«Шулер с бубновым тузом» Из коллекции Лувра.
Еще в начале XX столетия никто не знал имени этого живописца. Только в 1915 году удалось объединить разрозненные сведения о шедеврах неизвестного мастера, хранящихся в провинциальных музеях Франции, и выяснить имя автора - Жоржа де Латура.
Теперь уже можно точно сказать, что художник родился в 1593 году в Лотарингии в семье булочника.
В страшное время, в которое он жил, Лотарингия еще не входила полностью в состав Франции, и шла нескончаемая борьба за обладание ее землями. Вдобавок по стране не раз прокатывалась волна религиозных войн.
Вплоть до 1617 года мы ничего не знаем о жизни Латура. Но в его брачном контракте содержится запись, что женится Латур-живописец, следовательно, в этот период он уже активно занимался живописью и был известен как художник. Известно также, что в 1620 году он перебрался в Люневелль, который в то время был одной из резиденций герцога Лотарингии. Видимо, до смерти герцога в 1624 году Латур в основном работал для двора и получал ряд привилегий; затем его основными заказчиками становятся богатые горожане. В тридцатые годы XVII века Лотарингия окончательно переходит под власть французской короны, и Латур в 1639 году получает официальный титул - Ординарный живописец короля. Он добивается признания и финансового успеха. В 1642 году в письме к французскому наместнику горожане причисляют художника к самым богатым людям города. Латур имел большую семью: у него было десять детей, но смерть часто гостила в доме, и только трое его наследников пережили своих родителей.
Рассматривая творчество художника, можно вполне утверждать, что на него большое влияние оказала школа Караваджо. Расположение Лотарингии между Германией, Францией и Нидерландами предопределило и влияние на Латура голландской жанровой живописи. В своем творчестве он пристрастился к ночному освещению, свет в живописи привлекал его главное внимание.
Картина «Шулер» (или «Шулер с бубновым тузом») стоит несколько особняком в творчестве художника. Когда были известны только «ночные» картины художника (где освещение воспроизводилось с помощью свечи), его авторство в «Шулере» вообще подвергалось сомнению, несмотря на то, что картина была датирована и подписана. Но теперь, когда найдены и другие подобные картины, схожесть композиционного решения и трактовки образов не позволяют сомневаться в его авторстве. На темном фоне картины, приобретенной для Лувра в 1972 году, выделяются яркие силуэты людей, играющих в карты. Сидящий слева мужчина прячет за спиной руку с зажатым в ней тузом. Латур дает всем играющим точную психологическую характеристику. Недоверчиво скосила взор на шулера красивая дама в модном тюрбане, протягивающая руку за следующей картой. Углубленно смотрит в свои карты еще совсем молодой богато одетый юноша. С интересом наблюдает за всем этим служанка, наливающая вино. Лицо шулера скрыто в тени и не обращает на себя внимания, зато рука за спиной с зажатым в ней тузом сразу бросается в глаза. Подробно, с материальной точностью выписаны драгоценности и костюмы персонажей: тут и зеленоватое сукно камзола шулера, и узоры на рукавах служанки, и коричневый бархат платья дамы, и атлас, шитый золотом, в костюме юноши. отсюда