
Гарика Кричевского любителям жанра особенно представлять не
надо. Автор «Киевлянки», «Мой номер
245», «Привокзальной» и других шлягеров
шансона, проживающий сегодня в самом сердце Украины, в
Киеве, не любит особенно распространяться о себе, так что
это интервью стало настоящей удачей.
Гарик, сегодняшнее
интервью имеет две цели – оно попадет и на страницы
журнала и в уникальный проект издательства
«Амфора» - книгу «Легенды и звезды
шансона»…
Да? Как, интересно. Вы знаете, я тоже
с недавних пор стал писателем. Начал записывать те истории,
которые обычно рассказываю друзьям в компаниях. Это реальные
случаи, происходившие со мной или моими знакомыми. Я изменил
имена, фамилии, явки, потому что участники событий, слава
Богу, живы, но они занимают разное положение в обществе, и я
не могу их где-то скомпрометировать.
В каждой из новел я
присутствую хотя бы как один из персонажей.
С этим
литературным замыслом получилось как с песнями когда-то.
Творил в стол, не думая, что из этого что-то получится и
только благодаря тому, что друзья теребили: «Запиши!
Запиши!» Мне удалось раскачаться. Может и с книгой так
случится?
Кстати о песнях, я много слышал о том, как вы
записали первые альбомы и уехали в Германию, уже там узнав о
своей популярности на родине. Как же все это было
хронологически выдержано?
Я учился в музыкальной школе по
классу фортепиано, но за полгода до диплома бросил, заявив,
что не намерен заниматься нелюбимым делом, и отныне буду
играть на гитаре. Мои родители - врачи, но помимо этого они
еще прекрасные музыканты. Всю жизнь папа с мамой очень мягко
ко мне относились и не стали настаивать. Я потом ставил им
это в упрек: «Как же вы не настояли? Я же был совсем
молодой. Ну, пришел к вам юный идиот, и заявляет - Не хочу
учиться. Вы должны были сказать – будешь! А они,
наоборот - Не хочешь – не надо. Мои родители
абсолютные либералы.
Выросший на их опыте, я со своими
детьми веду себя иначе, где-то умею проявить жесткость и
требовательность. Я – строгий отец.
Вы были
единственным ребенком в семье?
Да.
А сколько сейчас
вашим детям?
Дочке 11, а сыну 7.

Первые песни вы стали
писать еще в юности?
Первые песни стали появляться, когда я
собрал свою первую группу. Я тогда жил во Львове, и мы
играли только англоязычный репертуар. Все остальное
считалось отстоем. Я абсолютно не знал и не интересовался
тем, что происходило на советской эстраде. Когда мне говорят
сегодня, услышав дискотеку 80-х, а помнишь…? Я говорю
- Нет, не помню. Из отечественной музыки я знал и уважал
только Высоцкого. И сегодня я абсолютно не переношу, когда
его перепевают. Не терплю! Считаю, никто этого не сделал
хорошо и никогда не сделает. Да, я слышал хорошие
аранжировки на песни Высоцкого, но исполнения –
нет.
Так вот, советские песни мы не слушали. Это
считалось дурновкусием. Но вдруг появилась «Машина
Времени» и, не смотря на то, что это на русском
– это не раздражало, это оказалось клево!
Я
тогда достал из стола два своих детских еще стихотворения,
написанных лет в 13-14 и на них мы сделали песни.
Все,
конечно, было вторично, я это понимал и долго шел к тому,
чтобы создать собственный стиль.
Но музыка еще не стала
профессией. Я пошел по стопам родителей: закончил львовский
медицинский институт. Мечтал стать гастроэнтерологом, но,
волей случая, стал рентгенологом. Отработал, правда, по
специальности всего год. Когда я поступал в институт,
написал в анкете, что играю на инструменте. Мне тут же
позвонили и сказали, что вы обязаны взять гитару и явиться в
общежитие №1 репетировать с институтским ВИА. От одного
словосочетания «вокально-инструментальный
ансамбль» со мной чуть истерика не случилась. Я к тому
моменту активно работал с одной командой – зарабатывал
деньги на танцах и свадьбах, а с другой играл для души,
экспериментировал. Времени на учебу не оставалось, пришлось
выбирать один коллектив, и я выбрал ВИА с его комсомольским
репертуаром, где были цензурные рамки: столько-то песен
советских, столько-то стран социалистической демократии и
одна (!) на английском. Мы играли вещь из репертуара
Сантаны, говоря со сцены, что это песня про угнетенных
негров Америки.
Бред полный!
А в стол я писал то, что
сейчас зовется шансоном. Я исполнял эти песенки, но только в
компаниях. Многое теперь забыто, утеряно, часто я ленился
записывать, или делал это на клочках бумаги, салфетках.
Недавно в Америке мне принесли кассету с таким полупьяным
домашним концертом. Там оказалось пара неплохих вещей, но
много и ерунды. Я уже заканчивал институт, когда друзья
сказали мне: «Гарик, а чего ты не
запишешься?!»
В 1989 году у меня мысли не было о
профессиональной сцене, были мысли быстрее свалить из
страны, поняв только куда, пока не захлопнулся железный
занавес.
Но видимо на Альфа Центавре в отделе по надзору за
планетой земля, на мой счет были планы, и, хотя все мои
близкие отнеслись к этой затее скептически, у меня все
сложилось: нашлась студия и местная рок-команда
«Город», имевшая репутацию креативной.
Я
приносил им песню, прямо на ходу мы делали аранжировку и тут
же записывались. За неделю сделали десять композиций. Тогда
подобное творчество расходилось через кооперативы
музыкальные, и я помню, как бобину от магнитофона
«Юпитер», на который мы писались, запирают в
сейф на студии, а на следующий день приходим - он вскрыт. Я
жутко расстроился тогда и только через много лет выяснил,
что это сделал один из музыкантов. Он продал ее местному
кооперативу «Лира». Я так разнервничался, что
выкуривал тогда по восемь пачек сигарет в день и потом
бросил курить раз и навсегда. В общем, обломался конкретно и
воспрял духом только, услышав, что песни с украденной пленки
зазвучали в городе. Ко мне эта кассета так и не вернулась,
но зато я увидел интерес людей.
Вот тогда и возникла
идея сделать профессиональный проект.
Я приехал в
Киев, где знакомые ребята из группы «Братья
Гадюкины» нашли студию, но на запись нужно было
потратить 1500 долларов. Представляете такие деньги в 1990
году! Это как сейчас, наверное, 1, 5 миллиона (смеется). Я
пошел к своему «чисто знакомому пацану» с этой
просьбой. Он говорит: «Нет вопросов, брателла! Но
когда станешь великим, вспомни обо мне».
Я сказал, -
ок, - и работа началась. Мы писались на Киевском
радиозаводе, а в комнате напротив тусовались лабухи из
похоронных оркестров. Они каждый день травили какие-то
кладбищенские истории. Вот на таком фоне, под
«аккомпанемент» «баек из склепа»
записывался альбом «Привокзальная», куда вошла
песня «Киевлянка». С ней произошла забавная
история. Приехав в Киев, мы остановились в гостинице, где
кроме нас все остальные постояльцы были, скажем так, далеко
не славяне. Буквально через пару дней, вернувшись со студии,
мы увидели, что нас обворовали. Милиция только руками
развела: «Вы что, не видите, где поселились? Надо было
охрану оставлять!» С горя мы с нашим аранжировщиком
сели пить водку, и я решил написать песню про этот случай,
но почему-то получилась «Киевлянка». На
следующий день я ее записал в сыром виде, без бэк-вокала, с
недоделанными аранжировками. Помню, звуковик сказал:
«Песня просто никакая! Не включай ее в
альбом!»
Я согласился и, откровенно говоря, по
сей день так же считаю.
Наконец, весь материал был записан и
парень, который составлял окончательную компиляцию случайно,
не зная о нашем разговоре, приклеил «Киевлянку»
к остальным песням на альбоме. Мы отдали ленту
распространителям. Прошло три дня и случилось чудо: на
каждом перекрестке, из каждой машины зазвучала…
именно «Киевлянка».
Но в это же время у
меня уже была открытая виза в Германию, простая
туристическая виза. Я не выезжал как эмигрант. Друзья
встретили, нашли адвоката, объяснили, какую легенду
рассказать, чтобы остаться в Германии о том, что я поэт,
преследуемый КГБ (смеется). В общем, меня оставили. Я жил в
лагере для переселенцев. Нары, как в тюрьме, какие-то
полу-уголовники со всего света вокруг, но, наконец, я
получаю вид на жительство и еду обратно на Украину, где у
меня уже назначена дата свадьбы…
-А как вы
познакомились со своей женой?
Случился банальный служебный
роман. Анжела работала в той же клинике, где я. У меня тогда
были «Жигули» «восьмерка», честно
заработанная выступлениями на свадьбах, что, наверное, не
сравнится сегодня даже с обладанием «Мерседесом»
последней марки, и мы с другом ездили на ней по городу
кадрили девчонок. Однажды едем, смотрим, девушка симпатичная
идет, мы пристроились рядом, ползем вдоль обочины. Товарищ
говорит - Смотри какая симпатичная. И вдруг я вижу, что это
девушка с моей работы, говорю - Я – пас, она у нас
работат. Друг обрадовался - Тогда мне. Я ее окликнул,
предложил подвезти, она меня узнала, поэтому не побоялась
сесть в машину. Мы начали общаться и буквально за несколько
секунд какая-то искра проскочила, и я понял, что друг должен
отдохнуть.
Не отдам.
А правда, что ваша супруга - племянница
Юрия Башмета и благодаря этому вы знакомы со многими
музыкантами, играющими классику, а далеко не шансон?
Да, моя
жена Анжела — родная племянница Юрия Башмета.
Мы
довольно часто с Юрой встречаемся по-родственному.
Кстати,
он абсолютно не заморачивается по поводу музыки и слушает
все, что ему нравится... Я и с покойным Мстиславом
Ростроповичем был знаком. Однажды он попросил меня прислать
сборник своих песен. Я очень ответственно к этой просьбе
отнесся, выбрал лирические композиции и отправил ему. А он в
ответ: «Старик, зачем мне этот бред? Пришли
блатные!». Выяснилось, что Ростропович
«блатняк» любил... Мне потом общие знакомые
говорили, что слышали, как у него в машине играли мои песни.
Приятно, черт побери (улыбается).
Но, извините, я вас
перебил и мы чуть-чуть отклонились от темы…
Ничего… Так вот вывезти Анжелу в Германию оказалось
непросто. Мне по наивности казалось, что если у меня есть
вид на жительство, то я сделаю это без проблем, но нет. Мне,
оказывается, надо было оставаться, и вызывать ее уже оттуда.
В итоге нам пришлось задержаться на Украине, а тут путч.
Папа мне тогда сказал: «Вернулся? Молодец! Поздравляю!
Твои друзья будут ездить там на «Мерседесах», а
ты будешь петь песни на Колыме».
Но все в итоге
утряслось, я записал еще один альбом и мы с женой уехали на
ПМЖ в Германию.
Чем там занимались?
Как все. Планировал
пойти на курсы по изучению языка, начал потихоньку
заниматься бизнесом (продавать машины), а потом меня позвали
на работу музыкантом в русский ресторан
«Здоровье». Ресторан был хоть и русский, но
ходили туда немцы. Я выбрал наиболее мелодичные песни из
своего репертуара, поскольку немецким не владел, и пел их
там под гитару, к месту и не к месту выкрикивая:
«Перестройка! Горбачев!» (смеется). Так прошло
месяцев семь, с деньгами, честно говоря, было не очень, а
тут вдруг раздается звонок из Киева, который поменял всю мою
жизнь: «Мы предлагаем вам 25 концертов по всей
Украине. Первый – в Киевском дворце спорта на 3.5
тысячи человек!» Я подумал, что это розыгрыш и даже не
стал продолжать разговор, но на следующий день опять
позвонили. Мы с женой посоветовались, и я говорю:
«Анжела! Ну, не совсем же они идиоты? Ну, пусть не
двадцать пять, но пять-то концертов будет?!» И поехал.
Всю дорогу сомневался, правильно ли сделал, но едва сошел с
поезда, увидел вокзальные киоски (теперь вокзал перестроен и
их нет), где буквально из каждого неслись мои песни. Тогда я
поверил. Но это было только пол-дела. У меня не было группы,
были только фонограммы «минус один». Пришлось
нам буквально за пару дней собрать музыкантов. Я не знал как
вести себя на сцене – опыт ведь тоже отсутствовал.
Настает день первого концерта, - зал на 3.5 тысячи мест, - я
выглянул из-за кулисы, а в зале не то что аншлаг, а люди аж
в проходах стоят! Меня обуял самый настоящий ужас: слов
толком не знаю, репетиции не проводились. В общем, это была
колоссальная авантюра, хотя вообще я человек прагматичного
склада и если бы не воля обстоятельств, сам в жизни бы на
такое не решился.
Я от страха выпил тогда бутылку коньяка на
голодный желудок, но мандраж не прошел. Страх отпустил
только ко второму отделению, когда зал стоя пел со мной
«Мой номер 245». Естественно, к третьему
концерту я сорвал голос, потому что не имел элементарного
навыка, как распределять нагрузку на связки. Всему
приходилось учиться. Мне же было всего-навсего 26 лет.
Каков
ваш статус на Украине, как артиста сейчас? Вы часть местной
эстрады или все же артист шансона со всеми вытекающими
последствиями – эфир только на профильном радио, по
телевизору не показывают…
Конечно, я –
шансонье. Но если говорить о разнице между Москвой и Киевом,
то на Украине меня часто показывают по ТВ, публикуют
материалы в прессе, крутят песни на радио, причем на всех
волнах. Там я, действительно, часть местной эстрады,
«персона грата» (смеется). С одной стороны это
облегчает жизнь, с другой – усложняет. Сегодня в Киеве
в общественных местах мне появляться сложно. В Москве я
получаю удовольствие от того, что могу свободно гулять по
улицам, хотя большая часть работы происходит именно здесь,
здесь мой офис и мой директор. Это обратная сторона
популярности, конечно, мы, артисты ее хотим иметь, но с
другой, ты получаешь такое количество неудобств в нагрузку.
Когда я готовился к интервью, мне знающие люди говорили:
«Кричевский – национальный герой Украины, он
знаком со всеми, начиная от президента до…»
Я
бы сказал не так, - знаком со всеми
президентами…(смеется)
Кстати, и с президентом России
знаком лично тоже, мы познакомились в Киеве.
Когда поете на
официальных мероприятиях, ваш репертуар проходит цензуру?
Я
расскажу вам такую историю. Не так давно в Киеве проводилось
одно важное мероприятие. Прибыли многие президенты разных
государств. Пригласили артистов из Москвы, Питера, Киева,
была даже одна зарубежная звезда из стран НАТО.
Музыканты
расположились в небольшой комнате, и каждый ждал своего
выхода. Я все думал, что же спеть. Никто мне ничего
конкретного на этот счет не говорил. Выбрал нейтральные
песни: «Осенний вечер», «О любви не
говорят», «Львовский дождь» и успокоился.
Пошел посмотреть расписание, вижу - мой выход через 2.5
часа.
Находились мы далеко, в загородной резиденции, в 250
км от Киева. Деться некуда, оставалось только ждать. Потом
нас пригласили спуститься вниз покушать. Для артистов
специально накрыли столы. Мы пришли в ресторанный зал, а там
просто нереальные блюда: и дичь, и рыба, и фрукты... Только
сели. Вдруг вбегает распорядитель и ко мне:
«Кричевский ваш выход!»
Я говорю: «Как?
Мне же еще 2.5 часа?»
«Нет» –
отвечает. – «Гости заскучали, просят вас».
Я заспешил на сцену и буквально в последний момент он меня
догнал и говорит: «Не пойте никакой лирики, никаких
медляков, только веселые песни!».
Я в таком
взбудораженном состоянии вышел, и, увидев публику, просто
лишился дара речи. Взял себя в руки кое-как и говорю:
«Господа президенты! Поймите меня правильно, столько
первых лиц государств вместе и сразу я вижу впервые в жизни.
Мне страшно и хочется водки». Они засмеялись, и тут
встает Владимир Владимирович Путин, (встает, представляете!)
за ним естественно встали все остальные присутствовавшие, и
ЛИЧНО наливает мне водки. Я подошел к столу, принял у него
бокал и выпил ее как воду. Потом поворачиваюсь к музыкантам
и говорю: «Давай! «Плавают кораблики»,
«Киевлянку», «Мой номер 245»».
В итоге, вместо трех песен, я спел десять. Оказалось,
Владимиру Владимировичу нравится моя песня «Осенний
вечер», но он не знал, что я ее автор.
Гарик, а как вы
отдыхаете?
У меня растут маленькие дети, и раз в год мы с
женой обязательно увозим их на море, в Италию. Я большой
поклонник этой страны.
Мне нравится все: одежда, образ
жизни, климат, кухня…
Особенно люблю бывать в Риме и
Венеции. Это, буквально, музеи под открытым небом.
Можно
подробнее про образ жизни?
Итальянцы, как и я, больше любят
отдыхать, чем работать, но когда работают, то работают
хорошо. Единственное, что мне в них не нравится -
непунктуальность.
А что-то из блюд итальянской кухни сами
готовите?
Конечно, мой фирменный рецепт - паста с базиликом
и креветками. Надо отварить спагетти, но сделать это
«эльданто», т.е. оставить чуть недоваренными.
Затем в оливковом масле обжарить на сковороде чеснок,
креветки, чищенные томаты, добавить соль, перец, чуть белого
вина, специи (они продаются, называются «для рыбных
блюд»), листья базилика, петрушку и все это залить
пастой, а сверху пармезаном. Да, важная деталь –
базилик ни в коем случае нельзя резать, надо только отрывать
листья.
Наверное из-за вашей любви к Италии, стране с
богатыми праздничными и карнавальными традициями, в
аранжировках последних альбомов зазвучали танцевальные
ритмы? Уходите от шансона?
Я не ухожу от жанра, усложняя
аранжировки, а развиваю его. Мне нравится драйв, присущий
шансону, сохранившаяся энергетика и ореол запретной песни,
но, с другой стороны, не нравится искусственный примитивизм,
с преобладанием песен на уголовную тематику и трех
аккордовыми мелодиями. Мне бы хотелось не уходить в попсу, а
чуть приджазовывать шансон, именно этим я и занимаюсь. Скоро
выйдет новый альбом и ДВД-диск, так что увидите и услышите
все сами.
Из книги «Легенды и звезды шансона. От
Вертинского до Шуфутинского»