История и сравнение религий. Отличие Православия.
- 23.09.10, 14:59
- Торжество православия
Что такое религия. История и сравнение религий. Отличие Православия.
После того, как мы узнали о религиозном опыте, разобрались что «что-то там есть», давайте рассмотрим, а что же такое вообще «религия», какая она бывает, и почему христианство претендует на звание истинной религии, а Православие — на звание истинного христианства?
Проблема сравнения религий — это практическая проблема, поскольку в нашей стране каждому человеку на выбор предлагается несколько вер. При этом сравнивать их необходимо с позиции разума, так как, во-первых, в нашем сознании и в нашей культуре есть много ложных, искаженных идеологией представлений о религии вообще и о конкретных религиях, а для честной и беспристрастной оценки какого-либо религиозного учения эти идеологические помехи нужно преодолеть. Во-вторых, верующему человеку часто приходится защищать свою веру от таких представлений, апеллируя к разуму оппонента.
Религия в самом общем смысле — это организованное поклонение высшим силам. «Организованное» означает, что в поклонении участвуют много людей; оно проходит по строгой схеме, в форме определенных обрядов. «Поклонение» предполагает не просто допущение существования, признание власти, а почтительное общение, корыстное или бескорыстное. «Высшие силы» — это силы, которые, безусловно, существуют и определяют бытие мира и человека. Религия существовала у всех народов, которые когда-либо населяли нашу планету. Это исторический факт. И он, несомненно, призывает нас обратить внимание на опыт наших предков, которые, очевидно, не все подряд были отсталыми, сумасшедшими, фантазерами и проч. Хорошо, допустим, что высшие силы есть. Но тогда какая религия говорит о них правду? Все традиционные религии похожи внешне — есть священные книги, храмы, священнослужители, праздники. Все традиционные религии призывают к праведной жизни. Во всех них есть методы совершенствования человека (посты, воздержания, техники сосредоточения сознания). Различия лежат на уровне глубокого внутреннего содержания этих учений, которое может также ощущаться верующими.
Безрелигиозному человеку, который только начал искать свой путь к Богу, легко запутаться: каждый проповедник предлагает что-то свое, и определить Истину очень трудно. Главное — не поддаться искушению начать выбирать веру как товар: «а вот это мне больше по душе, а вот тут удовольствия разрешают, а вот эта древнее — значит качественнее». Прежде чем идти к Богу, человек должен проверить себя, убедиться в своей готовности к тому, чтобы изучать историю мировых религий ответственно, добросовестно и непредвзято – как хороший ученый. По-научному беспристрастное изучение исторических документов дает нам примерно такую картину. Можно достаточно уверенно предполагать, что в древнейшие времена существовал монотеизм — вера в Единого Бога-Творца, даже в наше время ее остатки находят у диких племен. Постепенно монотеизм деградирует, наступает эпоха язычества, как примитивного (тотемизм, шаманизм), так и сложного (индуизм, верования древних Египта и Греции). При этом в море язычества все же остается островок единобожия — ветхозаветный Израиль, который заключил Завет с Самим Богом. Параллельно с этим человек пытается самостоятельно прорваться в духовный мир, преодолеть бессмысленность своего существования, в результате чего возникает буддизм, даосизм, иные религиозно-философские системы. В эпоху расцвета языческой Римской империи в мир приходит Иисус Христос – и это, без сомнения, стало величайшим событием в истории человечества, о чем говорит хотя бы тот факт, что сейчас вся цивилизация ведет летоисчисление от Его Рождества. За какие-то несколько десятков лет ученики Христа — горстка неграмотных рыбаков, их последователи, взбудораживают всю Империю своим учением, чудесами, бесстрашным мученичеством. Через три века жесточайших гонений, которых не знала никакая другая религия, христианство не исчезает, а наоборот, торжествует, покорив себе все слои общества, вплоть до императора. С появлением христианства ветхозаветная религия Израиля, по пророчествам, исчезает, точнее трансформируется почти до неузнаваемости в современный иудаизм, отвергший Христа. Через шестьсот лет после Рождества Христова в аравийской пустыне возникает учение, во многом связанное с Библией, которое можно было бы даже сначала назвать христианской сектой — ислам. Божиим Промыслом христиане оставляют последователей этого учения без внимания, дав им укрепиться в своей религии, и вскоре те военными действиями начинают захватывать окружающие территории, насаждая свою веру не кротостью и смирением, но огнем и мечом. В начале второго тысячелетия западный христианский мир откалывается от восточного под тяжестью отличия менталитета, исторических, политических, а позже и догматических расхождений. Появляется католичество. В средние века множество западных христиан, чувствуя сердцем заблуждения этого пути, «поднимают бунт», пытаются изменить Церковь, стать ближе к Богу — возникает Протестантизм. Но попытки эти не были основаны на возвращении к исторической Апостольской Церкви, было отвергнуто Священное Предание и духовный опыт Святых Отцов. И до сих пор появляются те, кто хочет что-то изменить, обновить, укрепить в христианстве — именно так, как он сам считает правильным. В результате этого появляются многочисленные секты.
В Православии же все это время неукоснительно сохраняется, и во внешней жизни, и в духовной, точное следование апостольскому учению, учению Святых Отцов. Как говорит протодиакон Андрей Кураев, православные — «старообрядцы Европы». И это ревностное сохранение исконного строя христианской жизни проявляется в необычайной духовной мощи Православной Церкви. Она являет собой нравственное и сущностное совершенство христианства. Если человек ищет Истину и идеал, жаждет трезвости и объективности – его выбор, скорее всего, остановится на христианстве. Если христианин горячо любит Иисуса и ревнует о духовном совершенстве – его выбор, скорее всего, остановится на Православии. Так, мы знаем много случаев, когда, скажем, протестанты, через желание углубления в христианстве, изучение его истории, переходили в Православие.
Как мы уже знаем, для укрепления в Истине недостаточно лишь нашего слабого человеческого разума, недостаточно даже фактов истории и науки. Важно иметь и личный духовный опыт. Конечно, не следует пытаться «попробовать духовность» каждой из религий, трудно представить себе более опасное занятие. Проще будет присмотреться к тем, кто весьма преуспел в своей религии, посмотреть на те плоды, которые они получили, и понять, лежит ли к ним наше сердце. Скорее всего, после такого анализа мы сможем остановиться только на Православии. Только в нем существовало и поныне существует подлинная святость, запечатленная удивительными чудесами, глубиной мудрости и смирения, совершенством любви. Да, безусловно, и другие религии могут представить нам людей, успешно шедших по своему пути духовного подвига, таких как йоги, дервиши, буддийские монахи, католические святые. Но, если сравнивать их жизнеописания и писания, то человек с незамутненным духом, несомненно, признает подлинно пребывающего в Боге и с Богом только православного. Кроме всего отмеченного, если сравнивать Православие с другими религиями, оно, согласно проф. А.И.Осипову, имеет одну уникальную особенность — объективные (!) признаки истинной религии, которые не может дать никакая другая. Во-первых, это история первых веков христианства, явления массового чудотворства и жесточайшего мученичества, при котором по всем законам логики не могло бы выжить никакое земное учение. Во-вторых, это совершенно новое и не выводимое из существовавших на тот момент, учение, парадоксальное, но непогрешимое и действенное, перевернувшее весь мир, давшее невиданный толчок человеческой культуре. В-третьих, это разработанная, известная и вполне научная «система спасения», реальная возможность для каждого убедиться что Бог есть, и что Он — Христос. Речь идет об аскетическом пути «очищения сердца», согласно опыту православных подвижников всех времен и народов. Агностики верно утверждают, что нельзя доказать, что Бога нет. Но они неправы в том, что нельзя доказать, что Бог есть. Можно. Спросите атеиста: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». Никто никогда не ответит вам на такой вопрос. А православный может легко ответить, если у него спросят: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бог есть?», — и тем самым доказать существование Бога: нужно очистить свое сердце. Потому что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Для начала можно хотя бы предложить оппоненту попробовать побороть свою гордость и скептицизм, обратить внимание на то, как живут те люди, которые думают иначе, чем он, поехать в те регионы мира, где живут близкие к святости люди и где происходят чудеса — на Афон, в Иерусалим. Попробовать помолиться искренне к неведомому еще Богу, чтобы Он открыл Себя. Опыт показывает, что такая молитва не остается без ответа. Еще не было на земле таких, кто посрамился бы и покаялся в своей искренней вере во Христа и в уповании на Него. Однако, множество посрамилось в своем неверии и маловерии, когда Христос уходил на задний план, а на передний вылезала гордость со своей человеческой правдой, амбициями, умствованиями.
Православие — религия, содержащая полноту Истины, Которая есть Христос (Ин.14:6). В других религиях и конфессиях может содержаться какая-то доля этой Истины, в них Она так или иначе искажена, недоговорена, оболгана. А Истина, смешанная с ложью уже не несет спасения, как мед в бочке, в который влита ложка дегтя, становится уже несъедобным. Нам необходимо это понимать, и, следуя заповедям Господним, с любовью и уважением относиться к представителям иных религий как к личностям, но с бескомпромиссным неприятием того, что они исповедуют. А потому, наша любовь будет проявляться, в том числе, в попытках освободить человека от его заблуждения, явить ему полноту Истины. Для этого же требуется во-первых, самому ей обладать, во-вторых, являть ее не столько словом, сколько своей жизнью, в-третьих, уметь использовать те доли Истины, которые содержатся в религии, с представителем которой идет общение.
Источник Православный Интернет-Курс!!!
После того, как мы узнали о религиозном опыте, разобрались что «что-то там есть», давайте рассмотрим, а что же такое вообще «религия», какая она бывает, и почему христианство претендует на звание истинной религии, а Православие — на звание истинного христианства?
Проблема сравнения религий — это практическая проблема, поскольку в нашей стране каждому человеку на выбор предлагается несколько вер. При этом сравнивать их необходимо с позиции разума, так как, во-первых, в нашем сознании и в нашей культуре есть много ложных, искаженных идеологией представлений о религии вообще и о конкретных религиях, а для честной и беспристрастной оценки какого-либо религиозного учения эти идеологические помехи нужно преодолеть. Во-вторых, верующему человеку часто приходится защищать свою веру от таких представлений, апеллируя к разуму оппонента.
Религия в самом общем смысле — это организованное поклонение высшим силам. «Организованное» означает, что в поклонении участвуют много людей; оно проходит по строгой схеме, в форме определенных обрядов. «Поклонение» предполагает не просто допущение существования, признание власти, а почтительное общение, корыстное или бескорыстное. «Высшие силы» — это силы, которые, безусловно, существуют и определяют бытие мира и человека. Религия существовала у всех народов, которые когда-либо населяли нашу планету. Это исторический факт. И он, несомненно, призывает нас обратить внимание на опыт наших предков, которые, очевидно, не все подряд были отсталыми, сумасшедшими, фантазерами и проч. Хорошо, допустим, что высшие силы есть. Но тогда какая религия говорит о них правду? Все традиционные религии похожи внешне — есть священные книги, храмы, священнослужители, праздники. Все традиционные религии призывают к праведной жизни. Во всех них есть методы совершенствования человека (посты, воздержания, техники сосредоточения сознания). Различия лежат на уровне глубокого внутреннего содержания этих учений, которое может также ощущаться верующими.
Безрелигиозному человеку, который только начал искать свой путь к Богу, легко запутаться: каждый проповедник предлагает что-то свое, и определить Истину очень трудно. Главное — не поддаться искушению начать выбирать веру как товар: «а вот это мне больше по душе, а вот тут удовольствия разрешают, а вот эта древнее — значит качественнее». Прежде чем идти к Богу, человек должен проверить себя, убедиться в своей готовности к тому, чтобы изучать историю мировых религий ответственно, добросовестно и непредвзято – как хороший ученый. По-научному беспристрастное изучение исторических документов дает нам примерно такую картину. Можно достаточно уверенно предполагать, что в древнейшие времена существовал монотеизм — вера в Единого Бога-Творца, даже в наше время ее остатки находят у диких племен. Постепенно монотеизм деградирует, наступает эпоха язычества, как примитивного (тотемизм, шаманизм), так и сложного (индуизм, верования древних Египта и Греции). При этом в море язычества все же остается островок единобожия — ветхозаветный Израиль, который заключил Завет с Самим Богом. Параллельно с этим человек пытается самостоятельно прорваться в духовный мир, преодолеть бессмысленность своего существования, в результате чего возникает буддизм, даосизм, иные религиозно-философские системы. В эпоху расцвета языческой Римской империи в мир приходит Иисус Христос – и это, без сомнения, стало величайшим событием в истории человечества, о чем говорит хотя бы тот факт, что сейчас вся цивилизация ведет летоисчисление от Его Рождества. За какие-то несколько десятков лет ученики Христа — горстка неграмотных рыбаков, их последователи, взбудораживают всю Империю своим учением, чудесами, бесстрашным мученичеством. Через три века жесточайших гонений, которых не знала никакая другая религия, христианство не исчезает, а наоборот, торжествует, покорив себе все слои общества, вплоть до императора. С появлением христианства ветхозаветная религия Израиля, по пророчествам, исчезает, точнее трансформируется почти до неузнаваемости в современный иудаизм, отвергший Христа. Через шестьсот лет после Рождества Христова в аравийской пустыне возникает учение, во многом связанное с Библией, которое можно было бы даже сначала назвать христианской сектой — ислам. Божиим Промыслом христиане оставляют последователей этого учения без внимания, дав им укрепиться в своей религии, и вскоре те военными действиями начинают захватывать окружающие территории, насаждая свою веру не кротостью и смирением, но огнем и мечом. В начале второго тысячелетия западный христианский мир откалывается от восточного под тяжестью отличия менталитета, исторических, политических, а позже и догматических расхождений. Появляется католичество. В средние века множество западных христиан, чувствуя сердцем заблуждения этого пути, «поднимают бунт», пытаются изменить Церковь, стать ближе к Богу — возникает Протестантизм. Но попытки эти не были основаны на возвращении к исторической Апостольской Церкви, было отвергнуто Священное Предание и духовный опыт Святых Отцов. И до сих пор появляются те, кто хочет что-то изменить, обновить, укрепить в христианстве — именно так, как он сам считает правильным. В результате этого появляются многочисленные секты.
В Православии же все это время неукоснительно сохраняется, и во внешней жизни, и в духовной, точное следование апостольскому учению, учению Святых Отцов. Как говорит протодиакон Андрей Кураев, православные — «старообрядцы Европы». И это ревностное сохранение исконного строя христианской жизни проявляется в необычайной духовной мощи Православной Церкви. Она являет собой нравственное и сущностное совершенство христианства. Если человек ищет Истину и идеал, жаждет трезвости и объективности – его выбор, скорее всего, остановится на христианстве. Если христианин горячо любит Иисуса и ревнует о духовном совершенстве – его выбор, скорее всего, остановится на Православии. Так, мы знаем много случаев, когда, скажем, протестанты, через желание углубления в христианстве, изучение его истории, переходили в Православие.
Как мы уже знаем, для укрепления в Истине недостаточно лишь нашего слабого человеческого разума, недостаточно даже фактов истории и науки. Важно иметь и личный духовный опыт. Конечно, не следует пытаться «попробовать духовность» каждой из религий, трудно представить себе более опасное занятие. Проще будет присмотреться к тем, кто весьма преуспел в своей религии, посмотреть на те плоды, которые они получили, и понять, лежит ли к ним наше сердце. Скорее всего, после такого анализа мы сможем остановиться только на Православии. Только в нем существовало и поныне существует подлинная святость, запечатленная удивительными чудесами, глубиной мудрости и смирения, совершенством любви. Да, безусловно, и другие религии могут представить нам людей, успешно шедших по своему пути духовного подвига, таких как йоги, дервиши, буддийские монахи, католические святые. Но, если сравнивать их жизнеописания и писания, то человек с незамутненным духом, несомненно, признает подлинно пребывающего в Боге и с Богом только православного. Кроме всего отмеченного, если сравнивать Православие с другими религиями, оно, согласно проф. А.И.Осипову, имеет одну уникальную особенность — объективные (!) признаки истинной религии, которые не может дать никакая другая. Во-первых, это история первых веков христианства, явления массового чудотворства и жесточайшего мученичества, при котором по всем законам логики не могло бы выжить никакое земное учение. Во-вторых, это совершенно новое и не выводимое из существовавших на тот момент, учение, парадоксальное, но непогрешимое и действенное, перевернувшее весь мир, давшее невиданный толчок человеческой культуре. В-третьих, это разработанная, известная и вполне научная «система спасения», реальная возможность для каждого убедиться что Бог есть, и что Он — Христос. Речь идет об аскетическом пути «очищения сердца», согласно опыту православных подвижников всех времен и народов. Агностики верно утверждают, что нельзя доказать, что Бога нет. Но они неправы в том, что нельзя доказать, что Бог есть. Можно. Спросите атеиста: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». Никто никогда не ответит вам на такой вопрос. А православный может легко ответить, если у него спросят: «Что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бог есть?», — и тем самым доказать существование Бога: нужно очистить свое сердце. Потому что «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Для начала можно хотя бы предложить оппоненту попробовать побороть свою гордость и скептицизм, обратить внимание на то, как живут те люди, которые думают иначе, чем он, поехать в те регионы мира, где живут близкие к святости люди и где происходят чудеса — на Афон, в Иерусалим. Попробовать помолиться искренне к неведомому еще Богу, чтобы Он открыл Себя. Опыт показывает, что такая молитва не остается без ответа. Еще не было на земле таких, кто посрамился бы и покаялся в своей искренней вере во Христа и в уповании на Него. Однако, множество посрамилось в своем неверии и маловерии, когда Христос уходил на задний план, а на передний вылезала гордость со своей человеческой правдой, амбициями, умствованиями.
Православие — религия, содержащая полноту Истины, Которая есть Христос (Ин.14:6). В других религиях и конфессиях может содержаться какая-то доля этой Истины, в них Она так или иначе искажена, недоговорена, оболгана. А Истина, смешанная с ложью уже не несет спасения, как мед в бочке, в который влита ложка дегтя, становится уже несъедобным. Нам необходимо это понимать, и, следуя заповедям Господним, с любовью и уважением относиться к представителям иных религий как к личностям, но с бескомпромиссным неприятием того, что они исповедуют. А потому, наша любовь будет проявляться, в том числе, в попытках освободить человека от его заблуждения, явить ему полноту Истины. Для этого же требуется во-первых, самому ей обладать, во-вторых, являть ее не столько словом, сколько своей жизнью, в-третьих, уметь использовать те доли Истины, которые содержатся в религии, с представителем которой идет общение.
Источник Православный Интернет-Курс!!!
0
Коментарі