Картина радянських полоненних. Не завжди присутні собаки зі шмайсерами, як це малюють у радянських та сучасних російських кіновестернах. Німці тоді були впевнені у перемозі, а утримувати мільни героїчно сдавшихся до полону, було неможливо. Та й не кожному бажалось воювати за колгоспи. Більшість відпускали.
«Очень хотел бы встретиться со своими русскими
друзьями и многочисленными русскими коллегами разных лет по работе, -
пишет Виталий Иванченко из Киева. - Поговорить, как раньше, но душам и
узнать, как они думают сегодня обо всем, что произошло за эти последние
сорок лет. Мне кажется, что те, с кем я дружески общался в те
далекие годы, не могли измениться до такой степени, чтобы нам не
захотелось быть рядом сегодня. Но реальная информация в интернете (не в СМИ) из России говорит о противоположном. Как будто мы с разных планет».
Именно,
Виталий, именно! Разные планеты. То, что происходит сейчас в России,
называется: кошка бросила котят. Она их бросила после того, как
встретила такой отпор Украины и Запада, какого не ожидала. Тогда и
наступила послепутинская эра. Тогда. Сейчас она в самом разгаре. Котята
живут своей жизнью. Живут, как умеют: вон почти бессознательно
пробуют устроить для себя новый сталинизм. Часть из них может оказаться
за колючей проволокой, некоторые из видных устроителей – как двурушники. *********
Николай
Кузнецов: «Мне тоже казалось, что старые друзья не могут измениться. С
целью вспомнить общее прошлое я начал искать контакты в
"Одноклассниках", нашел двоих, один не откликнулся, а с другим мы пару
лет общались по Инету. И вот три года назад он шлет мне вопрос,
как я отношусь к событиям на Украине. Отвечаю, что очень положительно и
что это пример для России. И кто бы мог подумать - он обозвал меня
предателем и пятой колонной. Я долго не мог сообразить, что происходит, но общение пришлось завершить», - пишет Кузнецов.
Иностранцы
давно отмечают с удивлением, что русские очень склонны к серьезным
разговорам обо всем на свете - о своих верованиях и вкусах, о
политических взглядах, партийных предпочтениях, о личных и
государственных делах, любят спорить и спорят до хрипоты, бывает – до
разрыва отношений, даже брачных.
Вести беседу из вежливости русскому человеку тягостно, светскость – не его стихия. Встретив
незнакомого, он должен немедленно проникнуть в его сокровенные мысли,
узнать, чем он дышит, какого он стана и, разумеется, обратить его в свою
веру. Исповедник, пропагандист и агитатор. Очень любит задаваться общими вопросами. Хлебом не корми… Один пишет: «Так каково же русское мировоззрение?
Думаю,
это сплав высокомерия, ксенофобии, паранойи, конспирологии, ну и,
разумеется, эсхатологизма. Нет?».Вон сколько иностранных слов… По-моему,
весь русский человек с его мироощущением - в одном вопросе, который он
задает собутыльнику: «Ты меня уважаешь?». В этом вопросе - потребность в
том, чтобы видели в нем свободного человека, а не крепостного, каким он
до сих пор себя во многом чувствует, и не сказать, что без всяких
оснований. Правда, лодырю свобода нужна чуть меньше, чем труженику. В то
же время из иного лодыря свобода может сделать труженика.
********
«Альтернативная
цивилизация РФ, - пишет Вован Таган, - это цивилизация, где культ
традиционных ценностей: авось, небось да как-нибудь. На авось
забрали у Украины Крым, на авось вошли в Донбасс. Забыли только, что
"авоська веревку вьет, небоська петлю закидывает". Теперь,
авось Трамп, авось Европа расколется, авось нефть и газ подорожают...
Великая альтернативная цивилизация живет великими надеждами», - пишет
Таган. На другом языке примерно об этом говорится как о нехватке
компетенции, управленческой квалификации, да и простой рациональности.
Обдумать
все досконально, взвесить, просчитать, да без фантазий, без приятных
допущений – это не в кремлевских правилах. Ценятся общие рассуждения,
взгляд и нечто, витание в облаках. И не перестаешь восхищаться, как
хорошо эту национальную черту, эту слабость постигает русский ум, какая
самокритичная меткость в этих словах: авоська веревку вьет, небоська
петлю закидывает! Что, кстати, означает слово небось?
Это ведь
не боись, не бойся – как-нибудь, может быть, обойдется, дело обернется
не худшим образом. У Пушкина в «Капитанской дочке» пугачевцы, вешая
барина, приговаривают: «Не боись, не боись!». Поразительно, как наглядно
и жестоко эта особенность проявляется в важнейших государственных
решениях. Сидят люди, в чьих руках судьба страны, судьба государства,
судьба народа, а решения принимают все на тот же авось да небось....»