Русские промыслы: великоустюжское чернение по серебру
- 10.12.11, 10:57
- Русская печка
Сегодня в постоянной рубрике "Русские промыслы" мы расскажем о великоустюжском чернении по серебру. Чернение - одна из технологий, без изменения достигшая наших времен. Более 500 тысяч лет назад мастера Древней Руси чернили серебро, чтобы придать ему прочность и удивительный филигранный узор. Современные мастера, с успехом перенявшие этот опыт, продолжают создавать настоящие шедевры.
Чернение по серебру зародилось еще в X веке, но широкое распространение получило лишь в XVII столетии. И уже со второй половины века Великий Устюг стал занимать ведущее положение в этом виде искусства в России.
В XVIII веке искусство чернения достигло наибольшего рассвета. Так, например, архивные документы указывают, что в 1744 году в Москву был вызван великоустюгский мастер Михаил Климшин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».
С середины XVIII века в работах устюжских мастеров стало ощущаться влияние распространенного в то время барокко - сюжетные композиции начали оформлять пышным обрамлением, популярность приобрели охотничьи и пасторальные сюжеты.
К концу ХVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма, в соответствии с канонами которого оформление становится строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.
Постепенно в течение XIX века в силу исторических и экономических условий промысел пришел в упадок. Устюжские ремесленники не смогли конкурировать с крупными столичными фабриками по производству черненого серебра.
Возможно, устюжское чернение потеряло бы свое значение, если бы в 1933 году М. Чирков не основал в городе артель «Северная чернь». Первоначально в ней изготавливались подстаканники и ложки, украшенные простым цветочным орнаментом, но в 1936 году в артели сменилось руководство, и постепенно восстановились забытые традиции по производству черненого серебра. Спустя год русский промысел был награжден Большой Серебряной медалью и дипломом на всемирной выставке в Париже.
В XXI веке чернение по серебру по-прежнему наиболее развито в Великом Устюге. Мастера города используют наиболее древнюю из известных на сегодняшний день технологий по производству черненых изделий. Таким образом, устюжское чернение сильно отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра, а сам рисунок более насыщенный. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Изображение дополняется резными или чеканными деталями.
При производстве черненого изделия мастера первоначально гравируют, чеканят или протравливают небольшие углубления в материале. Затем в получившийся узор вплавляют сплав, состоящий из серебра, меди, свинца и серы.
28
Коментарі
анонім
110.12.11, 12:20
ГалинаВ
210.12.11, 14:03
Гість: conturoblakov
310.12.11, 22:13
Изысканные вещицы. Приятно иметь такие в сервировке завтрака... обеда...
Позолота тоже присутствует?
ЛанаМ
411.12.11, 11:04
Panya
511.12.11, 11:47
классно
анонім
611.12.11, 12:11
красиво
tosi4ka
711.12.11, 14:31
Frau Zau
811.12.11, 18:02
Красота невероятная! А браслетик черненый имеется в шкатулочке.
Андор
911.12.11, 19:11
Гість: Забанилигады
1011.12.11, 21:46