Эта связь Поля с ГалА (Еленой Дьяконовой) невероятна. Уже после разрыва с предельно фантасмагорической женщиной (она ушла к Сальвадору Дали) Элюар по-прежнему задыхался от любви.
Как это произошло? Мы все каникулярничали в Кадексе, в доме Сальвадора. Кое-кого из тех, кто там тогда произрастал, вы отлично знаете. О, этот вулканический, пыхтящий, пытающийся разговаривать с Богом на равных Луис Бунюэль. Он много эпатировал, сверкая глазами, свергал и опровергал всех и вся. Но я-то видел однажды, как он истово молился рано утром перед образом Богоматери.
Итак, однажды утром, стоя на террасе, мы увидели Дали в страшном волнении. Он подскочил к Бунюэлю и громко зашептал: "Луис! Приехала необыкновенная женщина!"
И пред нами предстала ГалА (Элюар придумал ей особое имя: по-французски – "праздник"). С тех пор Сальвадор и эта женщина почти не расставались. Надо заметить, что Элюар одновременно и страдал без своей Музы, и с настоящей радостью приветствовал ее роман с Дали. В общем, это был комплекс сюрреалиста.
Новое увлечение Элюара – Нуш: тонкая, изящная. Но по-прежнему его влекла магнетическая ГалА. Они время от времени встречались как любовники.
Как-то он пожаловался мне на заседании редколлегии журнала "Минотавр": – Послушай! Что ты будешь делать! Я, конечно, бесконечно признателен Нуш. Все при ней – она мила, покладиста. Но! Отношения наши становятся все более дружескими. А Любовь куда-то утекает, понимаешь? А с ГалА я связан уже почти двадцать лет! И все еще хочу ее. Всю! Всю! Парадокс в том, что я не могу жить с ней, но желаю бесконечно. Это отнимает у меня всякую свободу, превращает в старика. Мучительная страсть заставляет смотреть на ГалА, да и на связь с женщинами вообще, как на крайнее средство. Словно это – самая жалкая необходимость. Вот до чего я дошел!
И Элюар смахнул легкую хрустальную слезу.
При всей тонкости, чувствительности, поэтичности, изощренной извращенности, Поль был, как и всякий истый француз, не лишен практической жилки.
Бесконечные его разговоры о приобретении и продаже картин своих же товарищей (Пикассо, Дали) порядком утомляли.
Франки, франки, доллары, сестерции, драхмы. И даже немецкие марки.
Деньги! Вот предмет вожделения не менее сладостный, чем любовь и поэзия.
Бесчисленные расчеты, расчеты…
Вот его хвастливое письмо из Берлина, где он просто-таки захлебывается от счастья удачных спекуляций (17 марта 1929 г., отель "У зоопарка"): "…представь себе – у Гюрмитт я купил предмет из Абиссинии, похожий на тот, что я продал Раттону за 5000 франков для Салля, и кость из Новой Гвинеи (очень красивую). Обе вещи удалось прикупить за 3900. А ведь эту кость можно продать Раттону по меньшей мере за 3000. Для тебя же у меня есть три потрясающих перуанских серебряных маски. Ласкину я их, конечно же, не продам. Одна из них просто изумительна: большая, красно-зеленая. Таких я никогда не встречал. Отдам (если, конечно, ты будешь в Париже) по дружбе за 500 марок".
Через неделю, по возвращении, он показал мне эту реликвию инков. Я, конечно же, не задумываясь ее купил. Мы долго сидели в тот вечер за столиком "Куполя", обмывали покупку. Элюар быстро хмелел, потом эйфория сменилась беспокойством, и он потребовал у официанта перо и бумагу.
"ГалА, не могу без тебя", - пробормотал он и, разбрызгивая чернила, стал стремительно заполнять белый лист.
Я слегка скосил глаза и прочитал текст, который навсегда врезался мне в память:
"Моя прекрасная, священная девочка, будь разумной и веселой. Пока я люблю тебя – а я буду любить тебя вечно – тебе нечего бояться. Ты жизнь моя. Неистово целую тебя всю целиком. Хочу быть с тобой – обнаженной и нежной. Так называемый Поль. P. S. Привет малышу Дали."
© Copyright: Николай Якимчук , 2009
Сальвадор Дали. Леда и Лебедь.
Поль Элюар
Язык красок
Я хорошо вас знаю краски мужчин и женщин
Краски свежих цветов искореженных нимбов
подгнивших плодов
И гармонических граней и молочных ночных туманов
Живые теплые краски глаза раскрываются радостно
Серые тусклые краски горло сдавила тоска
Знаю вас краски здоровья краски желанья и страха
Нежности ласки краски и краски завтрашних дней
Краски убийства безумия краски мужества бунта
Краски беспечного смеха когда мы шалеем от счастья
Краски спокойного разума что нам дуралеям претят
И все-таки разума краски и мы становимся чище
И кровь молодая пульсирует в жилах земных дорог
И сколько бы краски отчаянья черную ночь
ни терзали
И смутные краски бессонницы сколько бы нас
ни пугали
Над землей разгораются краски человеческой
красоты
В сердце моем в одной половине гнездится невзгода
А другой половиною сердца я жду надеюсь смеюсь
И как зеркало отражаю жизнетворную радость плоти
И хмелея от радостных красок за краски жизни
сражаюсь
И в сиянье идущем от ближних обретаю победу свою.
Сальвадор Дали. Портрет Поля Элюара.
В 1929 году Поль Элюар встречает Сальвадора Дали и с ним же позднее знакомит свою жену. Гала принимает решение уйти от Элюара к Дали, который по этому случаю написал «Портрет Поля Элюара». Дали высказался об этом так:
«Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Коментарі
Єв@
16.03.11, 17:29
В канун праздника ВЕСНЫ - очень актуальная заметка. Весна и любовь - пара на века!
ЛанаМ
26.03.11, 17:51
замечательная история!
Гість: Lina_Che
36.03.11, 18:00
Как всегда интересно и познавательно - и вот, что чуднО, что красавицей не назовёшь, а какими муЗчинами вертела - роковая ГалА)))
fontain
46.03.11, 18:27
В начале 20 века, Европа была в восторге от русских женщин, многие из которых были представительцами богемы. Художницы, балерины, поэтессы, артистки, певицы...магия русских женщин покорила французскую богемную элиту.. и не только французскую.. ГалА была одной из них 000
K-ATRIN
56.03.11, 20:02Відповідь на 2 від ЛанаМ
я старалась найти что-то интересное и ..необъёмное))))спасибо.Ланочка!!
Zemlyachka
66.03.11, 22:14
Как всё переплетено в этой жизни...Прекрасная история
Гість: КняGинЯ
77.03.11, 00:17
Ох, и люблю же я всё такое богемное! Правда!
Елена Дьяконова...Да уж , верно говорят: "С лица воду не пить"...
Но видимо было в ней и магическое и демоническое, а иначе не понять...Сколько видела ее фото,всяких раз удивлялась, что такая женщина могла быть музой художника на протяжении всей его жизни.Не иначе, как поила каким то зельем. Эти его выкатившиеся, безумные глаза...До нее он был таким жгучим "мачо", того времени, разумеется.И глаза на месте были...
Поэт... Вообще они могли бы жить втроем. Но он тоже был с большими странностями. Любовь на расстоянии его больше вдохновляла...
Спасибо , Катюша!!! Как всегда
Гість: Маду
87.03.11, 01:00
aleksandrinna
97.03.11, 02:09
Да, Гала для Дали всю жизнь МУЗА!!!
анонім
107.03.11, 02:58