]Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V,получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе, и поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «ПохищениеПрозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все — 1619—1625) Юный самоучка сумел добитьс я невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное напряжение персонажей, и почти иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева.
С тех пор сменявшиеся на престоле папы передавали его друг другу как драгоценнейшее наследство. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики,лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется стиль римского барокко.
Этот новый стиль, предельно выразительный и динамичный,сталкивает в драматических конфликтах земную и небесную, материальную и духовную стихии. Самым благодатным полем для этого оказалась архитектура, тесно связанная с реальной жизнью и открывающая широкие возможности для синтеза —одного из важнейших принципов барокко, поскольку архитектурный ансамбль обязательно включает в себя живописное и скульптурное убранство.
Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. К 17-му столетию сложился новый католический ритуал, обставленный с театральной пышностью, и храмы должны были служить ему достойным обрамлением.Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы.Лоренцо Бернини одним из первых предложил для церкви Санта-Бибиана новый тип фасада — свободную живописную композицию. Он еще молод и только пробует сочетать разные традиции, стили, манеры, приемы, но подобное сочетание с танетодной из главных отличительных черт барокко.
Выразительность палаццо Монтечиторио основана на многократно изломанной линии его главного фасада, следующей очертаниям площади, на которую он выходит, но в еще большей мере на сильном выделении его центральной части протяженностью в семь оконных осей Слегка выступая вперед, наподобие ризалита,она снабжена трехпролетным входным порталом в ордерном обрамлении и увенчан а высоким аттиком, отделяющим ее от боковых крыльев В строгой горизонтали трехэтажного палаццо Одескальки какая-либо акцентировка центра отсутствует вовсе, но зато здесь использован другой выразительный прием вместо обычного поэтажного членения впервые в архитектуре частных дворцов использован в качестве ведущего композиционного принципа большой ордер Ровная череда пилястр с коринфскими капителями, охватывающих собой два верхних этажа, вносит в фасад элемент подчеркнутого единства. Этот прием получил впоследствии широкое распространение в европейской дворцовой архитектуре, став олицетворением парадной торжественности.
В 1665 году Бернини поехал в Париж для работы над проектом фасада Лувра по приглашению Людовика XIV.Бернини предложил фасад с ризалитами, с колоссальным ордеромизом полуколонн и пилястров на цокольном этаже. Этот впечатляющий проект был чем-то вроде стратегического хода итальянской школы в наметившемся соперничестве двух школ Законы централизации фасада, регулярности, соподчинения элементов практически не действуют, так что этот проект противостоял наметившимся во Франции тенденциям по главным пунктам.
Проект Бернини встретил упорную оппозицию в среде французских архитекторов и всех тех, кто был связан с архитектурой по ведомству Кольбера, возглавившего в качестве верховного администратора всю строительную деятельность государства. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца, и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов,а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро.
Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов Бесконечному движению каскадов воды вторят причудливые изгибы раковин, фигурок дельфинов и тритонов в фонтане Тритона на площади Барберини, в фонтане Мавра на площади Навона В фантастическом фонтане Четырех рек масса скульптурных форм,символизирующих реки, животных, растения, и необработанных каменных глыб, среди которых высится египетский обелиск, купается в бьющих, брызжущих, плавнольющихся со всех сторон, потоках и струях.
Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Он так и не получил профессионального архитектурного образования, оставаясь гениальным дилетантом с математическим глазомером и непогрешимым чувством архитектурного пространства.Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской.
Вклад Бернини в искусство скульптуры не менее значителен.В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных искульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. Он был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором,впервые, в частности, изобретшим замечательную машину «восход солнца». Слух о ней дошел до французского короля Людовика XIII, попросившего у автора модель, и тот послал ее с примечанием: «Будет работать, когда я вам пошлю мои руки и голову».
Мастер прожил долгую жизнь. Он умер 12 ноября 1680 года вРиме. Обладая могучим природным талантом, будучи сильной личностью, занимая высокое положение при папском дворе, он приобрел непререкаемый авторитет и превратился в «художественного диктатора» Италии XVII века. А потомки с уважением и благодарностью вспоминают Джованни Лоренцо Бернини за творческое вдохновение художника, подарившего миру бессмертные произведения .ссылка.Лично мне очень понравилось творчество Бернини, думаю, это один из лучших творцов
в мире во все времена.
[/cut]
Экстаз блаженной Людовики Альбертони
Ангел
Аполлон и Дафна
Похищение Прозерпины
Salvator mundi (Спаситель мира - Христос)
Коментарі
K-ATRIN
127.06.11, 17:18
ирэнка
227.06.11, 21:46
Фантастическое мастерство!
Ириша Лазур
327.06.11, 21:49Відповідь на 2 від ирэнка
я очень рада, что разделили мои эмоции
Frau Zau
428.06.11, 08:28
Удивительная страна - Италия! Столько художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов в расчете на 1 кв. км. нет, наверное, больше нигде! Климат там что ли располагает?
Ириша Лазур
528.06.11, 12:10Відповідь на 4 від Frau Zau
наверное. люблю Италию
Ириша Лазур
628.06.11, 15:19Відповідь на 4 від Frau Zau
нашла еще и загрузила фото скульптур по совету милой Катюши. посмотри. это- необыкновенно!
Frau Zau
728.06.11, 15:45Відповідь на 6 від Ириша Лазур
Красиво, конечно, ну что тут скажешь! У них там и по улицам-то с открытым ртом ходишь.
Ты научилась ставить увеличение... Подскажи. Я еще этим не пользовалась, так что и не умею пока.
анонім
828.06.11, 21:09
Гість: КняGинЯ
928.06.11, 22:50
Классика!!!
fontain
1030.06.11, 14:17
Жаль, что не представлены его шедевры в архитектуре