С 1 июля Президент Украины начинает тотальную борьбу с коррупцией. В силу вступает антикоррупционное законодательство, о котором так долго говорила вся вертикаль власти. Замечательно, что обещания выжигать коррупцию "каленым железом" теперь смогут воплотиться с помощью механизмов нового закона. И все же возьму на себя смелость заявить, что украинцев в очередной раз обвели вокруг пальца. Причем публично, без лишних стеснений и минимальных потерь. Можно ли воспринимать всерьез так называемый пакет антикоррупционных законов, если этот крестовый поход начинается с мошенничества?
На момент голосования я находился в зале и могу поклясться, что Верховная Рада принимала всего один антикоррупционный закон. И вот спустя два месяца на стол Президенту откуда ни возьмись легли почему-то два закона.
Уже много раз говорилось о том, что депутаты выбросили из текста все сколько-нибудь значимые нормы и превратили его в пустышку. Но этого показалось мало. Сразу же после голосования зал проголосовал за предложение вице-спикера, коммуниста Адама Мартынюка. Во-первых, решили осуществить «юридическое редактирование» принятого текста. А во-вторых, что самое интересное, было решено разделить уже принятый текст на два закона, из которых один будет касаться основ предотвращения и противодействия коррупции, а второй будет законом о внесении изменений в другие законы Украины. Ловкость рук и сплошное мошенничество.
Если парламент проголосовал за один текст, а потом в него вносились изменения, то юридически это уже другой документ. Если же депутаты нажимали кнопки за один законопроект, а потом его разделили на два документа, то выходит, что на стол перед главой государства легли два текста, за которые никто не голосовал. Если Президент соблюдает требования Конституции, 15-летие которой только что отметила вся страна, он не имеет права подписывать такие липовые законы.
Но если этот подлог произошел, значит он кому-то нужен? Принятый мошенническим путем закон, с одной стороны, предлагает механизмы, которые должны помочь схватить взяточников и казнокрадов за руку, а с другой, предусматривает массу лазеек, чтобы безболезненно обходить его требования.
Во-первых, новый закон не обязывает чиновников и политиков декларировать свои расходы - только если они превышают 150 тыс. грн. в месяц. Это значит: потратив неведомо откуда появившиеся чуть более $ 220 тыс. в год, любой мелкий и крупный клерк может и не переживать, что эта сумма в несколько раз превышает его годовой доход, так как на такую «мелочь» закон не обращает внимания.
Значит, мы не сможем поймать коррупционера на том, что он живет не по средствам. Чиновники по-прежнему будут указывать в своей декларации доходов копейки, но при этом жить на виллах в Конча-Заспе, ездить на представительских машинах и дразнить население наручными часами стоимостью 230 минимальных пенсий.
Во-вторых, закон не содержит нормы , которая действует, например, в США, Великобритании, да и других странах, где коррупции живется кисло. А именно - родственники чиновников и депутатов также должны отчитываться перед гражданами о своих доходах и расходах . Эта норма для украинских реалий вообще революционная. Но ее нет. Так что, получается, остается открытой лазейка, когда сам чиновник в своих финансовых отчетах выглядит бедным, как церковная мышь, а все свое имущество записывает на маму, тещу или жену.
В-третьих, новое законодательство не предусматривает создания центрального антикоррупционного органа . То есть за такое направление, как борьба против коррупции, по-прежнему никто не отвечает. Как и раньше, милиция будет кивать на прокуратуру, прокуратура винить суды, а суды - МВД с прокуратурой. Круговая безответственность, опаснее, чем круговая порука.
Борьба с коррупцией в конечном итоге превращена в бутафорию. И теперь правительство сможет отчитаться за проделанную работу размахивая перед носом еврокомиссаров антикоррупционым законом, даже двумя так называемыми законами или, того хуже, целым пакетом, но эта игра слов практически никак не повлияет на реальную борьбу со взяточничеством. Хуже того, новым документом коррупционер надежно защищен. Никто не может потребовать у него отчета о расходах, и нет ни одного независимого органа, способного наступить на горло мздоимцу, невзирая на его партийный билет или государственный статус. Кому нужна такая борьба с коррупцией? Разве что самому коррупционеру.
И еще одна деталь. Ни для кого не секрет, что в нашем обществе сложились коррупционные правила игры, коррупционное сознание, коррупционная экономика, в конце концов. Если мы идем в больницу, то несем с собой конверт для врача. Если вызываем сантехника, то даем ему двадцатку после работы. Про все эти бесконечные поборы в школе - «на ремонт класса» и «на подарки учителям» я вообще молчу. Большинством наших людей «рулит» коррупционное сознание.
Да и как может быть по-другому, если дети еще с садика видят, как родители приносят деньги то на ремонт, то на утренник, то на подарок воспитательнице? Ребенок вырастает, идет в школу, потом оканчивает институт, находит первую работу. И все это время параллельно движется по ступенькам коррупционной лестницы, где на одной ступеньке он как чиновник вымогает взятку у предпринимателя, а на другой сам вынужден платить, скажем, врачу. Круг замкнулся. Чтобы его разомкнуть, одной лишь имитацией борьбы с коррупцией не отделаешься.
http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/vlasenkosergiy/a39948
Коментарі
Shnec
11.07.11, 19:33
С кем поведешься.... доцент,пфу ....проФФессор возглавил....
VChmyriov
22.07.11, 07:31
ЯКриворожанка
32.07.11, 23:01
Автор плутає поняття. Згідно нового закону, хабар не є корупційні дії. Корупцією вважається тільки родинні зв'язки на держ посадах, які призвели до втрат коштів з держбюджету. А про хабарі, взагалі, розмова не ведеться.