хочу сюди!
 

Маша

50 років, козоріг, познайомиться з хлопцем у віці 37-65 років

Древнеруський язык

  • 20.07.23, 21:04
1.Введение. 

Увидел у дочки в учебнике за 4-й класс монету Ярослава Мудрого. 
Это первая серебряная монета, чеканившаяся в Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого в Новгороде (в 1010-1016 гг).
До переезда в Киев. 
 
На ней написано: 

ЯРОСЛАВЛЕ СЪРЕБРО. 

И трезубец.
В Новгороде!
Новгород стал частью Московии только в 1478 году.

Сразу обратил внимание что больше похоже на СЕРЕБРО, чем на СРIБЛО. 



Решил немного углубиться в тему. 
Для начала пройдемся по известным памятникам давнины. 

Все слышали про 
"Повъсть временныхъ лътъ". 

Название говорит само за себя: не "минулих рокiв". 

И первые его строчки: 

"Се повъсти времъньнъх лът 
wкуду єсть пошла руска земля 
кто въ києв нача первє княжит и wкуду руска земля стала єсть" 

куду - похоже на откуда, а не звідки 
пошла - на рус.манер, а не пішла 
нача - похоже на начать, а не почати 
єсть - похоже на есть, а не є 


 

Также дошло до нас "ПОУЧЕНИЕ Володимира Мономаха" 1099 года. 
Опять же не "повчання". 



Но в статье в Википедии естественно написано "Аналізуючи лексику «Повчання», дослідники дійшли висновку, що мова Володимира Мономаха була дуже близькою до місцевого мовлення, і в ній засвідчені такі лексеми, які нині збереглися лише в українській мові.") 

Само имя Володимир - составное. 
Воло - от "володти" - на укр.манер. 
Мир - на рус.манер (не укр "світ"). 

Задолго(!) до основания Московии древнеруський язык имел два основных диалекта: киевский и новгородский (были еще другие). 
Которые со временем трансформировались в современные украинский и руський языки. 
Поэтому не существует никакого московского или российского языка. 

Московия имеет такое же отношение к происхождению руського языка как Америка - к происхождению английского (про Московию и ее притязания будет отдельный пост). 

Отличий тогда между диалектами было меньше, чем сейчас, но тем не менее они были. И наши историки очень любят их выискивать и подчеркивать, не замечая при этом общие слова и те, которые сохранились только в руськом языке. 

Языковая ситуация в Киевской Руси очень напоминает текущую в Украине. 

Что тогда Русь не была однородной, что и сейчас Украина (непринятие этого факта и привело к череде негативных последствий; вместо того искать что-то, что объединит людей, влада нас разделила). 

Только тогда официальным языком являлся церковнославянский (больше похожий на руський), а сейчас - украинский. 
А народ говорил по-разному, что можно увидеть в берестяных грамотах. 
Кстати, берестяных грамот найдено гораздо больше в Новгородской области, чем в Киевской. 

При наличии огромной территории и последующим распадом Руси древнеруський язык не мог не разделиться и быть единым. 
Тем не менее каждый язык сохранил с того времени свою уникальную частичку прародителя и много общего между собой. 

Современные укр и рус языки имеют 62% общих слов. 
Даже за тысячу лет имеется 62% наддиалектных слов, которые есть в обоих языках. 
Неважно в каком языке больше процентов от древнеруського языка: в рус или укр языках. Они оба наши. 

Кто скажет на каком языке "Героям слава"?) 

А финно-угорские племена, говорящие по-руськи, сродни индейцам, говорящим по-английски). Своей истории не имеют, вот и прицепились к нашей истории, а также языку и названию. 

Если заглянуть в древние тексты, сразу можно увидеть чередование украинских и руських слов. 
Древнеруський очень напоминает современный суржик. 

Знающий только один язык (укр или рус), не поймет слов, которые не сохранились в его языке. 
Только человек, знающий оба языка, сможет легко читать древнеруськие тексты. 

Зачем отказываться от своего же наследия? 

Как говорится, из летописи слова не выкинешь. 

Продолжение следует/Далi буде… 

Карта Руси за 90 лет до основания Москвы:


 
8

Коментарі

120.07.23, 22:10

Херсон почему-то в Севастополе

    220.07.23, 22:58Відповідь на 1 від ёlkа

    Херсон почему-то в СевастополеЭто Херсонес Таврический.

      321.07.23, 00:52

      Ещё можно беларусский вспомнить. Рядом Прибалтика, Польша, Венгрия... Даже по этой небольшой карте: чуть шаг в сторону - столько языков и наречий! Не говоря уже про огромную Евразию и весь Земной шарик. Как-то попадалась заметка про двух бабушек из России, которые друг-друга практически не понимали, хотя обе говорили как бы на русском. В Украинском Закарпатье тоже диалект отличается. Так что предел ещё не достигнут.

        422.07.23, 00:23

        карта з радянського посібника. Брехливого і промосковського. Терени московії в Русь не входили, як і землі Новгорода. А "русскій язик" базується на староболгарському (яким і писалися літописи, бо він був православною "латиною". І нєхєр порівнювати нас з кацапами. Скажіть краще, скільки поселень трипільської культури знайдено на московщині? скільки дійсно слов'янських? Чи Ви вважаєте промосковського підораса п. толочка українським істориком?!!

          522.07.23, 16:18Відповідь на 4 від BlackPR

          Это совр.карта. А Московия еще платила дань Киеву поначалу.
          Как раз отделяю нас от московитов!
          У мокшей был свой мокшанский язык, пока их земли не захватил сын Мономаха Юрий и принес собой язык и письменность.
          Речь в посте только про язык - при чем здесь Триполье? Оно располагалось от Киева на юго-запад до Молдовы и Прикарпатье.

            622.07.23, 20:54

            Да, только трипольцы жили за пару тыс лет до нашей эры. А после них еще жили скифы.
            В каждом из нас может и есть по капельке от трипольцев и скифов ))

              723.07.23, 12:39

              Стільки літер не подужав. Пригадую виступ у шоу-парку "Київська Русь", де декламували тексти староруською, так вона і на українську, і на російську схожа лише віддалено.
              Наскільки мені відомо, старослов'янська походить від староболгарської, яка, в свою чергу, запозичена з грецької.

                824.07.23, 18:25

                Так на чём мы остановились?
                Бог наказывает человечество за высокомерие и непослушание смешением языков, в результате чего люди перестают понимать друг друга.
                И 2000 лет война, война безо всяких причин...

                  924.07.23, 18:26Відповідь на 5 від JSanders

                  А в 1686 Польша продала Киев масковии

                    1025.07.23, 11:08Відповідь на 8 від AutumnNight

                    Да, высокомерие мовнюков на западе и ватников на востоке при активном бездействии влады привело к потере Крыма, Луганска и Донецка.

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна