История одного приказа
- 01.10.10, 10:41
На борту транспорта находились 2 789 человек: 136 членов экипажа, около 80 гражданских, 268 британских военнослужащих, свыше 1 800 итальянских пленных и 160 польских тюремщиков.
Капитан подводной лодки, видя плачевное состояние тонущих, (а итальянцы были союзниками) принял решение оказать помощь.
Вскоре лодка был забита до отказа спасенными людьми. Немцы взяли на буксир 4 спасательные шлюпки.
Понимая, что собственными силами не справиться, капитан передал открытую радиограмму:
«Если какой-нибудь корабль пожелает оказать помощь экипажу „Лаконии“, я не стану атаковать его при условии, если сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею на борту 193 спасенных. 4 градуса 52 минуты южной широты, 11 градусов 26 минут западной долготы. Германская подводная лодка.»
На помощь поспешили: кригсмарине U-506 и U-507, итальянская «Каппеллини». На призыв также откликнулось правительство Виши, выслав к месту трагедии сторожевой корабль «Аннамит» и крейсер «Глуар».
U-156 приняла на борт свыше 400 человек. Всего в океане плавало 22 спасательных шлюпки и плота, на которых нашли временное спасение примерно полторы тысячи человек. В воде не оставалось ни одного потерпевшего.
А потом прилетели американцы...
Через час американцы отчетливо понимая ситуацию и пройдя на высоте менее 80 метров, начали бомбить немецкие подводные лодки. Логика американцев:
1. Правила ведения войны не позволяют боевому кораблю использовать флаг Красного Креста
2. На подходе еще несколько британских транспортов, которые тоже могут быть потоплены
3. Немцы занимаются спасением только итальянцев
Одна из бомб попала точно в шлюпку — погибли все в ней находившиеся. После следующего захода бомба разорвалась под центральным постом субмарины, на мостик поступили доклады о появлении течи. Был заклинен зенитный перископ, командирский перископ не поворачивается, вышли из строя семь элементов батарей, сорван фланец магистрали водяного охлаждения дизеля, сломан радиопеленгатор, отказали гидроакустические станции.
Капитан отдал распоряжение надеть спасательные пояса и высаживать всех спасенных с «Лаконии» в шлюпки.
U-156 передала сигнал бедствия, но устранив наиболее серьезные повреждения, лодке удалось погрузится.
Из союзнического состава экипажа «Лаконии» погибло менее 20 человек, а из более 1 800 итальянцев спаслось только 450 человек
На следующий день адмирал Дёниц, командующий подводными силами ВМФ Германии, издал приказ:
1. Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд.
2. Приказы о захвате капитанов и главных механиков остаются в силе.
3. Спасать людей только при наличии у них важной информации для лодки.
4. Будьте непреклонны. Помните — враг не вспоминает о женщинах и детях, когда бомбит германские города.