хочу сюди!
 

Марта

48 років, козоріг, познайомиться з хлопцем у віці 50-60 років

Приближается Вербное Воскресенье или суеверию нет.



Освящается в первую очередь не верба, а христианин, держащий в руке вербу.

«Много людей празднуют праздники и
знают их названия, но не знают причин,
почему они установлены» (свт. Иоанн Златоуст)

Истинная добродетель всегда выражается в доброделании, внутренние добрые побуждения выражаются во внешних знаках. Одним из примеров служит традиция Вербного воскресения приходить на богослужение с веточками вербы. Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!». «И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», — поется в тропаре праздника, — то есть «И мы, как те дети, что встречали Тебя пальмовыми ветвями — символом победы — Тебе, Господи, как Победителю смерти взываем «осанна».

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего — «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» — Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом. Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Сейчас мало кто осмелится нарушать традицию освящения вербы, но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права. Нельзя все свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем, забывая о главном: куда идет Господь и ради чего. Верба может (и должна) приносить благословение, но важно не сколько ждать от нее чуда, сколько задуматься о том, что ждет от нас Господь. Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы.

Молитва на освящение вербы в церкви именуется молитвой на благословение ваий (пальмовых ветвей)

Текст молитвы на церковнославянском:
«Господи, Боже наш, седяй на Херувимех, возставивый силу и пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом и погребением и Воскресением Своим, Егоже ныне пришедше во Иерусалим на вольную страсть, людие, седящии во тьме и сени смертней, приемше знамения победы — ветви древес и ваий, финик, Воскресение предвозвестиша. Сам, Владыко, и нас, по подражанию онем в предпразднственный сей день ваия, и ветви древес в руках носящих, соблюди, и якоже онии народи и дети, осанна Тебе приносящих, сохрани, яко да и мы в песнех и пениих духовных сподобимся достигнути животворящаго и тридневнаго Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

Перевод.
«Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу — Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

                                                                                       ***

Если разобрать текст молитвы при освящении вербы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками, в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике – сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов – даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике – книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

7

Коментарі

130.03.18, 14:40

Маладца , Грыцько!! недалеко и ты от Царства Небесного!!)) неси правду в люди!! только три человека прочитают это тут. но надо мыслить и ещё глубже и вспомнить о смысле слова святость. и понять шо тот кто держит вербу аж ниразу также не становется свят ни на миллиграмм!!! но сколько суеверий и чуши в головах православных на тему Пасхи!! это звиздец!

    230.03.18, 14:50Відповідь на 1 від Alter

    Маладца , Грыцько!! недалеко и ты от Царства Небесного!!)) неси правду в люди!! только три человека прочитают это тут. но надо мыслить и ещё глубже и вспомнить о смысле слова святость. и понять шо тот кто держит вербу аж ниразу также не становется свят ни на миллиграмм!!! но сколько суеверий и чуши в головах православных на тему Пасхи!! это звиздец!Эта информация с православного сайта. И любопытно выслушать Вашу версию о значении слова святость.

      330.03.18, 15:00Відповідь на 2 від gred

      Маладца , Грыцько!! недалеко и ты от Царства Небесного!!)) неси правду в люди!! только три человека прочитают это тут. но надо мыслить и ещё глубже и вспомнить о смысле слова святость. и понять шо тот кто держит вербу аж ниразу также не становется свят ни на миллиграмм!!! но сколько суеверий и чуши в головах православных на тему Пасхи!! это звиздец!Эта информация с православного сайта. И любопытно выслушать Вашу версию о значении слова святость.шо!! опьять!!?? склерозничаешь?? отделённый для Бога. и по твоему тот кто подержит ветку станет ближе к Богу, отделит себя в какойто степени от мира?? это тот кто пришёл "посвятить" пасочку и колбасу с водярой!!?? отделяется от мира???

        Гість: VadymIv

        430.03.18, 15:08

        Тебе надо написать книгу,как Мастер из Мастера и Маргариты о Понтии Пилате,и от этого будешь страдать и не дай Бог в психушку попадёш не признанным писателем,и страдальцем истинных догм,и кому ты собираешся что то доказывать,это уже в крови у людей,просто на тебя будут смотреть как на ненормального,и будеш утверждать как Иван Бездомный когда Воланд спросил ,Может и дьявола нет позвольте спросить,нет сказал Иван,извольте так таки и нет что ни кинься ничего у вас нет

          530.03.18, 15:11Відповідь на 3 від Alter

          Вы снова пытаетесь разговаривать о том, чего нет в статье. Так в статье ничего не сказано о том, что человек держащий вербу обретает святость, там написано освящается, а это разные вещи.
          В православном понятии свят только Бог и если человек делает, хоть маленький шажок в сторону Бога, то он немножечко (на этот шажок) удаляется от мира и освящается Божьей святостью.
          Да. "тот кто пришёл "подержать ветку", "посвятить" пасочку и колбасу с водярой" уже пришел в церковь и даже если он совершенно не понимает зачем это делает, то маленький шажок уже сделан и это уже отделяет от мира.

            630.03.18, 15:26Відповідь на 5 від gred

            опять 25... в церкви или можно быть или не быть!!! в неё не приходят и не уходят. тогда уже пусть пришёл к церкви. момент второй: если человек нге имеет правильной мотивации и правильного направления то он ни на шаг никуда не приблизился!!! если в целях дурацкая религиозность, обрядность то не приблизит его это к Богу никак!!
            "В православном понятии свят только Бог" та ты шо??? а какже целая куча святых на каждый день и куча святых трупов??? а ещё "святых" изображений??

              730.03.18, 15:28Відповідь на 5 від gred

              и это если ещё взять во внимание символичность паски... совершенно богомерзкую, языческую то это ваще лютый трэшак..

                830.03.18, 15:57Відповідь на 6 від Alter

                Христос оправдал женщину взятую в прелюбодеянии которая даже не пришла к нему добровольно, а ее привели насильно Ин. 8:2-11
                Расслабленному (парализованному) были прощены грехи его, даже не по вере его, а по вере его друзей. Мк.2:1-12
                Вот это- называется христианство.
                Ваше же определение святости - отдельности от мира "правильной мотивации" и "правильного направления" это чистый буддизм. Но Вы этого не понимаете и не желаете понимать, как и все остальные вопросы которые я Вам уже пытался объяснить на протяжении бесед длящихся уже более двух лет.
                Понимая бессмысленность дальнейшей дискуссии, общение прекращаю и Ваши каммы буду удалять из своего блога на свой выбор.

                  930.03.18, 15:59Відповідь на 7 від Alter

                  и это если ещё взять во внимание символичность паски... совершенно богомерзкую, языческую то это ваще лютый трэшак..Паска это хлеб сделанный сладким по случаю праздника, а если у Вас в голове иные символы, это Ваши проблемы.
                  И на этом, до свидания.

                    Гість: NoTaRь

                    1030.03.18, 16:15

                    З прийдешніми

                    В народі популярна думка, що предмет який побував у храмі чи окроплений святою водою- вже набуває якостей при чині освячення. І церква сама в цьому потакає, попри сумнівність з точки зору канону

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      4
                      попередня
                      наступна