10.10.1843 - 23.08.1902
Семирадский Генрих Ипполитович - исторический живописец, родился
24 октября 1843 года близ Харькова в селе Новобелгород в семье офицера драгунского полка царской армии. Учился во 2-й харьковской гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д.И. Бесперчий, один из учеников Карла Брюллова.
В 1860 году Семирадский поступил студентом на физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под руководством того же Безперчия. По окончании университета со степенью кандидата, он отправился в Санкт-Петербург и поступил в вольные слушатели Императорской Академии Художеств. Два года спустя, благодаря таланту, настойчивости и трудолюбию был зачислен академистом.
В течение четырех лет он был награжден пятью серебряными медалями и
несколькими денежными премиями, за исполненные черным карандашом эскизы
на заданные темы: «Избиение младенцев», «Сошествие Спасителя в ад» и
«Гибель Содома» (все три находятся в музее академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину: «Диоген разбивает свою чашу», была присуждена ему малая золотая медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, «Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу» (находится в музее академии), большая золотая медаль и звание художника 1 степени.
В качестве пенсионера академии, Семирадский отправился в заграничное
путешествие в 1871 году и остановился сначала в Мюнхене. Здесь он написал картину: «Римская оргия блестящих времен цезаризма», рисунок и картон к которой были нарисованы еще в Петербурге.
В 1873 году Семирадский переехал во Флоренцию, а затем в Рим, который с
того времени сделался его постоянным местопребыванием. Новые ощущения и
яркие впечатления послужили мощным импульсом в работе над большой
картиной «Грешница», на сюжет поэмы графа А.К. Толстого. В Санкт-Петербург, на академической выставке 1873 года, она произвела сильное впечатление на публику ощущением достоверности происходящего, естественностью среды, пронизанной солнечным светом. Художник был удостоен звания академика.
В том же году он обвенчался со своей кузиной Марией Прушиньской, подарившей ему троих сыновей и дочь.
Грешница
После «Грешницы» из-под кисти Семирадского вышли «Гонители христиан у входа в катакомбы» (1874).
Затем художник начал работу над грандиозной, монументальной картиной
«Светочи Нерона», сюжет, которой был почёрпнут из истории гонения христиан при римском императоре Нероне. Этой работой художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства в 1877 году.
Картина была выставлена в Санкт-Петербурге и возбудила общее удивление,
которым сопровождалось появление её на парижской всемирной выставке 1878 г. За неё Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона. Тогда же Семирадский получил дипломы на звание члена от берлинской, стокгольмской и римской академий, флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици. «Светочи Нерона», побывав на выставках в разных городах Европы, были подарены автором Краковскому музею.
Едва закончив картину, художник принялся за эскизы для храма Христа
Спасителя в Москве, заказанные ему в начале 1876 года. И хотя сами росписи не сохранились (храм был взорван в 1931 году), эскизы «Александр Невский в орде», «Александр Невский принимает папских легатов», «Кончина Александра Невского», «Погребение Александра Невского» хранятся в Государственном Русском музее. Там же Семирадский написал «Тайную вечерю» в запрестольной апсиде, «Крещение господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим» над окнами хоров храма.
Художник неоднократно возвращается к библейским мотивам и создает
прекраснейшие полотна: «Христос у Марфы Марии», «Христос и самаритянка» .
В 1882 году Семирадский получил новый заказ: ему было предложено написать
для Исторического Музея в Москве две большие картины на сюжеты из русской истории – «Похороны Руса в Булгаре» (1883) и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом. (Ночные жертвоприношения)»(1884).
Наряду со сложными историческими композициями Семирадский писал картины
античного жанра, чаще небольших размеров. В них он уделял особое внимание интерьеру, предметам быта, историческим костюмам. Если сюжет разворачивается на лоне природы, то пейзаж чаще доминирует над сюжетом картины. Солнечный свет в картинах Семирадского моделирует форму предметов и создает единую объёмно-пространственную среду. Семирадский «вдохнул» в подобные композиции жизнь, очаровывая удивительным многоцветьем природы.
Женщина или ваза?
Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры
Ночь в Помпеях
По примеру богов
Деревня. За водой
Игра в кости
Опасный урок
Отдых
Отдых патриция
Оргия времен Тиберия на острове Капри
«Танец среди мечей» (1881, Государственная Третьяковская галерея) - один из
шедевров античного жанра. В работе воплотились грёзы художника о красоте - красоте итальянского пейзажа, красоте и пластике женского обнаженного тела, красоте и экзотике восточного танца.
Жанровые композиции – «У храма (Идиллия)», «Талисман» (обе - 1881), «Погоня за мотыльком» (1883), «Песня рабыни» (1884), «Римская идиллия» (1885) - принадлежат к самому яркому десятилетию творчества Семирадского.
У храма (Идиллия)
Талисман
Песня рабыни
Римская идиллия
В 1889 году устроена была Семирадским в Санкт-Петербурге выставка пяти
новых его картин, из которых одна изображала «Искушение святого Иеронима», а остальные - сцены из древнегреческой жизни: «Перед купанием», «У фонтана», «По примеру богов» (вариант) и «Фрина на празднике Посейдона в Элевзисе». Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной «Светочи Нерона», еще более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена туринской академии и корреспондента французского института.
Фрина на празднике Посейдона в Элевзисе
У фонтана
Тему источника Семирадский часто использовал в своих работах.
У источника
У водоёма
Водонос в анитичном ландшафте
Баловник
Хорошо
После весьма удачной картины: «Исаврийские пираты, продающие свою добычу», за которую Семирадский получил золотую медаль на Мельбурнской
международной выставке в 1889 году, и нескольких других не столько
значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение –
«Дирцея на римском цирке», выставленная в Санкт-Петербурге в 1898 году.
Исаврийские пираты, продающие свою добычу
Дирцея на римском цирке
Эта картина была достаточно холодно принята и критикой и публикой.
Отсутствие ожидаемых в работах Семирадского пленэрных эффектов – солнца,
воздуха, пленительных пейзажей южной природы оттолкнуло и разочаровывало публику.
В 1890-х годах Семирадский писал в основном монументальные композиции, декоративные панно с многочисленными мифологическими персонажами и аллегорическими образами. Золотистая тональность, мягкость светотеневых переходов в основном сохранятся в группе картин, которые задумывались Семирадским как декоративно-монументальные композиции, прямо или косвенно относящиеся к театру. Такова динамичная, полная шумного веселья картина «Праздник Вакха»(1890).
В эти годы созданы занавесы для театра в Кракове (1894) и во Львове (1900) и декоративные панно для только что отстроенной Варшавской филармонии (1901). Сказочная роскошь этих полотен и новшество того времени - электрическое освещение пленяли восторженную публику. Атмосферой праздника, сказочной феерии было проникнуто ожидание спектакля в зрительном зале, оформленном Семирадским.
Проект занавес театра в Кракове
Занавес Львовской оперы Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила
Эскиз плафона (панно)
Менялась и жизнь художника. Семирадский реже радовал своих зрителей работами. Теперь мастер быстро утомлялся, исчезла его былая работоспособность, мучительные боли становились все сильнее. Жизнь клонилась к закату. Семирадский умирал тяжело. Последние годы он тщетно боролся с редкой мучительной болезнью - раком языка. Генрих Семирадский умер 23 августа 1902 года в своем имении Стршалкове близ города Новородомска. Первоначально художника похоронили рядом с могилами отца и матери на варшавском кладбище, а спустя год было принято решение перезахоронить прах выдающегося поляка в краковском костеле «На Скалке» в некрополе знаменитых поляков. «Красота и любовь» (1894) - название этой работы как нельзя лучше выразило суть почти всех полотен Генриха Семирадского.
Жанна Дарк
Коментарі
K-ATRIN
111.04.11, 21:35
великолепно и грандиозно !!!! нет слов!!!!
и картинки КЛИКАБЕЛЬНЫЕ
Ириша , спасибооооо !!!
Ириша Лазур
211.04.11, 21:39Відповідь на 1 від K-ATRIN
я старалась.еле такие нашла.то не грузились картинки.то фон был уродский страшный и мрачный и картины проигрывали.
K-ATRIN
311.04.11, 21:40Відповідь на 2 від Ириша Лазур
качество отменное-- не зря искала!!.
NAZARR
411.04.11, 21:41
Класні картини.
IRON_WOLF
511.04.11, 21:51
vodop@d
611.04.11, 21:55
Panya
711.04.11, 22:00
шик
Гість: КняGинЯ
812.04.11, 01:51
Замечательная заметка!!! Картинки в хорошем размере. Смотреть одно удовольствие.
Гість: ЗаюшкО
912.04.11, 04:10
СУпер, в прочем , как всегда
n i m - f a
1012.04.11, 08:56
Картины - просто шедевр