Михаил Шелков «Валькирия над сражённым воином»

Михаил Шелков «Валькирия над сражённым воином» 

В походах вкусившими кровь берегами 
Сражался отважный варяг, 
Но всё ж оказался при встрече с врагами 
Повержен в одной из атак. 
Он видит сиянье – Валгалла ли, Вирий 
Зовут его ветреный дух? 
И хлопанье крыльев небесных валькирий 
Тревожит надрывами слух. 
Все девы войны напевают славленье, 
Признав его доблесть сполна. 
Но в этом прекрасном и грозном скопленьи 
Его поразила одна. 
Белесые волосы, скованны шлемом, 
Ложатся на статности плеч, 
За поясом блеском, стальным и надменным, 
Искрится отточенный меч. 
И голосом серой печальной прохлады 
Свой взгляд сквозь парящий туман 
Она, выше всякой победной награды, 
Вонзила в его павший стан. 
Поверженный встал на небесные тверди 
И сделал к Валькирии шаг.
Почуявши жизнь после вверенной смерти, 
Он речь обозначил ей так: 
«Я воин, проведший в пирах и сраженьях 
Свой яркий стремительный век, 
Не знал о любви и сердечных мученьях, 
Ценя лишь разбой и набег. 
Я силою брал полоняемых женщин, 
Не ведая мер и числа, 
И пыл мой с годами не делался меньше, 
А жажда наживы цвела. 
Но только увидев твой лик упоённый 
У грани чертога богов, 
Я сделался разом покорно влюблённый. 
И с радостью цепи оков 
Приму, лишь услышу твое повеленье! 
Мне нечем тебя одарить... 
Поведай в сей час роковое решенье! 
Что толку ещё говорить?» 
Блеснул искрой рьяного вещего жара 
Холодный томительный взор, 
И дева обрушила с мощью удара 
Такой же прямой разговор: 
«Не стоит терзать себя, доблестный воин! 
Тебе ли знать участь раба? 
Поверь, что ты большего счастья достоин. 
Так пусть слово скажет судьба! 
Зачем размышлять про дары и покорство? 
Мне эта стезя не нужна! 
Но я зрела подвиг, огонь и геройство; 
И ими лишь поражена! 
Той храбрости, что ты показывал в бое, 
Не знали с далёких веков, 
И я возжелала остаться с тобою! 
Одень меня в цепи оков! 

Когда веками правят всем духовные кухарки, Все способы спастись

Когда веками правят всем духовные кухарки,

Все способы спастись – как мёртвому припарки!

Человекообразные обезьяны не считают Природу дурой в отличие от

Человекообразные обезьяны не считают Природу дурой в отличие от обезьяноподобных людей.

История "Соловецкого сидения"

История "Соловецкого сидения"

 

В декабре 1667 года в наказание староверам на государево имя отписываются все соловецкие вотчины, а летом следующего года упорство иноков вынуждает государя прислать в Сумский острог отряд стрельцов под руководством стряпчего Игнатия Волохова, который действовал нерешительно и успеха не добился.

Летом 1672 года вместо нерешительно действовавшего Волохова в монастырь "для утеснения мятежников" посылается стрелецкий голова Клементин Иевлев. Его войско разорило все находившиеся за пределами крепости службы и ужесточило блокаду острова. Однако ничто не могло умиротворить братию, продолжалась поддержка староверов беломорским населением.

Терпению царского двора приходил конец, надежды на уговоры не оправдались, и осенью 1673 года на остров прибывает новый воевода Мещеринов с царским приказом "мятеж искоренить вскоре". Началось прямое вооруженное столкновение. Яростный обстрел тяжелой артиллерией, подкопы, насыпи не смогли сломить уверенных в своей правоте соловецких "сидельцев". Неслыханным для того времени был отказ монахов от моления за царя, а инициатором вооруженного сопротивления стал бывший духовник царя Алексея Михайловича архимандрит Никанор.

В ходе решительного сопротивления более чем тысячному царскому войску, в последние месяцы обороны многие защитники монастыря были убиты или ранены, а многие лежали обессиленные цингой. В январе 1676 года ненастной ночью через слабо защищенное место у Сушила, указанное перебежчиком Феоктистом, стрельцы незаметно проникли в нижнее помещение и, открыв ворота Белой башни, ворвались в крепость. Недолгая, но яростная и упорная борьба продолжалась внутри монастыря и в палатах, куда попрятались защитники. После кровавого "усмирения" сидельцев начался суд, а за ним последовала жестокая расправа. Так закончилась одна из самых трагических страниц Соловецкой летописи - история "Соловецкого сидения". Из 500 человек защитников обители едва уцелела десятая часть. Многие были преданы мученической смерти: их топили в прорубях, морозили на снегу, вешали и распинали на деревьях и перекладинах, сжигали на кострах. Лишь немногие из иноков, оставшиеся в живых, были разосланы в другие монастыри.

 

Страницы истории Соловецкого монастыря.

(по материалам с «Соловки – духовная твердыня Беломорья.

Слайды о соловецком монастыре»)

 

Гасан Гусейнов § 9 Оттепельный мат

Гасан Гусейнов § 9 Оттепельный мат

Гасан Гусейнов  Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х
Издание осуществлено при финансовой поддержке Государственного Комитета по печати (федеральная целевая программа «Культура России» )

§ 9. Оттепельный мат — между «вельможами» и «шестидесятниками».

С одной стороны, матерные слова противостоят официальным идеологемам как
‘живое’ — ‘мертвому’. Именно в этом качестве — как символ прорыва к свободе —
они проникли в литературу периода хрущевской оттепели. Но с другой стороны,
как инструмент «вельможного» хамства (В. Камянов), они принадлежат и власти.Оттепельный мат — объединительный символ сурового стиля, воспринимаемый современниками как общее движение эпохи к свободе.
Так, наблюдая снятие последних языковых табу в начале 1990–х гг., критик
Сергей Чупринин перечисляет общим списком самые известные случаи попадания мата в общественный дискурс эпохи первой советской оттепели в начале 1960–х:
Протечки, конечно, и раньше случались. То Никита Хрущев, разгорячась, сказанет с трибуны
Что–либо этакое, и сказанное, не дойдя до эфира, до газетных полос, начнет кочевать по Руси
в изустном изложении.518 То Александр Солженицын насытит речь персонажей «Одного дня
Ивана Денисовича» чуть5чуть графически (но не фонетически) видоизмененными словами известного рода.519 То Василий Шукшин восхитит миллионы соотечественников своим чудаком
на букву «м». То Валентин Катаев напечатает роман, который если чем и запомнился, то разве
только «жопой»520, крупно, нахально выделенной в строгой «новомировской» гарнитуре... Но
то и были протечки...521
Может показаться странным, что вельможная брань первого секретаря
ЦК КПСС попадает в один список с повестью А. И. Солженицына.522 Это, однако,
не каприз автора. В горбачевское время люди, помнящие Хрущева, в первую ложку свободы бросили читателю брань как изюминку политической риторики тогдашнего главы СССР.
Когда кричит о себе поэтика абстракционизма, примитивизма, психопатологизма, неоавангардизма, и он, наш партвельможа–мусагет, на них, как водилось, гаркнет, топнет, обзовет кого–то
из авторов «пидарасами», угодив если не точно в поэтику, то около...523

Уже в 19645м не стало Хрущева, потратившего лучшие годы своей жизни на борьбу с абстракционистами и «пидарасами».524
Конечно, до хрущевского крика «пидарасы!» нашим шестидесятникам далеко, но не с той же ли
яростью Хрущев топал ногами на «мазил», как иные из нас [литературных критиков–традиционалистов 80–905х гг. — Г. Г.] на «графоманов»?525
Разные люди процитировали употребленное Хрущевым «живое словцо», обращенное им в 1963 году к художникам–нонконформистам, с двоякою целью: утоляя жажду подлинности, авторы не захотели упустить случая и словно с облегчением сами нарушают табу, обозначают преодоление страха.
Именно за это — за раскрепощающую от страха и недостоверности силу — матерное слово включали в свои сочинения неподцензурные писатели 1960–1980х гг. — от Василия Аксенова до Венедикта Ерофеева. У их предшественников матерное слово чаще присутствует в эвфемистических подтекстах или внелитературных афоризмах. Так, один из классиков советской поэзии Александр Твардовский, был автором широко распространившейся матерной формулы собрания и заседания (партийной, профсоюзной организации и т.п.) — центрального мероприятия советской общественнополитической жизни.526 Воспоминания
о широком бытовании этой формулы появляются одновременно с воспоминаниями о хрущевских «пидарасах». А именно, Твардовский527 называл официальные
общественные мероприятия (собрания, заседания и т.п.) «еблей слепых в крапиве».
Одностишие Твардовского было опубликовано лишь тридцать лет спустя, но в устном бытовании сохраняло свой оппозиционный идеологический дуктус.
Это идеологическое свойство мата переняли у «шестидесятников» неоавангардисты 1970–1990х гг.
Современный русский авангард зиждется и распухает на ненормативной лексике. Возьмись сегодня какой–нибудь Делакруа изобразить Свободу на литературных баррикадах, он написал бы
голую девку с российским флагом в руках, на котором бы гордо значилось густое русское трехлитерное слово. Кажется, отними у авангарда эту хоругвь — и он окажется голым, просто голым. [...] Обидно, право. И за авангард, и за ласковый российский матерок.528
Идеологическое преобразование мата на закате советской эпохи — в силу очень еще не продолжительной истории его открытого бытования — обнаруживается в большинстве случаев в порядке проговорки.
Для меня язык — я имею в виду русский язык — однозначно ассоциируется с Родиной. Русский
язык замечателен тем, что некоторые слова и словосочетания перевести нельзя. Ни на какой
другой язык. И русские пословицы — тоже нельзя. Когда язык очень сильно обеднен, бывает
обидно и за язык, и за людей.
Но особый колорит языку придают непечатные слова. Причем не тогда, когда они употребляются как заменители обычных русских слов. А тогда, когда они произносятся к месту, четко и создают такую невероятную атмосферу русского колорита.
К сожалению, привести пример не могу. Хотя довольно часто пользуюсь такой возможностью.529
Половинчатое признание молодого русского политика Бориса Немцова и сохранение им традиционной советской матрицы двоемыслия (‘я, конечно, знаю, но не скажу’; но верно и обратное: ‘скажу, хотя и не знаю’530) — нуждается в разборе. Уверенность и в уникальности русского матерного языка, и в уместности матерного слова в целях создания «невероятной атмосферы русского колорита»531, и в недопустимости его публичного употребления — свидетельства сохранности идеологической функции мата. Только теперь на месте идеологии — остаточное ханжество человека, прошедшего раннюю социализацию в Советском Союзе: Немцов уже признается в употреблении матерного языка, но еще не может процитировать себя перед включенным магнитофоном. Вместе с тем, это — часть рекламной стратегии восходящего политика. Тот, кто употребляет, — свой, открытый парень для всякого простолюдина.
Немцов прошел политический перекресток «безопасно — опасно», но остановился на моральном перекрестке «можно — нельзя», или перед лицом бытовой расколдованности мата в условиях политической и гражданской свободы.
В конце 1990–х гг. мат как посттоталитарное коммуникативное средство обсуждается в русском инете. Так, на дискуссионной странице сайта полит.ру, где выступали, в частности, такие известные пиарщики, активные участники предвыборных кампаний 1996 и 2000 года, как Глеб Павловский, тема приемлемости и политической эффективности матерной речи является одним из рефренов дискуссии.532

Мы переплюнули Сократа, поскольку уже не знаем, что ничего не зн

Мы переплюнули Сократа, поскольку уже не знаем, что
ничего не знаем 

Миролюбов Ю.П. КОНЕЦ СВЕТА Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси т. 1

Миролюбов Ю.П. КОНЕЦ СВЕТА

Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси т. 1 

КОНЕЦ СВЕТА

Юрьевские «старые люди» часто любили повторять: «Конец света скоро! Как обоснуется свет паутиной да побегут одноколые повозки, так и конец света близко! Встанут люди против людей и Царь против Царя. Не будет места никакого человеку, все будут вместе терпеть, сироту некому будет защитить, и вдова ни от кого не получит помощи. Долго будет страдать народ, погонят его опять в барщину. Начнут люди умирать целыми селами и неоткуда будет ждать спасения. Народятся злые люди, которые будут бить и мучить других, и слезы этих людей им будут радостью, и кровь человеческая приятным оку зрелищем. Тогда встанет несколько Праведников, чтобы спасти людей, и пойдут они созывать всех, чтобы помогали им, и не поверят им. И снова будут мучиться люди, говоря: «Если бы мы знали, что они нас хотели спасти! Мы их за врагов приняли!» Но Бог попустит злым людям, чтобы они мучили добрых, пока все - и добрые, и злые - не покаются. А когда покаются, так придет Бог в славе и силе и станет судить всех огнем, и кто в огне увидит овцу, спасен будет, а кто увидит смерть, умрет! Но и те, кто спасен будет, должны будут страдать долго, так, что и страдания их им покажутся бесконечными. Дети же их, выросшие в страданиях, не будут знать, какая есть жизнь без страха и страданий. Долго еще будут подозревать друг друга и думать, что каждый из них замышляет злое. Живущим покажется долгим это время, но на самом деле оно будет кратко, ибо если бы было долгим, то ни одна душа человеческая не спаслась бы. По те, кто в огне увидит овцу, будут хранить виденное в душе, и когда пройдет время, откроются всем и будут радоваться. Но пока придет время их радости, они уже успеют насытиться печалью. Разбойники же, злые люди, мучая добрых, не найдут добра для себя в содеянном зле, и смерть их будет ужасной. Господь их накажет за это. Все это, дети, еще не пройдут ваши времена, как все будет, и вы увидите своими глазами. Редкий будет избавлен от страданий. Тот же, кто будет избавлен, соединится с другими избавленными, но такова сила зла, не найдет в себе достаточно силы, чтобы зло остановить. Будут сговариваться и, уже уходя к себе, думать: «А зачем я буду биться за других? Пусть сами за себя бьются!» Заплатят-наши дети полную меру за наше счастье и спокой и не будут знать, когда придет их собственное счастье. Уже сошлись вместе те, кто затевает злое, и уже сговариваются. Пострадает наш народ за свою силу, богатство, веру, доверчивость...» Когда я слышал эти слова, странно, я к ним прислушивался, как если бы они были уже когда-то произнесены в моем присутствии. Теперь мне ясно, что это было предчувствие, говорившее, что за ними есть страшная правда, которую вскоре и сам увижу. «Старые люди» были прозорливыми!