Василий Белов КАТАЛЯ*.
Пожалуй, это
последнее из основных старинных ремесел, все прочие не имели
самостоятельного экономического значения и осваивались либо для интереса, либо
попутно. Человек с искрой, как уже говорилось, нередко умел делать все или
почти все, хотя художником был только в каком-либо одном деле.
Каталь на Севере - фигура совершенно
необходимая. Не зря с валенок (катаников) начинались или заканчивались
бесчисленные частушки:
Ох, катаники серые,
Один изорвался.
Из-за этих серых катаников
Пьяный напился.
Или:
Худо катаники стукают,
Обую сапоги,
• Автор не уверен в правильности названия. В некоторых
местах звали их еще и катальщиками. В Сибири каталей называли пимокатами. Так
же по-разному назывались валенки: катаники, катанки, пимы, чёсанки.
Погулять с хорошей девушкой,
Товарищ, помоги.
Можно набрать десятки частушек, где
упоминались валенки … Труд катальщика очень тяжел и вправду вреден, так как
работать надо в парной сырости. Но это вовсе не значит, что от катальщика не
требовалось умения, мастерства и знания всевозможных тонкостей.
Артель катальщиков — обычно
родственников - не превышала трех-четырех человек. Они на себе носили
многочисленный инструмент. Обосновавшись в какой-нибудь просторной избе, валяли
обувь сначала на хозяйскую семью, затем для других заказчиков.
Работа начиналась с битья овечьей
шерсти, предпочтительно зимней. Сначала раздергивали соски шерсти, очищая от
репьев и грязи. Кожаной струной*, до звона натянутой на специальное подвижное
устройство, подвешенное на стене, взбивали шерсть. По этой струне щелкали,
«стрекали», особой деревянной зацепкой. Струна, вибрируя, разбивала в пух
свалявшуюся шерсть. По-видимому, отсюда и пошло выражение «разбить в пух и
прах». Шерстобитом ставили менее опытного катальщика, чаще всего подростка.
Взбитую шерсть старшой осторожно разверстывал в виде буквы Т на столе. На
разверстку также в виде буквы Т клали холщовую прокладку, от величины которой
зависел размер валенка. Затем складывали букву Т по оси и легонько, не задевая
прокладки, сметывали шерстяные края тонкой нитью. Получалось подобие валенка.
Заготовку пересыпали ржаной мукой, осторожно помещали в большой чугун и
кипятили, потом вынимали прокладку, заменяя ее колодкой.
Лишь после этого начиналось собственно
валяние (не дурака, а валенка!). Мастер осторожно использовал способность
шерсти сваливаться, чтобы соединить, свалять края заготовок, после чего можно
было спокойно применять и силу. Валять валенки мог уже другой катальщик, более
сильный и менее опытный. Валенок катали вальком, шлепали, били, колотили,
гладили, шастали по нему четырехгранным железным прутком. Чем сильнее били и
катали, тем больше валенок садился на колодку, а сам становился все меньше и
меньше.
В голенище вставляли распорки. Готовый
валенок красили, сушили, зачищали пемзой.
Основные достоинства валенка - это
прочность, мягкость и небольшое количество использованной шерсти.
Настоящий мастер-катальщик делал
голенище очень эластичным, и чем выше, тем тоньше. (Шерстяные шляпы валялись
тем же способом.)
Угадать размер, норму шерсти, свалять
валенок точно по мерке тоже мог только хороший мастер.
На мужские валенки с длинными голенищами
тратилось пять-шесть фунтов шерсти, на самые маленькие детские валеночки -
всего полфунта. На подростковые или женские валенки - от полутора до трех
фунтов.
Теперь уже трудно представить, какая
радость поднималась в душе ребенка и даже взрослого, когда приносили новые
валенки и предлагали померить.