К человеку будущего
- 30.04.12, 03:27
Анатолий Мозжухин
К ЧЕЛОВЕКУ БУДУЩЕГО
Сегодня, как никогда, напряженность в обществе, взаимное непонимание, столкновение интересов показывает необходимость идеи, ведущей к миру. Без нее невозможен не только прогресс, но и сохранение ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО образа в лучшем моральном понимании его смысла.
Гомо сапиенс – человек РАЗУМНЫЙ уже давно перестал быть таковым.
Войны за ресурсы, межэтнические и межконфессиональные конфликты, «жесткая» конкуренция в бизнесе, удовлетворение сверхъестественных потребностей вышли далеко за пределы разумного.
О том, что нет идеи, объединяющей людей, ведущей к миру и согласию, говорил даже наш Президент на встрече с журналистами.
Давайте дадим ему эту Идею. Здесь, сейчас.
Из всех идеалов, а их придумали множество,
Идеал Счастья – вершина системы человеческих идеалов.
А вот он-то и не получил развития и воплощения на государственном уровне.
Даже само понятие счастья не имеет однозначной трактовки, у каждого свое видение и счастья, и смысла жизни.
Все чаще на разных уровнях нашего общества звучит вопрос
«Что делать?»
Давайте попробуем на него ответить.
.
Всеобщее счастье, как и всякий идеал, недостижимо, но стремление к нему, как и целенаправленная работа по его достижению, будет приближать нас к идеалу. Сейчас мы стремительно удаляемся от него.
Даже само понятие счастья не имеет однозначной трактовки, у каждого свое видение счастья, и смысла жизни. Я пришел к следующему.
СЧАСТЬЕ – ЭТО ТАКОЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЖЕЛАНИЙ.
Оно уходит на второй план, когда нас постигает горе или неудачи, но возвращается сразу, как только мы с ними справимся.
В обычной мирной жизни счастье зависит от нашего внутреннего психофизического состояния и от наших ЖИЗНЕННЫХ ПРЕТЕНЗИЙ.
Наше счастье во многом зависит от нас.
Искоренить в себе зависть, научиться реалистично мечтать, оценить правильно свою личность и свои силы и соответственно им выбирать цели – это первые условия счастья. Это ЛИЧНОЕ счастье. Оно предполагает, что мы справляемся со всеми своими обстоятельствами жизни, и нет внешних непреодолимых разрушающих наше счастье воздействий. Но они могут быть. Смысл жизни каждого человека – по возможности не допускать, чтобы они были.
Смысл жизни.
У животных он заключен в продолжении рода и сохранении вида. Самосохранение – основной инстинкт – это не только боязнь огня или любой опасности, но и генетически обусловленная непреодолимая тяга к размножению.
У людей, которые отличаются от животных более высокими умственными способностями, смысл жизни я вижу тоже более высокий. Сразу отмечу: разница умственных способностей у индивидов определяет и разницу их смысла жизни от возвышенного до непонимания его вообще. А надо чтобы наши люди знали свой (!) смысл жизни. Для этого его надо четко сформулировать и сделать достоянием нашей культуры и образования.
Смысл жизни ЧЕЛОВЕКА должен заключаться в ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭТОЙ ЖИЗНИ.
Я вижу эту работу в стремлении к достижению ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ на основе ПРАВДЫ с помощью НАУК и ИСКУССТВ. И здесь ТВОРЧЕСТВО (!) - основной элемент фундамента СЧАСТЬЯ.
Творчество свойственно человеку изначально безо всякой корысти, и появилось задолго до появления товарно-денежных отношений. Исток его – в желании сделать что-то полезное, красивое, радующее людей. Радующее, то есть дающее радость, без которой невозможно счастье. Творчество делает счастливыми многих людей и самого творца. Всех творцов, и композиторов, и архитекторов, и художников, и инженеров. И миллионы людей, для которых они творят, не рассчитывая на то, что когда-нибудь услышат от них слова благодарности. Сознание того, что он сделал доброе дело, делает творца счастливейшим из людей. Каждый человек должен быть творцом.
Творчество в технической области уже сделало жизнь людей несоизмеримо более комфортной и интересной по сравнению с первобытным обществом и остальным животным миром. Изобретение колеса, электротехники, реактивного двигателя, новых материалов, компьютеров, беспроводных коммуникаций и многих других, отсутствующих в природе устройств и технологий, изменили нашу жизнь к лучшему. Сколько ручного и вредного труда взяли на себя автоматические производства! И 180-ти лет не прошло с момента открытия Фарадеем электромагнитной индукции, а как изменился мир! Информационные и коммуникационные технологии с фантастической скоростью и точностью позволяют обрабатывать и доставлять любые массивы информации в любую точку нашей планеты.
В то же время в социальной сфере, где работают обществоведы, сохраняются и даже культивируются неприемлемые отношения между людьми, которые не делают человечество более счастливым, не ведут к миру и согласию. Всеобщее счастье остаётся несбыточной мечтой. Почему?
Уже прозвучали взрывы у нас в Днепропетровске.
Что сделали за тысячелетия (!) своего существования армии философов, историков, социологов, политологов, религиозных деятелей, культурологов и др. представителей общественных наук, чтобы ОБЩЕСТВО получило мир и согласие, и такое же четкое взаимодействие своих звеньев, как элементы в технике? Очень наглядное сравнение.
В компьютеры тоже деструктивные элементы периодически запускают разрушительные вирусы, но антивирусные программы не допускают их «побед» над полезными свойствами машин. Они автоматически уничтожают вредителей. Почему же в человеческом обществе нет эффективных средств защиты от преступной деятельности, разрушения морали, семьи, государства, мира? Не остановим эту агрессию - сами превратимся в животных.
Это колоссальная недоработка не только упомянутых обществоведов, но и педагогов, психиатров, психологов, юристов и ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ, КАК НАИБОЛЕЕ СПОСОБНОЙ И ПРИЗВАННОЙ РЕШАТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ.
Зачем я говорю о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, счастье, идеалах и человеке будущего. Цель - искать и собирать единомышленников для распространения идей совершенствования мира. Уверен, что этот разговор нужен, чтобы понять, где счастье «зарыто».
Знаю, найдем. Рано или поздно. Хотя Призрак Счастья еще не бродит не только по Европе.
Всем надо искать и реализовывать методы развития и внедрения разумного смысла жизни, и сделать его необходимым, как воздух, с детства. Это должно стать элементом культуры, образования, главной задачей в семейной жизни и производственных отношениях.
Было бы здорово, если бы мы в Украине (а не они где-то) впервые в мире поставили этот вопрос на государственный уровень. И чтоб не мы в Европу, а они к нам за смыслом жизни потянулись.
Что надо для этого делать? Многое. Главное, не убить мечту о всеобщем счастье, и "сказку сделать былью"! Для этого рожден человек. В этом его смысл жизни.
Давайте вместе думать, как создать детализированную программу реализации этой задачи по составляющим её элементам. Но сначала надо их определить.
1. Принуждение к миру.
На первом довольно длительном этапе принуждение сохранится, пока Новая этика не станет нормой, такой же естественной, как сейчас отправление естественных нужд в туалетах, а не публично.
2. Неравенство.
Возможно ли счастье в условиях неравенства? Неравенство коррелируется с несправедливостью. Оно заложено в биологии человека: сильный - хилый, умный - «тормоз», красивый - неказистый, здоровый - больной. Есть еще масса неравенств, определяемых социальным статусом, психиатрическими особенностями личности (особо отмечу психопатическую агрессивность), но это отдельная тема.
3. Работа.
Да, работа – потрясающий источник удовольствия. Мне повезло: я получил бесценное наследство. После смерти матери я нашел в одном из ее писем 1946 года, где она рассказывала о трудностях послевоенной жизни, фразу: «Я умею и люблю работать». Это было НЕОБЫЧНО для меня и осталось в моей памяти как завещание матери. Я поразился тогда высотой этих слов и решил сделать все, чтобы иметь право сказать: «Я умею и люблю работать!» Мне это удалось, и работа принесла мне много счастья. Уметь, быть мастером своего дела, страдать, когда не удается, и любоваться результатами упорного, иногда каторжного труда, радоваться успеху – это настоящее счастье. Не допускать в своей работе никакой халтуры. ТОЛЬКО БЕЗУПРЕЧНАЯ РАБОТА ИМЕЕТ СМЫСЛ. Только она дает совершенную продукцию, гарантирует нас от катастроф и сулит признательность.
4. Конфликт потребителя и творца.
Творец и потребитель сочетаются в разных пропорциях в каждом человеке. Важно чтобы в каждом из нас творца (созидателя, производителя) было больше, чем потребителя, иначе (если мы будем потреблять больше, чем производим) не останется тем, кто производить уже не может. Я имею в виду немощных стариков и инвалидов, в числе которых, рано или поздно, может оказаться каждый.
Творец – это не обязательно изобретатель, композитор и так далее. Конечно, архитектор, реализовавший свой сокровенный замысел, переполняется СЧАСТЬЕМ: красивый дом, привлекающий взоры тысяч людей, увековечивает его имя, в то время как механик, отрегулировавший карбюратор, испытывает чувство только собственного удовлетворения, пусть даже глубокого. Но творчество должно быть чертой характера и сопровождать человека всегда: рационально расставить мебель в квартире, подобрать удачно занавески, приготовить вкусный обед... Перечень этот бесконечен. Здесь главное - воспитать в себе тягу к творчеству и красоте, неравнодушие к халтуре. Только безупречная работа имеет смысл – это кредо творца. Потребитель никогда не испытывает такого удовлетворения и счастья, какое испытывают все творческие люди.
5. Школа. Реформа образования. Растущий объем, накопленных человечеством знаний, давно превзошел психофизические возможности человека в его освоении и создал проблему, которую я назвал ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОПОМ. Человек с рождения обречен на невежество, ибо он не может постичь и усвоить и малой доли Знаний Человечества.
Это уже проявляется у людей в комплексах неполноценности, бравировании нежеланием учиться, «Учись – не учись, а дураком помрешь». Появляются «хиппи» и «панки». Воинствующее невежество – это груз, который, как якорь, держит значительную часть человечества в трясине убогого миропонимания.
Выход есть. Для балерин и футболистов проблема решена давно. Они с детства знают, что будут значительными людьми без знания законов Кирхгофа, постоянной Планка и тройного интеграла. И не комплексуют! Так надо ориентировать с раннего детства после тестирования.
В школе на начальном периоде обучения, параллельно с преподаванием общеобразовательных предметов, должны исследоваться разносторонние способности и склонности детей для дальнейшей специализации, анализироваться аналитические и математические способности для выявления потенциальных ученых, музыкальный слух и фантазия будущих музыкантов и композиторов, объемно-пространственное мышление, без которого невозможен конструктор, ассоциативное мышление будущих журналистов и поэтов, и многое другое.
Необходимые профессиональные знания и навыки для будущей работы юноши и девушки должны получать уже в школе до 17 лет.
Это поможет им достичь профессиональной зрелости к возрасту физического расцвета – 25 годам (так сейчас учат балерин, футболистов, музыкантов). Тогда максимально продуктивный период их деятельности во многих областях будет не менее двух десятилетий, ибо в возрасте после 45 лет начинает снижаться скорость и острота мышления (на работу не берут). Сейчас из институтов не выходят профессионалами ни инженеры, ни гуманитарии. Им приходится доучиваться на практике от 5 до 15 лет, в зависимости от способностей и условий. Как правило, в научно-технических областях профессионалы «вырастают» к 35 годам. Вот и остается наиболее продуктивной деятельности 10 лет.
А балерина…
А балерина к 18-20 годам уже почти само совершенство. Еще немного практического театрального опыта и достигнута вершина. То же может быть получено в инженерной деятельности. Только надо раньше выделить врожденные склонности и концентрировать обучение на профессиональном направлении с более раннего возраста. Конструкторов и инженеров для разных производств тоже можно «выпускать» прямо из специализированных школ. Совпадение профессионального совершенства с возрастом физического расцвета сулит выдающиеся достижения. При этом удваивается и срок наиболее продуктивной деятельности в возрасте с 25 до 45 лет. Это на порядок повысит эффективность работы людей всех профессий.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕОБЩИМ и проходить в храмах Науки среди «икон» Бессмертных Ученых, Поэтов и Писателей, Отважных Первопроходцев и Исследователей, чей пример должен создавать священно-трепетную обстановку радостной жажды творчества.
Дети должны иметь нормированный рабочий день и ЗАНИМАТЬСЯ ТОЛЬКО В ШКОЛЕ.
НИКАКИХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ! Родители тоже должны быть избавлены от дополнительной нагрузки, которую сейчас перекладывают на их плечи некомпетентные учителя. Отбор на педагогическую работу должен быть через кастинг с предъявлением ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ УЧИТЕЛЯ (!) В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, чем к музыкантам в оркестре, актерам в театре, или к футболистам в клубных командах.
Как слепой и глухой человек не может быть сторожем, так человек с каменным сердцем, не умеющий увлечь детей в мир науки, не может быть Учителем.
Наука должна стать дорогой в будущее, в котором Идеал Счастья будет основой Смысла Жизни для всеобщего блага и добра.
6. Семья. И здесь есть что совершенствовать.
Родители – это в первую очередь тоже педагоги. А каков уровень их образования в этой области мы не можем даже себе представить. На этот счет нет ни научных, ни статистических данных. Известно только, что несчастливых семей много, страдают часто и дети, и родители.
Очевидно нужен семейный кодекс и система образования и государственной ответственности за наличие условий нормальной жизни, а не только уголовной ответственности за насилие в семье. Именно в семье Идеал Счастья должен стать главным смыслом жизни её членов.
7. Искусство и СМИ. Все произведения искусств должны быть ориентированы на то, что каждый человек должен быть счастлив, СМЫСЛ ЖИЗНИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЖИЗНИ ДЛЯ ДОБРА И ЛЮБВИ, а любое антисоциальное поведение недопустимо и неприемлемо. КАТЕГОРИЧЕСКИ ДОЛЖНЫ ПРЕСЕКАТЬСЯ ПОПЫТКИ ПРОПАГАНДЫ НАСИЛИЯ И ВРАЖДЫ, А ТАКЖЕ ПОНЯТИЯ СВОБОДЫ КАК ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ. Без ложного понятия о цензуре, но везде должны быть «антивирусные» фильтры, не допускающие деградации человечества.
Тема эта требует продолжения до создания Государственной программы. По большому счету, если Вы согласны, придумайте ей название. Я её пока назвал "Гомосапиенсизм". Придумайте лучше.
Хотелось бы надеяться, что эта публикация положит начало походу Призрака Счастья, который «побредет» не только по Европе.
Я в это почему-то верю.
Коментарі
Manana
1130.04.12, 07:31
шикарно! я согласна! только работать я раньше любила, а теперь не люблю вообще! все это чудесно, и, возможно, оно так бы и было, но тем кто умнее, хитрее, сильнее не выгодно это абсолютно, разве нет?
Гість: Світсонця
1230.04.12, 07:43
задачу. Монголам было труднее, после завоевания Руси им пришлось насиловать женщин и рубить головы мальчикам что были выше колеса телеги (примерно 1 метр). СМИ бескровно уже выполнили эту функцию, поколение фанов которое разламывает вагоны в поездах, верхняя планка которого пиво и жуйка - выросло. А немногие кто учится реально, уезжают абы куда, потоиу что Украина - это кладбище талантов и пока "умы ещё науке живы, соседним странам посвяти, мой друг, карьерные порывы.".
Власть в большинстве земных государств несуверенна а её задача укрепление и экспансия. Вот представьте, даём рецепты вассалитету -а нет смысла, всё решит сеньор.
Так что ж - расслабиться и получить удовольствие? Не знаю, но знаю твёрдо, что 95% людей эти темы не интересуют и мы всего лишь "вещь в себе". Бог весть....
Гість: Світсонця
1330.04.12, 07:53Відповідь на 6 від анонім
Да, но Союз, как альтернативный путь нынешней эвтаназии человечества, не мы грохнули. Это была операция бОльшей части нашей элиты, революция сверху и следующие варианты распада были страшнее, прошёл самый мирный вариант.
анонім
1430.04.12, 08:00Відповідь на 13 від Гість: Світсонця
радоваться,выходит?Почему так,ВОВ выиграли-"холодную войну" проиграли..Вот сейчас многие ругают Союз,но забывают,что страна(огромная) стала сверхдержавой за считанные годы..а сейчас каковы "успехи" у наших стран?Проедаем наследие Союза...
анонім
1530.04.12, 08:05Відповідь на 11 від Manana
это так..но в это в наших странах,мы не верим,что можно честно работать и получать зарплату как у наших нефтяниковмы привыкли к обману...
Гість: Світсонця
1630.04.12, 08:12Відповідь на 14 від анонім
Демонтах Союза, по моему, шёл с 1979 года, когда М.С. Горб...в, стал секретарём по сельскому хозяйству. Сама природа мутилась, засуха, горели торфяники под Москвой и первые талоны на продукты в 80-м году. Дискредитация Союза в СМИ, долгая подготовительная работа внутри + накачка западной экономики чисто эмиссионными деньгами для создания фасада от которого падали в обморок наши туристы и который до сих пор "выдыхают" западные экономики бесконечно реструктурируя задолженности, обрезая введённые фактически временно социальные права, и перенося "окончательное решение" долгового вопроса на завтра в надежде на локомотив военных расходов и обрезание социалки по мере угасания демократии.Наследие Союза мы даже не проели, а пропили. Жирка то нету ти, похмелие в чужом пиру, бомжение в чужом миру...
Гість: Світсонця
1730.04.12, 08:19Відповідь на 11 від Manana
Дело в трудовой морали. Работающий у нас кто - ЛОХ (лошадь), то есть работать вообще позорно и непрестижно. У нас у всех папа - бизнесмен (а он дома сидит безработный), у нас сын не скажет как в Германии - у меня папа - трубочист.
irishka_r
1830.04.12, 08:24
Какой же вы Анатолий идеалист! Спасибо за утренний позитив.
Гість: Ещё немножко
1930.04.12, 08:33Відповідь на 17 від Гість: Світсонця
как папа воспитал так сын и скажет Мораль не только формируется путем взаимосвязи с обществом, но и методом нравственной работы отцов над детьми.
Гість: крапелька
2030.04.12, 10:56
Работала я в школе..
Претензии родителей:
- Почему нет дом.заданий?
-ПОЧЕМУ НЕ ЗАСТАВЛЯЕТЕ УЧИТЬ ПРАВИЛА?
- Будьте с ними построже!!..
Эх, не не с детьми трудно, а с их родителями.