хочу сюди!
 

СУПЕР-жінка

59 років, терези, познайомиться з хлопцем у віці 60-70 років

Учителя истории и исторические уроки

Говоря об уроках истории, нельзя не вспомнить общеизвестные истины о необходимости ее помнить и понимать. Но главное в истории – делать правильные выводы, основываясь на прошлом, не повторяя прежних ошибок. В прошлом каждого народа, происходило то, что сдерживало или служило толчком к его развитию, и то, что семимильными шагами несло его вперед. Судьба же народа, в целом, зависела от того, какие силы – укрепляющие или разрушительные – побеждали в конкретную эпоху. 

Широко распространено мнение о том, что история идет по спирали и повторяется. Нынешние проблемы уже возникали раньше, более того были даже идеи их решения, но мы, на данном этапе, не можем найти в себе мудрости, а часто еще честности и смелости, «вспомнить» или «следовать» опыту наших предшественников.

В истории Украины были личности, на которых следует равняться, чьи стратегии и идеи являются универсальными и панисторичными по своей сути. Одни из этих людей более известные и даже «модные», их имена чаще встречаются в учебниках и исторических монографиях, имена других – «затерты» и «покрыты пылью».

Одно из таких имен – Николай Прокофьевич Василенко (родился 2 февраля 1866 года, в Эсмани, теперь Глуховского района Сумской области, тогда Черниговской губернии, умер 3 октября 1935 года в Киеве), украинский историк, известный общественный и политический деятель, министр образования и Председатель Правительства Украинского государства времен Гетьманата Скоропадского (1918 год).


Достоверно о его роли в украинской истории знает лишь небольшой круг специалистов, большинство же может помнит упоминания в школьных учебниках. А вместе с тем, этот политический, общественный и культурный деятель сделал немало для укрепления тех основ цивилизованного украинского общества, которые служат нам опорой и сейчас.

Николай Василенко был не только известным ученым (автором около 500 научных работ!), но и активным участником общественно-политической жизни в Украине конца 19 - начала 20 вв., особенно – в период Украинской революции 1917-1921 гг., представителем "поколения историков-политиков" (М. Грушевский, В. Липинский, И. Огиенко и др.).

Уже с 1890-х годов он активно интересовался не только научными трудами, но и общественно-политической жизнью, теми проблемами, которые волновали общество в конце века, стал активным участником общественно-политических процессов. Как и большинство интеллигенции того времени, Николай Василенко воспринимал идею продвижения народа только путем образования и культурного развития, что он постепенно и демонстрировал своей деятельностью сначала в «Киевском обществе грамотности», «Старой громаде», журнале «Киевская старина», а позже – на должности попечителя Киевского школьного округа (март - август 1917 г.).

Занимая, во времена Гетьмана Скоропадского, пост министра образования, он предпринял ряд мер, которые были направлены на реформирование образовательной системы в Украине. Эти изменения касались в основном демократизации обучения в школах. Как министр образования он приложил немало усилий и для создания Украинской Академии Наук (которую он позже возглавлял), украинских университетов в Киеве и Каменце-Подольском, многих средних школ, национальных культурных заведений.
Николай Василенко был не только человеком с активной жизненной позицией, невероятным желанием и энтузиазмом работать для своего народа, но и примером действительно интеллектуальной элиты для своего народа того времени.

Политические взгляды этого выдающегося украинца отразились в его публицистической деятельности 1904-1909 гг. Газеты "Киевское слово", "Киевские отклики", "Киевские отголоски", "Киевский голос" и "Отголоски жизни", в которых Николай Василенко работал редактором и публиковался, в революционный и послереволюционный период, смело пропагандировали идеи общероссийской демократии. В основе его политических убеждений были стремление к демократизации империи, перестройки ее на национально-федеративных началах, свободного развития национальных культур ее народов, прежде всего – украинского, но при лояльности к русской культуре. Он подчеркивал, что нельзя игнорировать ту ситуацию, которая сложилась исторически, нужно сохранять ту совокупность национальных языков и культур, которая существует на территории Украины и строить цивилизованное демократическое общество на принципах взаимного уважения и толерантности.

В частности, на посту министра образования он инициировал открытие двух украинских университетов, но, в тоже время, был категорическим противником проведения насильственной украинизации системы образования.

«Русская культура и русский язык очень сильны в Украине, – отмечал видный украинский ученый Николай Василенко. – Говорить, что эта культура навязана народу, значит, по-моему, говорить заведомую неправду. Русская культура имеет глубокие корни в сознании украинского народа. Русский язык является родным языком преобладающей части интеллигенции в Украине. Мало того, значительный процент населения Украины говорит только на этом языке. Поэтому, с точки зрения государственной (не говоря уже о национальном чувстве), унижать положение русского языка или придавать ему какое-то второстепенное значение было бы не только нецелесообразным, а прямо-таки вредным… Я считаю вопрос об украинском языке чрезвычайно важным в державном строительстве Украины. Тем не менее я являюсь противником издания закона об одном только державном языке. Такой закон, кроме путаницы, вреда и больших затруднений в жизни, ничего не принесет. Оба языка – и русский, и украинский – должны пользоваться полным равноправием».

За века, ситуация в нашем государстве не изменилась. Гражданами Украины являются представители разных национальностей, богатство и разнообразие которых – это мощный потенциал на пути строительства и укрепления сильной страны, страны-достойного участника мирового сообщества.
Об этом нашем козыре неоднократно говорили выдающиеся деятели Украина прошлого, среди которых и Николай Василенко. История объясняет нам истинные ценности – взаимоуважение, сотрудничество, лояльность. Остается только понять их и, что самое сложное, воплотить в жизнь.


Народный депутат Украины

заместитель Главы депутатской фракции Партии регионов

Вадим Колесниченко
19

Коментарі

анонім

125.05.11, 06:38

    225.05.11, 08:10Відповідь на 1 від анонім

      анонім

      325.05.11, 08:28Відповідь на 2 від Врика

        425.05.11, 08:59

        Оба языка – и русский, и украинский – должны пользоваться полным равноправием».

        полностью согласен, все национальности проживающие в Украине должны чувствовать себя комфортно, иначе не построишь достойного общества

          525.05.11, 09:18

          Сто лет назад люди понимали что и как надо делать в культурном и языковом вопросе на Украине, а "воз и ныне там"....

            625.05.11, 10:48

            Хорошая статья ,всё в ней сказано правильно, но у наших политиков пока ума не хватает - слишком силен в Украине тупой национализм. Их, ведь, общественное согласие и свободное, демократическое развитие страны не интересует - у них только свои меркантильные цели

              725.05.11, 11:17

              познавательно

                825.05.11, 15:01

                Вообще про этого Василенко впервые прочел

                  Гість: Комендор

                  925.05.11, 21:10