Карьера и вера : верните Богу ваш талант. "Мир православия".
- 20.03.10, 12:15
- Торжество православия
Я сменила несколько мест работы, имею несколько профессий, но каждый раз через полгода-год работы мне начинает казаться, что это все суета и пустота, на которую жалко тратить свою жизнь. Не подумайте, что я какое-то «перекати-поле», если я работаю, то работаю на совесть, но меня почему-то это не удовлетворяет, и дело здесь не в деньгах. При этом я вожу свою дочку на хореографию в ближайший детский центр, там преподаватель — самая обычная женщина, она не тренирует звезд балета, большинство ее воспитанниц к подростковому возрасту бросают это занятие, но я вижу, что она счастлива заниматься своей «незначительной», заурядной работой. Я ей завидую. Почему она любит свою работу, а я свои – нет? Жанна
Александр КОЛМАНОВСКИЙ, психолог, руководитель центра социально-психологической реабилитации «Наша жизнь»:
– Я думаю, разница между двумя героинями этого письма связана с несколькими причинами. Психика любого человека так устроена, что ему хорошо только тогда, когда от него хорошо другим людям, когда он чувствует, что социально полезен. Тут есть две стороны. Во-первых, сама профессия должна быть социально позитивной. Торговец оружием в принципе не может чувствовать себя по-настоящему хорошо. Во-вторых, сам человек должен понимать, как в этой профессии трудиться правильно, в чем ее суть. Он должен понимать возложенные на него социальные ожидания. Если этого нет — он всегда будет чувствовать себя не на своем месте. Например, учитель — казалось бы, все учителя занимаются полезным делом, но при этом почему-то большинство из них находятся в негативном напряжении. Это связано с тем, что многие из них не так понимают те самые социальные ожидания.
Административно-бюрократическая система требует от них, чтобы дети усвоили школьную программу, и они работают на это. А родители ожидают от учителя совсем другого — чтобы их ребенку было в школе хорошо, чтобы он был по-настоящему мотивирован к учебе, чтобы у него хорошо складывались отношения с учителями и одноклассниками. Поэтому учитель прежде всего должен быть хорошим воспитателем. И если он не осознает, что для него главное — личностное благополучие ученика, а не математика или английский, то он постоянно нервничает, работает с большим напряжением, даже если он успешный методист.
Или возьмем журналистов — эта профессия обладает колоссальной социальной мощностью, журналисты имеют возможность влиять на людей, даже если они об этом не задумываются и не хотят этого. Но если они не влияют на людей позитивно, если они привлекают аудиторию, играя на человеческих слабостях, их влияние становится негативным. При этом вся профессиональная и финансовая среда заставляет сегодня журналистов мощно бороться только за собственное профессиональное благополучие, но не за личностное благополучие аудитории. И поэтому очень многие журналисты сегодня психологически чрезвычайно неблагополучные люди.
Или, например, чиновники. Несмотря на расхожее мнение о них как о трутнях, чиновник как социальный персонаж необходим: он координатор и систематизатор. Но опять же важно, с каким внутренним самоощущением он выполняет свою работу. Поскольку в чиновничьей среде велик разрыв между деятельностью и ее конкретными плодами, там очень сильна провокация всевозможных злоупотреблений. Но человек может сколько угодно преуспеть в накоплении денег, связей, карьерном взлете, но он никогда не будет по-настоящему доволен собой и своей жизнью; другое дело, что он сам часто этого не осознает. А вот если чиновник получает удовольствие оттого, что он хороший менеджер, что он поддерживает дела и бумаги в оптимальном порядке — тогда он будет хорошо себя чувствовать, потому что он осознает свою социальную полезность, ведь структура и порядок жизненно необходимы обществу.
Важный вопрос — как мы оцениваем это самое удовлетворение от работы. Тут важно не столько свидетельство человека, сколько его общее состояние. Когда человек приходит вечером после работы, которой ему правильно заниматься, он бывает уставший, но это «светлая» усталость — он может быть не в силах открыть рта, но на ближних смотрит с любовью. А когда человек приходит пусть даже менее уставший, но не со «своей» работы, он кидается на всех как собака. Это показатель того, что, скорее всего, он занимается чем-то не тем или не так.
Иногда человек бывает недоволен своей деятельностью, когда он по своему психотипу, по индивидуальным особенностям не предрасположен к той работе, которую выполняет. Есть люди, которые по своей психологической конституции исполнители, есть управленцы, есть стратеги, есть ученые. Это все разные предрасположенности. Важно уметь различать их в себе и не поддаваться соблазну взяться за престижное, но не «свое» дело. Можно нередко видеть, как хороший учитель математики становится директором школы или хороший хирург — главврачом больницы. Это совершенно разные функции, и исключительно редко они могут успешно совмещаться в одном человеке.
Человек обязательно должен получать радость от работы. Правильная деятельность — та, которая приносит удовлетворение, но не сиюминутное и экзальтированное, а глубокое, и это та деятельность, в которой в наибольшей степени выражается личность человека.
Если при мысленном представлении той или иной деятельности кого-то охватит азарт, а кого-то скука, значит, первому правильно этим заниматься, а второму — нет. Скука — очень важный показатель.
Так вот, каждый человек должен уметь прислушиваться к себе — скучно ему этим заниматься или нет? Если у человека есть ощущение, что он мог бы заниматься и тем, и этим, и пятым, и десятым, значит, он себя еще не нашел. Если он понимает — только это, и ни на что это не променяю, — скорее всего, это то, что ему нужно.
Внешнее признание, «значительность» работы — не главное для удовлетворения профессией. Хорошему врачу, конечно, важен его заработок, важно, насколько его ценит администрация, дают ли ему место завотделения, но все-таки по-настоящему он живет в тот момент, когда осматривает пациента. Если же этот врач, выражаясь обывательски, карьерист, он может гораздо больше преуспеть, раньше стать завотделением, но мы будем видеть его напряженность, поджатые губы, агрессивность и резкость — он будет не рад жизни.
Не думаю, что у автора письма какие-то карьерные запросы, иначе бы ее не привлек пример хореографа. Мне кажется, ее проблема в том, что она просто механически перебирает разные виды деятельности, а ей надо посмотреть на дело под таким ракурсом: в каком качестве я буду себя чувствовать приносящей пользу? И тогда она будет совсем иначе пробовать и искать.
Александр КОЛМАНОВСКИЙ, психолог, руководитель центра социально-психологической реабилитации «Наша жизнь»:
– Я думаю, разница между двумя героинями этого письма связана с несколькими причинами. Психика любого человека так устроена, что ему хорошо только тогда, когда от него хорошо другим людям, когда он чувствует, что социально полезен. Тут есть две стороны. Во-первых, сама профессия должна быть социально позитивной. Торговец оружием в принципе не может чувствовать себя по-настоящему хорошо. Во-вторых, сам человек должен понимать, как в этой профессии трудиться правильно, в чем ее суть. Он должен понимать возложенные на него социальные ожидания. Если этого нет — он всегда будет чувствовать себя не на своем месте. Например, учитель — казалось бы, все учителя занимаются полезным делом, но при этом почему-то большинство из них находятся в негативном напряжении. Это связано с тем, что многие из них не так понимают те самые социальные ожидания.
Административно-бюрократическая система требует от них, чтобы дети усвоили школьную программу, и они работают на это. А родители ожидают от учителя совсем другого — чтобы их ребенку было в школе хорошо, чтобы он был по-настоящему мотивирован к учебе, чтобы у него хорошо складывались отношения с учителями и одноклассниками. Поэтому учитель прежде всего должен быть хорошим воспитателем. И если он не осознает, что для него главное — личностное благополучие ученика, а не математика или английский, то он постоянно нервничает, работает с большим напряжением, даже если он успешный методист.
Или возьмем журналистов — эта профессия обладает колоссальной социальной мощностью, журналисты имеют возможность влиять на людей, даже если они об этом не задумываются и не хотят этого. Но если они не влияют на людей позитивно, если они привлекают аудиторию, играя на человеческих слабостях, их влияние становится негативным. При этом вся профессиональная и финансовая среда заставляет сегодня журналистов мощно бороться только за собственное профессиональное благополучие, но не за личностное благополучие аудитории. И поэтому очень многие журналисты сегодня психологически чрезвычайно неблагополучные люди.
Или, например, чиновники. Несмотря на расхожее мнение о них как о трутнях, чиновник как социальный персонаж необходим: он координатор и систематизатор. Но опять же важно, с каким внутренним самоощущением он выполняет свою работу. Поскольку в чиновничьей среде велик разрыв между деятельностью и ее конкретными плодами, там очень сильна провокация всевозможных злоупотреблений. Но человек может сколько угодно преуспеть в накоплении денег, связей, карьерном взлете, но он никогда не будет по-настоящему доволен собой и своей жизнью; другое дело, что он сам часто этого не осознает. А вот если чиновник получает удовольствие оттого, что он хороший менеджер, что он поддерживает дела и бумаги в оптимальном порядке — тогда он будет хорошо себя чувствовать, потому что он осознает свою социальную полезность, ведь структура и порядок жизненно необходимы обществу.
Важный вопрос — как мы оцениваем это самое удовлетворение от работы. Тут важно не столько свидетельство человека, сколько его общее состояние. Когда человек приходит вечером после работы, которой ему правильно заниматься, он бывает уставший, но это «светлая» усталость — он может быть не в силах открыть рта, но на ближних смотрит с любовью. А когда человек приходит пусть даже менее уставший, но не со «своей» работы, он кидается на всех как собака. Это показатель того, что, скорее всего, он занимается чем-то не тем или не так.
Иногда человек бывает недоволен своей деятельностью, когда он по своему психотипу, по индивидуальным особенностям не предрасположен к той работе, которую выполняет. Есть люди, которые по своей психологической конституции исполнители, есть управленцы, есть стратеги, есть ученые. Это все разные предрасположенности. Важно уметь различать их в себе и не поддаваться соблазну взяться за престижное, но не «свое» дело. Можно нередко видеть, как хороший учитель математики становится директором школы или хороший хирург — главврачом больницы. Это совершенно разные функции, и исключительно редко они могут успешно совмещаться в одном человеке.
Человек обязательно должен получать радость от работы. Правильная деятельность — та, которая приносит удовлетворение, но не сиюминутное и экзальтированное, а глубокое, и это та деятельность, в которой в наибольшей степени выражается личность человека.
Если при мысленном представлении той или иной деятельности кого-то охватит азарт, а кого-то скука, значит, первому правильно этим заниматься, а второму — нет. Скука — очень важный показатель.
Так вот, каждый человек должен уметь прислушиваться к себе — скучно ему этим заниматься или нет? Если у человека есть ощущение, что он мог бы заниматься и тем, и этим, и пятым, и десятым, значит, он себя еще не нашел. Если он понимает — только это, и ни на что это не променяю, — скорее всего, это то, что ему нужно.
Внешнее признание, «значительность» работы — не главное для удовлетворения профессией. Хорошему врачу, конечно, важен его заработок, важно, насколько его ценит администрация, дают ли ему место завотделения, но все-таки по-настоящему он живет в тот момент, когда осматривает пациента. Если же этот врач, выражаясь обывательски, карьерист, он может гораздо больше преуспеть, раньше стать завотделением, но мы будем видеть его напряженность, поджатые губы, агрессивность и резкость — он будет не рад жизни.
Не думаю, что у автора письма какие-то карьерные запросы, иначе бы ее не привлек пример хореографа. Мне кажется, ее проблема в том, что она просто механически перебирает разные виды деятельности, а ей надо посмотреть на дело под таким ракурсом: в каком качестве я буду себя чувствовать приносящей пользу? И тогда она будет совсем иначе пробовать и искать.
2
Коментарі