Франсис Пикабиа получил известность как эксцентричный художник, не подчиняющийся никаким политическим или стилистическим догмам. Он оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на дадаизм и сюрреализм .
В течение всей своей жизни Пикабиа множество раз менял свой творческий стиль, а также личные и эстетические пристрастия. Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. Если по порядку пересчитать все трансформации его стиля, направления, манеры письма и даже идеологии, получится никак не менее семи, (а то и десяти) резких поворотов. Пожалуй, в этом отношении Франсис Пикабия превосходит даже своего более знаменитого современника и приятеля, Пабло Пикассо.
Пикабиа , сын испанца, родиашегося на Кубе, и француженки, родился в Париже в 1879 г. Мать его умерла, когда ему было 9 лет, и он рос, окруженный мужчинами – отцом, дядей и дедушкой, страстным фотографом-любителем. Согласно одной из версий его биографии, интерес к живописи проявился у юного Пикабиа, когда однажды его дед сказал ему, что скоро фотография вытеснит живопись, на что он ответил: «Ты можешь фотографировать пейзажи, но не мои мысли». По другой версии, Пикабиа скопировал тайком от отца картины старых мастеров, висевшие у них дома, и продал их, так как ему нужны были деньги на марки.
Окончив школу в 1895 г. Пикабиа записался в Высшую школу декоративных искусств. В 1902 г. он первый раз выставился на Салоне Французских Художников. В его работах этого времени видно влияние Писарро и Сислея – это его импрессионистический период.
В 1909 г., невзирая на свою прочную репутацию, после выставки в галерее Жоржа Пети Пикабиа отошел от импрессионистического стиля в живописи и начал свои приключения и мире модернизма. Художественный мир Парижа отказал ему в понимании, ни критика, ни клиенты, ни галеристы не захотели понять такого резкого изменения в его творчестве. В марте 1909 г. Дантон продал с торгов за бесценок более сотни импрессионистических холстов Пикабиа, которые были им приобретены ранее.
1905г
1909г
1912г
1912
1913г
Между 1909 и 1914 гг. Пикабиа потерся обо все «-измы» начала века: фовизм, футуризм, кубизм и орфизм в поисках нового художественного языка модернизма.
«Не было ни одного художника, который бы придумал столько новых течений, но Пикабиа не давал себе труда систематически разработать эти художественные формулы» - писал Марк де Бо в своем труде «Франсис Пикабиа и кризис фигуративных ценностей».
В 1913 г. произошло важнейшее событие во всей истории современного искусства – Международная выставка современного искусства в Нью-Йорке Аrmory Show.
Пикабиа поехал туда в качестве представителя и глашатая европейского авангарда и тут же стал знаменитым. На этой выставке были показаны 4 работы художника. Пикабиа дал интервью прессе, в котором он объяснил, что «изображает на холсте свою душу», и что «публика не должна искать в его картинах фотографического воспроизведения увиденного, она должна смотреть на эти картины как на попытку выразить чистоту абстрактной реальности формы и цвета самих по себе». Критики, надо сказать, в большинстве своем были скорее растеряны, многие писали, что в этих «цветовых гармониях» они видят «опасность для искусства», «розыгрыш» или даже «заговор».
1914г
1915
В 1915 г. в статье, озаглавленной «Французские художники стимулируют американское искусство», он писал : «Машина стала более чем простым инструментом человеческой жизни. Она стала реальной частью человеческой жизни. Я завладел этой механикой современного мира и дал ей проникнуть в мою мастерскую /…/ Я хочу достигнуть вершины механического символизма…». Использование символического словаря машин знаменует собой начало «механоморфического» периода в его творчестве, в котором машины вырваны из привычного контекста и становятся чистыми предметами, часто эротизированными.
В 1916 г. Пикабиа выставил в Modern Gallery новую серию механических картин. Но такая бурная деятельность привела Пикабиа к депрессии. В Барселоне, куда он переехал, он начал заниматься поэзией. В 1917 г. он опубликовал свой первый сборник стихов. В том же году он начал выпускать журнал «391» - воспоминание о журнале Штайглитца, тон в котором был решительно провокационный, дадаистский. Журнал выходил до 1924 г.
1916- 1918
Весной 1917 г. он опять поехал в Нью-Йорк, где занимался в основном дадаистскими делами.
Вернувшись в Париж, он принимает активное участие в деятельности дадаистов, на которую он оказал большое влияние: с его легкой руки все становится для дадаистов предметом высмеивания: искусство и художники, религия, национализм: «художники утверждают, что им наплевать на буржуазию; ну, а мне наплевать и на буржуазию, и на художников».
В 1920 г. дадаисты царят в Париже, но уже в следующем году между ними появляются разногласия, и Пикабиа отходит от группы «Я изобрел дадаизм, как человек, находящийся в горящем лесу, выжигает все вокруг себя, чтобы не сгореть» - писал он.
1921
1922
Он сурово критикует их за их конформизм. В 1923-24 гг. Пикабиа много работает в технике коллажа.
Расправившись с дадаистами, он объявил войну сюрреалистам, которых он назвал «сфабрикованным движением».
В 1924 г. он обосновался на Лазурном берегу. В это время он пишет серию картин под название «Уроды, чудовища», делает карикатуры на сюжеты, заимствованные у старых мастеров – Рубенса, Микельанджело.
В 1925 г. он окончательно похоронил дадаизм . В своей статье «Пикабиа против дадаизма или возвращение к разуму» он пишет, что «искусство не может быть демократичным» : «Природа несправедлива? Ну что же, тем лучше – неравенство – единственная вещь, которая спасает нас от монотонии равенства, приводящего к смертельной скуке».
1924- 1925
1925
1927
Невеста. 1929.
Hera. c. 1929
В начале 1930-х гг . стиль его резко изменился под влиянием романских фресок, которые он изучал в Каталонии. Один критик назвал этот стиль «сюримпрессионизмом» - на этих работах различные изображения наслаивались друг на друга, «создавая впечатление трехмерного пространства без употребления перспективы» (Дюшан).
1934
1935
Все его артистические подвиги не мешают ему вести чрезвычайно бурную личную и светскую жизнь. Гертруда Сталь, с которой он подружился в эти годы, назвала его «Леонардо да Винчи дадаизма».
В 1935 г. он написал серию нео-классических картин для выставки в Чикаго.
1935
1937
В годы Второй Мировой войны дух провокации Пикабиа сыграл с ним злую шутку – после Освобождения у него возникли кое-какие проблемы. Доходы его значительно уменьшились, и первый раз в жизни он был вынужден жить на выручку от продажи своих картин.
В последние годы он создал работы, характеризующиеся тяжелым реализмом и даже неким академизмом, в которых он вдохновлялся эротическими фотографиями 1930-х гг.
1940-1942
1941-1942
В 1945 г ., познакомившись с молодыми художниками-модернистами – Гартунгом, Бриеном, Сулажем, Матье, Атланом – Пикабиа возвращается к абстракции , а затем создает серию минималистических работ, состоящих из точек – это доведение абстракции до предела.
1946
1948
В 1951 г. больной Пикабиа был вынужден отказаться от занятий живописью. Через 2 года он умер.
По прошествии стольких лет после его смерти трудно понять, в чем заключалось неотразимое обаяние Франсиса Пикабиа. Судя по всему, это был очень блестящий, креативный человек – сноб, денди, остроумный и парадоксальный. Не факт, что основной его талант был талант художника – его работы (может быть, за исключением коллажей), на мой взгляд, не особенно убедительны. Очевидно, он принадлежал к категории людей, обладающих талантом жить (такие были и в Москве 1960-70 гг.).
Однако совершенно очевидно, что сейчас имеет место попытка «раскрутить» его – рынок искусства ищет новые или хорошо забытые имена.
Ну, и наконец, несколько афоризмов – Пикабиа был достойным продолжателем Альфонса Алле:
Люди, увешанные крестами, напоминают мне кладбище.
Папа римский – адвокат Бога. Какая жалость, что его клиент умер!
Роскошь – не удовольствие, но удовольствие – роскошь.
Паралич – это начало мудрости.
(С)
http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=61561
Коментарі
Гість: Алчі
14.03.11, 09:01
таки он прорвался ...
Гість: Алчі
24.03.11, 09:04Відповідь на 1 від Гість: Алчі
но Пикассо и Сальвадора не превзошел.
ЛанаМ
34.03.11, 11:14
интереснейший человек. Явно ум гораздо выше среднего, но это и сыграло с ним злую шутку. Вечное метание, поиски, взлеты и падения сводили его с ума. Собственно по картинам это и видно. Мне очень его сюримпрессионизм понравился
анонім
44.03.11, 22:32
Гість: Presti9e
55.03.11, 00:33
спасибо,это выразительно!)
K-ATRIN
65.03.11, 01:39Відповідь на 5 від Гість: Presti9e
K-ATRIN
75.03.11, 01:42Відповідь на 4 від анонім
я знаю,Саша!!- но мы должны знакомиться сами и знакомить интересующихся с разными направлениями и стилями-- как соль и перец для супа--без них пресновато будит
K-ATRIN
85.03.11, 01:46Відповідь на 3 від ЛанаМ
и меня поразила его биография и ещё несомненный талант. Всё ему играючи удавалось--такорй диапазон широчайший --попробовал. вышло. пошёл дальше. Работал до тех пор, пока интересно и в кайф.
fontain
95.03.11, 01:53
Очень разносторонние художественные способности у него ,достаточно высокого уровня
K-ATRIN
105.03.11, 01:53Відповідь на 2 від Гість: Алчі
а он . по-моему, и цели такой перед собой не ставил. А талантище несомненный - всё ему удавалось -- будто играл. И если б остановился на чём-то одном. вполне возможно. что мог и превзойти . Просто в кайф жил и писал свои картины--пока ему это было интересно.