— Мы не поняли, что так называемая демократическая Россия, которая была после распада СССР, с первого дня не переставала быть агрессором и с первого дня начала свои колониальные войны. Это замалчивается, — заявила Курочкина. — 31 декабря 1991 года президент Борис Ельцин угрожал первому президенту Грузии Звиаду Гамсахурдиа тем, что если он не подпишет новый договор с Кремлём, то в Тбилиси, в Грузию, будут введены войска. Звиад Гамсахурдиа отказался, и под Новый год в Тбилиси были введены войска. У Тбилиси был уже опыт 9 апреля 1989 года, ночь сапёрных лопаток, когда садисты-десантники, прибывшие из Афганистана, убивали… Они останавливали машины, вытаскивали оттуда людей, врачей, били их дубинками и говорили: "Свободы захотели?" Это было при Горбачёве, а при Ельцине они просто ввели войска Закавказского военного округа, который уже тогда подчинялся тогда Борису Ельцину. И вот хвалёный демократ Ельцин в 1992 году выступал в Конгрессе США и клятвенно обещал, что с империей зла покончено. А в это время свергли нашего президента Гамсахурдиа, нами избранного и нами горячо любимого. И представили это всему миру как гражданскую войну. На самом деле это был самый настоящий имперский захват, и вместо Звиада Гамсахурдиа мы получили вора в законе Джабу Иоселиани и Эдуарда Шеварнадзе, который был коммунистическо-мафиозным деятелем. И Грузия погрузилась в десятилетие ужаса, мрака, войны, преступности…
По мнению Курочкиной, тогда же заработала вновь машина кремлёвской пропаганды:
— Вы сейчас все возмущаетесь, что творят кремлёвские пропагандисты — Скабеева, Соловьёв, Симоньян… Но то же самое произошло с нами, когда в Тбилиси приехал любимчик публики, бонвиван Леонид Парфёнов. И он рассказывал грузинам и всему мировому сообществу, что грузины очень устали от пафосного Гамсахурдиа и вот теперь вам вор в законе Джаба Иоселиани… Это была первая страшнейшая пропаганда. У нас к тому времени уже выключили, снесли грузинское телевидение, которое нам говорило правду, историческую правду. Звиад Гамсахурдиа очень мешал кремлёвским представлениям об империи, — объяснила спикер.
Следующим этапом, напомнила Курочкина, стала "первая чеченская война".
— В 1994 году великий демократ Борис Ельцин подписывает указ о наведении конституционного порядка в независимой чеченской республике Ичкерия и вводит туда войска. Ичкерия с 1991 года была независимым государством, у неё был президент. В 1992 году она приняла Конституцию, и никто не сомневался, что это независимое государство… Но уже в ночь на 1 января 1995 года была бомбёжка Грозного, которая ничем не отличалась от бомбёжки Мариуполя. В итоге в первую войну погибло огромное количество людей, но чеченцы победили в той войне в 1996 году. Был подписан мир: сначала хасавюртовские соглашения, а потом — в Кремле, в 1997 году… Но в 1999 году они натаскали волкодава, как говорил генерал Лебедь, вернулись и нарушили этот мирный договор. Это, кстати, адресовано и людям Украины: чего стоит мир с Россией, даже если они обещают мир на любых условиях, они отползут, но они вернутся… Преемник Ельцина Путин обрушивается на Чеченскую Республику, и там начинается катастрофа. И Ичкерия сейчас оккупированная территория, — подвела итог войны модератор.
Курочкина напомнила об ещё одной промежуточной, до Украины, точке — вторжении в Грузию в 2008 году, вновь отметив, какую роль в этом играли "либеральные" СМИ.
— Вспоминаемая здесь нами радиостанция "Эхо Москвы" — вся, практически без исключения — преподносила это как атаку сумасшедшего, безумного Саакашвили на Россию. И это всё мир проглотил… Если бы спросили меня, я бы сказала, что эти люди виноваты не меньше Путина, не меньше русского народа, который сейчас там поддерживает Путина, в том, что сейчас в Украине погибают люди. Эти вот русские "демократы", "либералы", "жертвы кровавого режима" позволяют себе ставить себя на одну доску с украинцами, которые буквально хоронят детей в огородах.
Я хочу предложить американцам, европейцам сместить своё отношение к этим либерально-демократическим структурам, которые — носители той же имперской идеи, и перенести этот вес на лидеров региональных, национальных республик, которые хотят освободиться от этого имперского монстра, который вернётся опять в обличии нового Ельцина и опять начнётся введение мирового сообщества в заблуждение, — подытожила модератор.
ПЛАН РЕКОНСТРУКЦИИ "ПОСТРОССИИ"
Андрюс Алманис, президент Института регионов России и один из учредителей Партии Свободы Литовской Республики рассказал об идее нового "плана Маршалла" для построссийских регионов.
— Суть идеи поддерживать регионы России, на самом деле — будущие государства. С одной стороны, они, конечно, должны будут платить репарации, это само собой, но одновременно нужны планы Маршалла — для каждого будущего государства. В той же Германии после войны тоже это было. И суть идеи — поддержка. Не обязательно только финансовая, всеобщая поддержка в демократизации. Если какое-то государство не хочет принимать демократию — ну, тогда и не будет поддержки, может быть, даже будут санкции. Нечего тут. Утром демократизация — днём деньги, днём демократизация — вечером деньги, — объяснил Алманис.
По мнению спикера, на время переходного периода вряд ли можно будет говорить о каких-то свободных выборах. Должны быть созданы независимые государства и переходные правительства, потому что "какое-то начало должно быть", а уже впоследствии народы сами смогут решать, "соединяться им в какие-то конфедерации или нет", считает президент Института народов России.
— Тут кто-то говорил "Запад должен быть готовым для распада России"… Само слово "распад" мне не нравится. Это установление на территории России новых независимых государств. Нет, Запад должен готовиться не к распаду, он должен создать план реконструкции постРоссии и контролировать этот процесс. На данный момент многие политики говорят: "Мы знаем, что в постпутинской России всё будет по-другому. А как будет? Мы не знаем. Будет плохо, будут гражданские войны, будет много крови…" Обыватель может так говорить. Но политик не должен так говорить. Он должен не ждать чего-то страшного, он должен создавать будущее. На это он и политик. И одна из задач нашего форума — предложить такой план, даже написать его, — заявил Алманис, призвав, не откладывая, начать формирование переходных правительств.
"ОТДЕЛЬНЫЕ КНЯЗЬКИ" И ЮГОСЛАВСКИЙ СЦЕНАРИЙ
Депутат Верховной Рады Украины Олег Дунда сосредоточился на "сырьевом оружии, которое используется Российской империей для давления, шантажа стран, которые находятся вокруг".
— Что представляет собой любая империя? Это монополия. Когда берутся ресурсы из периферии, с колоний — и стягивается всё в центр для решения имперских задач. В данном случае — для нападения на Украину, для влияния на западный мир… Мы видим, что все основные ресурсы сосредоточены в национальных республиках. Их будущее при наличии независимости, когда половина ресурсов тех же Татарстана, Башкортостана будут оставаться в самих республиках, а не будут направлены на милитаристические и имперские завоевания, может быть достаточно безоблачным, — спрогнозировал Дунда.
Правда, по его словам, у национальных элит может возникнуть соблазн "перерисовать границы, пользуясь теми ресурсами, которые останутся уже непосредственно у них: денег-то много, захочется куда-то их попользовать. В том числе, на военные нужды".
— Чтобы не было конфликтов, похожих на Югославию, мир должен решить для себя две задачи, которыми мы в том числе должны здесь заниматься. Первая. Это проведение новых — условно, потсдамских, ялтинских конференций уже сейчас. Парадоксально, но Путин последние восемь лет намекал на ялтинскую конференцию. Я потом понял, что это правильно. Только они, а не кто-то другой, в этот раз будут в роли Германии. И вторая часть, которую необходимо будет сделать — чтобы новые феодалы, которые получат власть и свои государства (тот же Татарстан — при всём к нему уважении, Дагестан и все остальные), не использовали свалившиеся на них несметные богатства на новую милитаристическую кампанию против своих соседей, мир должен учредить для них программу как для Ирака (Дунда имеет в виду программу "Нефть в обмен на продовольствие", начатую Организацией Объединённых Наций в 1995 году — "Idel.Реалии") и контролировать хотя бы первые десять-двадцать лет экспортный потенциал этих республик — чтобы деньги, полученные от экспорта, пошли на правильные вещи, на развитие, а не на обогащение отдельных индивидуумов, отдельных князьков с их непонятными идеями и всем остальным. И тогда мы построим нормальное будущее сотрудничество… Но ещё раз говорю, это надо начинать, как это начинали Черчилль, Рузвельт в Тегеране за два года до завершения Второй мировой войны — чтобы не было потом поздно и мы не останавливали море крови на наших границах, — подытожил Дунда.
"ДО ЯЛТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕГЕРАН
— Пока мы очень сильно делим шкуру ещё неубитого медведя, — высказал мнение оппозиционный российский политик Илья Пономарёв. — Прежде чем обсуждать все эти вещи, надо победить его. И на мой взгляд наша с вами основная задача говорить о том, как победить. Не может быть такого, что эта победа просто возьмёт и свалится всем на головы в республиках и других образованиях — идите и правьте. Победа может быть добыта только с оружием в руках. К сожалению, только кровь. И никак иначе ту власть, которая находится в Кремле, не победить. И я уверен, что эта победа не может много мелкими победами. Должна быть одна большая победа. Нельзя освободить отдельно Кубань, отдельно Калмыкию, отдельно Саха. Можно освободить только страну в целом и потом переучредить то, что будет на этом месте.
По мнению Пономарёва, "РФ на этом, скорее всего, закончится, империя будет бита":
— Но что будет потом, это дело тех народов, которые живут на этой территории, и это им решать, какая будет карта, какие будут принципы устройства государств, как они пойдут вперёд — и думать об этом за них это тоже империализм, — заявил политик, предложив сосредоточиться на том, как именно антипутинская коалиция достигнет победы и что она будет считать победой.
Пока, поделился своими наблюдениями Пономарёв, он не видит, что есть какое-то единое понимание этого.
— До Ялты должен быть Тегеран. Для того, чтобы провести ялтинскую конференцию по поводу послевоенного переустройства, нужно сначала договориться, а готовы ли идти до конца. Это было сказано в Тегеране. Тогда державы договорились о том, что они не остановятся на границе Третьего Рейха, они доведут дело до конца. И, собственно, после этого возникла возможность для ялтинской конференции. Но я такой готовности пока ни у кого не вижу. Ни у Украины, ни тем более у стран Запада, — констатировал политик.
"Я, НАВЕРНОЕ, СТАТИСТИЧЕСКАЯ ПОГРЕШНОСТЬ"
Тем не менее вопрос об обустройстве ландшафта построссийского пространства буквально витал в воздухе. По завершении очередной панели марийский активист Антон Алтынбаев поднялся на сцену с предложением:
— По вопросу внешнего управления… Давайте напишем письмо в Брюссель, под которым все подпишемся. Вы подпишете письмо, которое я сейчас напишу на ноутбуке, о том, чтобы помочь нам создать органы внешнего управления с привлечением лучших специалистов?
Участники дискуссии ответили, что не готовы подписывать письмо, которого ещё не видели.
В перерыве корреспондент "Idel.Реалии" попросил Антона рассказать о своей идее подробнее.
— На этом форуме обсуждалось много вопросов мягкой силы, но такие вещи работают медленно. Сейчас надо предпринимать какие-то более решительные политические шаги в том, чтобы поддерживать независимость любых народов России, которые захотят объявить себя независимыми, — объяснил суть идеи Алтынбаев. — Если мы хотим помочь народу обрести независимость, надо от имени народа даже ограниченному числу представителей выступать как правительству в изгнании. Здесь хороший пример у нас есть Ичкерии. Я предложил обратиться к европейской бюрократии, назовём её так…Причём необязательно даже должен быть народ в этническом плане. Территориальная общность часто выступает намного более сплоченно, чем общность этническая, размазанная по стране. Мой народ живёт в нескольких республиках — и у нас сейчас по сути нет просветителей, политиков, писателей, которые бы находясь на территории России выступали бы как представители народа. Я, наверное, статистическая погрешность, но всё-таки я считаю себя вправе выступать от лица марийцев, потому что я происхожу из этого народа.
— И вы хотите, чтобы евробюрократия уже сейчас создала, как вы выразились ранее, мозговой центр, чтобы в Европе уже кто-то занялся разработкой этих общих правил игры на будущее?
— Кто такие чиновники Брюсселя? Это чиновники, у которых есть свои инструкции, они по ним работают. Если просто кричать отсюда или из России "Помогите нам!", они ничего не сделают. Надо выступить самому, внести какие-то предложения, объявить о независимости.
— Думаете, уже пора?
— Здесь есть очень хороший пример Северной и Южной Кореи. Каждая из этих стран держит управленческий аппарат для "временно оккупированных" другой стороной территорий. Если иметь такой аппарат управления, то когда (Когда! Не "если") Москва ослабнет достаточно, чтобы потерять управление над регионами, будет кому принести правила игры, законы — чтобы не оставлять территории бандам, не пускать на самотёк, не допускать образования примитивных государств. Потому что без управленческого аппарата, без финансовой системы… Это должно всё резко пройти, от феодализма даже. Возьмём пример Ичкерии. Культурные образованные люди уже столько лет поддерживают свою культуру для того, чтобы вернуться на освобождённые территории.
— Но в результате ваше письмо так и не написано.
— Я могу его написать. И я хотел бы его написать. Я попытался обсудить это с участниками форума, однако встретил что-то вроде "Мы не будем подписывать это письмо, пока не увидим, о чём оно". Справедливо. Я предлагаю начать этот путь маленькими шагами. Составить обращение, проанализировать с точки зрения международных юристов, с точки зрения евробюрократии — чтобы потом реальные люди, представители народов России, заявили о своём желании обрести независимость. Потому что без этих действий само ничего не произойдёт. Я не планировал делать заявлений, я хотел увидеть здесь готовые рецепты решения проблем.
— Но увидели, что готовых рецептов пока нет?
— Да, и поэтому моё предложение было абсолютно спонтанно.
"НЕСКОЛЬКО МАЛЕНЬКИХ МЕДВЕЖАТ"
Тем не менее идею внешнего управления поддерживали не все. Василий Крюков, представившийся как русский националист, который "был единственным политиком в Удмуртии, который ставил вопрос о геноциде удмуртского народа", заявил, что попытки навязать правила игры извне, это сталинская практика:
— Мы находимся на той территории, которая показала два примера самоопределения. Точнее, собственно, самоопределение и одно сталинское "самоопределение". Когда не спрашивают, это сталинская практика. И я считаю, что мы не должны становиться новыми большевиками и идти по пути повторения сталинской практики.
По словам Крюкова, на форуме "ставился вопрос о создании нескольких маленьких медвежат вместо одного медведя":
— Многочисленных независимых государств, которые должны быть сложены по существующим административным границам... Я напомню, кто создавал эти границы — коммунистический режим, который русский народ ненавидел больше, чем самый экстремистки настроенный или экстравагантный человек.
Представитель Черкессии Мурат Темиров напомнил, что "коллективный запад" уже допускал ошибки, выстраивая отношения с РФ с точки зрения "реальной политики":
— Народы Кавказа уничтожались под предлогом борьбы с исламистским подпольем и международным терроризмом. Это позволяло отводить взоры Западу. По сути национально-освободительное движение народов Кавказа было принесено в жертву Realpolitik. На Кавказе режим отработал все технологии применяемые ныне в других местах — и прежде всего в Украине — и информационные, и политические.
Темиров призвал Запад считаться с мнением "порабощенных народов":
— Мы, порабощённые народы, рассчитываем, что нас не ждёт какая-нибудь Ялта сверхдержав без нашего участия. И мы требуем прекратить разговоры о репарациях с порабощенных народов России. Порабощенные народы должны быть освобождены [от выплаты репараций].
Активист, вице-премьер самопровозглашенного "Татарского правительства в изгнании" и один из соучредителей движения "Свободный Идель-Урал" Рафис Кашапов напомнил участникам по видеосвязи о политзаключенных, которые до сих пор находятся в российских тюрьмах и колониях.
— [Например,] Дарья Полюдова, выступала за федерализацию Кубани, поддерживала Аслана Масхадова, Шамиля Басаева — получила шесть лет тюрьмы. И таких в России немало. Они — наши соратники, и им нужна помощь. Хотя бы моральная, психологическая. Мы их вытащить пока не можем, но пусть они видят, что мы за них переживаем, их поддерживаем. Таких людей нам, форумчанам, нужно защищать, — предложил татарский активист.
Братья-близнецы Рафис и Нафис Кашаповы не смогли присутствовать на форуме лично, однако передали привет в виде нескольких плакатов.
По словам Кашапова, уже сейчас можно наблюдать гибель Российской империи.
— Мы видим, как рушится имперский механизм. Армения уже почти отошла, Казахстан, Киргизия, Таджикистан тоже из ОДКБ почти вышли. Осталась только Беларусь, — подытожил соучредитель движения "Свободный Идель-Урал"
Эксперт по этнополитическим проблемам, докторант Карлова Университета Вадим Сидоров напомнил, что аннексия части украинских территорий — результат стратегии, которая начала формироваться ещё до 2014 года. Причём эта стратегия предполагает вариации.
— Цели были сформулированы раньше. Они формировались на таких площадках как Валдайский клуб, Изборский клуб, других мозговых центрах… Этот план аннексии не являлся единственной формой реализации стратегии. Путина устроила бы Украина в её признанных международных границах, если бы она в 2013 году вошла в Таможенный, и впоследствии — в Евразийский союз. Точно так же, как его устраивает Беларусь лукашенковская. В основе лежит концепция исторической России. У некоторых аппетиты распространяются и на Польшу, и на Финляндию… — описал суть стратегии Сидоров.
Никакой альтернативной стратегии у Запада нет, хотя, по мнению эксперта, как минимум, странам Балтии и Польше уже впору задуматься о том, как будет выглядеть построссийское пространство в пределах большого Балтийского региона.
— [Нужно] создать площадки где смогут участвовать представители Смоленщины, Псковщины, Тверщины, Ингерманландии, Карелии и т.д., которые будут получать необходимую поддержку. Если этого делать не планируется, тогда надо чётко сказать: "В наши планы не входит, нам лучше будет после Путина договориться с каким-то менее кровожадным диктатором" — и не создавать у людей ложных ожиданий. Но если задачи ставятся, к ним надо подходить с готовой дорожной картой, — считает Вадим Сидоров.
Следующий Форум свободных народов Построссии должен состояться примерно через месяц. Время и город проведения пока ещё уточняются.
Андрей Григорьев.