Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер James Abbot McNeil Whistler 10 июля 1834 — 17 июля 1903Джеймс Эббот Уистлер. Автопортрет 1858 г . Американский художник, мастер живописного портрета, а также офорта и литографии. Родился в Лоуэлле (шт. Массачусетс). В 1855 г. он уехал в Париж, где учился живописи у Шарля Глейра. Впоследствии жил по большей части во Франции и Великобритании. Тогда же, в 1850-х, Уистлер начал создавать офорты, первая серия которых была опубликована в 1858 г. Художник скончался 17 июля 1903 г. в Лондоне. Похоронен на лондонском кладбище при церкви св. Николая в Чизуике.Жан Дезире Гюстав Курбе Gustave Courbet 10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877Гюстав Курбе Автопортрет 1854 г . Французский пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Склонность к искусству привела его в 1839 в Париж, где он занимался во многих мастерских, больше всего у Штейбена, Огюста Геска и Давида Анжерского. С первого же своего произведения, выставленного в парижском салоне 1844 (например, картина «Раненый»), показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны.После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877. Ну, а теперь сама история.... . Джоанна Хиффернан - дочь ирландца Патрика Хиффернана и его жены Катерины Хиффернан, родилась в 1843году. Уистлер впервые повстречал Джоанну в одном ателье в Лондоне у Ратбоун-Плейс. Впервые она стояла у Уистлера в качестве модели для его портрета «Симфония в белом №1, девушка в белом» в его парижском ателье на бульваре Батиньоль. В течение следующих шести лет она была его возлюбленной и моделью. В одном из писем к Анри Фантин-Латуру в 1861 году Уистлер так описал Джоанну..".. - если бы я только мог описать ее голову - у нее прекраснейшие волосы из тех, что ты когда-либо видел! рыжие, не золотистые или медные - как венецианка в моих мечтах! - кожа золотисто-белая или желтая, если ты этого желаешь..".Мать Уистлера и его родня были против его связи с Джоанной, поскольку в их глазах незамужняя женщина, служащая обнаженной моделью художнику - считалась проституткой. Джеймс Уистлер, во время их совместной жизни, много раз писал Джоанну и делал с нее зарисовки; помимо этого она появлялась на его полотнах в виде различных женских персонажей. Самые знаменитые полотна , на которых изображена Джоанна, - три картины, известные как «Симфонии в белом».
Джеймс Уистлер Симфония в белом №1, девушка в белом 1862, Национальная галерея искусства, Вашингтон "Симфония в белом №1" – первая картина из трилогии симфоний с девушками – white. В 1860-х Уистлер, чтобы подчеркнуть чисто эстетические устремления, стал давать своим картинам музыкальные названия. В 1863 художник выставил в "Салоне отверженных" в Париже свою первую крупную работу -"Симфония в белом № 1". Она вызвала резкую критику и одновременно принесла Уистлеру широкую известность. Шарль Бодлер о "Симфонии в белом №1" сказал: "Она изысканна и абсолютно деликатна". Живописец создал портрет, в котором главными оказались эмоции, внутренние ощущения модели, переданные через ритмику и мелодию картины. Джеймс Уистлер Симфония в белом №2, маленькая девушка в белом 1864 г . "Симфония в белом №2" - вторая картина из тех трех, на которых изображены девушки в белых платьях, и одна из лучших работ Уистлера его "восточного" периода. Медноволосая, одетая в белое платье, Джоанна стоит, положив руку на каминную полку. Лицо ее задумчиво и печально. Она одновременно и смотрит, и не смотрит на свое отражение в зеркале. Нежная рука девушки небрежно держит веер - так, будто вот-вот уронит его. Картину отличает поэтическая атмосфера легкой грусти, меланхолии. Кроме того, в ней ясно прослеживается влияние японской графики. Расписной ажурный веер и бело-синяя ваза с головой выдают интерес художника ко всему восточному. "Ориентальной болезнью" Уистлер заболел в конце 1850-х годов в Париже.
Джеймс Уистлер Симфония в белом №3 1867 г. Это последняя картина из трилогии в белом. Уистлер боготворил Джоанну Хиффернан, в первую очередь ее внешний облик и рыжие волосы, которые закрепили за ней прозвище огненная Джо. На его отношение к ней не могли повлиять ни его семья, ни друзья со знакомыми. В 1865 году Уистлер познакомил Джоанну с Гюставом Курбе. Гюстав Курбе написал Джоанну Хиффернан в первый раз осенью 1865 года, когда она вместе с Уистлером прибыла в Трувилль на побережье Нормандии. Курбе жил в одном из апартаментов в казино и давал частные уроки живописи. В этом году он создал полотно «Прекрасная ирландка» - портрет, на котором Джо изображена с зеркалом в левой руке и теребящей волосы правой. Рыжие живые волосы модели очень хорошо переданы художником и приковывают внимание зрителя. Курбе изготовил четыре копии полотна, находящиеся сегодня в различных музеях. В этом же году он написал второй портрет Джо под названием Портрет Джо, в этот раз с убранными назад волосами. Гюстав Курбе Портрет Джо, 1865 г. музей Метрополитен, Нью-Йорк В 1866 году, когда Уистлер был в Вальпараисо, он поручил Джоанне Хиффернан продать свои картины. Она называла себя в ту пору миссис Абботт, по имени Уистлера. В том же году Джоанна прибыла в Париж, чтобы быть моделью для одной из обнаженных женщин на эротическом полотне Курбе «Спящие». Вероятно у нее в то время был роман с Курбе,поскольку в начале 1850-х гг. в личной жизни Курбе происходят довольно значительные перемены: забрав сына, от него уходит жена -Вирджиния Бине, на которой он женился в 1847 году . После возвращения из Вальпараисо Уистлер оставил Джоанну.
Гюстав Курбе Спящие 1866 г. Малый дворец, Париж В 1866 Курбе создал свое знаменитое эротическое полотно «Спящие », одной из моделью для которого была Джоанна Хиффернан. Обе женщины на картине обнажены и лежат, обнявшись на застеленной белой простыней постели, в результате чего сцена, предстающая перед зрителем, кажется сценой лесбийской любви. Разорванное жемчужное ожерелье и пришедшая в беспорядок простыня только усиливают это ощущение. Ниже размещены несколько картин Курбе, тоже в жанре «ню»,которые были созданы в те годы, когда Джоанна позировала художнику, и о которых искусствоведы спорят до сих пор – Джоанна на них или нет?Гюстав Курбе Девушка с попугаем 1864-65 г.г. Гюстав Курбе Отдыхающая девушка 1864-65 г.г.
Гюстав Курбе. Купальщица 1868 г
Не существует единого мнения по поводу того, являлась ли Джоанна Хиффернан моделью для скандальной картины Курбе «Происхождение мира», полотно изображает лоно полуобнаженной женщины, которая, раздвинув бёдра, лежит на кровати. Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только ее живот и грудь с торчащим соском.
Гюстав Курбе.Происхождение мира
Полотно было создано художником в том же году, что и «Спящие», когда Джо была любимой моделью художника, так что версия о том, что Курбе использовал Джоанну в качестве модели, кажется вполне правдоподобной. Картина была заказана Халил-Беем, турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже, для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих» . После банкротства Халил-Бей он продает свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна. В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмонд де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Долгое время полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции. После смерти Лакана в 1981, министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке.
Символика картины
«Происхождение мира» указывает на двойную природу женского лона : с одной стороны, объект сексуального желания и место входа при совокуплении, с другой стороны, место выхода при рождении, откуда ребёнок впервые видит мир, в который он попадает. Женское лоно осмысляется как место зарождения людей, делающее возможным познание мира. В переносном смысле картина символизирует Происхождение существа , облика и восприятия человеческого мира.
Таким образом, “L’origine du monde”( оригинальное название) - являет собой уникальный образцом, , сакрального искусства, табу на показ которого долго сохранялось, даже в казалось бы, не знающем никаких моральных запретов ХХ веке.
Париж, музей Орсе. Постоянно действующая экспозиция картины Г.Курбе. Происхождение мира
Интересные факты
Картина более 120 лет не выставлялась напоказ широкой публике Картина и сегодня, несмотря на изменение моральных стандартов с 1866 года, остаётся провокационной. В музее Орсе к картине приставлен охранник, чтобы наблюдать за реакцией публики.
Гюстав Курбе Голова женщины с цветами 1871 г. Джоанна прожила несколько лет в Лондоне. Во время путешествия Уистлера в Венецию вместе с его тогдашней возлюбленной Мод Франклин летом 1880 Джоанна Хиффернан присматривала за его сыном. В этом же году Уистлер послал сыну письмо, в котором передавал привет тете Джо.О жизни Джоанны Хиффернан после 1880 года известно немного. Вторая жена Курбе Жюльетт упоминает, что в декабре 1882 года, она встретила в Ницце Джо, которая продавала предметы антиквариата и некоторые картины Курбе. Ее называли мадемуазель Абботт. Последнее упоминание о Джоанне Хиффернан относятся к Чарльзу Фреру, который после смерти Уистлера в 1903 году видел, её у гроба с телом покойного. По глазам и волосам он узнал в ней Джо.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/345683 .
http://www.impressionist--paintings.com/russian/COURBET/collection_courbet2.shtml http://www.artsunlight.com/artist-NW/N-W0007-James-Abbott-McNeill-Whistler/N-W0007-James-Abbott-McNeill-Whistler-ap3.html#N-W0007-070 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/51268
Коментарі
Гість: нежность *))
127.01.12, 21:44
ЛанаМ
227.01.12, 21:57
интересно, спасибо!
Кислица
327.01.12, 22:00
Zemlyachka
427.01.12, 22:05
прочитала, открыв рот Ну а эта картина, символизирующая Присхождение существа... не знаю, как-т восторга не вызывает. Спасибо, ля за ликбез.
fontain
527.01.12, 22:13Відповідь на 4 від Zemlyachka
Картина провакационная, выражаясь современным языком. .тут интересно другое..модель одна. но какие разные эмоции и ассоциации вызывает она у художников
fontain
627.01.12, 22:14Відповідь на 1 від Гість: нежность *))
Спасибо тебе за внимание
fontain
727.01.12, 22:15Відповідь на 3 від Кислица
Спасибо, подружка, за поддержку
aleksandrinna
827.01.12, 22:21
Очень , очень понравились работы....
«Спящие» и «Происхождение мира» -к картине приставлен охранник, чтобы наблюдать за реакцией публики - это БОМБА!!!!
K-ATRIN
927.01.12, 22:22
Оля. супер!!! история очень интересная и картины Курбе--
Shnec
1027.01.12, 22:24Відповідь на 5 від fontain
все относительно.....каждый видит в одном и том же окне свою картинку......Угол зрения у каждого разный.