Специализировался
Бойцов
на крупных коттеджных формах и был в начале 1880-х
годов на заслуженно хорошем счету у богатых московских
заказчиков. Особенно привлекала Бойцова тема средневековой
замковой архитектуры. И хотя специалисты склонны называть
стиль его работ немного презрительным словом
"эклектика", некий кинорежиссер конца 20-го века
посчитал одну из построек архитектора достаточно
репрезентативной для Франции образца века 16-го.
В
1884-1889 годах Бойцов строит в Муромцеве главный дом, а
также: охотничий домик, дом управляющего, летний театр,
конный двор, скотный двор, каретный сарай, деревянные
музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду и
водонапорную башню.
Одновременно
со строительными начались
и ландшафтные работы. К ним также были привлечены крупнейшие
специалисты того времени — К.Энке, А.Регель,
Г.Куфельт, К.Тюрмер. Более сорока гектаров местности и
практически неограниченный бюджет дали мастерам возможность
выступить по полной программе. Регулярный "французский
сад", водные каскады "итальянского сада",
пейзажная, "английская" часть парка, пруды и
фонтаны, оранжереи и дендрарий, парковая мебель и
скульптуры, дорожки освещенные электричеством... Стоит ли
говорить, что электричество было подведено и к главному
усадебному дому. Наряду с водопроводом, канализацией и
телефонной линией.
По
преданию, В.Храповицкий, путешествуя
по Франции в 1880-е годы, был в восторге от средневековых
замков. На замечание французов, что в России ничего
подобного нет, В.Храповицкий нашел своеобразный ответ: он
заключил пари, что построит замок. Пригласив через несколько
лет французских друзей в свое имение, хозяин
продемонстрировал удивленным гостям не просто замок, а
"готический" дворец с парком и каскадом прудов у
главного дома. Так возник этот великолепный ансамбль,
поражающий и поныне своим размахом и удивительной свободой
пространственного решения.
Сейчас
П.С.Бойцов как-то
незаслуженно забыт. Очень часто люди восхищаются его
творениями и ... не знают автора. Всем знакомо здание
Государственного музея изящных искусств имени Пушкина (в
Москве, на Волхонке). Архитектором его является Р.Клейн.
Однако Клейном за основу взят конкурсный проект, автором
которого был Петр Самойлович Бойцов.
В 1895 году
Храповицкий учреждает акционерное общество "Лесные
склады Храповицкого". Для вывозки леса, к имению
подводится собственная железнодорожная ветка, обрастающая
необходимой инфраструктурой. Деревянное здание станции
Храповицкая, дом станционного смотрителя, станционный лабаз,
здание почты с телеграфом, школа, казармы для рабочих, баня
— все строится по проектам Бойцова.
В
1899 году в
Муромцево появляется последняя постройка Бойцова —
усадебная церковь в псевдорусском стиле. А в 1906 году
Храповицкий решает еще достроить главный усадебный дом и
приглашает какого-то архитектора, имя которого до сих пор
неизвестно и, видимо, так и останется тайной. Он
пристраивает к дому еще одно крыло, выполненное также в
готическом стиле и представляющее собой массивную башню. Эта
башня более мрачна и сильно выделяется в цельном
архитектурном комплексе главного дома, построенного
Бойцовым. Но нельзя не отметить, что неизвестный автор внес
просто неповторимый вклад в это здание, сделав усадьбу
уникальным несимметричным замком.
Главный
дом, с его
замечательной романтичной асимметричностью, является
наиболее выразительным элементом усадебного комплекса. Но и
прочие хозяйственные и служебные постройки представляют
немалый интерес.
В
1899 году в Муромцево появляется
последняя постройка Бойцова — усадебная церковь в
псевдорусском стиле. А в 1906 году Храповицкий решает еще
достроить главный усадебный дом и приглашает какого-то
архитектора, имя которого до сих пор неизвестно и, видимо,
так и останется тайной. Он пристраивает к дому еще одно
крыло, выполненное также в готическом стиле и представляющее
собой массивную башню. Эта башня более мрачна и сильно
выделяется в цельном архитектурном комплексе главного дома,
построенного Бойцовым. Но нельзя не отметить, что
неизвестный автор внес просто неповторимый вклад в это
здание, сделав усадьбу уникальным несимметричным замком.
Главный дом, с его замечательной романтичной
асимметричностью, является наиболее выразительным элементом
усадебного комплекса. Но и прочие хозяйственные и служебные
постройки представляют немалый интерес.
В
имении
устраивались шумные балы, которые по роскоши и по размаху не
уступали столичным празднествам. И, конечно, охота:
Храповицкий был страстным охотником, заражал гостей своим
увлечением. Наряду с охотой, Храповицкий занимался
разведением собак. И поныне бытует легенда о так называемой
«Собачьей горке» – кладбище для его
четвероногих любимцев. Они было расположено рядом с дворцом.
Люди говорят, что для собак граф заказывал отдельные
мемориальные плиты из гранита.
В
усадьбе был и парк с
каскадом прудов на французский манер, и даже пальмы росли. А
в теплицах: виноград, персики, дыни и арбузы. Главный
принцип Храповицкого — все только лучшее. Костюм, к
примеру, ему шил государев портной. Посуду делал Фаберже. А
если барыня принимала ванну, то купалась непременно в
нарзане.
Как
было уже сказано выше, в оранжереях
Храповицкого росло множество экзотических фруктов. На каждый
праздник жена Храповицкого собирала крестьянским детям
подарки, состоящие из корзиночки, полной фруктов. По большим
праздникам подарки делались и взрослым. Храповицкий очень
ценил своих людей и пытался им всячески помогать. Одному из
своих истопников Храповицкий на собственные средства
построил каменный дом, до сих пор выделяющийся среди
остальных в деревне. В настоящее время этим домом владеет
внучка истопника. Кроме того, специальный музыкальный дом
был построен для музыкантов оркестра, а также ряд домов для
мастеров, рабочих и лесников.
На имя Храповицкого нередко
приходили письма с просьбой о материальной помощи. Особенно
часто в фондах архива встречались письма от семьи
Литвиновых, с которой Храповицкий находился в дружеских
отношениях. Чаще всего деньги просили на лечение и на
поступление в учебные заведения.
Для
обучения крестьянских
детей Храповицким были построены две школы: начальная
(четырехклассная) и музыкальная (по-другому,
художественная). Обучение в обеих школах было бесплатным.
Для школы было построено двухэтажное белокаменное здание. К
сожалению, нам не удалось выяснить, каков был учительский
состав. Около двух лет назад это здание было продано, и в
настоящее время там проживают несколько армянских семей.
В
1890 году Храповицкий открыл музыкальную школу на Бору, в
которой велось обучение деревенских мальчиков игре на
народных смычковых и духовых инструментах, а также хоровому
пению. На средства Храповицкого были наняты
учителя-специалисты, куплены музыкальные инструменты и,
редкие по тем временам, ноты. Инструменты Храповицкий
покупал только у лучших мастеров. Школа выпускала
оркестрантов-профессионалов. Знаменитый оркестр
Храповицкого, состоящий из выпускников музыкальной школы,
играл не только в имении. Впоследствии музыкантов из имения
с удовольствием принимали во Владимире, Москве, Петербурге.
Музыкальная школа располагалась в деревянном здании,
которое, как и многие другие, рушится теперь на глазах.
Храповицкие очень много времени и средств уделяли
благотворительной деятельности, заботясь об улучшениях не
только в своем имении, но и в целом по губернии. В 1895 году
В.С.Храповицкий был избран почетным членом Общества Святого
Равноапостольного Великого князя Владимира. Все, кто работал
нa Храповицкого, вспоминают его как доброго, отзывчивого, но
очень строгого и требовательного человека. За свое хорошее
отношение он требовал исполнительности и преданности, но был
щедр и отзывчив, чем и прославился в народе.
Однако, все
это ничуть не помешало тому же самому народу, без малейших
угрызений совести, пустить своего благодетеля по миру.
Чтобы избежать разграбления и расхищения, граф произвел
полную опись своего имущества и добровольно отдал все это
советской власти, а сам эмигрировал во Францию, где через
десять лет умер в нищете. Страна, чьи замки стали прообразом
усадьбы, дала последний приют ее владельцам. А пара белых
лебедей жила на большом усадебном пруду до 1925 года, а
потом исчезла, видно, потеряв надежду на возвращение
хозяев…
Вселившийся
во дворец после революции
местный лесотехникум, в 1979 году переехал в выстроенный на
краю парка «шедевр» зодчества конца семидесятых,
предрешив судьбу главного дома. До сегодняшнего дня усадьба
«Муромцево» знала только одного хозяина.
Учащимся показывали растения в дендрарии, парк был наглядным
пособием по ведению садово-паркового хозяйства, породистые
животные (кони, утки, лебеди, куры, свиньи и прочая
живность) пропали без вести. В результате роста поселка
площадь парка значительно уменьшилась и стала составлять
менее 10 гектар. В 50-х годах здесь располагался дом отдыха,
в результате пожара были повреждены перекрытия и крыша. В
80-х годах произошел переломный момент в жизни усадьбы
— она стала окончательно заброшенной. Постройки,
включая главный дом, стали разрушаться...
Коментарі
Гість: Volana
121.05.10, 11:41
otcheNikolae
221.05.10, 11:53
пропили все пролетарии
ПЯТОЧКИН
321.05.10, 12:19
А где это находится?
фиалка47
421.05.10, 12:22
А ведь без корней нет кроны...