О том, что пост есть алкание Бога
- 03.12.09, 13:51
- ПрактическоеХристианство
... пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод (по-славянски "алкать"), и это значит — достичь предела той жизни в нас, которая зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод – прежде всего, духовное состояние и что в последней глубине своей он есть алкание Бога, т.е. голод о Боге.
В ранней Церкви пост означал совершенное воздержание от пищи, т. е. состояние голода, доводящее тело
до крайнего предела. Но именно здесь мы понимаем, что пост как физическое воздержание от пищи совершенно бесполезен без его второй,духовной, стороны – молитвы. "...Постом и молитвою", – сказал Христос.Это значит, что без соответствующего духовного усилия, не укрепляя себя Божественной реальностью, не сознавая своей совершенной зависимости от Бога и только от Бога, физический пост на самом деле становится самоубийством. Если дьявол искушал даже Самого Христа, когда Он постился и испытывал голод, то у нас нет никакой возможности избежать этого искушения.
Физический пост, как он ни важен, становится не только бессмысленным, но действительно опасным, если он не соединен с духовным усилием, молитвой, мыслью, сосредоточенной в Боге.
Пост — искусство, которым в совершенстве владели святые; было бы опасно и самонадеянно с нашей стороны пытаться овладевать этим искусством без духовного рассуждения, без должной осторожности. Все великопостное богослужение постоянно напоминает нам о трудностях, препятствиях и искушениях,
которые встают перед теми, кто рассчитывает на собственные силы, а не на Бога.
Вот почему нам необходима духовная подготовка для постного подвига. Она состоит в том, чтобы, во-первых, просить помощи Божией, а, во-вторых, чтобы весь наш постный подвиг был сосредоточен на
Боге, устремлен к Нему. Мы должны поститься ради Бога. Мы должны ощутить Его присутствие в нашем теле, которое становится Его храмом. Поэтому и к телу, и к еде, ко всему образу жизни нашей мы должны
относиться с религиозным уважением. Всего этого надо достичь еще до начала поста, чтобы к началу самого поста мы были духовно вооружены, предвидя духовную борьбу и победу.
И вот наступает сам пост. Согласно тому, что было сказано выше, его надо исполнять на двух уровнях: во-первых, на уровне аскетического поста; а во-вторых —совершенного. Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как
память о Боге и поддерживало наше постоянное усилие сохранить эту память. Всякий, кто так постился, знает, что такой аскетический пост, вместо того, чтобы ослаблять, приводит к известной легкости,
собранности, трезвости, радости и чистоте. Пища принимается действительно как дар от Бога. Наши взоры обращены в тот внутренний мир, который необъяснимо сам питает нас. Мы не будем обсуждать здесь
количество и качество пищи, распределение ее в течение дня во время аскетического поста; все это зависит от наших индивидуальных возможностей, от условий нашей жизни. Но принцип ясен: это постоянное
состояние полуголода, "отрицательная" природа которого преображается молитвой, памятью о Боге, вниманием и направленностью в положительную сторону. ...
Постимся ли мы с раннего утра или только с полудня, главная цель этого поста — провести этот день в ожидании, надежде, что, голодая, насытимся Самим Господом.
Это духовная сосредоточенность на ожидаемом даре, который мы должны получить, ради которого мы готовы отказаться от всех других даров.
...
Итак, от символического и номинального поста мы должны вернуться к настоящему посту. Пусть он будет ограниченный и скромный, но зато последовательный и серьезный. Надо честно оценить свои духовные и физические возможности и способности и действовать соответственно с ними, не забывая в то же время, что, постясь, надо не страшиться своих ограниченных сил, а видеть в своей жизни божественное доказательство того, что невозможное для человека — возможно Богу.
Шмеман Александр, прот
Это была беседа, посвященная подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.
Набор аудиопроповеди http://shmeman.ru
http://shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_353.html
В ранней Церкви пост означал совершенное воздержание от пищи, т. е. состояние голода, доводящее тело
до крайнего предела. Но именно здесь мы понимаем, что пост как физическое воздержание от пищи совершенно бесполезен без его второй,духовной, стороны – молитвы. "...Постом и молитвою", – сказал Христос.Это значит, что без соответствующего духовного усилия, не укрепляя себя Божественной реальностью, не сознавая своей совершенной зависимости от Бога и только от Бога, физический пост на самом деле становится самоубийством. Если дьявол искушал даже Самого Христа, когда Он постился и испытывал голод, то у нас нет никакой возможности избежать этого искушения.
Физический пост, как он ни важен, становится не только бессмысленным, но действительно опасным, если он не соединен с духовным усилием, молитвой, мыслью, сосредоточенной в Боге.
Пост — искусство, которым в совершенстве владели святые; было бы опасно и самонадеянно с нашей стороны пытаться овладевать этим искусством без духовного рассуждения, без должной осторожности. Все великопостное богослужение постоянно напоминает нам о трудностях, препятствиях и искушениях,
которые встают перед теми, кто рассчитывает на собственные силы, а не на Бога.
Вот почему нам необходима духовная подготовка для постного подвига. Она состоит в том, чтобы, во-первых, просить помощи Божией, а, во-вторых, чтобы весь наш постный подвиг был сосредоточен на
Боге, устремлен к Нему. Мы должны поститься ради Бога. Мы должны ощутить Его присутствие в нашем теле, которое становится Его храмом. Поэтому и к телу, и к еде, ко всему образу жизни нашей мы должны
относиться с религиозным уважением. Всего этого надо достичь еще до начала поста, чтобы к началу самого поста мы были духовно вооружены, предвидя духовную борьбу и победу.
И вот наступает сам пост. Согласно тому, что было сказано выше, его надо исполнять на двух уровнях: во-первых, на уровне аскетического поста; а во-вторых —совершенного. Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как
память о Боге и поддерживало наше постоянное усилие сохранить эту память. Всякий, кто так постился, знает, что такой аскетический пост, вместо того, чтобы ослаблять, приводит к известной легкости,
собранности, трезвости, радости и чистоте. Пища принимается действительно как дар от Бога. Наши взоры обращены в тот внутренний мир, который необъяснимо сам питает нас. Мы не будем обсуждать здесь
количество и качество пищи, распределение ее в течение дня во время аскетического поста; все это зависит от наших индивидуальных возможностей, от условий нашей жизни. Но принцип ясен: это постоянное
состояние полуголода, "отрицательная" природа которого преображается молитвой, памятью о Боге, вниманием и направленностью в положительную сторону. ...
Постимся ли мы с раннего утра или только с полудня, главная цель этого поста — провести этот день в ожидании, надежде, что, голодая, насытимся Самим Господом.
Это духовная сосредоточенность на ожидаемом даре, который мы должны получить, ради которого мы готовы отказаться от всех других даров.
...
Итак, от символического и номинального поста мы должны вернуться к настоящему посту. Пусть он будет ограниченный и скромный, но зато последовательный и серьезный. Надо честно оценить свои духовные и физические возможности и способности и действовать соответственно с ними, не забывая в то же время, что, постясь, надо не страшиться своих ограниченных сил, а видеть в своей жизни божественное доказательство того, что невозможное для человека — возможно Богу.
Шмеман Александр, прот
Это была беседа, посвященная подготовке к Великому Посту и встрече Светлого Христова Воскресения.
Набор аудиопроповеди http://shmeman.ru
http://shmeman.ru/modules/myarticles/article_storyid_353.html
3
Коментарі
Гість: neznakomez
13.12.09, 18:52
Очень правильная нужная и своевременная статья!
f0kus
24.12.09, 03:51
Православие превратило пост в псевдослужение.Более половины дней года посвящено неедению чего-то. Когда Иисуса спросили, почему его ученики не постятся, Он ответил: "Не могут поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених.Но настанут дни, когда отнимется у них Жених--тогда будут поститься". А православие своим бесконечным пощением подчёркивает, что у него отнялся Жених, то есть Иисус.
Кстати,слова Иисуса "..постом и молитвою" были сказаны о конкретном случае беснования,а не как заповедь для всех. Никаких постных подвигов Иисус не заповедовал. Любить братий и сестёр заповедовал.Хлеб преломлять и чашу вина пить в воспоминание Его Великой Жертвы-заповедовал (никто не исполняет).Жить скромно--да.Но не превращать веру в диетическую столовую и самовольное служение.
vaskez
34.12.09, 11:08Відповідь на 2 від f0kus
Спаситель по Своей любви к нам перед проповедию Евангелия народу и крестными Своими страданиями в течение сорока дней постился, не ел и не пил ничего. .. Сам Господь узаконил пост для Своих учеников.той самой ссылкой,что вы привели: (Мк. 2, 18-20).
Этими словами Господь говорит, что тот, кто искренно любит Его, кто разделяет с Ним участие в Его великом деле и разделяет Его чувства, тот будет сокрушаться и поститься, когда Господь Его будет взят на страдания и смерть, тот будет освящать время ралучения с Господом постом умиляющим.(с)
Пост -это средство, благоприятное время для своего исправления и усовершения.
vaskez
44.12.09, 15:54Відповідь на 2 від f0kus
Возможно, что слова Спасителя: «егда же отнимется у них жених, тогда постятся», выставляемые таким древним писателем, как Тертуллиан, в качестве основания для пасхального поста, были поняты в этом смысле и самими апостолами и побуждали их освящать постом, который они вообще любили, годовой день смерти Господней. Так как этот день приходился на еврейскую Пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской Пасхи в воспоминание смерти Христовой. В виде такого поста и существовала первоначально Пасха, как убедимся из первоначалього свидетельства о ней во II в. у св. Иринея
vaskez
54.12.09, 15:55Відповідь на 2 від f0kus
Даже в III в. Пасха сводилась к посту, была крестной Пасхой, подле которой еще и тогда едва лишь начала выступать в качестве самостоятельного праздника Пасха воскресения — под видом торжественного оставления пасхального поста. Этот пост при апостолах, вероятно, одни оставляли в самый день еврейской Пасхи, а другие — в следующее за ней воскресенье. По свидетельству Сократа (V в.), совершавшие праздник Пасхи в 14-й день месяца нисана, т. е. в один день с евреями, утверждали, что это им передано от ап. Иоанна, а праздновавшие Пасху в следующее за еврейской Пасхой воскресенье говорили, что свое обыкновение получили они от апп. Петра и Павла. «Но ни те, ни другие, — замечает историк, — не могут представить на это письменного свидетельства».
http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8383
f0kus
65.12.09, 00:07Відповідь на 3 від vaskez
Он предсказал те времена, когда "отниметсяжених", вот тогда и нужно будет поститься. А разве сейчас отняли у людей Христа? Разве прекратилась Сила Божия спасать людей во имя Сына Божия?
Полгода поститься--это значит подчёркивать, что у церкви отняли Жениха. Мне представляется это неуместным.
То, что Сам Иисус постился 40 дней в пустыне--не значит, что он приказал всем по 40 дней ничего не есть и не пить. Объясните мне,почему заповедь о преломлении хлеба никто не исполняет, хотя это личное указание Господа,которое тщательно исполнялось первой христианской церковью. А голодовка введена в церковную практику под видом служения?
f0kus
75.12.09, 00:12Відповідь на 4 від vaskez
Я много читал про позднейшие изобретения церковников--там есть много такого, что входит в прямое противоречие со словами Самого Господа. Поэтому лучше обратиться к Евангелию, в котором описано,как жила первая христианская церковь (Деяния).
Гість: neznakomez
85.12.09, 01:10Відповідь на 6 від f0kus
Ну понятно же что словами "отнимется жених" Христос имел ввиду Свою крестную смерть, что и произошло, после чего и заповедано постится!
Пост- это орудие каждого Христианина которым он побеждает в себе страсти. Достаточно единожды попостится с молитвой что бы понять что это действительно заповедано Спасителем и животворно для души! Плюс это определено Соборным разумом Церкви!
Преломление хлеба продолжается и доныне и называется Евхаристия! Детали были также определены Соборным разумом Церкви, который как известно руководится Святым Духом от начала!
f0kus
95.12.09, 01:36Відповідь на 8 від Гість: neznakomez
После крестной смерти Иисус явился ученикам,беседовал с ними, ел с ними. То есть, показал, что Он жив. И после этого неоднократно являлся. Как же можно говорить, что у церкви отняли Христа?
А к кому же взывает церковь? Бог Живёт.
Евхаристия--это языческое волшебство. Где-то в тайной комнате жрецы протыкают хлебец деревянной палочкой, потом крошат в вино и уже после этого кормят с ложки народ,который всё время стоял вне. Не этому учил Христос. Сказано--преломляйте хлеб, когда только будете пить вино, в Моё воспоминание.И первая церковь так и делала.
Соборный разум--это мнение людей, которые часто впадают в пагубные заблуждения.Как известно, сильные споры были даже между Апостолами. Самого Петра Павел уличил в связях в язычниками.
Только словам Божиим можно верить.
Гість: neznakomez
105.12.09, 12:04Відповідь на 9 від f0kus
Тысячи и тысячи следуя этому уже взошли на небо и стоят у Престола Троицы! По их заступническим молитвам совершилось множество чудес и исцелений! Можно очень много и долго перечислять все знамения с неба от Святых которые именно так понимали слова Спасителя и следуя им спаслись! Они и нам оставили это толкование и правильный духовный вектор, следуя которому каждый может лично,своим сердцем, убедится что это и есть истина!