Малыши садятся за низкий столик или на коврике, так, чтобы все видели ведущего.
— Сейчас я покажу красные кружки, а вы сосчитаете!
И ведущий, отвернувшись от малышей, устанавливает нужное для начала число красных кружков, вдвигая красный лист на требуемую глубину, и сжимает листы, чтобы красный не мог больше пошевелиться. Потом, быстро повернувшись, показывает таблицу и в то же мгновение спрашивает:
— Сколько? — И очень заинтересованно ждет, наблюдая за считающими.
— Шесть! — говорит Надя, самая старшая.
— Быстро сосчитала, но правильно ли? — сомневается ведущий. И если еще кто-то сказал «Шесть!», можно спросить:
— Проверим?
— Проверим! — соглашаются малыши.
И начинают считать кружки пальцем, указкой, стрелкой, похожей на указку, или даже ударять молоточком по каждому красному кружку, чтобы получилось шесть раз «стук-стук-стук...». Важно, чтобы это были шесть выразительных движений пальцем или указкой, или стрелкой, но к видимым кружкам присоединялись бы звуки, стуки, щелчки, взмахи рукой или что-то подобное и ровно столько, сколько кружков. Хорошо, если малыши этот подсчет будут вести даже хором.
— Верно, сосчитали. Шесть получилось. А что тут под стрелкой написано? Кто знает? — задает вопрос ведущий.
И, если опять кто-то скажет «Шесть!», то удивиться надо очень сильно:
— Кто тебе сказал? — И отодвинуть стрелку ровно настолько, чтобы все увидели и цифру 6, и кончик стрелки, касающийся цифры.
— Как он мог узнать? — снова удивляется ведущий. — Ведь стрелка все закрывала!
Такое удивление ведущего, конечно, действует и на малышей, и после нескольких подобных сцен и остальные становятся такими же догадливыми, как первый.
— Посчитаем еще? — предлагает ведущий, и если ему самому интересна такая игра, то малыши соглашаются охотно.
Но тут, как обычно в таких играх, надо чувствовать, когда следует кончить игру, и внимательно наблюдать за малышами. Если ушел маленький, не умеющий еще считать, то не страшно, а вот если потух интерес у умеющего, то... надо заканчивать, и так, чтобы не охладить остальных.
В зависимости от уровня подготовленности играющих, естественно, должно меняться и поведение ведущего. Со старшими, уже много помнящими наизусть и удивляющимися, почему «пятью пять — двадцать пять», «шестью шесть — тридцать шесть», а «семью семь — не сорок семь», а «сорок девять», можно играть в «мгновенный счет», как «лампа-вспышка». Это означает, что ведущий не держит таблицу неподвижно до тех пор, пока не сосчитают «сколько в рядочке» и «сколько рядков», а, подняв на мгновение (остановив лишь на секунду), тут же прячет ее себе за спину. В этом случае надо «сфотографировать» красные кружки, представить себе мысленно увиденную картину и уже потом посчитать, сколько там их было. А ведущему надо не отпускать зажатые листы таблицы, а, когда сосчитают и скажут ответ, снова поднять и показать для проверки.
Из книги Б.Никитина “Ступеньки творчества”
Мы свою таблицу делали из того, что было под руками – толстый гофрированный картон (упаковочный, коробка), цветной картон для творческих работ, клей ПВА, степлер, кое-где прозрачный скотч и штрих-корректор (в нем белая нитрокраска) для закрашивания кружочков.
Размер нашей таблицы стартовался от формата А4 потому, что все распечатки велись на принтере, да и цветной картон продается в том же размере.
Итак. Необходимо сделать три одинаковые по размеру заготовки: первый лист – основа, второй – “решеточка” и третий – вкладыш (цветной).
Основу делали из гофрированного картона. На него наклеивали распечатанный рисунок №2 (цифры в кружке) .
Картон меньшей плотности, но достаточно плотный, шел на “решеточку”. На картон тоже наклеивали распечатанный рисунок №2, затем вырезались (удалялись) кружочки с цифрами.
По краю обеих заготовок проходились бумажным скотчем для того, чтобы не расслаивался картон. Бумажный скотч (его еще называют для окон), мне кажется, дает лучшее скольжение вкладышу (внутреннему листу).
В итоге, при наложении одного листа на другой, всё должно совпасть. После этого, определяли, где срезать лишний картон, чтобы получился квадрат (наметить карандашом и аккуратно отрезать ножницами). Идеально, конечно, если у вас под рукой окажется гильотина для выравнивания фотографий.
Нижний и правый край заготовок склеиваем полоской клея и для надежности делаем несколько скреплений степлером. У нас должен получится глухой нижний правый угол.
Третий лист (цветной) должен быть тонкий, но достаточно плотным, чтобы проходил между склеенными заготовками и в тоже время не гнулся. Для этой цели можно взять какой-нибудь пластик. У нас это был цветной картон наложенный на другой такой же и склеенный прозрачным скотчем. В нижнем правом углу нужно нарисовать черную “стрелку”, она будет указывать на результат вычислений.
Совет:
1) все проклеенные листы сушить под прессом (можно между книгами), чтобы не покоробились
2) края всех заготовок оклеить скотчем, чтобы не расслаивались и меньше загибались
Скачать чертежи изготовления "Таблицы умножения"
Другие развивающие игры Б.Никитина на Дарчик.ру: