«Россия - токсична для всего мира».

  • 02.07.21, 00:50

Сегодня у посольства России прошла акция. Участники акции считают правительство России мировым агрессором, токсичным для всего мира.Акцию организовала Беларуская партия «Народная Громада» Николая Статкевича. В отношении ее руководителя сейчас проходит тайный, во всех смыслах, судебный процесс. Ни родственники, ни дипломаты на процесс попасть не могут, фамилии судьи и прокурора скрыты. Совместно с Николаем Статкевичем пытаются осудить Сергея Тихановского, Игоря Лосика, Владимира Цыгановича, Артема Сакова и Дмитрия Попова. Их обвиняют в организации массовых протестов, которые начались в августе 2020 после подтасовки результатов президентских выборов в Беларуси. Только в Минске участвующих в протестах насчитывалось 250-300 тысяч человек, волна протестов прокатилась по всей стране. Абсурдность обвинений заключена и в том, что на тот момент обвиняемые уже несколько месяцев находились за решеткой.

Беларуская оппозиция считает Лукашенко ставленником Москвы. А репрессии и аресты оппозиционно настроенных беларусов происходят при прямом участии КГБ Беларуси и ФСБ России, в том числе и недавний захват самолета. Многие из протестующих уверены, что в разгоне демонстрантов 9-12 августа в Минске участвовали спецподразделения России. В настоящий момент политзаключенными в Беларуси правозащитным центром «Вясна» признано 526 человек, однако многие имена остаются неизвестными. Под репрессии попадают многодетные матери, пенсионеры, онкобольные и инвалиды. В гомельском СИЗО находится больной эпилепсией подросток Никита Золотарев, на него заведено новое уголовное дело. Тысячи беларусов бегут в соседние страны в связи с сфабрикованными уголовными делами за участие в протестах.

К акции у посольства России присоединился Нафис Кашапов, который поднимает вопрос о репрессиях в отношении крымских татар. По данным «КрымSOS» с 14 июня 2014 года практика насильственного исчезновения людей становится частью репрессий политики РФ против нелояльного населения в Крыму, в зоне риска оказались крымские татары и проукраинские активисты. Крымские татары подвергаются преследованию прежде всего как группа по этническому признаку. Целью похищений является запугивания населения для подавления любых форм сопротивления.

В самой России подавляется любое инакомыслие и попытки привести в чувства правящую верхушку, которая за 20 лет нахождения у власти ликвидировала любые возможности демократическими методами ее ограничить и сменить. Любые организации и физические лица, придерживающиеся оппозиционных взглядов, признаются иностранными агентами. За высказывания, осуждающие курс Путинского «политбюро», за решеткой находится множество людей. Павел Зеленский оператор «Фонда борьбы с коррупцией», Пивоваров Андрей исполнительный директор общественной организации (РОО) «Открытая Россия». За призыв к участию в мирных акциях протеста 23 января 2021 г. по Алёхина Мария (акционистка, участница феминистской группы «Pussy Riot»), Ярмыш Кира (пресс-секретарь Алексея Навального) обвиняются в массовых заражениях. Арамян Армен, редактор журнала DOXA находится фактически по домашним арестом за видео, в котором говорилось о недопустимости преследования студентов за свободное выражение взлядов. Главред сетевого издания Koza.press Ирина Славина покончила жизнь самоубийством у ГУ МВД по Нижегородской области. Ранее у госпожи Славиной и нижегородских оппозиционеров прошли обыски по уголовному делу об участии в «нежелательной» организации «Открытая Россия». Незадолго до гибели на своей странице в Facebook журналистка попросила винить в случившемся Российскую Федерацию.
Поведение современной России напоминает историю СССР с неограниченной властью КГБ, репрессиями внутри страны, уничтожение любых проявлений национальной аутентичности и права на самоопределение народа и попытки захвата и власти в других странах.

Свою поддержку организаторам акции выразили: партия «Народная грамада» -Беларусь, партия МХД – Беларусь, «Страна для Жизни» - Беларусь, Рафис Кашапов – зам. премьер-министра правительства независимого Татарстана в изгнании, один из соучредителей движения «Свободный Идел-Урал», Великобритания, Нафис Кашапов - представитель движения «Свободный Идел-Урал» в Польше, Роза Курбан-ученый - литератор, Анкара, Турция,Камиль Сукаев - представитель «Свободного Идел -Урала», США, Андрей Романов – магнитогорский активист, политэмигрант, Финляндия, Сергей Крюков - публицист и общественник, Украина.
Автор: Вера Адаменко
Фото Наталья Глазкова

Соборная мечеть "Сююмбике" не была достроена?

  • 29.06.21, 11:01
К празднованию 1100-летия принятия Ислама в Волжской Булгарии. Почему 
Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев: "Я являюсь уже пятым мэром, при котором строится соборная мечеть. Ее возведение растянулось на 28 лет. Очень бы хотелось увидеть завершение проекта".

Мы присоединяемся к пожеланиям Магдеева. Действительно, в последнее время, к радости жителей города Набережных Челнов и мусульман Республики Татарстан, строительство мечети ускорилось, и многие надеются, что мечеть будет готова к празднованию 1100-летия принятия Ислама в Волжской Булгарии, которое будет отмечаться на общероссийском уровне в следующем году.
Позвольте нам с самого начала внести ясность долгострою, почему и зачем было сорвано строительство Соборной мечети. В Набережных Челнах в начале 1992- года, в концертном зале мэрии им. Сары Садыковой, на общегородском собрании ТОЦ с участием более 700 религиозных деятелей, открытым голосованием было принято решение о строительстве главной мечети города - Соборной мечети "Сююмбике". Позже, был выделен земельный участок и выполнен проект привязки всех сооружений комплекса к генеральному плану города.
23-июля 1992-года на месте строительства мечети "Сююмбике", с участием широкой общественности был совершен коллективный намаз, где присутствовали имамы всех мечетей города и представители 48-зарубежных исламских стран, в том числе посол Королевства Саудовская Аравия.
Смета на строительство мечети предполагала более 300 миллионов рублей и по проекту она располагалась возле здания мэрии города, со стороны проспекта "Сююмбике". Решение о строительстве было принято. Однако, мэр Рафгат Алтынбаев, выступил против строительства мечети. Многих мусульман и известных общественных деятелей это возмутило.
2-апреля 1993-года у мэрии, после завершения пятничного намаза, многотысячная масса людей за считанные минуты, с помощью тяжелой техники снесли железобетонные заборы вокруг территорию будущей мечети. Затем, был установлен временный импровизированный минарет и строительный вагон. Начался процесс строительства, для возведения минаретов сразу были завезены железобетонные кольца из Башкортостана, за услуги рассчитались по бартерной системе автомобилями КамАЗ...
Противники строительства мечети, из Челнов отправляли письма в Москву. В провокационных и агрессивных обращениях, были такие эпизоды как "Татарские национал-сепаратисты захватили центр города", "Если они построят мечеть "Сююмбике", то это место станет гнездом ваххабизма", "В центре города начнется обрезание русских детей", "От голоса азана у работников мэрии начнутся нервные срывы" и тому подобное.
Дело дошло до подожогов строительной техники, на территорию мечети подбрасывали туши мертвых домашних животных... Так у кого же вызвало "страх" строительство Соборной мечети?
Позже, в штабе ТОЦ неоднократно проводились обыски, весь архив был изъят, все документы и письма находятся у силовых структур в Челнах...
Попытки властей препятствовать строительству мечети не прекращались, и в конце 2005 года земельный участок площадью 5 га, собственность соборной мечети "Сююмбике", был тайно продан местным бизнесменам. Продажа земли была произведена скрытно от общественности, мы об этом узнали позже из газеты. После чего 2 февраля 2006 года ТОЦ выступил с заявлением, осуждающим данные действия и обратился к президенту Татарстана Минтемиру Шаймиеву.
Один из эпизодов обращения: "Эта земля вакуфная и ни в коем случае не подлежит продаже, по канонам Ислама эта продажа является святотатством, особенно в месяце Рамазан, когда следует совершать добрые дела, угодные Аллаху. Признать продажу вакуфной земли, принадлежащей соборной мечети незаконной. Вернуть проданную землю площадью 5 га в собственность мечети "Сююмбике". Без промедления возобновить строительство мечети "Сююмбике". Мы обращаемся к Вам как гаранту прав и свобод граждан Татарстана, в том числе мусульман".
Президент Татарстана принял положительное решение, земля под строительство мечети была возвращена умме. Изначально мечеть "Сююмбике" собирались строить по проекту архитектора Маркиза Басырова. Но почему-то позже был утвержден другой вариант. На всё воля Всевышнего!
Мы активисты ТОЦ Набережные Челны обратились с открытым письмом к Президенту Татарстана Рустаму Минниханову, Государственному Советнику РТ Минтемиру Шаймиеву по вопросу Соборной мечети "Джамиг", строительство которой было на грани срыва. Позже, у нас - братьев Кашаповых, был уничтожен бизнес: магазины, строительные организации, автозаправки, автостоянки, таким образом строительство остановилось...
Затем, начался новый этап строительства мечети уже под другим названием. Первый камень под фундамент мечети "Джамиг" ("Соборная") был заложен в торжественной обстановке в ноябре 2009 года. В церемонии приняли участие мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков, имам казанской мечети Кул Шариф, заместитель председателя ДУМ РТ Рамиль Юнусов.
По проекту новая мечеть "Джамиг" должна стать новой частью архитектуры нашего города. Она будет иметь два 78-метровых и два 45-метровых минарета, что позволит видеть ее и с берега Камы, и на подъездах к городу. Проектировал мечеть архитектор РТ Айвар Сатаров. Объект строится из монолитного железобетона, а снаружи будет облицован мрамором. Внутри мечети все будет устроено по последнему слову техники, включая лифты и кондиционеры.
По словам имама-мухтасиба Набережных Челнов Альфаса Гайфуллина, мечеть "Джамиг" будет самой большой из всех мусульманских мечетей Татарстана. Главный вестибюль должен вмещать 3200 человек. В 4-хэтажной мечети будут находиться медресе, библиотека и торговые ряды с продукцией халяль, а также комната для никаха.
Впрочем, мечеть "Джамиг" по-сути уже функционирует. Во временном здании совершают пятничные намазы. Как отмечает имам мечети, последнее месяцы, количество прихожан значительно выросло.
Напоминаем, в июне 2005 года в Казани открылась воссозданная мечеть Кул-Шариф. Открытие мечети было приурочено к торжествам, посвященным 1000-летию столицы Татарстана. Мечеть была названа в честь её последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани. За время самых тяжелых дней для татарского народа Кул Шариф руководил группой мулл и шакирдов, оказавших отчаянное сопротивление против захватчиков. Кул Шариф и Сююмбике являются символами всей республики, притягательными образами для татар и других народов со всего мира. Мы активисты ТОЦ в те годы надеялись, что и в Набережных Челнах будет построена Соборная мечеть "Сююмбике", однако, на все воля Всевышнего...
В 2022 году ожидается празднование памятной даты для мусульман России - 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии. Официальное принятие ислама в Волжской Булгарии связывают с прибытием в наши земли посольства во главе с Ахмадом ибн Фадланом. Исторический факт, что на территории Волжской Булгарии еще в 922-году местным населением был принят ислам, и это произошло на 66 лет раньше, чем в России было принято православие.
Мы мусульмане татары, пройдя через все национальные унижения, беды, лишения и страдания, должны найти в себе духовное начало и утвердиться в нем — постигнуть и принять свое духовное естество и призвание. Только в процессе обретения своего духовного начала татарский народ обретет надежду на будущее. Именно Ислам для нас является нашим духовным началом. Преображение через идеалы гуманизма, добра и милосердия - вот та дорога, которая ведет нас к спасению и духовному возрождению.
Мы уверены, оказывая помощь строительству мечети "Джамиг", вы помогаете процветанию будущего нашего народа! Пусть каждый из нас внесёт свой посильный вклад в это благородное дело!
Рафис Кашапов - зам. премьер-министра правительства независимого Татарстана в изгнании, член Президиума ВТОЦ, один из соучредителей движения "Свободный Идел-Урал", Лондон,
Нафис Кашапов - представитель движения "Свободный Идел-Урал" в Польше.

Победить может боец только идущий вперед!

  • 25.06.21, 10:05
Выражаем глубокую благодарность главному редактору газеты «DAT» - Ермурату Бапи, за публикацию данную статью о проблемах тюркского мира и за поддержку Нурлану Салтаеву! С, уважением братья Рафис и Нафис Кашаповы!

Победить может боец только идущий вперед!
Рафис Кашапов — зам. премьер-министра правительства независимого Татарстана в изгнании, член Президиума ВТОЦ, один из соучредителей движения "Свободный Идел-Урал", Лондон.


1. Расскажите о своей деятельности в 90-годы в организации Всетатарского общественного центра (ВТОЦ)?
Мы братья-близнецы Рафис и Нафис Кашаповы в 90-ые годы прошлого века были успешными предпринимателями в Набережных Челнах (Республика Татарстан) и оказали большую материальную, финансовую помощь возрождению и развитию национального языка и культуры татарского народа. Нами была оказана спонсорская финансовая помощь развитию родного языка, культуры, традиций, религии, образования, науки, СМИ, писателям, артистам, ученым, детским домам, инвалидам, татарской диаспоре в Ближнем и Дальнем зарубежье. Были изданы и распространены безвозмездно книги и брошюры десятков наименований в целом миллионными тиражами. Оказана гуманитарная помощь народам, пострадавшим от военных конфликтов, депортаций (чеченцам, ингушам, абхазцам, албанцам, крымским татарам, беженцам азербайджанцам из Нагорного Карабаха, пострадавшим от обстрела Белого дома), а также проведены многочисленные акции в защиту репрессированных народов. Благодаря нам школьники и студенты Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Мари Эл, Мордовии в течении 17 лет ездили на экскурсию в г. Булгар к историческим памятникам наших предков. Волжская Булгария наше первое государство на территории Поволжья и Урала, где в 922 году был официально принят Ислам.
Были организованы татаро–башкирские праздники Сабантуй в масштабах России и в республиках СНГ, а в некоторых регионах Сабантуй проводился впервые, позже нашу инициативу перехватили власти Татарстана и Башкортостана. В последние годы Сабантуй стал очень популярным и начал проходить не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является мировым национальным праздником татар и башкир, который стал государственным в Татарстане, федеральным в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуй стал ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Лондон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Токио, Берлин, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул, Рига, Киев, Алма - Ата, Минск и во многих других городах.
Набережночелнинским отделением ВТОЦ в начале каждого учебного года объявляется конкурс: «Туган ягым – Татарстан» — «Край родной — Татарстан». Цель конкурса – воспитание у школьников уважения и любви к родному краю – Татарстану, а также чувства гордости его историей и культурой, выдающимися достижениями своих предков и современников, пробуждение чувств национальной гордости. Такие важные и необходимые патриотические чувства возникают и развиваются в юном возрасте лишь через изучение и познание важнейших исторических событий, происходивших в родном крае раньше и в нынешнее время. Не зря говорится, что “Народ, забывший свое прошлое – не имеет будущего”. Не зная прошлого, правдивой истории своего народа, невозможно построить достойное будущее. Подробно о деятельности братьев Кашаповых можно прочитать электронной книги - Рафис Кашапов: "Почему я отказался осуждать террористов", http://rafis-kashapov.com

2. Почему Ваша деятельность вошла в противоречие с властью Российской Федерации? За что Вы были осуждены?
В 1990-е годы ВТОЦ был одной из самых влиятельных татарских национальных организаций, но в последнее время активисты движения оказались в оппозиции не только федеральным, но и местным властям. Мы всегда действовали под лозунгом - "Да здравствует Декларация о государственном суверенитете Татарстана! Да здравствует свободный Татарстан! Долой колониальное иго!" за это Москва хочет ликвидировать нашу организацию. Дело в том, что с самого начала российской агрессии в Украине я открыто выступал против политики Кремля – говорил, что Россия оккупировала Крым (позже заявил, что россияне воюют и на Донбассе). В декабре 2014 года меня арестовали.
Российским властям пришлись не по душе записи на моих социальных сетях: «Где Россия – там смерть и слезы», «Защитим Украину и весь тюркский мир», «Вчера – Гитлер и Данциг, сегодня – Путин и Донецк», «Крым и Украина будут свободны от оккупантов», «Тюркам нужен центр оперативного реагирования». За это меня обвинили в призывах к нарушению территориальной целостности России, разжигании ненависти и вражды. Суд вынес обвинительный вердикт. И три года я провел в колонии общего режима, из которых половину срока – в одиночной камере.

3. Где находитесь Вы сейчас, где находится Ваш брат Нафис, испытываете ли Вы сейчас давление спецслужб Российской Федерации?
Репрессии и террор со стороны силовых структур в отношении татарских общественно — политических организаций и в отношение нас братьев Кашаповых и нашим родным продолжается до сих пор.
18 января 2019 года я получил политическое убежище в Великобритании, а Нафис эмигрировал еще в 2005 году из Республики Татарстан (Россия) и сейчас живет в Польше. В отношение меня и Нафиса были угрозы, когда брат близнец проводил протестные акции в Европейских странах он не однократно получал угрозы, был даже произведен теракт в Варшаве в украинском культурном центре, к счастью, обошелся без жертв. Взрыв прогремел вечером, когда в здании проходил концерт Шопена. Самодельное взрывное устройство злоумышленники подбросили в мусорную корзину в туалете. Следствие выяснило, что на бомбы был установлен таймер, но организаторы не были найдены.

4. Расскажите о Ваших планах борьбы за суверенитет Идель-Урала, о том, как Вы видите взаимодействие татаро-башкортского народа с тюркским народами и нетюркскими народами Идель-Урала.
21 марта 2017 года в Киеве нами было объявлено о создании общественного движения «Свободный Идель-Урал». Сопредседателями движения были избраны я и Сиресь Боляень. Движение «Свободный Идель-Урал», 25 июля 2018 года, провозгласило курс на создание национальных демократических государств Поволжья.
«Свободный Идель-Урал» видит будущее Идель-Урала как союз независимых государств Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Башкортостана, Чувашии и Эрзяно-Мокшании. Каждая республика будет осуществлять независимую внешнюю и внутреннюю политику. Для всех государств будет создана единая денежная единица, таможенное пространство, армия и совместная охрана внешних границ. Напоминаю, Идель-Урал – это территория 6 европейских стран: Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Марий Эл и Эрзяно-Мокшания (Мордовия). Тут проживает 7 титульных наций: татары, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты, эрзя и мокша. Общая численность всего населения Идель-Урала – 12 млн человек.

5. Рассказать о Вашем видении развития политической ситуации в Российской Федерации и Тюркском мире на ближайшее время.
Нынче политика Путина привела к тому, что она потеряла рынок нефти и газа, который обеспечивал России благосостояние, а самое главное путинских олигархов. Никто не хочет обогащать Россию, и это уже привело к тому, что Москва потратила все резервы, а рубль скатился до мусорного уровня. По моему мнению, впоследствии в России будут происходить определенные процессы к развалу, думаю, что они начнутся скоро, возможно, с окраин, а возможно, и из центра путем дворцовых переворотов. Первым делом нам тюркам нужно быть готовым геополитическим ситуациям и начать подготовительные работы для решения проблемы с Оренбургским коридором между Башкортостаном, Казахстаном и со всеми народами Идель - Урала.
Последние годы Реджеп Эрдоган ведёте активную деятельность по расширению сферы турецкого влияния, для единства тюркских народов. Действительно, за последние годы Турция активно продвигает идею тюркского единства, с такими странами как - Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и мы очень благодарны действиям Реджепа Эрдогана.
Мы уверены, что тюрки справятся со всеми сложностями, ин ша Аллах, когда будет единство наших братьев мы все будем чувствовать поддержку, будем уверены в своих делах! Да поможет Всевышний единому тюркскому народу!
Девиз нашей национальной жизни: Победить может боец только идущий вперед!
Безне милли тормыш девизы: Бары тик алга барган сугышчы гына и ала!


Что мы передадим будущим поколениям?

  • 23.06.21, 15:36


Подарок для детей, обучающихся в школе - деревянный домик для кормления диких птиц. Ни один год видел, как учителя рассказывали детям о правильном кормлении птиц. Они изготавливали своими руками различные изделия разных размеров и очень эмоционально радовались своим результатам. В эти домики дети помещали семена, мелкие кусочки хлеба и другое.
После этого у меня появилась идея сделать для них подарок. Когда я изготавливал домик для птиц, то вспоминал своё детство, когда мы с моим братом-близнецом и политэмигрантом Рафисом Кашаповым, который в данное время находится в Англии, в возрасте 12-14 лет мы рисовали рисунки акварельными красками на горбыли (куски края дерева) - например исторические эпизоды разных времен, орнаменты и узоры картинки. Другие дети тоже подключались и соревновались с нами. Всё, что мы делали, было нашей с братом идеей, которая не входила в школьную программу.
Этот домик на фотографиях мне пришлось делать очень долго из-за перелома правой руки, основную работу приходилось делать левой. В своё время в Украине я изготовил около 150 разных изделий по резьбе во время ожидания статуса беженца. Фотографии с моими резными работами висели на стенах Верховного комиссара ООН по беженцам Украины, Беларуси и Молдовы. Юристы этой организации начали готовить выставку моих изделий, но не успели её подготовить из-за событий на Майдане в 2014 году. Мне уже было не до этого.
Много раз нам с братом приходилось слышать от представителей разных народов о красоте домов татарских деревень. Действительно, большое место в народном искусстве татар занимала домовая резьба по дереву, а также и бытовая. Расположенные в исторических долинах наших предков - домики татарских деревень отличались нарядным разноцветьем и красивым резным орнаментом. Традиции обработки дерева татарских мастеров прошли сквозь века практически в неизменном виде.
Сегодня нам нужно возродить работы по резьбе в школах и высших учебных заведениях!
С, уважением! Нафис Кашапов - полит эмигрант, Варшава, Польша.

Шаг к тоталитаризму...

  • 19.06.21, 14:31
Почему преследуют Всетатарский общественный центр?

15 января 2021 Прокуратура Республики Татарстан направила в Верховный суд республики заявление о признании Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) экстремистской организацией. Против организации началась доследственная проверка по статье 282 Уголовного кодекса РФ – «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Проверяют российские силовики выступления участников митинга, который прошел в 2019 году в «День памяти и скорби татарского народа» (по-татарски «Хэтер коне»). Как считают активисты, под судебным предлогом власти хотят окончательно усмирить деятельность ВТОЦ – оплота татарского сопротивления и символа независимого Татарстана.

В конце 80-х, с приходом гласности в СССР, в Татарстане, как и в других национальных республиках бывшего Союза, начали зарождаться разные политические партии, движения и общественные объединения.

В 1988 году по инициативе ученых и преподавателей Казанского государственного университета и Института языка, литературы и истории возник Татарский общественный центр (ТОЦ). Создателями и идеологическими вдохновителями организации были представители интеллигенции: доцент Казанского университета Марат Мулюков, писательница Фаузия Байрамова, историк Дамир Исхаков, философ Рафаэль Хакимов и другие.

Первое заседание и учредительный съезд ТОЦ состоялся 17-18 февраля 1989 года. Впоследствии организацию зарегистрировал Совет Министров ТАССР как «республиканское народное движение в поддержку перестройки».

На втором съезде ТОЦ, который проходил в Казани 15-16 февраля 1991, было принято решение изменить название на Всесоюзный татарский общественный центр. Кроме того, в те дни прошли выборы в президиум и состоялось избрание первого главы общественного центра – Марата Мулюкова. После распада СССР организация стала носить название Всетатарского общественного центра (ВТОЦ). 4 ноября 1993 в Министерстве юстиции Республики Татарстан был зарегистрирован новый устав организации.

Как считают историки, Всетатарский общественный центр сыграл важную роль в событиях конца 80-х – начала 90-х годов в Татарстане. Тогда Центр был катализатором многотысячных митингов и демонстраций с требованиями повышения самостоятельности республики, поднятия ее статуса до уровня союзных республик, развития татарской культуры и языка и т. д. ВТОЦ осуществлял определенное давление не только на республиканские власти, пытаясь подтолкнуть их к более решительным шагам, но и беспокоил Кремль.

В последующие годы ВТОЦ, как и большинство национальных движений того времени, начинает терять влияние. Произошло это не без помощи властей, которым был не нужен альтернативный центр влияния на умы. Многие идеи организации заимствовал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Ему также удалось переманить на свою сторону нескольких видных активистов ВТОЦ и поставить под свой контроль Всемирный конгресс татар.

Независимость для них была ширмой

В интервью TRT на русском один из создателей Всетатарского общественного центра, ветеран национального движения Зиннур Аглиуллин рассказал о том, за что боролись в то время активисты и как власть в Татарстане повернулась к ним спиной.

«В СССР были две категории республик: автономные и союзные. У союзных республик было больше полномочий, они оставляли у себя больше финансовых поступлений в местный бюджет, имели возможности придать национальному языку статус государственного. Идея создания ВТОЦ заключалось в том, чтобы изменить статус Татарстана – перевести ее из автономной республики в союзную», – сказал он.

Татарским активистам удалось добиться этой цели 30 августа 1990 года, когда Татарстан принял Декларацию о Государственном суверенитете. В результате Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика была преобразована в Татарскую Советскую Социалистическую Республику, а 22 марта 1992 года в Татарстане состоялся референдум о полной независимости.

Тогда 61,4 % татарстанцев при явке в 81,7 % поддержали суверенитет республики. Впоследствии, 30 ноября 1992 года, была принята новая Конституция Татарстана, объявившая республику суверенным государством и субъектом международного права.

Однако Минтимер Шаймиев заключил договор с Москвой и половину прав Татарстана передал Кремлю. По мнению Аглиуллина, для первого президента Татарстана идеи независимости служили лишь поводом к личному обогащению.
«Шаймиев – это представитель бывшей партийной номенклатуры СССР. К сожалению, такие активисты национального движения, как философ, доктор наук Рафаэль Хакимов и академик Индус Тагиров обслуживали этих партократов.

Они пытались что-то делать для Республики в рамках своих полномочий, но ключевые решения и главное слово оставалось за Шаймиевым. Его люди думали не о независимости Татарстана, а только о том, как разбогатеть. Они присвоили себе все богатство страны и сказочно разбогатели, независимость для них была ширмой», – рассказал ветеран национального движения из Набережных Челнов.
Сегодня, отмечает Аглиуллин, Кремль прибирает к своим рукам важнейшие сферы татарской экономики: производство бензина, крупные предприятия, и нацелился на «Татнефть».

«С приходом к власти Путина начали закручивать гайки. Спустя некоторое время после того, как он стал президентом, он говорил о России как об одной стране, с единым народом и одной вертикалью власти. С годами стало ясно, что речь идет о политике русификации», – считает один из создателей Всетатарского общественного центра.

Аглиуллин полагает, что попытка прокуратуры признать ВТОЦ экстремисткой организацией завершится запретом организации, а промедление с рассмотрением дела в суде создается специально для психологического дискомфорта активистов.

В России повторяются события 1937 года

В свою очередь татарскому политэмигранту, заместителю главы правительства независимого Татарстана в изгнании, члену Президиума ВТОЦ и одному из соучредителей движения «Свободный Идел-Урал», проживающему в Великобритании, Рафису Кашапову сложно предсказать, как сложится ситуация вокруг Всетатарского общественного центра.

В интервью TRT на русском он заявил, что проживающие в эмиграции татарские активисты обратились к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану с просьбой защитить национальные права народов Идель-Урала (регион проживания финно-угорских и тюркских народов Поволжья).

«Мы попросили турецкого президента поддержать татар. Обращение также было адресовано и к главам государств тюркских государств. У нас много информации о нарушении прав татар, Всетатарского общественного центра. Сегодня репрессиям подвергаются глава ВТОЦ Фарит Закиев, ветеран национального движения Фаузия Байрамова, глава союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набибулин, активисты из Набережных Челнов и Башкортостана», – сообщил он.

По словам политэмигранта, Россия вошла в ту стадию, когда повторяются события 1937 года, и бывшие КГБ-шники, ныне сотрудники ФСБ, умело адаптировались к современным реалиям.

«Сегодня в РФ преследованиям подвергаются оппозиционные партии и движения. Закрыли Фонды борьбы с коррупцией Алексея Навального, общественную организацию «Открытая Россия», все оппозиционные партии и движения. Остались лишь те силы, которые обслуживают Кремль: КПРФ, «Яблоко», «Справедливая Россия» и т.д.», – напомнил он.

Член татарского правительства в изгнании отметил, что за последние 11-12 лет по всей России закрыли больше 10 тысяч татарских школ и гимназий. Около пяти тысяч преподавателей татарского языка за последние два года лишились работы и стали преподавателями русского языка.

«Канули в лето независимые радио- и телеканалы, газеты на татарском, которые когда-то были в Татарстане, а оставшиеся не более 3-4 газет на родном языке поверхностно освещают вопросы религии, культуры, национального движения», – сказал Кашапов.

«Им очень не нравятся наши действия»

По словам нынешнего главы ВТОЦ Фарита Закиева, в последнее время Всетатарский общественный центр оказывается под серьезным давлением российских властей. Так, в мае 2017 года суд признал отделение ВТОЦ в Набережных Челнах, которым руководил Кашапов, экстремистской организацией.

Спустя несколько месяцев в офисе Центра и в доме Закиева прошел обыск в рамках постановления о возбуждении уголовного дела по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). В штаб-квартире ВТОЦ правоохранители изучали плакаты и по завершении следственных мероприятий изъяли устав и учредительные документы организации.

Татарские власти отказывают активистам в проведении митингов в Казани, выдают предупреждения «о недопустимости осуществления экстремистской деятельности» и множество раз в 2020 и 2021 году задерживали главу ВТОЦ с последующими судебными заседаниями.

«Им очень не нравятся наши действия в защиту национальной идентичности, татарского языка, прав татарского народа на историческую память, наши митинги и пикеты, наша честная и принципиальная позиция по защите Конституции Республики Татарстан. Давление идет со всех сторон и по надуманным предлогам», – написал Закиев в Facebook.

В своем посте он сообщил, что теперь ВТОЦ пытаются выселить из помещения, которое оно занимает последние годы на условиях безвозмездной аренды. Власти объясняют это тем, что якобы помещение не соответствует нормам противопожарной безопасности.

Проверка пожарной инспекцией прошла вскоре после того, в Центре состоялась пресс-конференция экологических организаций. ВТОЦ обязали выплатить штраф и установить противопожарную сигнализацию.

В начале мая судебные приставы пришли домой к Закиеву, чтобы доставить его в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) из-за уклонения от выполнения обязательных работ. В декабре 2020 года Закиеву суд назначил 60 часов обязательных работ из-за нарушений на согласованном митинге, посвященном Дню Памяти. Во время отработки наказания у 66-летнего активиста начались проблемы со здоровьем: у него поднялось давление, а позже у него диагностировали гипертонический криз.

Врачи выдали больничный лист, который отстрочил общественные работы активиста до 12 мая, но приставы отказались принять медицинские документы и заявили, что «ждать больше не будут».

Объявить экстремистской организацией – перебор

Член Исполкома Всемирного конгресса татар и один из основателей ВТОЦ Дамир Исхаков считает, что обвинения в экстремизме против общественного центра «просто смешны». По его словам, организация не придерживается антироссийских настроений.

«Программные документы ВТОЦ напечатаны, их можно изучить. Там видно, что основной линией является центризм. Нашей первоначальной целью являлось вот что: мы хотели добиться повышения статуса татар и Татарстана в рамках Советского Союза. Это касалось как статуса республики, так и изменений в общественной и культурной сферах», – заявил он в интервью Радио Свобода.
С ним согласен и татарский литератор, глава Союза писателей Татарстана Ркаил Зайдулла. Зайдулла отмечает, что не замечал за ВТОЦ проведения антиобщественных или антигосударственных акций.

«Основная цель ВТОЦ – сохранить татарский язык и татарскую культуру, традиции. Это же культурно-общественные организации. Объявить экстремистской организацией – вообще перебор. Это шаг к тоталитарному режиму. У нас должна быть свобода мнений, высказываний, собраний, слова. Это же противоречит даже Конституции России. Какие можно привести примеры того, что данная организация занималась какими-то экстремистскими действиями? Должны же, наверное, быть какие-то доводы», – сказал он российскому изданию «Бизнес.Online».

Российский политолог Сергей Сергеев считает, что для татарской региональной элиты ВТОЦ стал обузой. По его словам, официальную Казань беспокоит чрезмерная активность общественного центра, которая может обернуться для республиканских властей если не утратой доверия, то неприятным и ненужным выговором со стороны Москвы.

«Поэтому неуместная активность пресекается; впрочем, пресечь ее пресекут, но сам ВТОЦ на всякий случай сохранят», – рассказал он «Открытой России».

Давление на ВТОЦ, как и на башкирскую организацию «Башкрот», растет на фоне увеличения в России протестных настроений. Справиться с недовольством Кремль предпочитает традиционным методом: арестами активистов, судебными преследованиями и запугиванием. Такие репрессии если и дают результат, то только временный.

Обвинения в экстремизме Всетатарского общественного центра выглядят неправдоподобными, учитывая, что организация всего лишь выступает за сохранение национальных прав, культуры, языка и традиций татар. Россия ужесточает отношение к оппозиционным организациям. Та активность, которая 10–20 лет назад считалась приемлемой, хотя и оппозиционной, сейчас в РФ называется экстремизмом.

Политический климат в России после Болотной площади, после массовых протестов и революций в странах бывшего СССР стал более суровым. Если вначале какие-то радикальные организации назывались экстремистскими, то затем в этот разряд перевелись те, которые считались более умеренными.

Огульный навет на Всетатарский общественный центр напоминает риторику коммунистических деятелей, с которыми татарские активисты вели борьбу в конце 80-х и начала 90-х. В Советском Союзе все подобные организации тоже были запрещены, тем не менее, СССР от развала это не спасло.

Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.

Автор
Асиф Алиев

AsifAliiev
Журналист (Украина)

TRT на русском

Обращение к VIII Всемирному конгрессу

  • 12.06.21, 15:59

Обращение к VIII Всемирному конгрессу финно-угорских народов
Уважаемые участники VIII Всемирного конгресса финно-угорских народов, желаем всем участникам конгресса плодотворной работы, творческой результативной дискуссии, активности, оптимизма и приобретения дружеских контактов. Надеемся, что вам удастся создать условия для конструктивного диалога и обмена опытом и мнениями между представителями разных народов. Как мы знаем финно-угры – одна из самых крупных этноязыковых общностей в Европе. В одной только России живет 17 из 24 народов финно-угорского происхождения. Саамы, ингерманландские финны и сето живут как в России, так и за ее пределами. В РФ компактно проживают мордва, удмурты, карелы, марийцы, ханты, манси, ненцы, коми-пермяки и другие.
Тотальная русификация привела к тому, что сейчас подавляющее большинство из более 190 народов России нет национальной прессы, а национальная и религиозная литература запрещается.
Однако в последнее время в России наблюдается стремительное сокращение численности большинства финно-угорских и самодийских народов, сужается сфера применения их языков из-за политики насильственной русификации. Прежде всего потери понесло молодое поколение там, где оно лишено возможностей социализации в собственных национальных культурах. Напоминаем, удмуртский учёный Альберт Разин совершил самосожжение ради родного языка, таким образом он публично выразил боль многих колонизированных народов Московии. А ведь он был прав 13 народов уже исчезли с этнографической карты России, еще несколько десятков - на грани исчезновения.
15 января 2021 года прокуратура Татарстана выступила с требованием признать Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) экстремистской организацией и ликвидировать его. ВТОЦ уже многие годы защищает права татарского народа, выступает в защиту татарского языка и требует придать ему статус государственного. Вот почему Москва, через своих подручных в силовых структурах Татарстана преследует национальных и религиозных лидеров - патриотов татарского народа, в частности прошли обыски и нависла угроза фабрикации уголовных дел в отношении Фарита Закиева, Фаузии Байрамовой, Галишана Нуриахмета, Айрата Шакирова, Раифа Галиева, Рината Ризванова, Нафиса Кашапова, Рената Нургали, Раиса Хабирова, Равиля Мухаметзянова ... Давлению и угрозам со стороны силовых структур подвергаются и родственники у некоторых из вышеуказанных участников национального движения.
В прошлом году Верховный суд Башкортостана признал общественную организацию "Башкорт" экстремистской и запретил ее деятельность, а башкирских активистов Айрата Дильмухаметова, Рамилю Саитову упекли в тюрьму. Недавно башкирский экоактивист Ильдар Юмагулов подвергся нападению, палачи избили его битами, сломав обе ноги.
Для анализа можно провести аналогию, как имперская Москва жестко проводила политику русификации в Украине и, как ее катастрофические последствия сказываются даже на третьем десятке лет независимости Украины.
Учитывая российско-украинских отношений, для защиты национальных прав финно-угорским народам перспективным в этом отношении представляется сотрудничество через различные международные организации. Прежде всего с ООН, Совет Европы, ОБСЕ, НАТО, а Венгрии, Финляндии, и Эстонии - в рамках Европейского Союза.
Для реальной свободы колонизированных народов Московии, несомненно, необходим слом нынешней преступной системы, радикальные и коренные её преобразования. Движением «Свободный Идель-Урал», 25 июля 2018 года, был провозглашен курс на создание национальных демократических государств Поволжья. «Свободный Идель-Урал» видит будущее Идель-Урала как союз независимых государств Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Башкортостана, Чувашии и Эрзяно-Мокшании. Каждая республика будет осуществлять независимую внешнюю и внутреннюю политику.
Желаем команде VIII Всемирного конгресса финно-угорских народов еще больше участников, интересных спикеров, вдохновения и сил на новые свершения! За вашу и нашу свободу!
Рафис Кашапов – политэмигрант, зам. премьер-министра правительства независимого Татарстана в изгнании, член Президиума ВТОЦ, один из соучредителей движения "Свободный Идел-Урал", Великобритания,
Роза Курбан-ученый - литератор, Анкара, Турция,
Камиль Сукаев - представитель «Свободного Идел -Урала», США.

Обращение к тюркам России, Центральной Азии и Кавказа!

  • 06.06.21, 06:06

Тюрки берите пример у тюрков Турции и Великобритании!

Недавно чеченец Руслан Кантаев обратился к Рафису Кашапову по поводу строительства Фонтана дружбы тюркских народов в Турции, мой брат близнец  в целом поддержал идею Руслана.  Позже Роза Курбан присоединилась к данному проекту и активно начала работу, на данной момент половина представители тюркского мира поддержали проекта Фонтана дружбы тюркских народов. Особенно в этом деле проявили активность  патриоты тюрки Турции и Англии, однако тюрки России, Центральной Азии и Кавказа пассивны, по этому я решил написать обращение. 

Как мы знаем, к тюркским народам относятся: турки, уйгуры, татары, азербайджанцы, казахи, крымскотатарский народ, чуваши, киргизы, башкиры, узбеки, туркмены, тувинцы, хакасы, шорцы, гагаузы, каракалпаки, турки-месхетинцы, алтайцы, телеуты, чулымцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, караимы, хорасанские турки, кашкайцы, салары, халаджы, югуры, долганы, хотоны, тофалары, духа... Таким образом, в мире разобщено проживают более 300 миллионов тюркоязычных народов. 

У каждого тюркского народа есть свои национальные праздники, памятные исторические даты, дни воинской славы и трагические даты, а значит, об этом на памятнике Фонтане  дружбы тюркских народов в Турции будет указана. Представители каждого народа свободно могут собраться у памятника чувством гордости за доблестные подвиги и достижения предков, которые останутся в памяти потомков навечно.

Напоминаю, тюрки Великобритании ведут активную общественную деятельность, содействующую открытию новых горизонтов сотрудничества народов Евразии. Когда праздники или трагические события они всегда с тюркским миром. 

Исходя из этого, нужно создать коллектив с представителями тюркских народов с участием историков, политиков, деятелями культуры, юристов, журналистов, бизнесменов, где они смогут активно принимать участие для решения данного проекта. 

Уважаемые, добро пожаловать, тем, кто готов оказать содействие и внести свой вклад по решению выше указанных задач для консолидации тюркских народов. Предлагайте свой богатый опыт по развитию и началу нашей общей культурной деятельности во имя будущего тюркского мира. Обращайтесь к организаторам данного проекта, каждый из них имеет личные страницы на Facebook.

Полная информация об организаторах тут: Тюрки возродим памятник - Фонтан дружбы тюркских народов в Турции! 

На фото: Лондон, лидеры тюркских организации, Атилла Абаджи Оглу - руководитель Платформы Тюркского Мира и Рафис Кашапов – зам. премьер-министра правительства независимого Татарстана в изгнании, член Президиума ВТОЦ, один из соучредителей движения "Свободный Идел-Урал", Великобритания. 

P.S. Прошу перевести данное обращение и предлагаю разослать общественным, политическим организациям, СМИ тюркских народов. 

С, уважением! Нафис Кашапов - представитель движения "Свободный Идел-Урал" в Польше. 

Для чего в Татарстане учредили День памяти шахидов — мнение

  • 04.06.21, 02:12

Иллюстрация: realnoevremya.ru

25 мая Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) провело поминальную акцию по случаю «Дня памяти» (тат. «Хтер коне») — ежегодно проводимого татарскими националистами мероприятия из-за взятия Казани 2 октября (15 октября по новому стилю) 1552 года войском Ивана Грозного. Номинально организатором выступало не само ДУМ РТ, а Совет аксакалов при татарстанском муфтияте, но учитывая, что в ней принимал участие муфтий Камиль Самигуллин, организатором можно считать именно ДУМ РТ.

Очевидно, что инициатива исходила не от аксакалов-имамов или муфтия, а от властей Татарстана.

История проведения «Дня памяти» начинается с 1989 года, когда его впервые в Казани провел Всетатарский общественный центр (ВТОЦ), ставший главной национал-сепаратистской организацией в Татарстане (и это при том, что из 21 члена правления ВТОЦ 18 были членами КПСС, а первым его председателем был доцент кафедры истории КПСС Казанского университета Марат Мулюков). Первоначально акция проходила в форме митинга с шествием на территорию Казанского кремля, где у подножия башни Сююмбике (дозорно-проездная башня, памятник русского оборонного зодчества XVII века. — EADaily) все завершалось коллективной молитвой. В акции тогда участвовал даже муфтий Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Талгат Таджутдин и прочее мусульманское духовенство. На рубеже 1990-х годов Татарский обком КПСС давал неофициальные поручения горкомам и райкомам партии указания организовывать подвоз участников из других городов Татарстана и сельских районов для «массовки». И действительно, «День памяти» в начале 1990-х годов был массовым.

Однако постепенно мероприятие превратилось в своеобразный смотр сепаратистских организаций со всего Среднего Поволжья: в «Дне памяти» участвовали башкирские, марийские, чувашские (а на начальных этапах даже и крымскотатарские) националисты. «День памяти» приобрел политический окрас с ярко выраженной антироссийской, русофобской и антиправославной повесткой. Например, именно на «Дне памяти» в 1997 году тогдашний председатель ВТОЦ Заки Зайнуллин сжег муляж российского паспорта — «имперский символ царизма». Затем национал-радикалы из ВТОЦ потребовали убрать с Благовещенского собора Казанского кремля кресты, которые им показались символом «победы православия над исламом», и власти Татарстана пошли им навстречу. Затем Зайнуллин (к слову, член Союза писателей Татарстана) организовал торжественное захоронение «останков шахидов», обнаруженных в ходе раскопок на территории Казанского кремля (хотя останки были найдены в гробах на монастырском кладбище). Несмотря на замечания об абсурдности действий, члены ВТОЦ пронесли эти кости через весь город и похоронили по мусульманскому обряду на кладбище в Ново-Татарской слободе. Руководство Татарстана не стало этому противиться, фактически поддержав вандалов.

Впрочем, ничего удивительного: политическую программу ВТОЦ писал политический советник первого президента Татарстана Рафаэль Хакимов, до 2020 года возглавлявший Институт истории Академии наук РТ и ставший местным академиком.

К слову, о татарских национал-историках. В 1990-е годы на волне «парада суверенитетов» и этнического реванша провозглашение Республикой Татарстан своего суверенитета именно этими людьми с учеными степенями преподносилось как возрождение утерянной государственности после присоединения Казанского ханства к Московскому государству: «День памяти» вписывался в конструируемую историческую мифологию, имеющую ярко выраженный этноконфликтный характер. Вхождение Среднего Поволжья в состав Российского государства воспринималось и продолжает трактоваться все теми же местными татарскими национал-историками как исключительно негативное явление, и подобная антироссийская по духу позиция по-прежнему содержится в учебниках истории Татарстана. Некоторые из особенно упертых, как, например, этнолог Дамир Исхаков, заявляли, что бывший первый секретарь Татарского обкома КПСС, а потом первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев является «потомком Чингисхана».

Когда в 1992 году на волне регионального этносепаратизма от Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (переименованное в том же году в ЦДУМ) откололись ДУМ Башкортостана и ДУМ Татарстана, первый муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин способствовал участию мусульманского духовенства в «Дне памяти». Соучаствовал с Галиуллиным в «Дне памяти» имам Закабанной мечети Казани Исхак Лутфуллин, автор книги «Джихад татарского народа», включенной в 2008 году в федеральный список экстремистских материалов. Книга как раз посвящена «героической борьбе татар-мусульман с православной инквизицией». Участие татарского духовенства в «Дне памяти» сохранилось и при муфтии Гусмане Исхакове (19982011), шурине Галиуллина, хотя в 2000-е годы количество участников значительно сократилось, а ВТОЦ быстро стал превращаться в маргинальную организацию, объединявшую преимущественно пенсионеров-националистов.

При короткой каденции муфтия Татарстана Ильдуса Файзова (20112013) ДУМ РТ полностью отстранилось от участия в этой акции: Файзову было совершенно не по душе, что мероприятие превратилось в русофобский шабаш. Поэтому татарское духовенство посещало «День памяти» в индивидуальном порядке (это были единицы: тот же экс-муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин и муфтий Кировской области Зуфар Галиуллин).

Эта же линия на дистанцирование от участия ДУМ РТ в «Дне памяти» сохранялась первые два срока каденции муфтия Камиля Самигуллина (с 2013 года). В 2010 году произошла смена руководства в Казанском кремле: президентом Татарстана стал Рустам Минниханов, которому был чужд националистический курс своего предшественника (впрочем, для Шаймиева специально создали должность «государственный советник Республики Татарстан», которая стоит выше премьер-министра Татарстана). Но с этого момента постепенно на участников и организаторов «Дня памяти» стали заводиться административные и уголовные дела. В 2017 году Набережночелнинское отделение ВТОЦ признали экстремистской организацией (его лидер Рафис Кашапов в 2015 году был осужден, а после отбытия наказания эмигрировал сначала на Украину, а потом в Британию).

В начале 2021 года прокуратура Татарстана обратилась в Верховный суд РТ о признании уже всего ВТОЦ экстремистской организацией. Последние годы на «День памяти» приходило от силы 100 человек, и власти разрешали проводить ее только в качестве митинга без шествия и подальше от центра Казани. От чисто поминальной церемонии, которая, по идее, и должна была быть сутью «Дня памяти», не осталось и следа: «Хтер коне» становился то митингом в поддержку Евромайдана, как это было в 2014 году, когда звучали заявления, что «русские заслуживают биологической смерти» (дословная цитата из выступления члена Союза писателей Татарстана Айдара Халима), то русофобским шабашем, когда собравшиеся требовали запретить русский язык в образовании, приравнивания события 1552 года к Холокосту, а Татарстан объявляли «не регионом, а государством».

Параллельно с этим ежегодно на территории храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя (памятника федерального значения, построенного в 1823 году на реке Казанке под Казанским кремлем) с 2002 года стала проводиться церковная панихида по погибшим при взятии Казани. В отличие от «Хтер коне», это была именно поминальная акция, а не митинг. Таким образом, возникла ситуация, что погибших православных воинов Казанская епархия РПЦ поминает, а поминальной акции с участием ДУМ РТ нет. Вместо нее национал-сепаратисты проводят свои митинги.

В итоге местные власти решили, видимо, восстановить баланс: если по русским воинам, погибшим при взятии Казани, есть панихида, то и по погибшим татарским воинам — защитникам Казани должна быть. В ДУМ РТ предпочли не привязывать «День памяти» к дате взятия Казани по григорианскому календарю, а проводить ее по мусульманскому летоисчислению — в 13-й день месяца Шавваль (именно в этот день 959 года по хиджре произошло взятие Казани в 1552 году). Соответственно, «День памяти» должен проводиться в разные даты (мусульманский календарь короче григорианского на 10 дней).

ДУМ Татарстана сразу указало на «недопустимость политических спекуляций на теме взятия Казани Иваном Грозным, которые чреваты межнациональными конфликтами». Т. е. решили убрать весь русофобский тренд, который сопровождал «День памяти», когда его организовывали национал-сепаратисты. Да и сам формат мероприятия должен измениться и походить на то, что организует Татарстанская митрополия: намаз в соборной мечети «Кул Шариф» в Казанском кремле и молитва у некрополя казанских ханов неподалеку. Тем самым мероприятие из политического превращается в действительно поминальное, а его проведение из рук национал-радикалов переходит под контроль духовенства.

Такое изменение не всем пришлось по душе. Свои возражения высказало Общество русской культуры Республики Татарстан, которое считает, что «представляются деструктивными призывы поминать отдельно „защитников“ и отдельно „нападавших“, поскольку в этом изначально заложено противопоставление нас, потомков тех воинов, друг другу, притом что все мы сегодня сообща созидаем и оберегаем наше общее Отечество — Россию». Председатель ОРК РТ Михаил Щеглов предложил проводить «симметричное религиозное поминовение с исключением каких-либо искусственных и лукавых дефиниций: православных воинов, павших при взятии Казани; воинов-мусульман, павших при взятии Казани», объясняя это тем, что и в войске Ивана Грозного были татары-мусульмане, а «поминовение должно совершаться лишь по признаку вероисповедания погибших, а не по их принадлежности к тому или иному стану».

Подобное замечание вполне справедливо, поскольку во всей этой истории за бортом осталась память о тех татарах, которые действительно в большом количестве были в войске Ивана Грозного и участвовали во взятии Казани. Речь идет о воинах хана Шаха Али (Шигалея, 15051566), трижды занимавшего трон Казани и терявшего его из-за интриг прокрымской группировки в Казанском ханстве. Этих мусульман, погибших при взятии Казани, не поминает РПЦ и, судя по всему, пока не хотят поминать и в ДУМ РТ. По крайней мере, из информации на сайте татарстанского муфтията о проведенном «Дне памяти» об этом тишина. 469 лет назад те воины-мусульмане (а их насчитывалось, по данным «Казанского летописца», 30 тысяч человек), которые добровольно сделали свой выбор в пользу России и благодаря которым Казанское ханство вошло в состав Московского царства, как бы забыты. В татарстанском муфтияте их не признают «шахидами» (погибшими за веру), наделяя таким эпитетом только тех, кто был внутри Казанского кремля во время его осады. Но ведь поход на Казань не был крестовым походом, войной с мусульманами — Иван Грозный, даже будучи под стенами Казани, неоднократно предлагал решить дело миром.

Впрочем, сами татарские националисты, у которых муфтият перехватил «День памяти», намерены продолжать отмечать его по своему ежегодному сценарию. Они приветствуют и то, что ДУМ РТ будет чтить память о погибших при взятии Казани мусульманах. Принцип понятен: чем больше говорится о «трагедии 1552 года», тем лучше. Это поможет поддержанию националистических настроений.

Конечно, до осени еще надо дожить. Да и вряд ли региональные власти разрешат националистам это делать. Учитывая, что дело о признании ВТОЦ экстремистской организацией сейчас рассматривается в Верховном суде Татарстана, которое инициировала, заметим, местная прокуратура, не факт, что «День памяти» в форме антироссийского митинга вообще состоится. Понять президента Татарстана Рустама Минниханова можно: ежегодный шабаш с русофобскими заявлениями постоянно бросает тень и на него. Другое дело, что в идее с передачей «Дня памяти» до конца не проработали важные детали: пока все выглядит так, что муфтий Татарстана с имамами собирается молиться лишь за тех, кто воевал против присоединения к России. Отсюда и вполне резонные замечания со стороны русской общественности Татарстана: мусульманское духовенство должно молиться за всех мусульман, погибших в 1552 году, точно так же как православное молится за всех православных, в том числе и тех, кто был внутри осажденной Казани. Так, например, в войске последнего казанского хана Едигера (15221565) тоже были русские, а самого хана, к слову, не казнили, несмотря на то, что он воевал против Ивана Грозного. В итоге Едигер получил в удел подмосковный Звенигород, перешел на службу к Ивану Васильевичу и даже участвовал в Ливонской войне.

Все эти тонкости следует учитывать татарстанскому муфтияту и местным властям. Иначе возникает ощущение, что теперь не кучка уличных сепаратистов, а сам муфтий Татарстана сожалеет о вхождении Среднего Поволжья в состав Российского государства.

Сергей Николаев

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2021/06/03/dlya-chego-v-tatarstane-uchredili-den-pamyati-shahidov-mnenie?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

Дорогие братья, сестры и друзья тюркского мира!

  • 30.05.21, 18:18
Тюрки возродим памятник - Фонтан дружбы тюркских народов в Турции! 

Позвольте Вас приветствовать от имени правительства независимого Татарстана в изгнании, Всетатарского общественного центр (ВТОЦ), движения "Свободный Идел-Урал и от себя лично всех присутствующих в видеоконференции - участников лидеров тюрков со всех уголков планеты!  С началом нашей общественной работы, желаю всем нам благополучно начать и завершить Фонтана дружбы тюркских народов в Турецкои Республике. 

Тюркский мир один из самых успешных общностей в мире и мы тюрки оказали огромное влияние на ход мировой истории и на другие народы практически на всей территории Евразии. Возрождение тюркской цивилизации не мыслим без сохранения и приумножения культурного наследия по этому мы общими усилиями должны возродит Фонтан тюркских народов в Турции. Уважаемые, я со своей стороны готов с Вами сотрудничать по данной проблеме в любой форме, а также по всем вопросам. Выражаю огромное благодарность Руслану Кутаеву - инициатору данного проекта и Роза Курбан за качественную организации и информационной работы со всеми представителями тюркских народов. 

Да здравствует тюркский мир, возрожденная тюркская цивилизация – от крайнего Востока до Европы!

Рафис Кашапов – зам. премьер-министра правительства независимого Татарстана в изгнании, член Президиума ВТОЦ, один из соучредителей движения "Свободный Идел-Урал", Великобритания.
Присоединяются к пожеланиям: 
Нафис Кашапов - представитель движения "Свободный Идел-Урал", Польша, 
Камиль Сукаев - представитель «Свободного Идел -Урала», США. 

Участники видеоконференции, текст на турецком языке: 
TRK EMES PROJES
Projenin Fikir Sahibi: Ruslan Kantayev
Kurul yeleri


1. Aleksey Tomskiy, Atilla Kltr Merkezi Mdr,  Saha Cumhuriyeti (Saha Trklerinin temsilcisi)
2. Ali Olgun Boydak, Krm Trkleri Kltr ve Yardmlama Dernei Genel Merkezi yesi, Trkiye. (Krm Tatar Trklerinin temsilcisi)
3. Aman Sagidullayev, Karakalpak Srgn Hkmeti Babakan, Norve. (Karakalpak Trklerinin temsilcisi).
4. Amantay Seytmuratov, Alga Karakalpakistan Partisinin Bakan, Karakalpakistan. (Karakalpak Trklerinin temsilcisi).
5. Atilla Abaciolu,  ngiltere Trk Dnyas Dayanma Platformu Bakan,  ngiltere (ngiltere Trklerinin temsilcisi).
6. Bakdaulet Jakslkbaiul, heykeltra, Kazakistan (Kazak Trklerinin temsilcileri).
7. Celal ten, stanbul Krm Tatar Kltr ve Yardmlama Dernei Bakan, Dnya Krm Tatar Kongresi Ynetim Kurulu yesi,  Trkiye ( Krm Tatar Trklerinin temsilcisi)
8. Cem Arslan, Nogay Trkleri Kltr ve Yardmlama Dernei Genel Sekreteri, Trkiye (Nogay Trklerinin temsilcisi)
9. Cemil Stba, Nogay Trkleri Kltr ve Yardmlama Dernei Genel Bakan,  Trkiye (Nogay Trklerinin temsilcisi)
10. Cengiz Bulut, zmir Belediye Bakanlar Birlii Bakan, eski ANAP Milletvekili, Trkiye. (Trkiye Trklerinin temsilcisi)
11. Gkhan Gler, Trk Dili Konuan lke ve Topluluklar Medya Platformu Turkmep Kurucucu ve KKTC lke Bakan Yardmcs, gazeteci, KKTC. ( KKTC Trklerinin temsilcisi)
12. Gurban Mammadli, avukat, ngiltere (Azerbaycan Trklerinin temsilcisi)
13. lya vanov, gazeteci yazar, Trk Dnyas Kltr Merkezi Bakan,  uvaistan (uva Trklerinin temsilcisi).
14. smail Cengiz, Avrasya Trk Dernekleri Federasyonu Bakan, Dou Trkistan Cumhuriyeti Srgn Hkmeti Babakan, Trkiye. (Uygur Trklerinin temsilcisi)
15. Kazahbay Bikmuratov, Karakalpak Kltr Dernei Atrau ubesi Bakan,  Kazakistan (Karakalpak Trklerinin temsilcisi).
16. Mlazim Paam, zmir Azerbaycan Kltr ve Dayanma Dernei Bakan, Trkiye. (Azerbaycan Trklerinin temsilcisi)
17. Namk Kemal Zeybek, ATA Dernei Ynetim Kurulu Bakan, eski Kltr Bakan, Trkiye. (Trkiye Trklerinin temsilcisi)
18. Nigar geday, geday TV sahibi, gazeteci, Trkiye. (Azerbaycan Trklerinin temsilcisi)
19. Prof. Dr. Ahmet Taal, Yeditepe niversitesi, tarihi, Trkiye. (Trkiye Trklerinin temsilcisi)
20. Prof. Dr. Orhan Kavuncu, Trkiye-zbekistan Dostluk Dernei  Bakan, eski milletvekili, Trkiye. (zbekistan Trklerinin temsilcisi)
21. Prof. Dr. Yusuf Halaolu, Trk Tarih Kurumu eski Bakan, tarihi, Trkiye. (Trkiye Trklerinin temsilcisi)
22. Rafis Kaapov, zgr dil-Ural Hareketi kurucu yesi, Tataristan Srgn Hkmeti Babakan, ngiltere. (Kazan Tatar Trklerinin temsilcisi)
23. Roza Kurban, Aratrmac yazar, Trkiye. (Kazan Tatar Trklerinin temsilcisi)
24. Ruslan Kutayev, iadam, Trkiye ( een milletinin temsilcisi)
25. Said- Magomet Haukayev, Avrupa Aksakallar Konseyi Bakan,  Almanya(ecen milletinin temsilcisi)
26. Selahattin Baysal, iadam, Trkiye-Trkmenistan Dostluk Dernei Genel Bakan, Trkiye. (Trkmenistan Trklerinin temsilcisi)
27. Vedat narolu, ATA Dernei yesi, MHP eski milletvekili, Trkiye. (Bakurt Trklerinin temsilcisi)
28. Yaar Duran, iadam, aratrmac yazar, Trkiye. (Trkiye Trklerinin temsilcisi)

Преступлений Лукашенко и Путина перед народами

  • 24.05.21, 04:14
Преступлений Лукашенко и Путина перед народами, государством и мировым сообществом за которые им будут объявлен импичмент, они будут отстранены от власти и казнены!

Белорусский активист Витольд Ашурок, приговоренный к пяти годам лишения свободы и отбывавший срок в Шклове, был убит палачами Лукашенко. Витольду было всего 50 лет. Как писал он в своих письмах, «наша семья, как и весь беларуский народ, прошла через пламя и ад», который и сам же прошел путь страданий в застенках КГБ...

23 мая 2021 года по поручению картофельного диктатора Лукашенко, истребитель белорусских ВВС сопроводил якобы заминированный самолет, следовавший из Афин в Вильнюс, до минского аэропорта. На борту был экс-редактор НЕХТА Роман Протасевич, которого сразу же задержали палачи. С этого момента жизнь Ромы превратился в ад. Ему грозит вплоть до смертной казни. 

Лукашенко скатился до государственного терроризма. Заставить под лживым предлогом сесть самолет со своим политическим оппонентом, чтобы его похитить - это именно терроризм.  Таким образом Лукашенко стал угрозой не только для граждан своей страны, но и для международной безопасности. Его акт государственного терроризма требует немедленного и жесткого ответа со стороны всех европейских стран. 

На сегодняшний день в мире всего несколько диктаторов и только двое живут в Европе – это Лукашенко и Путин. Если первый диктатор убивает и сажает своих оппонентов, а второй взрывает и травит: Катастрофа MH17: В деле о сбитом в 2014 году самолете Малайзийских авиалиний, на борту которого находилось 298 пассажиров и членов экипажа, четверым предъявлены обвинения в убийстве. На самом деле доказательства того, что путинский режим специально сбил пассажирский самолет, неопровержимы. 

Правда о преступлениях Путина, которую нужно знать: отрывок из книги; Рафис Кашапов: "Почему я отказался осуждать террористов" Генерал ФСБ Герман Угрюмов сказал: «Нам пришлось взорвать дома, чтобы посадить его в Кремль, сколько же придется пролить крови, чтобы его оттуда убрать?».   

Электронная версия книги - Глава III "Почему я отказался осуждать террористов": https://rafis-kashapov.com/first-style/

Наверняка, все помнят взрывы жилых домов (и не только) в России августе–сентябре 1999 г. 1 августа 1999 года произошел взрыв в торговом комплексе «Охотный ряд» рядом с Манежной площадью в Москве, 4 сентября – взрыв жилого дома в Буйнакске, в ночь на 9 сентября был взорван дом на улице Гурьянова в Москве, 13

сентября - на Каширском шоссе, а 16 сентября дом в Волгодонске. Погибли почти 250 человек, пострадали около полутора тысяч...

Нафис Кашапов - представитель движения "Свободный Идел-Урал" в Польше.