Вид:
краткий
полный

Торжество православия

Утерянное отцовство.

  • 17.07.18, 12:30



В сознании нашего общества понятия об отцовстве практически утрачены, поэтому роль отца сведена до минимума – детородитель и, в лучшем случае, добытчик для семьи.

Совсем иным было отношение к отцу и отцовству во времена святителя Феофана Затворника (1815 – 1894), который так говорил о качествах, необходимых отцу в отношении семьи.

«Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он – глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту её. Способ и часы домашней молитвы – на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере – на нем; религиозная жизнь каждого домочадца – на нем: вразуми, укрепи, остепени.

Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, дух и нравы предков и память об них передавать из рода в род».

Чтобы отцу проявить свое лидерство в семье, нет необходимости повышать голос и говорить исключительно повелительным тоном.

Отцу необходимо начать с того, что он возьмет на себя ответственность за свою собственную духовную жизнь. Именно то, КАК он будет молиться, посещать храм, проявлять добродетель в семье – будет свидетельствовать о его подлинном лидерстве, которое основано на прочных отношениях с Богом.

На одной лекции известного психолога по семейной проблематике задали вопрос, как лучше отцу проявить свою любовь к детям. Лектор дал неожиданно универсальный ответ: «Самый лучший способ для отца любить своих детей – любить их мать».

Женщина, вступая в брак, подсознательно ищет в муже отцовское отношение, поддержку. Поэтому мужчины, прежде чем жениться, задайте себе вопрос: готовы ли вы стать ещё и отцом для девушки, которую вы любите.

Настоящий мужчина именно тогда достойно проявит свою готовность быть отцом, если будет по-отечески относиться к супруге. И это отношение будет проявляться, прежде всего, в ответственности за того, кого ты любишь.

Таким образом, обозначилась еще одна архиважная и определяющая черта отцовства – ответственность.

Мужчина, который не берет на себя ответственности за жену, не сможет быть ответственным (читай «добрым») отцом.

Отцовство начинается с готовности брать на себя ответственность за жену, за детей – за семью.

В ответственной любви заложена огромная сила. Такая любовь супруга даже из жены поверхностной, беспечной способна вырастить супругу глубокую, преданную, кроткую, ревностную и заботливую.

В наше время, когда всё, мягко говоря, перевернулось с ног на голову, обязанности мужа чаще всего несет жена.

В такой ситуации рахитный душою муж не может проявить ни любовь, ни заботу, ни ответственность не только о жене, но и о детях.

Расслабленный и жалкий, он капризен и неуравновешен, легко впадает в обиды, истерики, становится упрямым, раздраженным, досадливым.

Так проявляется его малодушие, а от малодушия – пьянство, курение и, нередко, прелюбодеяние.

Ответственный и любящий муж будет считать благословением Божиим рождение детей его супругой. И уже само известие о будущем ребёнке даёт ему новый стимул – для ещё большей заботы о жене и неиссякаемый источник радости осознания будущего отцовства.

Современные ученые мужи почти в один голос утверждают о большой пользе присутствия отца при рождении ребёнка.

Наверное, триединое (рождаемого, роженицы и родителя) сопереживание и сострадание действительно преображают душу отца и накладывают на его дальнейшее отношение к ребенку положительный отпечаток.

Да вот только для самолюбивого и эгоистичного, безответственного и малодушного мужчины появление на свет собственного ребёнка уже с первых минут будет восприниматься отрицательно. Ведь теперь на его безраздельное владение вниманием и заботой супруги появился конкурент…

Нередко женщины, чтобы угодить инфантильному, с потребительскими установками мужу, отводят ему роль «старшенького ребёнка» в семье.

Дико!

Тот, от кого ожидается поведение «главы», «защиты» и «опоры», сам ведёт себя как беспомощный ребенок!

Вот вам и безотцовщина в самой уродливой форме – папа как бы есть, но влияние его на семейный климат такое, что если бы он достойно погиб в бою – пользы было бы значительно больше. Тогда дети хоть могли бы гордиться своим отцом и подражать его мужеству.

Я не берусь глубоко анализировать причины активного распространения в наше время такого негативного типа «отцовства», однако на двух, как мне кажется, немаловажных моментах я всё же остановлюсь.

В современных семьях всё чаще ребёнок рождается и воспитывается один.

Нередко он, к тому же, ещё и поздний ребенок.

Убедить такое чадо, что в жизни есть другие оси (кроме его собственной), вокруг которых вращается жизнь – пустое занятие. Если такой ребёнок и станет когда-то папой, то только на одном условии – среди собственных детей он должен остаться «старшеньким».

Другая проблема современности – в нашей школе, в которой не нашлось места мужчинам (пусть не обижаются на меня преданные своему делу женщины-учительницы).

Откуда же современный мальчишка будет «списывать» свой образ поведения в тех или иных ситуациях, если он целые дни проводит в школе, а взрослого мужчину видит только в лице папы, да и то по выходным и перед телевизором?

Но при всём при этом у нас немало ещё хороших отцов и тех, кто к этому искренне стремится.

Психологи сравнивают отцовство с забегом на длинную дистанцию. Спокойствие, уравновешенность, выдержка, спокойное дыхание и крепкое сердце здесь – ой, как сгодятся! Стать отцом необходимо раз и навсегда.

Для успешного достижения финиша необходимо помнить ещё о трёх немаловажных вещах.

Во-первых, отцу необходимо брать активное участие в повседневной жизни ребёнка.

Нельзя быть «папой на выходных».

Дети должны каждый день чувствовать, что любящий отец несёт ответственность за их дела, слова и мысли.

Дети должны убедиться, что любить и при этом оставаться в стороне от того, кого ты любишь, невозможно.

Во-вторых – постоянство.

Ребёнку очень важно осознавать, что папа не подведёт и что на него всегда можно положиться.

Неуравновешенный, вспыльчивый отец – тягостное испытание для ребёнка – ведь неизвестно, в каком расположении духа он соизволит пребывать на этот раз.

И, наконец – осведомлённость.

Дети не должны сомневаться, что папа «в курсе…».

Отцу необходимо заботиться о потребностях, слабостях, талантах ребёнка, интересоваться его внутренним миром: переживаниями, планами, общением с друзьями и т.д., но при этом дать возможность ребёнку иметь собственную территорию свободы и ответственности.

Памятка отцам

Отец земной должен иметь живую и действенную связь с Отцом Небесным.

Настоящий отец должен постоянно заботиться о своем внутреннем духовном совершенствовании.

Хороший отец начинается с любящего и жертвенного мужа.

Отцовство и ответственность должны стать синонимами.

Отец должен быть в детях, чтобы дети были в отца…

Протоиерей Владимир Ровинский

Общение духовное.

  • 16.07.18, 11:07

Выйди в лес и закричи: «Друг мой! Возлюбленная сестра!..» И отголосок будет отвечать то же. Закричи: «Дура, негодная!» и проч., и отголосок такой будет. Поверь мне, что в соотношении душ, в общении духовном, сочувствие бывает как верный отголосок. Итак посмотри прежде в свое сердце: верно, есть в оном нерасположение.

схимонах Зосима

Цель жизни

  • 13.07.18, 11:02

Цель жизни – восхождение человека к богоподобию.

прп. Антоний Великий

(1Кор.7:35–8:7; Мф.15:29–31)

Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном – оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают, что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. 

Как дорого потому навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце пред Господом и пред лицом Его сознательно все обсуждать и предпринимать. 

Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет.

свт. Феофан Затворник

***

 ....Сие при­во­дить се­бе на па­мять нуж­но всег­да, что мы смерт­ны, жизнь на­ша весь­ма ско­роп­ре­хо­дя­ща и не­из­­вест­­нос­тию смерт­но­го ча­са очень опас­на, ибо хо­тя и из­ве­ст­но зна­ем, что ум­рем, но не зна­ем, ког­да ум­рем: се­год­ня ли или завт­ра, ра­но ли или позд­но, в день ли или в ночь. Сия судь­ба каж­до­го че­ло­ве­ка сов­сем не­из­ве­ст­на, ког­да ко­го по­се­чет смерт­ная ко­са, и в ка­ком уст­ро­е­нии об­ря­щет: го­то­во­го ли бла­ги­ми де­ла­ми или не­го­то­во­го и злы­ми пре­ис­пол­нен­но­го. В чем бо зас­та­нет ко­го, в том и пред Бо­гом на суд предс­та­вит, и от дел сво­их всяк или прос­ла­вит­ся, или пос­ты­дит­ся. И ник­то нам в ча­се оном смерт­ном не по­мо­жет, то­чию с Бо­гом доб­рые де­ла.

преп. Моисей оптинский

 

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

  • 12.07.18, 09:57


Святые апостолы, сами приявши слово от Слова, передали Церкви преемство слова, которое проповедуется в ней до скончания века, и все христиане суть служители слова, ими воспринятого. Да умножится в Церкви Христовой сила этого служения, молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

прот. Сергий Булгаков

***

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
***
Тропарь первоверховным апостолам Петру и Павлу

глас 4

Апостолов первопрестольницы,/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Перевод: Первенствующие из Апостолов и вселенские учителя, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.

Кондак первоверховным апостолам Петру и Павлу

глас 2

Твердыя и боговещанныя проповедатели,/ верх апостолов Твоих, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и покой:/ болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине, сведый сердечная.

Перевод: Непоколебимых и Богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

Величание первоверховным апостолам Петру и Павлу

Величаем вас,/ апостоли Христовы Петре и Павле,/ весь мир ученьми своими просветившия// и вся концы ко Христу приведшия.

Воля Божия о нас

  • 11.07.18, 11:30

Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью и желанием следовать воле Божией – единственной спасительной и наполняющей жизнь истинным содержанием.

архим. Иоанн (Крестьянкин)

Голос Спасителя.

  • 10.07.18, 12:33
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).

Будем внимательны к голосу Спасителя, Который стоит и стучит у двери нашего сердца. Как часто мы упускаем случай понять этот голос и заглушаем его нашими земными заботами, нашими человеческими соображениями. Посещает ли нас тяжкая болезнь, осаждают ли нас заботы, сталкивает ли нас жизнь с характером, который нам противен, находимся ли мы в обстановке, ни в чем не отвечающей нашим вкусами и желаниям, - все это есть не что иное, как голос Спасителя, взывающий к нам. Будем же к Нему прислушиваться и Его искать во всем. Тогда Сам Господь войдет к нам, и все станет ясно и легко. Не будем же никогда затворять двери перед Ним, но проникнемся сознанием, что Он Сам, милосердый, любящий, стоит возле нас и ждет. Поспешим же воскликнуть: "Ей, гряди скоро, Господи Иисусе!" (Откр. 22: 20).

 

Покаяние.

  • 09.07.18, 11:47
Греческое слово (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей».

Покаяние, таким образом, это не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях, и не только раскаяние (хотя все эти моменты должны входить в покаяние), - но оно есть еще и воля к исправлению, желание и твердое намерение, решимость бороться с дурными склонностями, грехом и страстями.

Это состояние души соединяется с прошением помощи Божией для борьбы с грехом
. При таком сердечном, искреннем покаянии в раскрытую Богу душу входит благодатное врачевство, не допускающее, чтобы душа снова погрузилась в грязь греха.

Любовь

  • 06.07.18, 11:37

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит

(1 Кор. 13, 4, 5, 6, 7)

Кажется, что сильнее этих слов апостола Павла о любви не найти. Они выражают все, что может дать нам почувствовать всю необходимость любви. Они должны согреть нашу душу и зажечь в ней ту искру любви, которая, разгораясь, наполнит все наше существо и с помощью Божиею прольется на все окружающее нас.

Как холодно и страшно становится при мысли, что мы так легко отпадаем от любви! Кто из нас не раздражается, кто не превозносится, не ищет своего, не мыслит зла? Во всех этих проявлениях человеческой слабости любви нет!

Будем же молиться всеми силами нашей души, чтобы Господь не дал погаснуть в нас этой искре, чтобы Он, Который Сам есть любовь, научил бы нас любить так, чтобы любовь наполняла нашу жизнь своим светом и, никогда не омрачаясь, светила бы нам до конца наших дней, указывая путь к небу.

Каждый утолок земли, даже самый скрытый, освещенный вечным солнцем становится прекрасным. Так и любовь, широкая, беспредельная любовь ко всем и ко всему должна освещать, возвышать и согревать каждое наше дело. И все, что нам кажется ничтожным, скучным или отталкивающим, получит другую окраску и другое значение. Итак, "все у вас да будет с любовью" (1 Кор. 1, 14).

***

Один человек ходил по округе, проклиная священника и распространяя о нём по всему приходу лживые, злобные слухи. В один прекрасный день он почувствовал раскаяние и, придя к священнику, попросил у него прощения. Он сказал, что готов на всё, чтобы загладить свой грех. Священник сказал ему, чтобы он взял у себя дома подушку, распорол ёё и выпустил перья на ветер. Просьба была довольно странной, но выполнить её не составило труда.
Сделав, как ему было сказано, он вернулся и доложил об этом священнику.
— А теперь, — сказал священник, — иди и собери все перья. Хотя раскаяние твоё, как и желание исправить причинённое зло, искренне, но возместить ущерб, причинённый твоими словами, так же невозможно, как собрать пущенные по ветру перья.

Кто отвалит нам камень?

  • 05.07.18, 11:54

Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Соломия... приходят ко Гробу при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянувши, видят, что камень отвален; а он был весьма велик

(Мк. 16, 1-4)

Как часто на нашем пути лежит тяжелый камень, сильное препятствие к достижению нашей цели, и нам кажется, что нет никакой возможности его удалить. Мы чувствуем себя бессильными и повторяем слова жен мироносиц: "Кто отвалит нам камень?" И что же? Где для них было главное препятствие, там именно встретила их нежданная радость: камень был уже отвален, и они узнали о Воскресении Господнем!

Каким уроком должен служить для нас этот рассказ! Будем полагаться всецело на Господа, не допуская в себе и тени сомнения, и Ангел Господень сойдет на наш тернистый путь. Он устранит камень, и когда мы очутимся перед тем, что заранее нас страшило, - мы увидим, что оно, милостью Божиею, обратилось для нас в радость и стало легким.

Живи в реальности

  • 04.07.18, 16:02


Сегодня большинство людей называют «реальным миром» то, что всё больше носит черты иллюзии реальности.

…Монах живёт в монастыре.

Он встаёт ранним утром и начинает свой день с молитвы.

Он сосредотачивает свой ум в сердце и погружается в чувство присутствия Господа.

Затем он ест и направляется к трудам, которые были ему поручены. И так он проживает свой день: он работает и он молится…

Однажды мне задали вопрос: «Что он (этот монах) знает о реальном мире?».

То есть, несмотря на то, что монах ходит по земле, дышит с нами одним воздухом, спит, ест, работает и т.д. – мирским людям нередко кажется, что монах живёт в каком-то «своём» мире и этот его мир не имеет ничего общего с миром реальным.

Мужчина, который задал мне этот вопрос, живёт в городе.

Он встаёт утром, включает телевизор, наспех завтракает, садится в машину.

По дороге на работу он слушает новости по радио, делает пару звонков по мобильному. Он добирается до офиса, где каждый миг будет делать что-то, что он считает работой.

Параллельно с работой он будет проверять почту, просматривать «Фейсбук», кому-то отвечать, что-то «постить».

За ланчем он вступает в спор с кем-то, кто не согласен с его взглядами относительно существующего мироустройства, а потом, раздражённый и сбитый с толку, он возвращается к той же рутинной работе.

После работы он «на пару минут» заходит в бар, чтобы выпить традиционный бокальчик пива, но встречает там приятеля, с которым не виделся пару лет, возвращается домой позже обычного и прямиком направляется в кровать…

И вот возникает вопрос: кто из этих двух людей живёт в реальном мире?

Жизнь человека в современном мегаполисе, на первый взгляд, действительно кажется настоящей, переполненной событиями и впечатлениями. Но на протяжении всего дня человек практически отчуждён от того, что его окружает.

Он не заметит, что дышит – пока не запыхается.

Он мгновенно глотает еду, не отрываясь от экрана монитора, совершенно не чувствуя вкус.

Даже сигарета, которую он курит, и пиво, которое он пьёт – скорее действие привычки, нежели желание побаловать свои вкусовые рецепторы.

И если бы этот мужчина отстранился от подобного хода дел, его друзья посмеялись бы над ним и могли бы пошутить: «Ты что, в монахи записался?»…

Живя в современном мире, мы погружаемся во всё большую отвлечённость.

Общение между людьми, знакомства, обмен опытом всё чаще происходит посредством социальных сетей.

Скорость передачи и получения информации сблизили страны и континенты, уменьшили размер планеты до размера теннисного шарика.

Люди сами создают собственную реальность, к которой очень быстро прирастают всем сердцем и вне которой себя уже не мыслят.

Если практически любого современного человека внезапно отрезать от всех его медиа ресурсов – он почувствует себя в изоляции, брошенным и одиноким.

Вот и получается, что для монаха, живущего вне глобальной информационной сети, реальный мир – тот, который его окружает во всей своей первозданности.


Для нынешнего представителя информационного общества, реальность – это мир, созданный социальными сетями и телевидением. Такой человек смотрит на мир сквозь призму нарезанных кадров, предложенных новостной лентой.

Духовное формирование в условиях такой «реальности» лишает человека внутреннего стержня, делая его инфантильным и аморфным.

Обратите внимание: мы постоянно раздражаемся из-за вещей, на которые никак не можем влиять, и которые несказанно далеки от нашей жизни.

Подавляющее большинство наших поступков мотивированы не требованием сердца, а являются следствием манипуляций, которые (и в этом заключается самая большая проблема!) нами не распознаются, как манипуляции…

Ценности христианской жизни выступают противовесом такому порядку.

Естественно, что наши попытки, направленные на стяжание добродетелей, как правило, сопровождаются фрустрацией (несоответствие желаний возможностям).

И это неудивительно.

Ни одна живая душа, чьи привычки сформировались в искусственном мире современности, не в состоянии внезапно, по щелчку пальца, начать практиковать сердечную молитву.

Почему?

Потому что молитва рождается и творится лишь в безмолвии души. А душа наша привыкла к информационному шуму, она натренирована пассивно следовать за гомонящими и пёстрыми потоками СМИ. Но поскольку в безмолвии души нет новостных потоков, душа мгновенно ощущает себя опустошённой и одинокой, она стремится «наружу» – к новостям, к впечатлениям, к привычному шуму.

В этом кроется одна из основных причин нашего нежелания молиться: боязнь тишины, отсутствие навыка жить в состоянии внутренней тишины и умиротворённости.

Монах живёт так, чтобы быть внимательным к реальности: видеть и слышать, пробовать на вкус и прикасаться к тому, что является настоящим и доступным.

Это не так уж отличается от того, какой была жизнь большинства людей 100-200 лет назад – до возникновения массовой культуры.

Наши предки хорошо понимали, что подлинная евхаристическая жизнь невозможна без мира души, который не созидается в условиях искусственной реальности.

Бог даёт нам Себя, Свою созидающую силу (благодать) определённым и особенным способом.

Бог – есть Жизнь (Ин. 14:6).

Он – Высшая Реальность, Которой чужды любые суррогаты жизни, любые иллюзорные конструкты. Именно поэтому жизнь в благодати чужда жизни в абстракции.

Разумеется, каждый выбирает свой путь и, в соответствии с ним, – свою судьбу.

Кто-то выбирает Бога, свободу и Вечность, кто-то – социальные сети, масскульт, рабство комфорту и прочему ассортименту цивилизации гедонизма.

Но этот выбор – вовсе не вопрос выбора форм досуга. Слишком уж велика ставка в этом выборе.

Речь идёт о выборе между жизнью подлинной и реальной, и жизнью искусственной и иллюзорной.

Подготовил священник Александр Каневский

Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
159
предыдущая
следующая