Наши Пращуры в Бога не верили

Наши Пращуры в Бога не верили –

Вера в Бога – удел для слепца,

Жили зряче – и знали, и ведали

О Живом Триединстве Творца,

Знали – мир как Единое Целое

Создал Бог в звёздно-горней тиши:

Всё телесное – из Света Белого,

Души тварей – из Божьей Души.

 

По подобью – нетленному, вечному –

Нрава Бога, Ума и Телес,

Люди будят в себе ЧелоВечное,

Познавая глаголы Небес.

 

Если встал на тропинку созвучия

С песней Мира – пусть дух твой кружит

В лад аккордам Владыки Могучего

По спирали в Нетленную Жизнь!

 

Реалист - человек, излечившийся ...

Реалист - человек, излечившийся и от оптимизма, и от пессимизма...

Василий Белов КАТАЛЯ*.

Василий Белов КАТАЛЯ*.  

 

 Пожалуй, это последнее из основных старинных ремесел, все прочие не    имели самостоятельного экономического значения и осваивались либо для интереса, либо попутно. Человек с искрой, как уже говорилось, нередко умел делать все или почти все, хотя художником был только в каком-либо одном деле.

     Каталь на Севере - фигура совершенно необходимая. Не зря с валенок (катаников) начинались или заканчивались бесчисленные частушки:

     Ох, катаники серые, 

     Один изорвался. 

     Из-за этих серых катаников 

     Пьяный напился.

     Или:

     Худо катаники стукают, 

     Обую сапоги,

• Автор не уверен в правильности названия. В некоторых местах звали их еще и катальщиками. В Сибири каталей называли пимокатами. Так же по-разному назывались валенки: катаники, катанки, пимы, чёсанки.

     Погулять с хорошей девушкой, 

     Товарищ, помоги.

     Можно набрать десятки частушек, где упоминались валенки … Труд катальщика очень тяжел и вправду вреден, так как работать надо в парной сырости. Но это вовсе не значит, что от катальщика не требовалось умения, мастерства и знания всевозможных тонкостей.

     Артель катальщиков — обычно родственников - не превышала трех-четырех человек. Они на себе носили многочисленный инструмент. Обосновавшись в какой-нибудь просторной избе, валяли обувь сначала на хозяйскую семью, затем для других заказчиков.

     Работа начиналась с битья овечьей шерсти, предпочтительно зимней. Сначала раздергивали соски шерсти, очищая от репьев и грязи. Кожаной струной*, до звона натянутой на специальное подвижное устройство, подвешенное на стене, взбивали шерсть. По этой струне щелкали, «стрекали», особой деревянной зацепкой. Струна, вибрируя, разбивала в пух свалявшуюся шерсть. По-видимому, отсюда и пошло выражение «разбить в пух и прах». Шерстобитом ставили менее опытного катальщика, чаще всего подростка. Взбитую шерсть старшой осторожно разверстывал в виде буквы Т на столе. На разверстку также в виде буквы Т клали холщовую прокладку, от величины которой зависел размер валенка. Затем складывали букву Т по оси и легонько, не задевая прокладки, сметывали шерстяные края тонкой нитью. Получалось подобие валенка. Заготовку пересыпали ржаной мукой, осторожно помещали в большой чугун и кипятили, потом вынимали прокладку, заменяя ее колодкой.

     Лишь после этого начиналось собственно валяние (не дурака, а валенка!). Мастер осторожно использовал способность шерсти сваливаться, чтобы соединить, свалять края заготовок, после чего можно было спокойно применять и силу. Валять валенки мог уже другой катальщик, более сильный и менее опытный. Валенок катали вальком, шлепали, били, колотили, гладили, шастали по нему четырехгранным железным прутком. Чем сильнее били и катали, тем больше валенок садился на колодку, а сам становился все меньше и меньше.

     В голенище вставляли распорки. Готовый валенок красили, сушили, зачищали пемзой.

     Основные достоинства валенка - это прочность, мягкость и небольшое количество использованной шерсти.

     Настоящий мастер-катальщик делал голенище очень эластичным, и чем выше, тем тоньше. (Шерстяные шляпы валялись тем же способом.)

     Угадать размер, норму шерсти, свалять валенок точно по мерке тоже мог только хороший мастер.

     На мужские валенки с длинными голенищами тратилось пять-шесть фунтов шерсти, на самые маленькие детские валеночки - всего полфунта. На подростковые или женские валенки - от полутора до трех фунтов.

     Теперь уже трудно представить, какая радость поднималась в душе ребенка и даже взрослого, когда приносили новые валенки и предлагали померить.

 

— Папа, почему ты, когда приходишь в церковь, молишься, но ...

— Папа, почему ты, когда приходишь в церковь, молишься, но никогда не слушаешь проповедь?

— Сынок, я ведь и в консерваторию хожу, чтобы слушать музыку, а не то, что думает о ней техничка в фойе.(МК)

Ф.И. Тютчев Небесный свод, горящий славой звездной,

«Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины.

И мы плывем, пылающею бездной 

Со всех сторон окружены». 

Василий Белов КОНОВАЛЫ

Василий Белов КОНОВАЛЫ

 

Само слово подсказывает, чем занимались эти люди. Свалить коня с ног, чтобы сделать из него мерина, дело отнюдь не простое. Кроме недюжинной силы, у коновала должно быть особое, лишь ему присущее отношение к животным, сочетающее в себе и любовь и безжалостность.

     Странное, на первый взгляд нелепое сочетание! Но как раз в нем-то и таилась загадка не очень-то почетного коновальского ремесла. То есть почетное-то оно почетное, как и любое другое. Но по складу характера иной человек не может спокойно выдержать даже такое, скажем, зрелище, как убийство и свежевание барана (хотя щи хлебает с большим удовольствием). Некоторые горе-животноводы, особенно в наше время, вместо того, чтобы помочь корове отелиться, убегают куда глаза глядят …

     Коновалы лечили домашних животных. Но первой их обязанностью, конечно, было легчение, иными словами, охолащивание жеребцов, быков, баранов и поросят, ведь неохолощенные самцы были опасны и неспокойны. «Выбегиваясь», они плохо нагуливали вес.

     Коновал, если он уважал себя, умел сводить лишаи специальными травами и мазями, выводил из кишечника глистов, делал примочки, промывал и обрубал копыта, прокалывал животному брюхо, чтобы выпускать скопившиеся газы, вставлял кольца в ноздри быкам, отпиливал рога бодливым коровам и т.д.

     Собаки и кошки коновала не интересовали. Их пользовали сами хозяева, иногда совершенно глупо. Так до сих пор неизвестно, для чего и зачем некоторые обрубали коту кончик хвоста. Предполагалось, что такой кот лучше ловит мышей.

     Хороший коновал ходил по деревням с помощником или двумя. Их знали далеко вокруг, всегда называя по имени-отчеству.

     Живодеры и шкурники, которые под видом коновалов изредка появлялись то тут, то там, доверием крестьян не пользовались.

 

Волк понимает в Жизни толк

Волк понимает в Жизни толк

Без дури, без прикрас…

В ладу с Родной Природой волк

В отличие от нас!

 

Арсений Чанышев Прометей

Арсений Чанышев Прометей

Ты был первым жуликом в Европе,
Обманувший Зевса Прометей.
Без тебя сидели бы в укропе
Мы, ничем улиток не умней.

Ты нас вывел на дорогу света,
Одарил немеркнущим огнём...
Ты жестоко пострадал за это.
От тебя мы свой прогресс ведём.

Все плоды наук и просвещенья,
Всех моторов лязг и стукотня,
Все поэмы и стихотворенья
Родились из твоего огня.

Но огонь тот был тобой украден.
Ты у Зевса вызвал страшный стресс...
Оттого этически отвратен
Наш так называемый прогресс.

Меняем шило мы на мыло!

Не раз такое с нами было –
Меняем шило мы на мыло!

Но сколько б это ни бывало

Нам этого всё мало, мало…