Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.
- 18.02.18, 10:36
- Торжество православия
О прощении обид
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в
великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий
подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и
покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во
Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами.
Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, – говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, – аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14-15). Это – первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.
Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения
взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и
начинать самого поприща поста и покаяния. Почему? Потому, во-первых, что
Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (см.: 1 Кор.14:33). Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа (ср.: Евр.12:14).
Во-вторых, потому, что Царство Божие – светлое общество сынов Божиих.
Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия,
царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может
ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и
злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими
ближними – сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое
Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам,
когда отходил от них на страдание: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27).
Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям
Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и
глаголя им: Мир вам! (Ин.20:19).
Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот
лишает себя и вечного наследия – Царства Божия, которое Господь завещал
любящим Его.
Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или
отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в
нем: Дух ли Божий, или дух лукавый. И как сей последний есть по
преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку, питающему злобу и
недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со всеми духами
отверженными.
Очевидно, что без искреннего всесердечного примирения со всеми братиями
нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас
бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного
Устава. Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от
пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих
ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью,
не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как
смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки
язвительные, полные заразы и соблазна душевного.
Не таковаго поста Аз избрах, – говорит Господь через пророка Исаию, – но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис.58:6; 1, 16-17). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит,
милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не
бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор.13:4-7).
Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то что тогда мы услышим от Господа? Когда стоите на молитве, прощайте, если чт`о имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк.11:25).
Иначе, что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем
Господа, проклинаем своего брата, когда называем Бога своим Отцом, а
ближних наших, которых Отец Небесный назвал Своими чадами, злословим,
ненавидим и смущаем злопамятством? Что пользы в молитве, когда по
внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно
фарисею: Не таков, как прочие люди, хищницы, прелюбодеи или же как сей мытарь (ср.: Лк.18:11); когда устами произносим молитву преподобного Ефрема Сирина: Даруй ми <Господи> зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, а на деле ставим себя неумолимыми судьями всех и всего, замечаем сучок в глазу брата своего, не замечая бревна в своем глазу?
О таких молитвенниках Господь давно уже сказал чрез Пророка: Приближаются
ко Мне люди сии устами своими и устами своими почитают Меня, сердце же
их далеко отстоит от Меня, напрасно почитают Меня (ср.: Ис.29:13) И Сам в Святом Евангелии Своем изрек: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21).
Что пользы, наконец, если мы будем и каяться пред Престолом Божиим,
испрашивая прощение своих грехов, но – с ожесточенным сердцем, сами не
простив ближнему и не примирившись с ним? Если вы будете прощать людям согрешения их, – говорит Господь, – то
простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям
согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (ср.: Мф.6:14-15).
Что пользы от покаяния, когда некоторые падают ниц в храме, прося
прощения грехов, а выйдя из храма, готовы преследовать ближних своих,
устами приносят покаяние, а в сердце таят злобу и мщение? Просят
прощения у Господа, не смирив своей гордости, не поправ своего самолюбия
и тщеславия и не испросив прощения у оскорбленного брата своего!
Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято как благоприятная Богу
жертва, тот должен не только простить согрешения ближнему своему от
всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться
расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из врага
своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого сколько бы
на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждою дух наш не
разрешится и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения.
Господь говорит: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и
там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там
дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и
тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23-24).
Если мы дерзнем приступить к Таинству Святого Причащения, к Жертве,
которая принесена преимущественно по любви Единородного Сына Божия к
человеческому роду, без истинной любви друг ко другу, то не будет ли это
оскорблением высочайшей любви Божией? Имея дух злобы, мщения, вражды к
ближним, мы попираем Святыню и Кровь Господа вменяем ни во что.
Дорогие братия и сестры, древние христиане имели добрый и благочестивый
обычай в настоящее, Прощеное, воскресенье испрашивать друг у друга
прощения. Последуем сему доброму обычаю по зову нашей матери Церкви и мы
и попросим прощения друг у друга, особенно же у тех, кого чем-либо
оскорбили. По немощи нашей природы, по обстоятельствам жизни в наших
условиях, неизбежны столкновения, огорчения, а потому и постараемся чрез
взаимное прощение смягчить наши души и взаимные отношения.
Некогда в Киево-Печерской обители жили два инока, связанные тесными
узами взаимной любви и дружбы. По зависти диавола эта дружба между ними
пропала, а воцарилась взамен ее такая вражда и ненависть, что они и
смотреть не хотели друг на друга: в церкви один другого не кадили, а
проходили мимо.
Но вот один из них, пресвитер Тит, тяжко заболел и, чувствуя приближение
смерти, через посланных стал просить прощения у своего брата – диакона
Евагрия, однако тот ничего не хотел слышать. Тогда его насильно привели к
постели умирающего. Тит приподнялся с постели и сказал: «Прости меня,
брат мой, может быть, чем-нибудь я как человек оскорбил тебя». Но
Евагрий отвечал: «Не прощу тебя ни в сей, ни в Будущей Жизни». И с этими
словами он упал замертво, причем братия не смогли даже ни согнуть рук
его, ни выпрямить рта, так скоро тело его одеревенело. Тит же тотчас
встал здоровым. И на вопрос братии, как это событие произошло, ответил,
что когда Евагрий сказал такие слова, то Ангел Господень поразил
несчастного, а его, Тита, поднял с одра болезни.
Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с
примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления
согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого
апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми… и Бог любви и мира будет с вами (Рим.12:18; 2 Кор.13:11). Аминь.
Проповедь схиархимандрита Кирилла (Павлова), 1963 г.
Коментарі