В 90-х годах Бексинский радикально сменил технику: от графики и масла перешел к дигитальным коллажам, однако остался верен теме фантастической деструкции реальности.
"Для европейского или американского коллекционера польское послевоенное искусство - это Бексинский. Фактически Бексинского открыл Гигер, король голливудских монстров, создатель динамической колоды Таро, стальных биомеханоидов. Работы Бексинского 80-х годов это томительный парад полулюдей-полутрупов, оккупировавших развалины стертой ядерной бомбардировкой городов, прячущимися под деревьями с ветвями из костей и в искореженных неведомыми катаклизмами утлых восточноевропейских автомобилях. Точно Кавафис или Кафка он много лет проработал клерком, и только признание на Западе дало ему возможность заняться живописью, а с середины 90-х дигитальными коллажами.
В разговорах с журналистами Бексинский подчеркивает свою робость и нелюбовь к обществу. "Давал автографы на выставке и чуть не упал в обморок от смущения. Когда я прихожу в банк, у меня так трясутся руки, что кассир думает, что я грабитель или мошенник". Бексинский не любит репортеров, критиков, арт-тусовки, да и завистливые варшавские коллеги его недолюбливают, считают снобом и выскочкой. Мир к западу от Польши, от Лос-Анджелеса до Берлина, отмечает гений Бексинского альбомами, календарями и персональными выставками
Дмитрий Волчек: Что вас больше всего раздражает в интерпретациях ваших картин?
Здислав Бексинский: По шкале тревожности Тейлора я воспринимаю все спокойно, пусть интерпретируют как хотят.
Дмитрий Волчек : Все ваши картины безымянны, это кажется странным, потому что имя есть суть всех вещей. Почему вы отказываетесь крестить своих "детей"?
Zdislav Beksinski: Я сделал слишком много "детей", на всех имен не хватит. Механизм создания картины это ведь не желание передать какую-то мысль, идею. Когда я пишу картину, я часто по ходу дела меняю сюжет. Как-то я делал работу с элементом из досок, и вначале у меня выходила Мадонна. Мне эта идея понравилась, и я решил сделать Мадонну-мужчину, только непонятно было, как поступить с младенцем. И тот ночью во сне ко мне пришла курица и заговорила по-польски. Я еще удивился, как она произносит эти польские шипящие, потому что клюв у нее был такой, что она не должна была их выговаривать. И эта курица сказала - "ты не понимаешь женщин". Так что утром я решил нарисовать вместо этой Мадонны курицу.
Дмитрий Волчек: Вас обычно называют сюрреалистом. Ян Шванкмайер, руководитель чешской сюрреалистической группы, говорил мне, что сюрреализм - это вообще не художественное направление, а коллективный путь в глубины души, подобно алхимии или психоанализу.
Здислав Бексинский: Сюрреализм - течение, объединяющее свободный поток воображения и это единственная черта, которая объединяет меня с сюрреалистами. В Чехии было сильное сюрреалистическое движение, в Польше довольно маргинальное. Официально польская критика меня не любила. Я начинал как художник-абстракционист, авангардист, и тогда критики дали положительные рецензии. А потом я, по их мнению, стал льстить вкусам мещанства. Я слишком хорошо знаю этх критиков, теперь они просто делают вид, что меня нет. Бексинский есть рыбу ножом, запивает сладким вином, так что его лучше не замечать.
Дмитрий Волчек: Воспринимаете ли вы живопись как своего рода инструмент психоанализа, вытеснение внутренних страхов на полотно?
Здислав Бексинский: Это вопрос не ко мне, потому что собственное ухо не разглядишь без зеркала. Только другие могут это сказать. С психоанализом такая проблема: если кто-то делает психоанализ картины, он ставит диагноз пациенту, а не оценивает живопись. Если человек что-то сделает, стол или стул, вот этот микрофон, его скрытые потребности содержатся в предмете, который он сделал. Можно оценивать человека, но не продукт его труда. Сам себя оценивать я не умею.
Дмитрий Волчек: Я задал этот вопрос, потому что очевидно, что многие ваши картины это воплощение снов, а сны - материал, с которым работает психоаналитик.
Здислав Бексинский : Верно, я работаю по принципу свободных ассоциаций. То есть привожу в действие тот же механизм, который бывает во сне. В юности у меня были очень выразительные сны, сны, связанные со страхом. Здание, в котором я нахожусь, и чтобы выбраться из него, я должен пройти через помещение, в которое боюсь войти. Или такие визуально насыщенные сны, псевдогаллюцинации, то есть картина, которая складывается вопреки оптической конструкции глаза. Большой пейзаж и самые мелкие детали видны очень отчетливо. Но такие сны бывают редко.
Дмитрий Волчек: Что вам больше всего ненавистно в живописи?
Здислав Бексинский: Нет таких вещей, которые я ненавижу, потому что я доброжелательно настроен к действительности и коллегам. Ведь я и сам работал по-разному, у меня авангардное прошлое.
Дмитрий Волчек: Есть ли какой-то художник, не только в живописи, которым вы безоговорочно восхищаетесь?
Здислав Бексинский: В музыке - это Шнитке, в кино - это Феллини, а про художников сказать трудно, потому что я сам внутри этого. (полностью интервью)
Авторство: Елена КоломийченкоЗдислав Бексински родился 24 февраля 1924 года в польском городе Саноки.В 1947-1952 годах учился на факультете архитектуры Краковского университета. Довольно поздно начал заниматься искусством , в конце 40-х увлекся фотографией и параллельно занимался рисованием и резьбой по дереву. Почти не известны его поэтические пробы, он стеснялся их публиковать.. В 1955 вернулся в родной дои а Саноку. Впервые участвовал в выставках в 1958 в Варшаве , Познани и Гливицах.Первая персональная выставка состоялась только в 1964 году в Варшаве , при помощи Януша Богуцкого. Этот период характеризуется отказом от абстракций в творчестве Бексинского. В 1977 покидает родной город и поселяется в столице.Выставляется во Франции, Германии и во всех крупных галлереях Польши. В 1999 году Исторический Музей провел крупную выставку работ художника в его родном городе в средневековом замке. В его же родном городе и хранится самое богатое собрание работ художника. Можно еще добавить , что единственый европейский художник у которого постояная экспозиция в Японии- это Бексински.
Трагическая смерть настигла Zdislav Beksinski в ночь на 21-22 февраля 2005 года.. Сын работника пришел к нему одолжить денег, между ними завязался конфликт, во время которого убийца нанес Бексинскому 17 ножевых ранений. Н о загадку смерти придает то , что на последней картине мастера изображено тело с множеством кровавых ран. Это дало повод для слухов , что Здислав режисировал себе смерть.Как было на самом деле уже никто -никогда не узнает. Ясно только одно, что нас покинул великий художник.
источник
Большая галлерея работ
Коментарі
Гість: Тираъ
127.04.11, 13:12
абалдеть
рapiллon
227.04.11, 15:47
очень интересные работы..
Гість: Presti9e
327.04.11, 16:04
Zemlyachka
427.04.11, 16:21
очень реалистично и страшно...
анонім
527.04.11, 16:22
серьезные роботы , но все таки с головой у художника все таки что не так
Гість: Alter_ego*
627.04.11, 16:28
Ндааа! Это не для слабонервных! Но сильно.
K-ATRIN
727.04.11, 16:34Відповідь на 1 від Гість: Тираъ
аха--я уже сильные работыГість: Nika***
827.04.11, 16:42
сильно
Ириша Лазур
927.04.11, 16:42
я уже видела эти работы.хотела поместить и решила,что будет шок.не решилась.не могу сказать,какое у меня отношение
K-ATRIN
1027.04.11, 16:47Відповідь на 9 від Ириша Лазур
нас иногда нужно встряхивать.Работы тяжёлые. конечно. очччень на любителя. Но безусловно сильные--бьют. не гладят.