Где вы, семьи священников? Где вы, христианские семьи?
- 10.08.16, 13:16
Христианство – не отвлеченная теория, а образ жизни человека, поверившего во Христа и последовавшего за Ним. Подлинная же вера оформляет и формирует все сферы нашей жизни – внутреннюю, внешнюю, социальную, семейную, образовательную, экономическую, трудовую. Семья переживает свой кризис, в который его вогнали принципы секуляризма, либерализма и индивидуализма, именуемые «достоянием современной культуры». Хтонические силы прилагают всю энергию, чтобы разрушить христианскую семью и убедить весь мир, что «сегодня уже нереально жить так, как жили раньше» (лживая гипнотизирующая мантра, опровергаемая подлинно христианским образом жизни).
Опыт многолетнего общения со многими священническими и просто христианскими семьями привел меня к печальным выводам: в «христианских» семьях встречается подлинное христианское самосознание и благочестие в одном случае из 10, а в семьях священников – в одном из 50. Я знаю, что многих мои слова «заденут за живое». Многие даже начнут истерить на тему «опять монахи нас учат семейной жизни». Но все же я прошу своих читателей (особенно из священнических семей) прочитать в семейном кругу мой очерк и задуматься над обозначенным в нем спектром вопросов и проблем.
Часть I: Критика
Религиозное развитие
Все начинается с чинности и порядка, в том числе и духовное развитие. Хаос и бессистемность порождают только необязательность и посредственность. Иерархическое устройство мира полностью воплощено Христом в иерархическом устройстве Церкви. Христос не основал ватагу «равноправных» спорщиков, а основал общину учеников по принципу субординации. На Востоке, в семитской культуре почитание учителя сопровождалось поистине божественным преклонением пред ним, и когда Христос наделил Своими учительскими и священническими полномочиями апостолов и их будущих преемников, Он дал священству полноту власти над паствой. Воспитание церковного благочестия начинается с благоговения пред Священством, потому что «почитающий священника, руками которого совершаются все Таинства спасения верующих, почитает Самого Бога» (Златоуст). О чем же можно говорить, если священник, войдя в «церковную» семью (другого, увы, священника), встречает «приветкающую» ему попадью, которая даже не поднимет пред его присутствием своего зада и не возьмет благословения по чину Церкви, но которая тут же, повернувшись задом к иерею Божьему, «раздает благословения» своим детям, протягивая им на целование свою лапку? Я, за 12-ть с небольшим лет своего служения в сане пресвитера, встретил только один раз подлинно благочестивую семью священника. Это был простой сельский священник. Я приехал к ним с другим священником, и вот вышла навстречу вся семья (а у него 6 детей), все клали поясной поклон и подходили под благословение. Когда подвели самого малого (ему тогда было 4 с хвостиком годков), я благословил его и положил руку на голову. И начал благословлять других, а малый стоит и дергает меня за рукав. Я удивленно спрашиваю, чего ему надо, а он шепчет мне: «Дай ручку поцеловать». Вот это было благочестие и воспитание, которое меня тронуло до слез! Потом вся эта семья становилась на утренние и на вечерние молитвы. И не вопила попадья, что у нее «не хватает сил и нет времени молиться». Была действительно «домашняя Церковь». И такое благочестие я встретил один раз за почти 13-ть лет моего служения в сане иерея Божьего.
Самые религиозно неразвитые оказываются …семьи священников. Если 16-летний сын священника, на вопрос «как часто ты читаешь Евангелие», отвечает «еще ни разу не читал», о какой духовности в семье может идти речь? Это – «малая Церковь»? И при этом мальчик то талантливый: знает несколько иностранных языков в совершенстве! Музыкально одаренный. Берет призы на музыкальных конкурсах! Заграницу летает! Значит, родители вложили в него кучу средств, чтобы воспитать в нем светские вкусы и приобщить к искусствам и наукам, а вот Евангелие в этой священнической семье …осталось в сторонке. Христу – последнее место в жизни.
Еще в одной семье священника дети 8-9 лет не знают даже «Отче наш». Попадья, когда дети прихожан пристыдили поповичей, пыталась выставить это незнание как «скромность и стеснение». …Это ребенок «стесняется»? – Увы, нет. Стеснительным этого отрока назвать нельзя (даже совсем напротив). Он просто дома никогда не молится (сам в этом признался), потому что «никогда не видел, чтобы папа молился – он только службу служит». Это – слова ребенка! Он почувствовал вот это «разделение» молитвы и «службы» в действиях папы. Папа не молится, а «только службу служит». Ребенок не чувствует в «ритуальной жестикуляции» своего отца молитвенности. Родители его просто тупо «таскают к Причастию», но никакого раскрытия перед детьми красоты христианской жизни нет. Нет семейного благочестия, нет молитвенности, как атмосферы в семье.
Другой священник (лично проявляющий религиозное самосознание) на мой вопрос об уровне воцерковления его детей, сказал, что ждет, когда они сами «осознают» важность религии. Мол, он их учит ответственности и доброте, а вот к Церкви пусть сами дотянутся. Но в чем же тогда религиозность его воспитания? Почему он не раскрывает религиозную картину мира и не показывает религиозные основы благочестия? В конце-концов, его детям уже тоже по 15-17 лет! Зачем то же он их в детстве крестил?
Если в ваших детях не видно Христа, то какова цель вашего «христианского» брака? Где семья как «малая Церковь»? Если ваши дети «светские», то где ваше духовное воспитание? Ведь «хорошим, добрым, честным и отзывчивым» можно воспитать и атеиста. Верующий должен передать своим детям опыт веры, опыт богообщения, опыт возложения своих упований и ориентиров на Бога. Вы учите детей с детства музыке, чтобы развить музыкальный слух, почему же вы не ждете, когда они сами захотят учиться музыки? А может, пройдет время и вовсе не захотят? Но вы понимаете важность детского возраста! Так почему же «религиозный слух и вкус» вы не воспитываете и не формируете надлежащим образом?
Конечно, сейчас матери-попадьи могут броситься заставлять своих детей «зубрить» молитвы. Но это тоже не молитва! Молитесь сами, приучайте и примером, и разъяснением сущности молитвы. Дети почувствуют молитвенную атмосферу и потянутся за вами.
Женское присутствие
Семьи нет и быть не может быть без матери. Женщина – недра семьи. Но современные женщины, отравленные светским ядом, своим феминистским душком отравляют семейную атмосферу. Последняя должна быть окрашена женским смирением, послушанием, кротостью. Она должна быть громоотводом, показывая пример долготерпения и любви. Но так как с материнским служением современных жен (в т.ч. и жен священства) большие проблемы, то возникают «трещины» и расколы в семье. А женщина, начитавшаяся «умных книжек», пытается доминировать в семье, а не быть послушным орудием в руках мужа. Еще более печальные последствия неминуемы, когда жена священника (совершенно неканонично и безосновательно называемая «матушкой», хотя при этом являющаяся рядовой мирянкой) пытается вторгнуться в церковную общину и играть там «заметную роль». Один из хороших иереев жаловался мне на свою жену, которая «успешно закончила ПСТГУ» и теперь ходит с высоко задранной головой, аки гусыня, помышляя себя великой «бог-ословкой» (но реально будучи только примитивной бог-ослицей). Папа этой «дипломированной бог-ослицы» какая-то «видная шишка» и помог со строительством храма и с покупкой жилья для прихода. И теперь его доченька превратилась в «настоятельшу» прихода. Увы, мы имеем дело с нездоровой семьей, которая, разумеется, будет выдавать из себя травмированных этими ненормальными отношениями детей.
Профессии, которые выбирают себе дети священников
Одним из показателей нравственной деградации является тот факт, что дети из «христианских» семей все валом валят на финансовые, экономические да юридические факультеты. Они думают, что эти профессии их «прокормят», только ни им самим, ни их горе-родителям не приходит на ум, что «плывя по течению» современных «потоков», вы забрасываете своих детей в мутное болото порождаемого этой однообразностью хаоса: просто поинтересуйтесь статистикой: сколько сейчас студентов по указанным выше направлениям. Все хотят быть «самыми умными да богатыми» и останутся в дураках, потому что эти профессии ориентированы на определенный спектр услуг, который даже в здоровом обществе имеет свои «рамки», а во время распада (а мы переживаем именно эпоху распада урбаническо-индустриальной формации) и вовсе оставит этих кабинетных белоручек на улице.
Каким же должно быть образование? – У него должно быть две грани (точнее – образование должно осуществляться сразу в двух направлениях): 1. Интеллектуально-духовное развитие (филология, философия, педагогика, история). 2. Физическое развитие и формирование бытовых навыков самостоятельного существования. Научите девочку шить и печь хлеб, а мальчика – обрабатывать древесину, класть кирпичную кладку и выделывать шкуры, и они не пропадут в этом мире.
Светскость и обмирщенность
Наверное, покажется странным, что я процитирую слова индуиста-кришнаита? Но я, разумеется, не разделяю его веры и его эзотерического взгляда на мир, что не мешает мне согласиться с ним в следующем:
«К сожалению, большинство родителей считает, что они несут ответственность за своих детей, и чувство ответственности заставляет их говорить детям, что им следует и чего не следует делать, кем они должны и не должны быть. Родители хотят, чтобы у детей было прочное положение в обществе. То, что они называют ответственностью, является частью респектабельности, которой они поклоняются. А мне представляется, что там, где есть респектабельность, нет порядка. Они стремятся лишь к тому, чтобы стать истинными буржуа; готовя своих детей войти в нынешнее общество, приспособиться к нему, они тем самым содействуют тому, что в обществе не прекращается война, конфликт и жестокость. Назовёте ли вы это заботой и любовью? Действительно заботиться – это заботиться так, как вы заботились бы о деревце или о растении, поливая их, изучая, что им требуется, какая почва для них самая лучшая, ухаживая за ними с добротой и нежностью, но когда вы стараетесь приспособить своих детей к обществу, вы готовите их к тому, что для них может оказаться гибельным»
* * *
Жизнь христианина – это жизнь серьезная, сосредоточенная, не растраченная впустую и не впускающая в себя пустоту. Свои, и без того не безграничные и хрупкие, физические ресурсы не следует отравлять «парфюмерной атакой» (во имя призрачной, фальшивой «красоты»). Следует формировать в себе внутреннюю богообразную красоту. Аналогично и касательно Интернета: не следует тратить в нем лучшую часть своей жизни. Сегодня известно, что игромания – уже реальная болезнь, аналог наркомании, когда психика подседает на виртуальное пространство. Не просиживайте свою жизнь, а двигайтесь, дышите природой, любите Божье творение. Это – не «забитость», не «зачуханность». Это просто серьезное и ответственное отношение к времени и к естественным дарам Бога (здоровью, времени, уму). Между прочим, в том числе и бережное отношение к содержимому кармана. Древний иудейский мудрец, переводчик Священного Писания с еврейского на греческий язык, суть воспитания выразил так: «Наши пожелания о том, чтобы наши дети сумели владеть собою»7. Высшим проявлением самообладания для них будет отказ от «плавания вниз по течению реки», которая в русле своем впадает в помойную яму. Христианские дети должны быть «иными». Они не должны вляпываться в грязь с оговоркой «так все живут». Уроки философского самообладания должны быть преподаны им в детстве. Если родители смогут показать им реальную целостную красоту подлинно-христианской жизни (а не просто «запугать», «забить», «запретить»), то детей и не потянет на это мирское зловоние с его фальшивой красотой, фальшивыми ценностями, фальшивой благовоспитанностью. Приучите детей своим словом и примером «философствовать о жизни» с детства и чувствовать силу вашей жизненной философии. Снова о тех же девочках: Матери, покажите им, что женщина может быть красивой без «штукатурки»; что она может светиться радостью и любовью, дарить счастье; научите их уважать свою собственную природную красу и воспитывать в себе благородство в манерах, словах, жестах, взгляде. И тогда никакие «расфуфыренные куклы» с глянцевых журналов не смогут конкурировать с вашими дочерями! Парень, который умеет ценить подлинную красоту, найдет и оценит ее в ваших дочерях. А ведь вы именно таких мужей хотите для своих дочерей, не так ли?
Заключение
Я возношу искренние, от глубин сердца, молитвы о том, чтобы мое слово принесло свой плод в ваших душах. Все, что упущено сегодня – не наверстать завтра. Пусть Бог Всемогущий, открывший нам не только высокие умозрительные догматы, но и конкретный реальный путь и пример благочестия, направит вас идти по этому пути. Я же, помня процитированные слова древнего иудейского мудреца, что сила благочестия в любви, а последняя есть Божий дар, не только заверяю вас, читатели, в идущих от сердца пожеланиях добра, но и прошу молитв ваших, чтобы все мы взаимно возрастали в любви к Богу, к благочестию и друг к другу!
Архимандрит Феогност (Пушков),
кандидат богословия, священник Луганской епархии УПЦ (МП)
==============
статья спорная, но интересная, советую её полностю почитать по верхней ссылке...