Фернандо Ботеро Автопортрет с флагом
Родился Фернандо Ботеро в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).
Ф.Ботеро Схватка 1988 г.
Ф.Ботеро Четыре тореро-карлика 1988 г.
Ф.Ботеро Торреро 1991 г.
Ф.Ботеро Пикадор 2002 г.
Ф.Ботеро Коррида 1991 г.
Ф.Ботеро Пика 1997 г.
Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.
Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках новых знаний.
Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.
Ф.Ботеро Автопортрет в костюме Веласкеса 1986 г. галерея Байелер, Цюрих
Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953–1954) у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения.
Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.
Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему. Мандолину я не нашел, поэтому представляю такую же, но гитару и еще один натюрморт.
Ф.Ботеро Гитара На стуле
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом
Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма, составили в творчестве Ботеро причудливый сплав.
Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, – этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.
Ф.Ботеро Влюбленные 1968 г.
Ф.Ботеро Мужская модель в студии 1972 г.
Ф.Ботеро Девица 1974 г.
ЦИКЛ "УЛИЦА"
Ф.Ботеро Улица 1965 г.
Ф.Ботеро Улица 1979 г.
Ф.Ботеро Улица 2000 г.
Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.
Ф.Ботеро Письмо 1976 г.
Ф.Ботеро Пляж
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1976 г.
Ф.Ботеро В спальне 1984 г.
Ф.Ботеро Купальщица
Ф.Ботеро В ванной 1989 г.
Ф.Ботеро У окна 1990 г.
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1997 г.
Несмотря на то, что Ботеро чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов и издевательств.
Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой – антиклерикальной, например, Мертвые епископы ( 1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры , типа Официальный портрет военной хунты (1971, частное собрание, Нью-Йорк). Указанные картины не нашел, но представляемые ниже репродукции отражают заданную тему.
Ф.Ботеро Я гуляю по холмам 1977 г.
Ф.Ботеро Кардинал 1998 г.
ИЗ ЦИКЛОВ "ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА" И "МАФИЯ"
Ф.Ботеро Без названия 1978 г.
Ф.Ботеро Смерть Пабло Эскобара
В конце 90-х Ботеро написал серию картин, адресующих беспощадность и жестокость враждующих между собой группировок, продающих наркотики (вспомним, что Колумбия – это страна, где даже вход в галантерейный магазин охраняет мощный пятнистый красавец с ружьем).
ИЗ СЕРИИ "МАФИЯ"
Ф.Ботеро Бойня невинных 1999 г.
Ф.Ботеро Резня в Колумбии 2000 г.
Ф.Ботеро Охотник 1999 г.
Ф.Ботеро Вдова 1997 г.
Ф.Ботеро Демонстрация 2000 г.
Ф.Ботеро Утешение 2000 г.
Не обошел стороной Ботеро и высшую власть Колумбии, обращаясь к этой теме трижды. Мне лично интересна судьба этих полотен и мнение портретируемых о работе художника.
Ф.Ботеро Президент 1987 г.
Ф.Ботеро Первая леди 2000 г.
Ф.Ботеро Президент 1989 г.
Ф.Ботеро Первая леди 1989 г.
Ботеро всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Ниже представлены несколько работ из этой серии.
Но вернемся к биографии художника!
В 1964 г. Ботеро женился на Глорие Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. Здесь уместно поместить произведения художника, посвященные любви и семье.
Ф.Ботеро Любовь 1982 г.
Ф.Ботеро Дремота 1982 г.
Ф.Ботеро Семья 1989 г.
Ф.Ботеро Пара 1995 г.
Ф.Ботеро Семья 1996 г.
Ф.Ботеро Колумбийская семья 1999 г.
Ф.Ботеро Пикник 1999 г.
Ф.Ботеро Любовная пара
За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк, иногда наезжая в Париж. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляли желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой "европейский" опыт и стал, как и тогда, переписывать великие произведения, которые потом продавал посетителям музеев и галерей.
Отдельные его работы более свободны по манере письма , но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер. Я специально помещаю с картинами Ботеро оригиналы, чтобы вы почувствовали разницу.
Ф.Ботеро Мона Лиза 1977 г.
Леонардо да Винчи Мона Лиза 1503-05 г.г.
Ф.Ботеро Мадмуазель Ривьер Энгра 1979 г.
Жан Доминик Энгр Мадмуазель Каролина Ривьер 1805 г.
Ф.Ботеро Подражание Пьеро делла Франческа 1988 г.
Пьеро дела Франческа Портрет Федериго да Монтефельтро вторая половина 15 века
Ф.Ботеро Подсолнухи 1977 г.
Винсент ван Гог Подсолнухи 1888 г.
Одновременно Ботеро работал над собственными произведениями, добиваясь того, чтобы быть принятым в Галерею Мальбро, что и произошло в 1970 г., где художник и предстал для всего мира. Вскоре Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным. С 1983 года жил в тосканском городке Пьетрасанта.
Вот какими были его темы и сюжеты в 80-е годы.
Ф.Ботеро Бал в Колумбии 1980 г.
Ф.Ботеро Мужчина, пьющий апельсиновый сок 1987 г.
Ф.Ботеро Английский посол 1987 г.
Ф.Ботеро В парке
Ф.Ботеро Адам 1989 г.
Ф.Ботеро Ева 1989 г.
Ф.Ботеро Меланхолия 1989 г.
Ф.Ботеро Балерина у станка
Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже пишет большие полотна, в Тоскане (Италия) проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает свои громадные скульптуры,
на Лазурном берегу Монте-Карло, создает свои самые маленькие произведения акварелью и тушью, в Нью-Йорке пишет более большие картины пастель и акварели.
Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило Мастера Фернандо Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира.
В 1992 г. Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, во время кампаний по облагораживанию Парижа выбрал именно Ботеро, даже не француза, для составления эксклюзивной выставки на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один художник.
С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы при показе его произведений придать большего размаха своим празднованиям. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции и многих других. Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, а другие стоят в очереди.
С другой стороны, как, если не карикатурами, в лучшем случае – дружескими шаржами, можно назвать его портреты известных художников?
Ф.Ботеро Пикассо. Париж. 1930й год. 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет П.Пикассо 1999 г.
Ф.Ботеро Портрет Ж.Энгра 1999 г.
Ф.Ботеро Портрет Э.Делакруа 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет Г.Курбе 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет Дж.Джакометти 1998 г.
Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина "Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s картина была продана за один млн. долл. США.
Ф.Ботеро Завтрак на траве 1969 г.
На рубеже 20–21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом 1976-77 г.г. Эрмитаж
С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Персонажи Ботеро не кажутся "надутыми", они тяжелые и окаменелые. Именно поэтому колумбийский мастер не менее чем живописью, прославлен своей скульптурой: бронза и мрамор — самые подходящие материалы для его гигантских фигур.
Эти произведения украсили многие города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде своеобразных героико-комических монументов.
Ф.Ботеро Римский воин
Ф.Ботеро Рука (Мадрид)
Ф.Ботеро Адам
Ф.Ботеро Кот (Барселона)
Ф.Ботеро Пара (Дармштадт)
О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных личностей назвал и Фернандо Ботеро.
Четыре вечера, "проведенные" с живописью Ботеро, как-то примирили меня с творчеством художника. То ли оттого, что в некоторых героях Ботеро я узнал себя, то ли оттого, что картин было так много, что они уже не вызывали удивления и непонимания. Точно так в свое время я не полюбил, но умом принял квадратных женщин Пикассо. И закончить пост мне хотелось бы собранной у Ботеро же "серией" двойных картин, о которых я упомянул в начале.
Ф.Ботеро Кот на крыше 1976 г.
Ф.Ботеро Вор 1980 г.
Ф.Ботеро Мужчина на лошади
Ф.Ботеро Мужчина на лошади 1998 г.
Ф.Ботеро Похищение Европы 1995 г.
Ф.Ботеро Похищение Европы 1998 г.
Ф.Ботеро Танцоры
Ф.Ботеро Танцоры 2000 г.
Материалы взяты с сайтов:
http://www.krugosvet.ru/articles/89...8/1008978a1.htm www.colombia.su/Cultura/botero1.html
http://rockkent.narod.ru/Botero/botero.htm
http://www.liveinternet.ru/users/ma_khitr/post116750834/
http://karaart.com/botero/works1.html
Коментарі
minona
127.02.10, 02:20
Пародія на "Соняшники" мені сподобалася. І ще натюрморт в "Ермітажі".
Гість: Dиззззз
227.02.10, 07:15
с психикой у него все нормально, просто нашел нишу для собственного пиара )))
ТЕЛОгрейка
327.02.10, 12:02
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/25/173/25173586_Fernando_Botero_Mona_Liza_1977_szh.JPG
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/25/173/25173816_Fernando_Botero_Madzuazel_Rivera_YEngra_1979.jpg
только эти мне понравились..
остальные на столько "на любителя" на сколько я не любитель.. как оказалось.
я конечно понимаю что в его стране было много тем для подобных работ и что так рисовать у них принято..
но мне не нравится.
kofe777
427.02.10, 13:04
точно не хочу быть толстой
Гість: Alocasia
527.02.10, 15:06
Не, это мне не понравилось
Гість: N N
627.02.10, 21:08
интересная идея)
позитивное настроение от картин!
K-ATRIN
727.02.10, 23:22Відповідь на 1 від minona
меня особенно Резня в Колумбии и весь этот цикл зацепил--именно из-за гротескности всех фигур, настолько сильно смотрится и страшно и дико...
K-ATRIN
827.02.10, 23:27Відповідь на 2 від Гість: Dиззззз
да--почерк особый--ни на кого не похож и некоторые вещи просто потрясают--такой контраст--гротескные фигуры с круглыми и вполне добродушными лицами . и море крови и жестокость-- Работы необычные и интересные, но даже при наличии таааакого количества наличности , я бы себе покупать и вешать на стенку не стала
K-ATRIN
927.02.10, 23:33Відповідь на 3 від ТЕЛОгрейка
ну и не надо --мне было интересно посмотреть на них--- контрасты в некоторых его работах просто с ног сбивают.
Ну и .. об знаменитостях мировых хочется узнать и представление о них иметь. Чтобы хоть разговор суметь поддержать на приёме в Колумбийском посольстве
У меня давно уже его танцевальные пары есть--а до всего омстального вот только добралась--посмотрела и....решила себе в дом не покупать.
K-ATRIN
1027.02.10, 23:34Відповідь на 4 від kofe777
не хочешь и не будешь --
думаю, что все или почти все модели у него были нормального размера--такая манера у него--нашёл Ботеро свою фишку