Виталий Портников
В Печерском суде выносят не приговор Тимошенко, а приговор Украине.
Удивляться приговору, который представитель обвинения попросила для бывшего премьер-министра страны Юлии Тимошенко - все равно, что делать большие глаза по поводу возвращения ее росийского партнера по газовому контракту Владимира Путина на президентский пост. Конечно, есть люди, в головах которых существует некая параллельная реальность, транслируемая ими в общество. Эти люди могут считать Дмитрия Медведева великим реформатором, сокрушаться по поводу его несостоявшегося (пока что) второго срока и горевать по поводу надвигающейся на Россию катастрофы - так, будто Путин приплыл в Москву с острова Эльба, а не работал премьер-министром страны.
Примерно такого же рода политики в нашей стране убеждают себя, что Тимошенко арестовалитолько для того, чтобы попугать, чтобы не допустить к участию в выборах парламента, чтобы уменьшить возможность конкуренции в условиях падающего рейтинга главы государства. Сообразуясь с этой фантастической реальностью, они призывают европейцев, не обращая внимания на процесс Тимошенко, подписывать с Украиной соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Они верят, что после подписания документов - даже при Тимошенко в тюрьме - украинскую власть начнут "воспитывать" и учить вести себя за европейским столом. А они, наверное, будут продолжать политическую борьбу.
Эти люди - безумцы, ничего не понимающие в политике - даже если они еюпо каким-то неведомым причинам занимаются. Тимошенко арестовали, чтобы посадить: таково желание и пожелание первого лица и других желаний и пожеланий у него нет. Пойти на попятную Виктор Янукович может только под жестким внешним давлением - так как изнутри давить на него некому. Если президент решит не обращать никакого внимания на Запад, никакие соглашения с ЕС - даже если они и будут подписаны - в силу никогда не вступят. И никакие оппозиционеры в этой стране конкурировать с ним не будут.
Российские оппозиционеры после ареста Ходорковского тоже думали, чтополитическая жизнь особо не изменится: Касьянов на момент этого ареста был, между прочим, премьер-министром страны, а не оппозиционным депутатом, "Яблоко" Григория Явлинского рассчитывало на парламентское представительство. Где сейчас Касьянов? Где лидеры "Яблока"? Там же, где будут Яценюк, Гриценко, Турчинов, да кто угодно - в студии Радио Свобода, потому что больше будет негде.
Поэтому я советую оставить иллюзии всем тем, кто их еще имеет. Вам может не нравится политик Юлия Тимошенко - так же, как и мне, никогда за нее
не голосовавшему. Вам могут не нравится согласованные ею контракты. Но
вы должны понимать одну простую вещь - в Печерском суде выносят не
приговор Тимошенко, а приговор Украине. И это не высокие слова. Она -
это не Украина. Вы - это Украина. Это ваше будущее отменяют прихотью
случайного человека, ставшего президентом только потому, что часть из
вас увидела в нем вселенское зло в 2004 году. Это вас приговаривают к
изоляции, стагнации, двоемыслию, лжи, нищете, работе на ворье.
стоять на месте, а в худшем - откатываться назад. Столько, сколько она
будет сидеть - столько в стране не будет никакой оппозиции вообще, а
только телевизионные аплодисменты по случаю появления на экране
очередного благодетеля. Столько, сколько она будет сидеть - столько в
стране не будет выборов, разве что их благополучная подмена по
российскому образцу. И вы будете с ужасом думать, что состаритесь при
Януковиче также, как ваши дети состарятся при Левочкине или Хорошковском
- и никаких перспектив, никогда и ни у кого! И единственным выходом вам
будет казаться бунт, бессмысленный и беспощадный - но разве такой
участи вы хотите для себя и для своей родной страны?

к семи годам лишения свободы и вновь призывает украинские власти уважать верховенство права. Об этом заявила представитель Еврокомиссии Майа Кочьянчич.
Она отметила, что эта ситуация также будет обсуждаться на саммите Восточного партнерства в Варшаве 29-30 сентября. "Мы очень обеспокоены запросом прокурора в суде в отношении Юлии Тимошенко осудить ее на семь лет", - заявила представитель Еврокомиссии.
"Мы подчеркиваем важность гарантировать максимальную прозрачность расследования, преследования и суда. Мы считаем, что эти принципы особенно важны в стране, с которой мы намерены углублять отношения, которые будут построены на политической ассоциации", - подчеркнула она.
Инициатива Януковича
Президент Виктор Янукович внес в парламент законопроект о смягчении наказания за экономические преступления. Но, согласно тексту законопроекта, он не коснется статьи 365 Уголовного кодекса - превышение власти или служебных полномочий - которую инкриминируют экс-премьеру Тимошенко.
"Статьи, которые хочет декриминализировать Янукович, касаются исключительного его окружения, которое занимается контрабандой, разворовыванием бюджетных средств и никакого отношения к делу Тимошенко это не имеет", - заявил первый замглавы Батькивщины Александр Турчинов.
В то же время, по словам спикера Верховной Рады Владимира Литвина, законопроект главы государства может быть расширен уже в парламенте. "Думаю, будут предложения, попытки расширить список лиц, деятельность которых должна быть подведена под декриминализацию. Я думаю, это будет касаться и служебных лиц", - сказал Литвин в интервью агентству Интерфакс-Украина.
Тем временем в суде
Весь сегодняшний день защита Тимошенко - адвокат за адвокатом - выступает в Печерском суде Киева. Процесс находится на стадии прений, когда каждая из сторон получает возможность выступления. В своих речах защита экс-премьера указывает на несостоятельность обвинений против Тимошенко и просит признать ее невиновной. По словам адвоката Тимошенко Юрия Сухова, позиция обвинения основывается прежде всего на незаконных предположениях, умозаключениях и личных суждениях прокуроров.
"У Виктора Федоровича сейчас много проблем, одна из которых - судилище над Тимошенко. Судить ее за газовые соглашения - это значит судить Владимира Путина. Когда власть это поняла, стало слишком поздно", - прокомментировал для ЛІГАБізнесІнформ народный депутат Леонид Грач.
Но, по мнению власти, Украина сегодня проходит этапы становления, которые прошли все без исключения западные общества. Во всяком случае, так считает министр иностранных дел Константин Грищенко, о чем он заявил в интервью Украинской правде: "Те, о ком сегодня больше всего говорят, находятся в суде не как политические деятели, а как в недавнем прошлом высокопоставленные чиновники, обвиняемые в поступках, подпадающих под конкретные статьи Уголовного кодекса".
"Украина проходит этапы становления, которые прошли все без исключения западные общества. Когда-то в США один из конгрессменов открыто заявлял: "Какая может быть Конституция между друзьями?". Сейчас мы получаем такую же прививку от коррупции и популизма, которую ранее получили наши западные партнеры", - сказал Грищенко.
Рассмотрение уголовного дела против бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко перенесено на 29 сентября.
Перерыв в заседании объявил председательствующий судья Печерского райсуда Киева Родион Киреев. Суд возобновит рассмотрение дела в 9:30. В ходе дебатов на сегодняшнем судебном заседании выступили представитель Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Вадим Куницкий и два защитника Тимошенко - Юрий Сухов и Александр Плахотнюк. Плахотнюк, который выступал вторым, завершил свое выступление словами о том, что в действиях Тимошенко нет состава преступления и она должна быть оправдана. На заседании в четверг продолжатся судебные дебаты, в частности слово для выступления защитника будет предоставлено защитнику Николаю Сирому и самой подсудимой. В среду защита Тимошенко заявила, что 4 документа, которые содержатся в материалах уголовного дела против нее по газовым контрактам с Россией в 2009 году, датированы 31 апреля 2011 года -днем, которого нет в календаре.
По словам защитника, среди этих документов - протоколы осмотра документов по делу и постановление о приобщении этих документов к материалам дела, которые были подписаны следователем. Плахотнюк подчеркнул, что эти документы являются ненадлежащими доказательствами, следовательно, на них не может основываться обвинительное заключение.
Адвокат также отметил, что, кроме указанных документов, ненадлежащими доказательствами по тем или иным причинам является ряд других документов, которые есть в деле.
Починаючи з п'ятниці 23 вересня Державне казначейство зупинило рух коштів на усіх казначейських рахунках центрального та місцевого рівня. Про це повідомляє Всеукраїнський центр сприяння підприємницькій діяльності з посиланням на джерела в даній держустанові. ВЦСПД вважає, що така ситуація вказує на спробу закумулювати кошти, необхідні для погашення до 28 вересня двох серій ОВДП на загальну суму понад 5,3 мільярда гривень. "Станом на 17.00 28 вересня борг не виплачено. Це свідчить про те, що вже за кілька годин Україна може опинитись в стані технічного дефолту", - йдеться у повідомленні.
Джерело "Економічної правди" в Держказначействі також підтвердило цю інформацію.
Про це заявив 28 вересня голова Львівської ОДА Михайло Цимбалюк під час прес-туру «Золота Підкова Львівщини», повідомили ZAXID.NET у прес-службі Львівської ОДА. Голова Львівської ОДА сподівається, що в такий спосіб у замку вдасться профінансувати реставраційні роботи. «Сподіваємось, що це дасть можливість профінансувати реставраційні роботи у замку. У сьогоднішній прес-тур я запросив багатьох чиновників, від яких залежить виконання цих робіт. Я хочу, щоб вони побачили замки не з боку державних мужів, а зі сторони громадян України», - сказав Михайло Цимбалюк. Михайло Цимбалюк також наголосив на важливості відновлення заїжджого двору у Підгорецькому замку. Нагадаємо, раніше голова Львівської ОДА Михайло Цимбалюк заявляв, що проситиме 120 млн грн (саме скільки, потребує Підгорецький замок згідно з проектно-кошторисною документацією – ред.) на реконструкцію замку в керівництва держави.
Мені не зрозуміло – ЯК навіть бютівці мріють щось виграти на парламентських виборах? Нам треба чітко розуміти, що зворотного шляху від тоталітарної влади до демократичної НЕМАЄ. Во вторник после перерыва в Печерском суде возобновилось слушание дела Юлии Тимошенко на стадии дебатов. Сторона обвинения потребовала для Тимошенко наказание в виде лишения свободы на семь лет. Экс-премьер позже назовет это "заказом Януковича". Она также заявила, что президент Виктор Янукович под прикрытием ее дела сдает ГТС, на чем, в последствии, обогатятся "семьи, которые управляют страной".
Она также призвала нацию к объединению. Тимошенко привела в пример поступки студентки, ткнувшей министру в лицо букет, а также сотрудницы Гидрометцентра, которая в мае в эфире государственного радио высказалась по поводу проводимых реформ.
В ходе заседания судьей Киреевым и депутатами постоянно вспыхивали перепалки, после чего судья удалял их из зала. Юрий Кармазин, в ответ на требование придерживаться тишины в зале, напомнил, что он автор Уголовного кодекса: "Я его писал. Я его знаю. А вы - мальчишка - меня не учите". Когда же судья потребовал от него удалиться, депутат выкрикнул: "Я выйду, судья Киреев, но не потому что вы этого хотите. Потому что мне на вас смотреть противно. А ты, Юля, держись".
[ Читати далі ]
Головним стрижнем справи Юлії Тимошенко є питання повноважень на написання та затвердження директив. То ж пропоную розглянути це
питанняразом зі мною.
Отже, Генпрокуратура стверджує, що Ю.Тимошенко, видавши директиви делегації Нафтогаз на переговори з Газпромом перевищила свої
повноваження. Генпрокуратура стверджує, що прем"єр одноосібно вчинила дії, які передбачені лише колегіальним органом, тобто КабМіном. При цьому Генпрокуратура посилається в висунутому нею обвинуваченню на Закон про Кабінет Міністрів, на Регламент Кабінету Міністрів, на Закон Про міжнародні договори України. Щоправда, Генпрокуратура не уточнює, де в цих законах прописане те конкретне повноваження, що його нібито порушила прем"єр, хоча обвинувачення за ст.365 Кримінального Кодексу України (ККУ) зобов"язує прокуратуру точно вказати статтю закону, яка регламентує те повноваження, яке нібито було перевищене.
Давайте спробуємо розібратися в цьому більш детально. Отже розглянемо законодавство, на яке спирається обвинувачення:
Стаття3.
Принципи діяльності Кабінету Міністрів України 3. Кабінет
МіністрівУкраїни є колегіальним органом. Кабінет Міністрів України
приймає рішення після обговорення питань на його засіданнях.
Стаття 20.
1. Кабінет Міністрів України: 1) у сфері економіки та
фінансів: здійснює відповідно до закону управління об'єктами державної
власності
Параграф 6. Питання, що розглядаються
1. На своїх засіданнях Кабінет Міністрів розглядає: 6) проекти
урядових заяв, декларацій, директив, листів, звернень і
меморандумів;
Параграф 40. Розпорядження
1. Акти Кабінету Міністрів з організаційно-розпорядчих та інших поточних питань видаються у формі розпоряджень.
2. Розпорядження Кабінету Міністрів видаються з питань: схвалення
програми, плану заходів, концепції реалізації державної
політики у відповідній сфері, концепції державної цільової програми
та концепції закону, директив, урядової заяви, листа, звернення, декларації, меморандуму тощо.
Стаття 5. Рішення про проведення переговорів і про підписання міжнародних договорів України
2. Рішенням, прийнятим Президентом України або Кабінетом Міністрів України відповідно до частини першої цієї статті:
б) затверджується персональний склад делегації чи представник України, яким доручається ведення переговорів щодо підготовки тексту міжнародного договору, його прийняття, встановлення його автентичності або підписання, а також відповідні директиви делегації чи представникові України.
Тобто, логіка прокуратури приблизно така: КабМін (КМУ) здійснює управління об'єктами державної власності. Нафтогаз є таким об"єктом.
КМУ видає згідно Закону Про міжнародні договори Ст.5 п.2 б) своє розпорядження у вигляді директив Нафтогазу на проведення переговорів, які згідно Закону Про Кабінет Міністрів ст.3 п.3 мають бути затверджені шляхом голосування на засіданні уряду. При цьому, прокуратура стверджує, що видання таких директив не передбачене повноваженнями прем"єр-міністра. Але обгрунтування прокуратури не витримує критики:
1. Нафтогаз є господарюючим суб"єктом. Таким чином, на переговори НАК Нафтогаз та РАТ Газпром не поширюється дія Закону Про міжнародні договори України. Договори куплі-продажу газу, що укладаються між НАК Нафтогаз та ВАТ Газпром, не є міжнародними договорами України, а вони є господарськими договорами, що укладаються між суб"єктами господарської діяльності, тому до компетенції саме КМУ не належить надання директив щодо їх укладання та виконання.