хочу сюди!
 

Марта

48 років, козоріг, познайомиться з хлопцем у віці 50-60 років

Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси Пословицы в Юрьевке

   Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси Пословицы в Юрьевке

   Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси т. 1 ПОСЛОВИЦЫ В ЮРЬЕВКЕ

Последние, идя с древности, несут в себе драгоценные указания на верования наших Предков. Одни из них касались погоды, другие человека, семьи, третьи отражали заботу об урожае, скоте, наконец, были и такие, что выражали мировоззрение, имели вид афоризмов. Приведем сначала первый вид пословиц. Так, говорилось: «Глядя с Нового Года, такая будет и погода». «Если мороз, а Коляда ясна, будет и весна красна». «Много на Колядки снега, много в закроме хлеба». «На Покрова мерзнет трава, а с Нового Года под снегом урода» (урожай). «Батька власом уважай, будет добрый урожай». «На Святки мети снег у хатки». Все эти поговорки имели значение напоминания об обрядах. Так, в Новом Году надо в первую же минуту смотреть, каково на дворе; если снег, значит будет и в Новом году много снега. Если мороз и небо (Коляда) ясно, будет дружная весна. Много снега на Рождество — обильный урожай, так как будут хорошие озимые. На Покрова, то есть к первому октября, вымерзает вся зелень, а с Нового Года снег означает хороший урожай. Отца надо уважать, как самого Белеса, и тогда Бог даст хороший урожай. Под Новый Год было принято «выметать старый год» из хаты и заметать его следы на снегу. Заботы о погоде — заботы об урожае, так как при хорошей погоде и урожай хороший. Свежие ночи и жаркие дни весной — первое условие хорошей погоды. Об этом говорит пословица: «Ночь холодна, день горя-.чий, будет блин горячий!»
    «Уважать батьку власом» значит, как мы сказали, ставить его наравне с Белесом, Богом Порядка, Мира, Гармонии, Здравия, Семьи, Музыки, Искусства, Красоты духовной и телесной. Выражение это идет из древности, хотя современные люди видели в слове «влас» седые волосы. Есть и другая пословица: «Бог Седовлас послал Зиму на нас». Седовлас здесь - Древний Белес. В другой пословице говорится: «глади колоду, такай погода». Ее надо понимать так: «глядя на колоду (если зеленеет), такая и погода». Если колода зеленеет - к теплу, если зелень исчезает - к холоду. Пословица: «гляди скоту копыта да рог, поможе Бог», значит: наблюдай за чистотой рогов и копыт, ибо часто зимой скотина болела рогами и копытами. Болезнь эта проистекала от недостатка серы в пище, а также при отсутствии некоторых витаминов, главный из которых - серия витаминов «Дэ» и «Бэ».
    Здоровье скота было одной из постоянных забот крестьянина, так как от здоровья коровы зависело здоровье детей: «як дочка нездорова, глади чи здорова корова», то есть если дочь нездорова, смотри, здорова ли корова. Большинство из этих пословиц связано с землей, скотом н здоровьем, но есть и такие, которые отражают мировоззрение: «Работай с утра, поможе * сестра». Здесь, конечно, сестра— Сестреница, то есть Русалка. По древнему верованию, выходящий до зари в поле видит, что ему как бы кто-то помогает, а это Вилы невидимо тут же, возле работающего человека подкладывают под его косу больше травы, стеблей, а сами легонько подталкивают ее при взмахе. Вилы жнут, складывают снопы в копны, придают силы жнецам и пахарям. До зари, когда еще в небе только-только Утренняя Звезда показалась, Вилы благоволят работающему. Отсюда и название «вилы» для инструмента, при помощи которого берут солому, снопы или сено. Текстов, подтверждающих нашу догадку, у нас не имеется, но все говорит за то, что это так, ибо происхождение названия «вилы» неизвестно. С другой стороны, также темно происхождение названия Русалок-Вил. Возможно, что оно идет еще от ведического «вил-», «вол-*, то есть «вольный», «свободный», «озорной» и т.д. Но Вилы в Полдень играют с человеком и могут его искалечить навеки, а потому в Полдень полагается отдыхать в тени, лучше под возом, на сене или рядне (подстилка). В полдень к Вилам присоединяются Полуденницы, озорные Русалки и опасные для человека, особенно для молодежи. Они могут причаровать, и тогда человек пропал. Нигде и ни в ком не встретит он такой очаровательной красоты, как в них. Отсюда и название сумасшедшего по-южнорусски: «божевнльный». Правда, его можно еще истолковать, как действие «Воли Божьей», но ведь Вилы тоже древние языческие Божества! Может, сумасшедший человек сходит с ума, особенно весной, по их воле. Русалки же вообще из-за Пол}'денниц пользовались репутацией опасных для мужчины Божеств, и, чтобы не было несчастья, их почитали, но встречаться с ними избегали. О человеке, особенно юноше, потерявшем разум, говорили: «с Русалкой встретился». Однако, можно с уверенностью сказать, что девушкам, детям, матерям и старикам Русалки покровительствуют. Так, название их, Тридевять Сестрениц, указывает на «встречу». Встречная девушка может быть Русалкой. «Сестра» вообще в своем корне имеет значение «встречи». По-южнорусски «зустрився» - значит встретился. Корень «стра», «стре», «ера» означает понятие встречи, контакта. «Шукав Наталку, а знайшов русалку» - говорит пословица, когда хотят обозначить неудачный брак или неудачную любовь, озорную женщину. Задумавшийся человек, погруженный в себя, особенно на болезненной почве, назывался «звилный». Тут ясно, что его обворожила Вила.
   «Ишов плугарь подывиться Стожар!» - выражение, говорящее о Пахаре, любующемся Стожарами (Млечный Путь), а в другом случае говорится: «Дивысь на Стожары, да не студы опары», что значит: смотри на Млечный Путь, да теста не забудь. «Зтвороженье» теста как-то связано со Звездным Небом. По мифологии знаем, что «хлеб есть дар Неба», значит Звездный Дар, и в этом случае простой перевод поговорки: «не зевай!» не подходит, ибо не объясняет главного: связи теста с Небом. С другой стороны, «зтворо-женье», как «свароженье», как «творог», «огустенье» — подражание Акту Творения. Это отдаленное воспоминание ведической жертвы, которая тоже есть Акт Творения. Правда, у славян этим Актом стало Омовление-Омове-ние. Однако, с ведическим пониманием связь не утрачена до конца. Видно это и из празднования Троицы, когда все дома украшены зеленым «Клече-вом», то есть ветками, а в домах на полу насыпана свежескошенная трава. В этот день приготовляется барашек с зеленью, зеленый борщ и едят пироги с зеленым луком, петрушкой, укропом, яйцами, сваренными вкрутую и мелко порубленными. Весь день посвящен зелени. Утром пьют чай из свежесобранных цветов и трав. Водка в этот день должна была быть настоен-ной'на свежей траве, мяте, канупере, петрушке, укропе. В этот зеленом праздновании, когда старики идут в церковь с дубовой веткой в руке и когда в самой церкви все убрано ветками и на полу набросана свежескошенная трава, указывается, что празднуется возрождение зелени и что праздник этот скотоводческий.
    «На земли трудыться — вирыть в Бога вчиться» — говорит другая пословица, что, несомненно, указывает на Богонознание, проистекающее из крестьянского труда на земле. «Жаворонок - Птичка Божья» означает, что жаворонок был в древности посвящен либо Дажьбу, либо Сваро. В одной легенде, слышанной нами от «старых людей», «Бог жаворонка слухае», то есть когда поет жаворонок, к его песне прислушивается Бог-Отец. В весенний ясный день жаворонка не видно, он где-то вверху, и крестьяне утверждают: «Як солнце взойде, так он летит до него а ему поет!» Здесь прямое указание на Бога и на Солнце, то есть указание на ведическое происхождение этого верования. Как мы знаем, ведийцы видели в Солнце Индру, Ва-руну, Агни, Сому, Пурушу, Савитри и т.д. Все эти имена отнюдь не означают (см. наш труд «Ведизм и язычество») разных Богов, а лишь одного Бога, «которого мудрые называют многими именами», как выражается «Риг-Веда>>. Здесь мы должны оговориться, что не утверждаем идентичности ведизма и язычества, но говорим о родственном содержании, и что, вероятно, язычество славян вытекало из ведизма, который они исповедывали до того. Вообще, мы не настаиваем ни на чем, как на непреложном факте, и высказываем лишь ряд предположений, которые могут быть и оспариваемы. Написал ведь проф. Александр Кур в журнале «Жар-Птица» о том, что «надо различать суроматов от сарматов», между тем всем известно, что в древности люди никакой точности в транскрипции слов не соблюдали и что переписывали документы особые переписчики, дополнявшие документы своими собственными ошибками! Наконец, и понятие «сармат» чисто географическое, а «суромат» - тот же сармат, только иначе написанный. Идеи и теории хороши, но лишь поскольку они критически рассмотрены самим пишущим. Нельзя делать грубых допущении и основываться на них, как на истине. Дело ведь не в нас, а в истине, которую ищем. Потому-то и мы не настаиваем ни на чем с упорством, ибо то, на чем настаиваем, может оказаться ошибкой.
    В этом труде мы лишь перечисляем родственные черты в русском и даже в южнорусском фольклоре с верованиями и идеями ведическими. Окажется, что мы правы, будем рады, а ошиблись, заранее просим прощения у читающих.
    Однако, мы должны еще заметить по поводу «сарматов» и «суроматов», что было еще наименование «сауроматы», как «скуфы», «скифы» или «скуты» и «скиты». Значит, пользуясь историческим методом уважаемого профессора, надо тоже рассматривать четыре разных народа, принадлежавших к группе «скифов»? Если же нам ответят «нет», то мы вправе спросить, почему в одном случае, а именно в случае «сарматов», это можно делать, а в случае со «скифами» нельзя?
    
В языке, как русском, так и южнорусском, или украинском, домашние животные называются «скотом». Мы настаиваем, что в этом слове есть указание на скифо-сарматское прошлое нашего народа. Раньше этого ски-фо-сарматского периода его жизни мы называем ведический период и считаем, что дали немало доказательств нашей теории. Писание «Кола» на снегу на Рождестве в Анновке, то есть изображение Солнца, относится к ведическому периоду. Наконец, в Юрьевке в эти дни, ставя Бабу-Зиму, мальчишки тоже вытаптывали круг вокруг этой Бабы, указывая этим на Солнце. Они пели песни:
«Де Сонечко сяйе,
там Риздво гуляпе,
ходы, Риздво,
та несы нам йиство!» и т.д.
    Из этих слов видно, что Солнце и Рождество были связаны в этом полукульте — полу-релипюзном обычае, имевшем характер традиции. А просьба к Рождеству, заменившему Коляду, заканчивается словами «йиство», что по-русски означает «естество», «существование», более легкую, чем зимняя, летнюю жизнь. Так как Индра-Солнце в то же время Защитник от Зимы, то и Яро тоже является Защитником. Это видно из дальнейших слов упомянутой песни:
«А як прыйде Яро та принесе жару (тепла) та будемо сиять, колотить та виять!»
   Яро, придя, прогонит Зиму, принесет тепло, начнется сеянье, молотьба, сбор урожая:
«А Зимино-Кострубино,
иди до твого сыну,
до Сивой Мороки,
до Сниговолоки».
    Снеговолока, вероятно, брат сестры Мороки (Мары) или же у Мары был сын Морока (Забота), потому что Мара и Морок, муж и жена, должны были иметь детей. С другой стороны, известно и другое толкование, когда Скорбная Чета носит имя Мар-Мары, а сын - Морок, и у него брат Снего-волок. Мы должны отметить при этом, что точного поименования Божеств древности не может быть из-за регионализма. В одних местах говорят так, а в других иначе.
    

8

Коментарі