному подъему.

              Сильная команда будет:
              Янукович - президент, Тимошенко - премьер.

                Гость: чубатий

                88.02.10, 12:34

                демократія-лайно, що мають демократичні страни?

                  Гость: КАМПОТіК

                  98.02.10, 12:38

                  а наша ніша тоді де? знову валимо на політиків, ха вони обєднують, вони хай дух піднімають. Гляньте в блогах які лайки - бандери і таке інше. Харош вестись на пропаганду будь-яку одним і іншим. Обєднуємось самі. мені шо одні шо другі нічого поганого не зробили. Живіть в реальності а не в історичних ілюзіях.

                  дерева садіть, квіти

                  а то тільки плювать один одному в "морду навчились"

                  духовники.

                    Гость: КАМПОТіК

                    108.02.10, 12:39Ответ на 9 от Гость: КАМПОТіК

                    До чего же трудно промолчать, когда тебя не спрашивают!

                      Страницы:
                      1
                      2
                      3
                      4
                      5
                      7
                      предыдущая
                      следующая