В начале XIX века Екатерина — наследница обедневшего дворянского рода — поступила в театральное училище в Петербурге. Впервые она, тогда ещё ученица театрального училища, появилась на петербургской сцене в балете своего учителя Шарля Дидло «Зефир и Флора» в 1820 году. После окончания училища её принимают в труппу петербургского Большого театра, где Телешева вскоре занимает ведущее положение. Она с успехом танцует в балетах Дидло. В 1824 году артистка выступает в роли Волшебницы в балете по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника.
Портрет Телешовой в роли Луизы из балета "Дезертир, 1824. Pietro de Rossi (1761-1831)
На сцене выступала одновременно с другой, тоже изящной танцовщицей Верой Зубовой; обе были талантливы, обе красивы, обе имели массу поклонников, сначала подруги по школе, позднее соперницы за сердце Милорадовича.
Телешова была изящная, увлекательная женщина: высокого роста стройная брюнетка, она была пантомимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, притом обладала замечательной легкостью в танцах. Несмотря на успех в балете, она известна была своей привязанностью к драматическому искусству. Родственница известной Ежовой, «домоправительницы» князя Шаховского, Телешова пользовалась расположением закулисного начальства, и услужливый Дидло назначал ей те роли, которые ей нравились.
В 1827 году Телешова получила звание придворной танцовщицы. О её таланте один из современников писал:"…При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя."
Джордж Доу. Портрет генерала Михаила Андреевича Милорадовича
Его адъютант, поэт и писатель Фёдор Глинка оставил словесный портрет М. А. во время боя в кампании против Наполеона Бонапарта: "Вот он, на прекрасной, прыгающей лошади, сидит свободно и весело. Лошадь оседлана богато: чепрак залит золотом, украшен орденскими звёздами. Он сам одет щегольски, в блестящем генеральском мундире; на шее кресты (и сколько крестов!), на груди звезды, на шпаге горит крупный алмаз... Средний рост, ширина в плечах, грудь высокая, холмистая, черты лица, обличающие происхождение сербское: вот приметы генерала приятной наружности, тогда ещё в средних летах. Довольно большой сербский нос не портил лица его, продолговато-круглого, весёлого, открытого. Русые волосы легко оттеняли чело, слегка подчёркнутое морщинами. Очерк голубых глаз был продолговатый, что придавало им особенную приятность. Улыбка скрашивала губы узкие, даже поджатые. У иных это означает скупость, в нём могло означать какую-то внутреннюю силу, потому что щедрость его доходила до расточительности. Высокий султан волновался на высокой шляпе. Он, казалось, оделся на званый пир! Бодрый, говорливый (таков он всегда бывал в сражении), он разъезжал на поле смерти как в своём домашнем парке; заставлял лошадь делать лансады, спокойно набивал себе трубку, ещё спокойнее раскуривал ее и дружески разговаривал с солдатами... Пули сшибали султан с его шляпы, ранили и били под ним лошадей; он не смущался; переменял лошадь, закуривал трубку, поправлял свои кресты и обвивал около шеи амарантовую шаль, которой концы живописно развевались по воздуху.
Французы называли его русским Баярдом; у нас, за удальство, немного щеголеватое, сравнивали с французским Мюратом. И он не уступал в храбрости обоим."
============
Покровителем и любовником Телешовой , фактически гражданским мужем, был граф Михаил Андреевич Милорадович, именно с её квартиры он отправился на Сенатскую площадь в день мятежа декабристов, где был убит Каховским.
В период связи с Милорадовичем, Телешова стала «закулисной султаншей». Говорили даже, что из-за неё погибла другая талантливая балерина Анастасия Семёновна Новицкая (1790—1822), которая отказалась играть с ней второстепенную роль; Милорадович так напугал её своими угрозами посадить в смирительный дом, что она слегла в постель и скоро умерла. В Екатерину был влюблен Александр Грибоедов, тогда офицер гусарского полка, который посвятил ей стихотворение, в связи с исполнениам ею танца Золмиры в балете «Руслан и Людмила», поставленного на сцене 8 декабря 1824 года.
О, кто она? — Любовь, харита,
Иль пери для страны иной
Эдем покинула родной,
Тончайшим облаком обвита?
И вдруг — как ветр ее полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою свыше окрыленной…
Эти обстоятельства привели к серьёзному конфликту Грибоедова с Милорадовичем, который разрешила только смерть последнего. Карл Брюллов пригласил её позировать для картины «Итальянка у фонтана», а Орест Кипренский запечатлел её в образе одной из балетных героинь — Зелии.
Телешова состояла в гражданском браке с богачом Афанасием Фёдоровичем Шишмаревым (1790—1876), от которого имела пять сыновей и дочь Екатерину, получившие фамилию Телешовых.
Екатерина Телешева оставила сцену в 1842 году в возрасте тридцати восьми лет. Умерла в 1857 году, пережив свою сценическую славу.
источник
Коментарі
Гість: Nika***
15.12.11, 09:56
интересно
анонім
25.12.11, 15:20
ЛанаМ
35.12.11, 17:33
Как все взаимосвязано. Личности, судьбы, история...интересно
K-ATRIN
45.12.11, 20:38Відповідь на 3 від ЛанаМ
эта мысль рефреном ...пока заметку собирала
K-ATRIN
55.12.11, 20:39Відповідь на 2 від анонім
K-ATRIN
65.12.11, 20:39Відповідь на 1 від Гість: Nika***
мне тоже!! Спасибо .Никочка!!!!
Гість: NoTaRь
75.12.11, 20:47
Интересно, почему почти все русские балерины такие чернявые
K-ATRIN
85.12.11, 20:52Відповідь на 7 від Гість: NoTaRь
не задумывалась--но погадать можно)))--возможно брюнетки более сильные, характерные и темпераментные ? для того. чтобы заниматься таким каторжным трудом эти качества необходимы.Ну и кроме всего прочего--со сцены брунетки заметнее блондинок изнеженных и бледненьких
анонім
95.12.11, 21:18
Гість: Ульяна20
105.12.11, 21:25