жак Шапиро работал практически во всех жанрах - писал портреты,
автопортреты, жанровые картины, интерьеры, пейзажи и натюрморты.
Родился в
городе Двинск (ныне Даугавпилс, Латвия) в семье резчика по дереву Авраама
Шапиро, получил традиционное еврейское религиозное образование и начал свое
художественное образование в возрасте десяти лет. В 1915 году в возрасте 18 лет
Яков начал учебу в художественной школе в Харькове. В 1918 году он продолжил
обучение в Художественной школе Киева. Во время гражданской войны в России,
принял сторону революции, помогая ей, рисовал плакаты. В 1919 возглавил
рисовальную школу в Екатеринославе (ныне Днепропетровск).
В 1920
году Шапиро переехал в Петроград, где продолжил учебу в Петроградских
Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХМ). Мастерские
были открыты 10 октября 1918 на базе Высшего художественного училища живописи,
скульптуры и архитектуры (ВХУ) и помещались в зданиях Академии художеств. Среди
преподавателей этого заведения были прежние профессора ВХУ Л. Н. Бенуа, Д. Н.
Кардовский, В. Е. Савинский, а также А. А. Рылов, А. Т. Матвеев, К. С.
Петров-Водкин, И. А. Фомин, Н. И. Альтман, К. С. Малевич, М. В. Матюшин, В. Е.
Татлин и др.
Jacques
Chapiro Nu sur un sofa. 1920-е г.
В 1921 году ПГСХМ были реформированы в
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).
Одновременно с учебой
Яков руководил детской художественной школой и работал декоратором, помощником
художника Шлепянова в театре, которым руководил В.Э.Мейерхольд. В 1921 году
Шапиро переехал в Москву, здесь он продолжил карьеру театрального художника,
вновь сотрудничая с Мейерхольдом, тоже перебравшимся в столицу, создавая эскизы
декораций для спектаклей еврейского театра-студии «Габима», которым в то время
руководил Е.Б.Вахтангов и читал лекции К. С. Станиславский.
Как пишут
историки, Яков по натуре был гиперактивным и общительным, за короткое время он
познакомился и подружился со многими известными деятелями театра и художниками.
В их числе был и Александр Бенуа, на дочери которого – Анне Шапиро вскоре и
женился.
Jacques
Chapiro Portrait de Madame Chapiro. 1930 г.
Jacques
Chapiro Portrait de Madame Chapiro. 1958 г.
В Москве художник стал
активно выставляться, он принимал участие в выставках Художественного бюро Н.
Добычиной (1922), Картин петроградских художников всех направлений (1923),
группы «Объединенное искусство» (1925) и др.
Уже являясь признанным
театральным художником в России, Шапиро в 1925 году уезжает во Францию. Вскоре
после прибытия в Париж, потратив быстро свои скудные деньги и провизию, Шапиро
не знал, как жить дальше. Однажды в кафе «Ротонда» Яков встретил своего друга
юности, художника Лазаря Воловика, с которым не виделся много лет. Лазарь и
рассказал Шапиро о колонии художников под названием «Улей» (La Ruche), которую
русские так и называли «Ля Руш».
Jacques
Chapiro La ruche vue.
Надо отметить, что в Париже уже обитало огромное
множество русских эмигрантов, еврейской национальности в том числе. Они
завязывали знакомство друг с другом, селились в одних кварталах и ходили в одни
кафе.
Jacques
Chapiro Au cafe concert 1937 г.
В этих кафе, самыми знаковыми из которых
являлись «Le Dme», «La Coupole» и «La Rotonde», эти молодые талантливые, но
практически нищие люди, страстно любившие искусство, собирались за чашкой кофе и
спорили, обсуждали, придумывали. Кроме того, эти уже «парижане» радушно
встречали «новичков», делили с ними жилье в своих нищих номерах в гостиницах,
студиях или комуннах, самой известной из которых и был «Улей». Идея создания этой своеобразной коммуны-общежития
принадлежит французскому скульптору-академисту Альфреду Буше (Alfred Boucher).
Он придумал построить за вокзалом Монпарнас из оставшихся после Всемирной
выставки 1900 года конструкций и остатков павильонов огромное здание почти
цилиндрической формы. В этом здании располагались мастерские с жилыми комнатами,
которые сдавались за очень скромную арендную плату для молодых художников, а
также просторные мастерские и даже небольшой театрик.
Jacques
Chapiro Dans l'atelier de l'artiste.
Jacques
Chapiro Pierrot et Colombine.
Очень скоро все завсегдатаи кафе
Монпарнаса, у которых были проблемы с жильем и местом для работы, потянулись к
гостеприимному Буше. Среди жильцов «Улья» можно назвать Амедео Модильяни и Пабло
Пикассо, Марка Шагала и Хаима Сутина, Фернана Леже и Александра Архипенко.
Jacques
Chapiro Bagarre d'ivrognes a La Ruche.
В течение десяти лет после
открытия, «Улей» стал своеобразным парижским центром международной
художественной богемы. Позже Шапиро напишет о своем первом пристанище: «В Улье
либо подыхали, либо становились знаменитостями».
Jacques
Chapiro Ширма-триптих "Пейзаж".
Jacques
Chapiro Ширма-триптих "Ню".
Итак, поселившись в этом, как его называли, «рае на земле»,
Шапиро прожил там пять лет, с 1925 по 1930 год. В своих послевоенных мемуарах
художник подробно и ярко описывает свои годы жизни в этой колонии
художников.
«Мне удалось арендовать студию в Ля Руш. Это была небольшая
квадратная комнатушка, изготовленная из тонких гипсовых блоков, с высоким
стеклянным потолком. Такое ощущение, что в жилое помещение был преобразован
примитивный чердак. С улицы доносились запахи крови из близлежащих скотобоен и
ранние крики петухов. Да, Ля Руш не был дворцом».
«Каждый день, в полдень, - продолжает Шапиро, - мыши появлялись
на лестнице моего чердака. Я угощал их хлебными крошками, и они после того, как
съедали все, глядя на меня своими маленькими светящимися глазками, возвращались
к себе в норку. Эти мыши скрашивали мое одиночество».
Зимой вода замерзала в
трубах, и художник, завернутый в одеяло, пытался продолжать работать. Спасал
Якова обогреватель, унаследованный от Сутина, которым делился с ним художник
Добринский. Летом же стены и застекленная крыша, залатанная и полная трещин,
нагревались так, словно в комнате «разжигали костер».
Тем не менее,
проживая в таких нелегких условиях, Шапиро пытался покорить Париж. Именно в
середине 1920-х годов стали говорить о «Парижской школе», объединившей
художников Монмартра и Монпарнаса, которые, являясь «наследниками» своих
национальных культур, ярко заявили о себе в многонациональном, космополитичном
Париже.
Jacques
Chapiro Buveur la rgalade.
Jacques
Chapiro Still life with chair 1926 г.
Jacques
Chapiro Homme attabl, circa 1930-40 гг.
Кстати, термин «Парижская школа»
ввел в обиход в 1925 году критик Андре Варно для обозначения всех иностранных
художников, участвовавших в художественном процессе тех лет.
В салонах,
академиях и музеях, они пропагандировали свои собственные авангардные стили,
вдохновленные творчеством Ван Гога, Сезанна и Тулуз-Лотрека, явив миру
экспрессионизм, кубизм, фовизм и другие течения и направления в живописи.
Творчество импрессионистов оказало большое влияние и на Шапиро, изменив его
художественный стиль.
Jacques
Chapiro Paysage.
Jacques
Chapiro Volley-ball sur la plage.
Итак, Шапиро, ставший во Франции Жаком,
активно работал и выставлялся. Его работы появлялись в многочисленных галереях,
в том числе в известной Галерее Бонапарта. С 1926 года художник выставлялся в
Осеннем салоне, Салоне Тюильри, Салоне Независимых, а также в клубе торгпредства
СССР.
Jacques Chapiro Jeune
Fille a L'Ombrelle. 1940 г.
Jacques
Chapiro Une lecture Fille. 1930-40 гг.
Познакомившись в Париже с Сергеем
Дягилевым, Шапиро сотрудничал с его балетной труппой «Русский балет Дягилева» до
самой смерти Дягилева в 1929 году.
В 1928 году художник создал декорации для
«Болеро» Равеля в Опере Гарнье и костюмы для русской танцовщицы Иды
Рубинштейн.
Персональные выставки Шапиро прошли в галереях Клейнмана (1930) и
Бонапарта (1936). С 1935 года он принимал участие в выставках Салона
Сверхнезависимых (был и такой).
Jacques
Chapiro Still Life. Roses et un bol avec les lgumes 1929 г.
Jacques
Chapiro Reste.
В 1937 году в Париже по инициативе художников Вайссберга и
Аронзона была создана Ассоциация еврейских художников, насчитывающая не менее
двухсот членов. В работе Ассоциации принимал участие и Шапиро. Многие художники
этой организации свое творчество основывали на использовании богатых еврейских
традициях. Среди самых известных художников этого направления были, без
сомнения, Марк Шагал (6 июля 1887 - 28 марта 1985) и Эммануил Мане-Кац
(1894–1962). Серию еврейских картин Жака Шапиро историки тоже считают
очаровательными.
Jacques
Chapiro Hassidim.
Jacques
Chapiro In the Synagogue.
Они же отмечают, что в некоторых произведениях
еврейских эмигрантов прослеживается близость, например, акварели Шапиро похожи
на образы Шагала и на технику Сутина, а темы Воловика близки темам Добринского.
Это и понятно - художников сближало общее происхождение и культура.
Jacques
Chapiro Без названия.
Коментарі
ЛанаМ
129.04.13, 12:08
интересная выставка, спасибо! и художник интересный
Hrab
229.04.13, 17:22
Art city
330.04.13, 19:07Відповідь на 1 від ЛанаМ
Будем рады дополнениям!
Art city
430.04.13, 19:07Відповідь на 2 від Hrab
Спасибо !
Гість: Тираъ
59.05.13, 19:43
Гість: Тираъ
69.05.13, 19:44Відповідь на 1 від ЛанаМ
Лан, а вот бі заметку ктонить написал на темукакие есть кафе и ресторані с живописью. Или хорошими репродукциями. Да с адресами.
я вот знаю есть в Киеве с репродукциями Альфонса Мухи. Только не знаю где именно.
ЛанаМ
79.05.13, 19:51Відповідь на 6 від Гість: Тираъ
интересная идея. Я навскидку и не скажу. Хотя много мест видела. Зачастую мягко говоря своеобразно украшают. Но если соображу, то напишу, или может кто то подскажет
Гість: Тираъ
89.05.13, 19:58Відповідь на 7 від ЛанаМ
Позови, если что Я буду ждать єту заметку.
Гість: Дракончик 76
99.05.13, 20:03
Zemlyachka
109.05.13, 20:05
В Харькове гордятся, что он здесь учился. Оригинален он довольно таки и, хотя не совсем это моё, с удовольствием сходила бы на выставку.