О мытаре и фаресее."Мир православия".
- 24.01.10, 20:09
- Торжество православия
Фарисей и мытарь вместе пришли в храм помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданным Богом, чем фарисей. Чем же заслужил оправдание великий грешник, сборщик податей, мытарь? Своим великим смирением и глубоким осознанием своей греховности (почему и не счел себя достойным подойти ближе к святому месту), своим благоговейным вниманием к молитве, так что не смел даже поднять глаз на небо, но весь погрузился в себя, чтобы припомнить все худое, что он сделал или помыслил. Он заслужил оправдание своим сокрушением о грехах — он ударял себя в грудь от сильного волнения, печали и скорби, как тяжело оскорбивший благость и величие Божии. Кроме своей души, своей греховной жизни, он не видел ничего. И Господь услышал его.Фарисей же не находил причин к покаянию и ощущению сердечного сокрушения. Напротив, он даже был доволен собой. Он знал за собой пост, подаяние милостыни, но не видел тех пороков, которые видел в других и в которых осуждал других. Он перечисляет явные согрешения, которые видимы всеми, но о душевных страстях — гордости, лукавстве, ненависти, зависти, лицемерии — не говорит ни слова. А они-то и составляют фарисея! Они-то и омрачают, убивают душу и делают ее неспособной к покаянию. Они-то и уничтожают любовь к ближнему и рождают исполненный холода, гордыни и ненависти соблазн! Тщеславный фарисей думает благодарить Бога за свои добрые дела, но Господь отвращается от него и произносит против него строгий приговор: всякий возвышающий сам себя унижен будет (Лк. 14, 11). Когда фарисейство усилится и созреет, овладеет душой, то плоды его будут ужасны. Нет беззакония, перед которым оно бы содрогнулось, на которое бы не решилось… Фарисейство — страшный яд, ужасный душевный недуг. Вот почему Господь в Своем Евангелии изрек нам много заповедей, которыми уничтожаются самые начала, на которых зиждется фарисейство.Архимандрит Илия (Рейзмир)
1
Коментарі