Особенно тесны были связи с христианскими землями. Христианским уже стало население городов на побережье Черного (Русского) моря: Херсонеса, Керчи, Тмутаракани; христианство еще в 860-е годы приняла родственная Киевской Руси Болгария. В христианизации молодой, но могучей державы Руси была прямо заинтересована Византийская империя, считавшая, что каждый народ, принявший православную веру из рук императора и константинопольского патриарха, уже тем самым становится вассалом империи, которая в X в. была крупной политической силой в средневековом мире. Новый Завет, проповедовавший смирение и покорность властям, сделал христианство в высшей степени удобным для рождающейся государственности стран Европы и Ближнего Востока.
Используя терминологию киевского митрополита Иллариона, написавшего в середине XI в. «Слово о законе и благодати», государственная власть империй и королевств для своего утверждения в стране и для войн с соседями, широко использовала библейский «Закон». Она руководствовалась стержневым аргументом — евангельскою «Благодатью», с ее верой в восстановление справедливости в будущей потусторонней жизни. Ко времени Игоря и Святослава русские дружинно-купеческие экспедиции в своих ежегодных тысячеверстовых путешествиях соприкасались со многими христианскими странами. В Царьграде (Константинополе) русские проводили полгода и более, распродавая привезенные сюда результаты зимнего полюдья и запасаясь греческими товарами, такими как «паволокы (шелка), золото, вино и овощи (фрукты) разноличнии». При таких устойчивых контактах христианство проникало в русскую среду, особенно с 860-х годов.
Возникает миссионерская деятельность греческой православной церкви: на Русь был послан митрополит Михаил (болгарин), крестивший киевского князя Аскольда. Одним из путей проникновения христиан в Киев известный историк русской церкви Е. Е. Голубинский справедливо считает переход на службу к киевскому князю варягов из состава константинопольской общины. У варягов был свой, морской путь в Константинополь.
Нестор в своем тексте ведет читателя от Черного моря вверх по Днепру и далее в Балтийское море, указывая, что из варяжской Балтики можно морем, без всяких волоков, доплыть до Рима и Царьграда: «Бе путь из Варяг в Грекы и из Грекъ По Дънепру и вьрх Дънепра волок до Ловоти и по Ловоти вьнити в Ильмерь езеро великое, из нею же езера потечеть Вьлхов вътечеть в зеро великое Нево (Ладожское) и тою озера вънидеть устие в море Варяжьское (Балтийское и Северное)». В этой части параграфа описывается путь по Восточной Европе из Византии, «из Грек» в Скандинавию. Далее следует описание пути «из Варяг в Греки»: «И по тому морю ити даже и до Рима, а от Рима прити по тому же морю к Цесареграду».
Следует полагать, что вскоре после прихода в Новгородские земли, согласно русским летописям, Рюрик с братьями Синеусом и Трувором окончательно здесь закрепились. Видимо, из Новгорода Рюрик отправил в Киев в 870 году Аскольда и Дира, «бояр Рюриковых», так как вскоре после прихода в новгородские земли Синеус и Трувор скончались.
И тогда Аскольд «захотел править сам». Надо полагать, Аскольд и Рюрик поделили Русь: Аскольду достался Киев, а Рюрику — Новгород. Поначалу киевляне не хотели покорятся Аскольду, ибо «Дира имели у себя». Но Дир сказал, чтобы киевляне с этим смирились. В 873 году Аскольд и Дир воевали с полочанами и, по замечанию летописца, «много зла сотвориша». А уже в следующем, 874 году Аскольд двинулся на Царьград. Аскольд «посадил воинов своих на ладьи и пошел грабить другие места». Далее сказано, что он «пошел на греков, чтобы унизить их города и приносить жертвы богам в их землях».
Именно таких, частично византиизированных, варягов киевские князья и посылали в Царьград с дипломатическими поручениями. В княжеском посольстве Игоря в 944 г. были «людии русьскые хрьстьяне», а во время принесения присяги самим князем в Киеве часть дружины присягала в церкви св. Ильи на Подоле — «мънози бо беша варязи и козаре хрьстьяне». Христианство здесь выступает не как русская вера, а как вера наемных чужеземцев. Конфронтация русского язычества с византийским христианством неразрывно сплетается с темой противодействия буйным отрядам наемников-варягов. В 980 году произошло изгнание варягов из Киева молодым князем Владимиром. «Показав путь» наемникам, стремившимся в Византию, князь известил императора: «Се, йдуть к тебе варязи. Не мози их держати в граде — Оли то сътворять ти зьло в граде, якоже и сьде (в Киеве). Нь растчи я разно, а семо (на Русь) не пущай ни единого ».
Основой опасений киевских князей и их настороженности по отношению к христианству была политика Византийской империи. Для Руси, перемежавшей мирные торговые связи с военным нажимом на Византию (ради этих же связей), принятие христианства означало бы невольный вассалитет, а усиление христианства на Руси — увеличение числа потенциальных союзников православной Византии. Поэтому на протяжении нескольких десятилетий X в. мы наблюдаем внутри Киевской Руси значительное усиление язычества, как бы сознательно противопоставленного византийскому христианству.
Коментарі
Гість: _Макс
125.03.13, 23:01
Князь Владимир любил попойки и оргии, когда нужно было выбрать или христианство или мусульманство - он выбрал христианство, чтоб не расставаться с алкоголем, вместо гарема с множеством наложниц.
rutzit
225.03.13, 23:05
Если Рюрик в 870 году отправил Аскольда в Киев, то какого лешего в 860-м Аскольд, как киевский князь, подписывал договор с византийцами?
Panya
325.03.13, 23:50Відповідь на 1 від Гість: _Макс
у князей были гаремы, у Святослава 300 наложниц, больше всех в этом преуспел Игорь, там за полтыщи перевалило
Гість: _Макс
425.03.13, 23:52Відповідь на 3 від Panya
С тех пор мало что изменилось!