Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. По существу, это второй из серии автопортретов, на которых он предстает с мольбертом, кистями и муштабелем, употребляемым живописцами в качестве опоры для руки.Свет на заднем плане — необычный прием, необходимый для того, чтобы зритель увидел кривые линии на стене за спиной портретируемого.Много объяснений предложено на сей счет; в наши дни популярна версия:
эти линии — связь с творчеством таких легендарных художников, как Апеллес и Джотто, которые демонстрировали свое мастерство, рисуя одну безукоризненно правильную линию или круг.
Если это объяснение верно, автопортрет утверждает право художника считаться подлинным мастером своего времени.
Рембрандт. Автопортрет, 1656.
Холст, масло, 49х41. Исторический Музей, Вена
Автопортрет художника у мольберта, 1660.
Холст, масло, 111х90. Лувр, Париж, Франция
Автопортрет Рембрандта, 1659. Холст, масло, 85х66.
Национальная Галерея Искусств, Вашингтон, США
Автопортрет Рембрандта, 1669. Холст, масло, 86х71.
Национальная Лондонская Галерея, Великобритания
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Правда, на сей раз черного юмора нет и в помине, нет и открытых намеков на приближение смерти.Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что.По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года.Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Автопортрет в образе Зевксиса, 1665. Холст, масло, 83х65.
Вальфраф Ричхартц Музей, Кельн, Германия
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем,дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом.Здесь видны особенности обоих стилей. Изображен немощный старик, время
обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом, и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер.Связующим элементом тут, конечно, является смерть, и если этот автопортрет —шутка, то она исполнена черного юмора.
Автопортрет, 1629. Дерево, масло, 16х13.
Пинакотека Альта, Мюнхен
Автопортрет, 1659. Холст, масло, 85х66.
Вашингтон, Национальная Галерея Искусств
Автопортрет. 1658. Холст, масло, 134х104.
Коллекция Фрик, Нью-Йорк
Автопортрет в вельветовом берете, 1634.
Холст, масло, 58х48. Стаатлих Музей, Берлин. Германия
К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше. Ни один художник не изучал себя столь пытливо на протяжении всей своей жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах.Здесь упор, похоже, делается на успехе. Облаченный в черный бархат и дорогие меха молодой модный художник уверенно смотрит на зрителя. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться,не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем.
Автопортрет, 1669. Холст, масло, 59х51.
Мауриц Хаус, Гаага
Автопортрет в шляпе. 1640. Холст, масло, 102х80.
Лондонская Национальная Галерея
Автопортрет, 1660. Холст, масло, 81х68.
Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США
В мастерской художника, 1626. Холст, масло, 27х32.
Музей Изобразительных Искусств, Бостон, США ссылка
Коментарі
Skander
119.10.11, 22:22
Интересно. Взгляд великого художника на самого себя...
Ириша Лазур
219.10.11, 22:29Відповідь на 1 від Skander
да. мне тоже показалось любопытным сделать такую заметку.
Гість: NoTaRь
319.10.11, 22:54
в старості пив безбожно то на портретах видно
памятаєте Яна Стена "Гуляки"?- так це портрет Стена і його дружини. Художник запухший там страшно, но довольний
Ириша Лазур
419.10.11, 22:59Відповідь на 3 від Гість: NoTaRь
Художник запухший там страшно, но довольний- это да
K-ATRIN
520.10.11, 04:39
Великолепная подборка !!!
Ириша спасибоооооо --заметка супер!!!!!
Гість: Манголка_Ли
620.10.11, 08:35
Восхищаюсь людьми, которые во всем этом разбираются
Гість: Wtug
720.10.11, 10:30
браво!браво!браво!
Ириша Лазур
820.10.11, 10:32Відповідь на 6 від Гість: Манголка_Ли
я тоже. уважаю таких.
Ириша Лазур
920.10.11, 10:32Відповідь на 7 від Гість: Wtug
Ириша Лазур
1020.10.11, 10:33Відповідь на 5 від K-ATRIN
думала, думала, что ж бы такое дать.а то давно не выходила