Праздник Рождества Иоанна Предтечи празднуется 24 июня (7 июля по новому стилю).
Когда Незаходимое Солнце правды – Спаситель наш восхотел воссиять миру и
уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это
самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его –
святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало
предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: «идет за мною Сильнейший меня» (Мк.1:7).
И вот, когда исполнилось святой Елизавете время родить, она родила
сына в старости своей, от заматоревшей утробы, как в древнейшие времена
родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет другое: прежде чем Дева
рождает Христа, заматоревшая во днях своих рождает Предтечу Христова,
чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состарившейся, поверили и
преестественному рождению от небрачной девицы и сказали себе:
«всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и
нетленную Деву соделать чистою Матерью». Потому-то чудесному рождению
Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало
быть для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого
чуда: увидев матерь, заматорелую во днях своих, люди становились более
способными к лицезрению Приснодевы, родившей Сына; сделавшись
свидетелями дивного рождения от престарелой Елисаветы, они
приуготовлялись к вести о «странном» рождении Христа от Девы. Ибо в том и
другом событии, по воле Всемогущего Бога, Коему повинуется всякое
естество, «чин рождения препобедил естества уставы»[1].
Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники, соседи и
знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что
Господь соделал ей великую милость – отнял у нее «поношение
бесчадства». Так исполнились слова благовестника Божия архангела
Гавриила, который говорил Захарии: «жена твоя Елисавета родит тебе сына,
и многие о рождении его возрадуются» (Лк.1:13-14).
Тогда радовались как сродники Захарии, так и те, кто исполнен был
пламенного ожидания Мессии Избавителя. Ибо хотя они и не знали о
совершившейся уже тайне воплощения Сына Божия, однако дух их, окрыляемый
под воздействием Духа Святого, – самым событием рождения Предтечи
таинственно подвигнут был на радость, и они увидели в этом событии как
бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии.
В 8 день по рождении Предтечи пришли священники и родственники
Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они
хотели назвать его именем отца – Захариею. Но мать младенца не
соглашалась на то; имея мужа-пророка и родивши пророка-сына, святая
Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому
предведению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым
повелел наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, –
ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный
язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который
благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн.
Итак, наставляемая Духом Святым, святая матерь называет младенца Иоанном
– пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней
Матери Божией, когда говорила: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43).
Тогда священники и родственники стали знаками вопрошать Захарию, как бы
он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал:
«Иоанн имя ему» (Лк.1:63).
И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты,
и он стал говорить, прославляя Бога. Все дивились столь многим чудесам,
которых свидетелями они были, – изумлялись и тому, что состарившаяся
родила младенца, и тому, что немотствовавший отец мыслил о имени сына
одинаково с матерью, и тому, что немой, по написании имени, стал
говорить и написанное рукой произнес языком, – как будто имя Иоанна было
ключом для уст отца, которые, после написания Захариею этого имени,
отверзлись для прославления Бога. Слушая речи Захарии, все дивились и
ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей
горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона[2], в котором был дом Захарии.
Город этот с его пределами, еще во дни Иисуса Навина, отделен был
священническому племени Аарона. От Иерусалима он отстоял на расстоянии
8-ми часов пути и был расположен немного дальше Вифлеема на возвышенном
месте. «Горним градом» он назывался из-за высоких гор, на которых он был
расположен; при этом пределы его носили название «горней страны», как о
том написано в Евангельском повествовании о путешествии Пресвятой
Богородицы к ее родственнице Елисавете: «Встав же Мария во дни сии(из Назарета Галилейского), с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, т.е. в Хеврон, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» (Лк.1:39-40).
Таким образом, здесь-то в Хевроне, в горнем граде колена Иудова,
посреди нагорной страны, и происходили все те изумительные и чудесные
события, о которых было говорено выше. И все слышавшие об эти событиях
много дивились и с недоумением думали: «что будет младенец сей?» (Лк.1:66).
И рука Господня была с новорожденным отроком, умножающая в нем
действие благодати Божией и соблюдающая его от меча Ирода. Ибо о
чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он много дивился ему,
говоря в себе «что будет младенец сей!» Когда же родился Господь наш
Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока пришли волхвы[3]
и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском, тогда Ирод, послав в
Вифлеем воинов, с повелением избить там всех детей мужского пола, –
вспомнил и о Иоанне, сыне Захарии, о котором он слышал много чудесного, и
стал размышлять: «не он ли будущий царь иудейский». Поэтому, терзаясь
злобою, он задумал убить и его, и с этою целью нарочито послал убийц в
Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли святого Иоанна.
Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, то глас и вопль,
бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона, отстоявшего от города Давидова в
недалеком расстоянии; при этом здесь узнали и о причине бывшего в
Вифлееме плача. Святая Елисавета, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно
отправилась в высочайшие горы пустыни ( в это время святой Захария
находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения своего).
Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его
защитить ее с отроком. И когда, с высоты гор, она увидела
приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале:
– Гора Божия! приими матерь с чадом!
И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с отроком Иоанном
внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не
найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками. Тогда
Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему «отдай мне
сына твоего».
Святой Захария ответил:
– Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, – того не знаю.
Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать
ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины,
свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя, и с
яростью говорили священнику Божию:
– Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего.
Захария на это мужественно ответил:
– Вы убьете тело мое, Господь же примет мою душу.
И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (Мф.23:35).
Пролитая кровь его впитавшись осталась на мраморе и сделалась как
камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.
Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в
расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них
пещера; вблизи нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная
плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево
преклонялось, – когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось. По
прошествии 40 дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в
упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до
своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего Израильскому
народу. Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна, да предъидет
он пред лицом Господним, духом и силою Илииною, и уготовит путь Ему,
грядущему спасти род человеческий. За всё сие да славится Христос, Бог и
Спас наш, со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.
Примечания
[1] Выражение взято из богородичного догматика.
[2]
Хеврон (называемый теперь у арабов Ель-Халиль), – город, расположенный
на юге Палестины, один из самых древнейших городов Азии. Он был известен
как древний город еще во времена Авраама и, по известию Флавия (историк
иудейский, живший в начале христианской эры), около его времени ему
считалось уже 2300 лет. Город издавна считался у евреев священным, так
как в нем находятся гробницы Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и
Лии. Во дни Константина Великого над погребальною пещерою Авраама была
воздвигнута церковь, которая обращена мусульманами в мечеть. Самый город
лежит на высоте на тысячу футов выше Иерусалима, в глубокой и узкой
долине, с обеих сторон окруженной горами. Вся долина и склоны гор заняты
садами, – масличными, фиговыми, абрикосовыми, гранатовыми и
виноградными. В настоящее время город имеет до 10000 жителей, которые
занимаются здесь выделыванием стекла, хлебопашеством, разведением
фруктовых садов и виноделием.
[3]
Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие
знанием тайных сил природы, светил небесных и т.п. Волхвы, приходившие
на поклонение Христу, по видимому, были из Персии. Они были астрологи,
т.е. служили звездам и занимались наблюдением за светилами небесными.
Очевидно, они были при этом люди добродетельные, почему и удостоились
особенных откровений Божиих.