Но - постойте! - спросите вы. Зачем освобождаться? Зачем отказываться от
дальнейших жизней в этом замечательном мире, пусть они и приносят страдания?
Элементарно.Никто и не отказывается. Просто пока мы находимся в плену наших мыслей, страстей, заблуждений и иллюзий, мы живем, умираем и рождаемся вновь, не вынеся никаких уроков из прошлой жизни.
Мы, как на карусели, все время движемся по одному и тому же кругу, испытывая
боль и разочарование. Потом умираем, не сделав никакого вывода. Проходим
тяжелые испытания после смерти, потом автоматически рождаемся вновь (хорошо
еще, если человеком), ничего не помня, и вся карусель начинается
по-новой. Бессмысленно, унизительно и больно.
Хорошо. А что же ждет человека, набравшегося ума, освободившего свое сознание от ядов
невежества, жадности и гнева?
Тоже очень просто. Вот человек
освободился, он расплатился со своими
кармическими долгами, он не обязан больше рождаться
здесь. Он умирает и попадает в чистые земли (по
нашему - в рай). Живет он там, живет - и рано или поздно понимает, что на
сердце у него неспокойно.
Он-то освободился и пребывает в блаженстве, а все люди, которых он любил в
предыдущих жизнях, продолжают страдать, не зная - как сойти с карусели.
От этого ему не по себе. И тогда он сам, сознательно
принимает решение родиться на земле вновь и помочь
всем, кому он сможет помочь. Такой человек называется "бодхисаттва". Он
добровольно отказывается от собственного блаженства, пока не освободит всех
существ от страданий, вызванных их собственным
невежеством. Согласитесь, что в этом что-то есть.
Есть люди, по незнанию приписывающие буддистам полное равнодушие к миру - дескать, им
нужна некая нирвана, прекращение бытия - и все.
Увы!
Невежественные люди всегда наезжают на то, о чем не имеют ни малейшего
понятия. Не зря Христос говорил: "Прости им, ибо не
ведают - что творят".
Сострадание - это центральное понятие буддизма. Если другим
плохо, тебе не может быть хорошо. А в итоге - доброе отношение к людям
приводит к накоплению позитивной энергии; рано или поздно количество
накопленной позитивной энергии переходит в качество. Человек начинает видеть
безрезультатный круговорот жизни и хочет перестать зависеть от суеты. Он
начинает медитировать, ум его очищается и тогда жизнь приводит его к
учителю, который показывает ему его истинное сознание. А уж
узнав свое истинное сознание, человек постепенно приходит к полному
освобождению.
После того как Будда Шакьямуни покинул этот мир, ученики продолжали нести его
учение. Как оно и положено, они быстро разошлись во взглядах на то, чему же
именно учил Гаутама и в итоге образовалось несколько
ветвей буддизма.
Есть "Малая Колесница" или "Хинаяна" - это те, кто ни, на что не обращая внимания,
работают над очищением своего сознания.
Есть "Большая Колесница" (Махаяна) - это те, кто хотят
помочь всем живым существам, и таким образом постепенно движутся к
просветлению.
И есть "Алмазная Колесница" (Ваджраяна) - это те, кто - не
забывая о других - стремятся достигнуть просветления в течении этой жизни,
используя все подручные методы.
Но, как говорится - кто видит во всем разное, идет от смерти к смерти;
а кто видит во всем общее, освобождается. Так что же
общего во всех направлениях буддизма?
Главное в буддизме - это то, что суть бытия (то, что мы называем Богом или абсолютной
истиной) находится внутри нас, и мы не воспринимаем
эту суть только потому, что наше сознание загрязнено ядами.
Вывод напрашивается - очистим сознание и воспримем Суть. Правда, эта работа
требует большого труда и массы времени. Но, с другой стороны - есть ли в
жизни что-нибудь, на что это время можно потратить с большим толком?
Что же еще есть такого симпатичного в буддизме?
А очень много чего. Я, например, не могу без симпатии воспринимать учение,
говорящее, что непочтительно относиться к другим религиям - просто грех. В
буддизме не принято проповедовать, склонять кого-то в свою веру. Вот
теперешний Далай-Лама, который официально считается главой буддистов всего
мира, на вопрос кого-то из русских - как бы нам поскорее перевести всех в
буддизм, сказал: "А зачем? У вас есть своя замечательная вера,
и я считаю, что вам совсем не нужно другой религии". Такой ответ не может не
вызвать моего искреннего уважения.
Еще один симпатичный факт - буддисты никогда не вели религиозных войн. Зачем? Если
кто-то воспринимает истину не так, как ты, то это - его дело. Воевать здесь
не из-за чего. Правоту силой не докажешь. Когда человек будет готов, он сам
начнет задавать вопросы.
Далее -творить чудеса в буддизме считается не очень приличным. Буддисты хорошо
понимают, что главное - это продвижение по Пути, а демонстрация чудес -
только отвлекает и дает повод к гордыне.
И,наконец - Далай-Лама сказал однажды : "Если какое-то из положений буддизма
разойдется с данными науки, то я, как глава всех буддистов,
официально готов привести буддизм в соответствие с результатами
научных исследований".
Да в том-то и дело, что современная физика, чем дальше, тем больше приходит к полному
согласию со всеми буддийскими постулатами . Да - говорит физика, - на самом деле
все в мире взаимосвязано; да, на самом деле ничто никуда бесследно не
девается; да, на самом деле результат эксперимента зависит от точки зрения
наблюдателя. Так что буддизм не спорит ни с наукой, ни с другими религиями.
Буддизм просто существует для тех, кто готов его воспринять.
Так какие же средства используют буддисты, чтобы добиться очищения сознания и
достижения просветления?
Самые простые - добродетельную жизнь, непричинение вреда
другим существам, медитацию и чтение мантр.
Что же такое - мантра? Мантра - это набор определенных слогов, которые считаются священными, то есть имеющие особую энергетику. Читать мантры нужно особым образом: для этого нужно получить
специальное посвящение. Мантры используются во всех восточных религиях; даже
в христианстве есть что-то похожее под названием "умная молитва".
Зачем читать мантры? Считается, что когда человек произносит мантру, его сознание
сконцентрировано на ней; это приостанавливает поток мирских мыслей,
отвлекающих нас от нашего истинного сознания.
Далее -
медитация. Она известна в христианской традиции под названием "созерцание" -
то есть успокоение тела и мыслей для того, чтобы без слов почувствовать
истину в себе. Именно это у Кастанеды называется "остановкой мира". Об этом
я уже как-то рассказывал.
Ну а добродетельная жизнь и непричинение вреда знакомы нам по десяти заповедям -
да и в каждой религии есть почти буквально то же самое.
Вот и получается, что все религии - на разных языках - говорят об одном и
том же, и даже используют почти одинаковые методы для достижения
желаемого. Все правильно - ведь все люди похожи друг на друга, все
хотят примерно одного и того же, а Бог - один. Просто все обращаются к
нему на разных языках.
Религия (от лат.religare - быть соединенным с чем-то; воссоединять, в смысле
восстановления разорванной связи) - система миропредставления, основанная на
том, что человек ощущает некую связь со всебытием, высшим
всесосуществованием, имеющим системность и организованность.
И вот в этом смысле буддизм - религия. Ведь все мы так или иначе ощущаем связь с
миром и все чувствуем, что есть и организованность, и смысл. Чувствуем
бессознательно - ощутить это сознательно нам редко удается.
Нам мешает то, что в голове у нас все время крутятся мысли - как сделать это, как
добиться того, кто что о нас подумал, как мы выглядим... На сердце кипят
страсти. А если эти мысли и страсти вдруг на секунду прекращаются, тучи
расходятся - и мы видим, как прекрасен и совершенен мир.
Ведь даже самые заядлые атеисты в душе признают, что "есть что-то такое" - обычно
нас просто не устраивает форма, в которую это "это" облекает официальная
церковь. А бедная церковь совсем не виновата - ее обряды сформированы
веками, и не ее вина, что мы живем сегодня на совсем другой скорости, и не
даем себе труда остановиться и прислушаться.
Как это сделать - этому и учит буддизм. А разница между религиями - если внимательно
присмотреться - не так уж велика.
Махатма Ганди попросту говорил: "У Бога нет религии". Богу все равно - как мы Его
называем; Он терпеливо ждет, когда мы перестанем драться из-за придуманных
нами же названий и воспримем великую истину, которая выше всех слов.
Сайт "Радио
России":
www.radiorus.ru
(с прямым эфиром)
Эфир:
воскресенье 13-10,
в ночь со среды на четверг в 04-10 (повтор)