Во всех славянских языках присутствует слово "ПИВО". Раньше этим словом называли
не только пиво, но и напиток вообще. Слова "пиво" и "пить" созвучны в славянских
языках. Именно славяне были посредниками, передававшими практику использования
хмеля другим европейским народам.
Во время археологических раскопок на месте древнего Новгорода были найдены берестяные
грамоты, в которых упоминались перевары. "Перевары" - это хмельные напитки из
меда и пива, отличающиеся большой крепостью. Насколько высоко ценились перевары
можно судить по тому факту, что мед и перевары являлись данью на Руси. Следует
также отметить, что пиво, солод и хмель входили в состав оброков крестьян за пользование
землей. В писцовых книгах новгородских земель 1499-1500 гг. упоминаются бочки
с хмелем и пивом. В сборнике норм древнерусского права "Русской правде" говорится,
что вирнику (сборщику платежей и штрафов) в день полагалось ведро солода, а мастерам,
занимавшимся ремонтом городских укреплений, помимо денег, корма и питья выдавался
солод, чтобы они могли варить себе пиво.
Пиво, наряду с луком и хлебом, входило в основной набор продуктов питания. На
Руси пиво и меды разной крепости (легкие - от 2% до 4% , средние - от 4,5% до
7%, крепкие - до 17% и даже 35% и более, такие, что от одного стакана "сшибало
с ног"), были ритуальными напитками, употреблявшимися на совместных пирах.
Центрами пивоварения на Руси были монастыри. Варка пива производилась в мужских
и женских монастырях. В Никоновской летописи об основателе Троице-Сергиева монастыря
преподобном Сергии Радонежском сообщалось: "...что там Сергий пива и меду никогдажь
вкушаше или обнюхаше". В годы царствования Великих князей пиво часто упоминалось
в царских указах. Великий князь Иван III в годы своего царствования (1462-1505гг.)
запретил кому бы то ни было варить пиво и употреблять хмель, присвоив это право
казне. Позже указ был отменен. Со времен его царствования наряду с хлебным вином
пиво подают в кабаках.
При Борисе Годунове (1598-1605 гг.) было запрещено варить пиво "средним и молодшим"
людям. С солода, хмеля и меда бралась "брашная" пошлина. В начале XVII века Михаил
Федорович послал в Псков грамоту с запрещением покупать хмель, мотивируя это дошедшим
до него сообщением, "что есть на Литве баба ведунья, и наговаривает на хмель с
целью навести на Русь моровое поветрие". При этом конечно преследовалась цель
ограничить импорт хмеля из Литвы и расширить производство своего.
Во времена правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) пиво дозволялось варить
крестьянам для домашнего питья несколько раз в год - в Великий день, Дмитриевскую
субботу на Масляницу, на Рождество Христово. При этом пирушки в эти праздники
назывались "особым пивцом". Тогда сложились и пословицы: "В Дмитриев день и воробей
под кустом пиво варит" или "Выпили пиво о Масляне, а с похмелья ломало после Радуницы".
Право варить пиво давалось только лучшим, самым работящим крестьянам. Кабацкий
голова опечатывал оставшееся пиво до следующего праздника. В другое время пиво
варили к семейным торжествам, свадьбам, на Ильин день, Пасху, Богородицы, Медостав
день. Бочка пива тогда стоила 2 рубля.
На Руси со временем появляется все больше и больше пивоварен. В 1715 году по
указанию Петра I в Петербург были выписаны солодовники и пивовары, что способствовало
развитию пивоварения. Пиво, став привычным и популярным на Руси, проникает и на
страницы литературных произведений: "и я там был, мед-пиво пил, по усам текло,
а в рот не попало".