Фильм №85 - Бегущий по лезвию бритвы (Ридли Скотт)
- 26.08.08, 21:21
«Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner) — культовый фильм в жанре киберпанк, снятый в 1982 году американским режиссером Ридли Скоттом (Ridley Scott) по роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика (Philip K. Dick).
Лос-Анджелес, ноябрь 2019 года. Рика Декарда (Харрисон Форд), охотника за репликантами (киборгами, искусственными людьми), вызывают из отпуска в связи с опаснейшим случаем побега репликантов модели «Nexus-6». Уже серьёзно ранен один блейд-раннер (охотник за репликантами, англ. Blade Runner, переводится как «бегущий по лезвию»). Группа беглецов состоит из командира боевого отряда Роя Батти (Рутгер Хауэр), солдата Леона (Брайон Джеймс), проститутки-убийцы Зоры (Джоана Кессиди) и «базовой модели для удовольствия» Прис (Дэрил Ханна). Босс Декарда Браянт рассказывает ему о подробностях, в частности о том, что срок жизни модели «Nexus?6» составляет 4 года, и даёт ему напарника Гаффа. Декард отправляется в компанию «Tyrell Corporation», где производят репликантов, чтобы узнать, работает ли тест Войта-Кампффа (некий аналог теста Тьюринга и полиграфа, помогающий отличить репликанта от человека, придуман Филипом Диком, впервые упоминается в романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах?») на модели «Nexus?6». Здесь Декард знакомится с молодой секретаршей Тайрелла Рейчел (Шон Янг) и выясняет, что она — экспериментальный репликант с имплантированной памятью и эмоциональностью как у человека.
"Бегущий по лезвию" — непревзойденный футуристический шедевр. Снят он более двадцати лет назад, но именно то будущее человечества, которое изображено Ридли Скоттом, кажется наиболее убедительным. "Memories of green" — так называется одна музыкальная тема из саундтрека, написанного к фильму Вангелисом, тема вялая, медитативная, пространная — мечта о безвозвратно-утерянном зеленом мире (кстати, и в видеоряде фильма полностью отсутствует зеленый цвет, появляясь лишь в "продюсерском" финале образца 1982 года — продюсеры настояли, чтобы Скотт изменил концовку). Размытое, неопределенное желание простого, но неуловимого счастья движет персонажами фильма: что людьми, что произведенными ими роботами, которые отличаются от своих создателей лишь скоростью реагирования зрачка во время вопроса о помощи живым существам. Но время касается лишь микросекунд, — по сути, технической стороны вопроса…
Несмотря на некоторые сюжетные неувязки, фильм впечатляет. Да, собственно, сюжет-то здесь, несмотря на свой динамизм, лишь повод для размышлений. Тем более, когда действие разворачивается под эпическую музыку Вангелиса. Просто удивительно, как, соблюдя все законы жанра, и даже построив сцену финальной схватки по всем шаблонам "экшн", Ридли Скотт смог вывести на первый план не изображаемую им историю и не поединок Форда и Хауэра, а, нечто общечеловеческое: вопрос искусственного интеллекта, проблему выбора в неизбывной борьбе добра и зла, всепобеждающую, черт подери, силу любви.
Нельзя не сказать пары слов о визуальных эффектах. Для 1982 года это было нечто ошеломляющее. В наши дни тогдашние чудеса смотрятся несколько архаичными. Хотя для неискушенного глаза они могут сойти за вполне современные. Помимо несуществующих летательных аппаратов и прочего антуража жанра "скай-фай", Скотт прекрасно создает атмосферу "города будущего", настолько умело обращаясь со светом и цветом, что довольно простыми средствами создается впечатление весьма серьезных эффектов. В итоге зритель получает роскошное зрелище с полным растворением в авторских реалиях, с гнетом определенной идеологии и с необходимым градусом спецэффектов. Тертый зритель, после известной толики страданий, имеет все, чтобы не чувствовать себя дураком и чувствовать себя умным.
Лос-Анджелес, ноябрь 2019 года. Рика Декарда (Харрисон Форд), охотника за репликантами (киборгами, искусственными людьми), вызывают из отпуска в связи с опаснейшим случаем побега репликантов модели «Nexus-6». Уже серьёзно ранен один блейд-раннер (охотник за репликантами, англ. Blade Runner, переводится как «бегущий по лезвию»). Группа беглецов состоит из командира боевого отряда Роя Батти (Рутгер Хауэр), солдата Леона (Брайон Джеймс), проститутки-убийцы Зоры (Джоана Кессиди) и «базовой модели для удовольствия» Прис (Дэрил Ханна). Босс Декарда Браянт рассказывает ему о подробностях, в частности о том, что срок жизни модели «Nexus?6» составляет 4 года, и даёт ему напарника Гаффа. Декард отправляется в компанию «Tyrell Corporation», где производят репликантов, чтобы узнать, работает ли тест Войта-Кампффа (некий аналог теста Тьюринга и полиграфа, помогающий отличить репликанта от человека, придуман Филипом Диком, впервые упоминается в романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах?») на модели «Nexus?6». Здесь Декард знакомится с молодой секретаршей Тайрелла Рейчел (Шон Янг) и выясняет, что она — экспериментальный репликант с имплантированной памятью и эмоциональностью как у человека.
"Бегущий по лезвию" — непревзойденный футуристический шедевр. Снят он более двадцати лет назад, но именно то будущее человечества, которое изображено Ридли Скоттом, кажется наиболее убедительным. "Memories of green" — так называется одна музыкальная тема из саундтрека, написанного к фильму Вангелисом, тема вялая, медитативная, пространная — мечта о безвозвратно-утерянном зеленом мире (кстати, и в видеоряде фильма полностью отсутствует зеленый цвет, появляясь лишь в "продюсерском" финале образца 1982 года — продюсеры настояли, чтобы Скотт изменил концовку). Размытое, неопределенное желание простого, но неуловимого счастья движет персонажами фильма: что людьми, что произведенными ими роботами, которые отличаются от своих создателей лишь скоростью реагирования зрачка во время вопроса о помощи живым существам. Но время касается лишь микросекунд, — по сути, технической стороны вопроса…
Несмотря на некоторые сюжетные неувязки, фильм впечатляет. Да, собственно, сюжет-то здесь, несмотря на свой динамизм, лишь повод для размышлений. Тем более, когда действие разворачивается под эпическую музыку Вангелиса. Просто удивительно, как, соблюдя все законы жанра, и даже построив сцену финальной схватки по всем шаблонам "экшн", Ридли Скотт смог вывести на первый план не изображаемую им историю и не поединок Форда и Хауэра, а, нечто общечеловеческое: вопрос искусственного интеллекта, проблему выбора в неизбывной борьбе добра и зла, всепобеждающую, черт подери, силу любви.
Нельзя не сказать пары слов о визуальных эффектах. Для 1982 года это было нечто ошеломляющее. В наши дни тогдашние чудеса смотрятся несколько архаичными. Хотя для неискушенного глаза они могут сойти за вполне современные. Помимо несуществующих летательных аппаратов и прочего антуража жанра "скай-фай", Скотт прекрасно создает атмосферу "города будущего", настолько умело обращаясь со светом и цветом, что довольно простыми средствами создается впечатление весьма серьезных эффектов. В итоге зритель получает роскошное зрелище с полным растворением в авторских реалиях, с гнетом определенной идеологии и с необходимым градусом спецэффектов. Тертый зритель, после известной толики страданий, имеет все, чтобы не чувствовать себя дураком и чувствовать себя умным.
6
Коментарі
ветеринар
127.08.08, 00:36
Не смотрел к сожалению!