Что такое атеизм, или почему атеизм - не религия

  • 17.04.12, 14:15
Сначала, как и положено, начнем с определений:

Религия - форма общественного сознания; совокупность духовных представлений,
основанных на вере в существование Бога (богов) или сверхъестественных
сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).


Атеизм - форма отрицания религиозных представлений и культа, утверждение самоценности бытия мира и человека.


Для любителей вкладывать в слова свой собственный смысл, отличный от
общепринятого, процитирую маленький отрывок из книги Льюиса Кэррола
"Алиса в Зазеркалье":

"...Вот тебе и слава!
— Я не понимаю, при чем здесь «слава»? — спросила Алиса.
Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся.
— И не поймешь, пока я тебе не объясню, — ответил он. — Я хотел сказать: «Разъяснил, как по полкам разложил!»
— Но «слава» совсем не значит: «разъяснил, как по полкам разложил!» — возразила Алиса.
Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, — сказал Шалтай презрительно.
— Вопрос в том, подчинится ли оно вам, — сказала Алиса.
— Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, — сказал Шалтай-Болтай. — Вот в чем вопрос!
Алиса вконец растерялась и не знала, что и сказать; помолчав с минуту, Шалтай-Болтай заговорил снова.

Некоторые слова очень вредные. Ни за что не поддаются! Особенно
глаголы! Гонору в них слишком много! Прилагательные попроще — с ними
делай, что хочешь. Но глаголы себе на уме! Впрочем, я с ними со всеми
справляюсь. Световодозвуконепроницаемость! Вот что я говорю!
— Скажите, пожалуйста, что это такое? — спросила Алиса.

Вот теперь ты говоришь дело, дитя, — ответил Шалтай, так и сияя от
радости. — Я хотел сказать: «Хватит об этом! Скажи-ка мне лучше, что ты
будешь делать дальше! Ты ведь не собираешься всю жизнь здесь сидеть!»
— И все это в одном слове? — сказала задумчиво Алиса. — Не слишком ли это много для одного!"



Для дальнейшего объяснения введу обозначения:

ВЕРА = метафизическая вера (в истинность нефальсифицируемых утверждений).
КУЛЬТ = поклонение с ритуальными действиями: молитвами, посещениями храмов, жертвоприношениями, иными ритуалами.


Все мировоззрения можно разделить на четыре большие группы:

1) НЕТ веры, НЕТ культа - атеизм.
2) ЕСТЬ вера, НЕТ культа - нерелигиозная вера.
3) ЕСТЬ вера, ЕСТЬ культ - религия.
4) НЕТ веры, ЕСТЬ культ - псевдорелигия.

С атеизмом и религией мы разберемся далее. Осталось еще два типа.

Нерелигиозным верующим
является, например, человек, который верит в существование Бога (или
иных Высших Сил), однако считает все религии ложными, а любые ритуалы -
бессмысленными. Яркий пример нерелигиозных верующих - деисты. Собственно
говоря, такого человек от атеиста можно отличить, лишь задав вопрос о
существовании каких-либо Высших Сил, т.е. его вера никоим образом не
влияет на его деятельность (он не молится, в храмы не ходит,
жертвоприношения не устраивает, и т.д.). Поэтому людей данной группы
можно условно объединить с атеистами (хотя формально они относятся к
разным группам): в социально-политическом плане отличия практически
отсутствуют.


К псевдорелигиям относятся все сильные
идеологии, "обросшие" культом (в том числе и марксизм-ленинизм).
Собственно говоря, представителя псевдорелигии от религиозного верующего
можно отличить, лишь задав вопрос о существовании каких-либо Высших
Сил, т.е. наблюдения со стороны не позволяют обнаружить отличия: и для
тех, и для других характерна культовая деятельность. Поэтому людей
данной группы можно условно объединить с религиозными верующими (хотя
формально они относятся к разным группам): в социально-политическом
плане отличия практически отсутствуют.


Теперь вернемся к атеизму и религиям.

Многие верующие не могут понять одну простую мысль: никакого общего для всех атеизма не существует.
Два атеиста по своим взглядам могут отличаться сильнее, чем христианин
от буддиста, а мусульманин - от кришнаита. Главное - чтобы их
мировоззрения соответствовали приведенным определениям.


Атеистами нас назвали верующие. Они привыкли, что кто-то верит в одних богов
(политеисты), кто-то - в других, есть верующие в духов (анимисты), есть -
верующие в единого Бога (монотеисты), и так далее. И вдруг встречаются
люди, которые ни во что подобное не верят, а требуют доказательств. Люди
совершенно различные, часто имеющие несовместимые взгляды, которые,
однако, объединяет общая черта: несогласие с религиозными
представлениями и отсутствие культа. Вот верующие и дали нам собирательное название атеисты.

Поясню на простом примере.
Допустим,большинство людей верит в существование драконов. Кто-то - в
огнедышащих, кто-то в летающих, кто-то в разумных... у всех свои
взгляды, однако все верят в каких-либо драконов. И вдруг они встречают
тех, кто НЕ верит в драконов, и дают им собирательное название
адраконисты. И я, и Вы являемся адраконистами, хотя наши взгляды по
остальным вопросам совершенно различны.

То же самое и с атеистами: Тит Лукреций Кар, Айзек Азимов, Карл Маркс, Дени Дидро,
Фейербах, Лаплас, Марк Твен - все атеисты, однако неужто Вы скажете, что
они имели одинаковые взгляды?! Вопреки распространенному заблуждению,
атеист даже не обязан быть материалистом (хотя это самый частый
вариант).

Еще раз повторяю: смотрите определение атеизма. Если
взгляды человека полностью соответствуют ему, то он - атеист (каковы бы
ни были его взгляды по остальным вопросам). Если же хоть в чем-то
противоречат - он не атеист.



И небольшое замечание по ходу: встречаются среди верующих (обычно православных) и такие, кто
считает, будто бы первые атеисты появились в эпоху Просвещения.
Встречаются отдельные безнадежные случаи верующих, которые и вовсе
считают, будто бы атеизм начался с марксизма. Для них объясняю:

Атеизм куда старше христианства (атеисты упоминаются даже в Ветхом Завете).
Самое древнее из ДОСТОВЕРНО известных атеистических учений - философская
школа Локаята в Древней Индии в середине 1 тыс. до н.э. Но, судя по
всему, атеизм возник одновременно с первыми религиями (уверяю Вас, они
были отнюдь не монотеистическими, а в основном анимистическими).



РАСПРОСТРАНЕННОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ: ВСЕ АТЕИСТЫ - МАТЕРИАЛИСТЫ

Атеизм и материализм - это не синонимы. Они описывают разные части мировоззрения.
Да, в большинстве случаев атеисты - материалисты, а материалисты - атеисты.
Тем не менее, существуют и атеисты-нематериалисты, и
материалисты-неатеисты.

1) Атеисты-нематериалисты.

Элементарнейший пример - солипсисты. Как Вы понимаете, любой солипсист - всегда атеист,
вот только материалистом он быть никак не может. Бывают и
атеисты-объективные идеалисты.

В данном случае очень хорошо действуют на верующих цитаты из БСЭ.
Дело в том, что авторы БСЭ были вынуждены подстраиваться под господствующую
идеологию с "единственно правильным пониманием всего", в т.ч. и атеизма.
Так что логичнее всего было бы ожидать, что атеистами они будут
называть только материалистов. Однако они все же старались не лгать, а
потому все-таки в статьях энциклопедии проскальзывает правда. Приведу
цитаты из двух статей:

"Атеизм":

В 20 в. иррационалистическая линия критики религии получила развитие в т. н. атеистическом экзистенциализме (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).


"Идеализм":

В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), экзистенциализм
(в континентальных западноевропейских странах), феноменология (обычно
переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католических
странах).



2) Материалисты-неатеисты.

С точки зрения социологов, чучхе является религией, и ее сторонники НЕ входят в число нерелигиозных людей. А что такое чучхе? Северокорейская версия марксизма. Как видите, можно быть верующим материалистом.

Менее ярко выраженный, но зато более знакомый нам вариант - госдеология СССР - марксизм-ленинизм. Просто посмотрите песни про Сталина. Если это не гимны языческому богу, то я китайский летчик. Приведу еще свои рассуждения:

Карл Маркс - атеист, Ленин - тоже. А вот подавляющее большинство коммунистов - ВЕРУЮЩИЕ.
Попытаюсь привести еще доказательства того, что марксизм-ленинизм (учение Маркса в трактовке КПСС) является религией.

1) В большинстве религий есть некое Священное Писание (Библия, Танах,
Коран, Трипитаки, Зенд-Авеста и т.п.); в марксизме-ленинизме (далее МЛ) –
труды Маркса, Энгельса и Ленина.

2) Во многих религиях есть
основатели, чей авторитет нельзя подвергать сомнению (Христос, Мухаммед,
Заратуштра и т.п.); в МЛ - Маркс, Энгельс и Ленин. Как часто и бывает,
самый молодой из них является и самым почитаемым.

3) Во всех
религиях трактовать Священное Писание позволено лишь господствующей
Церкви; тех, кто имеет иное мнение, называют еретиками. Какова была в
Советском Союзе судьба тех, кто уважал Маркса, но не КПСС?

4) В большинстве религий есть материальные объекты поклонения (иконы, статуи
божеств и т.п.); в МЛ – весь набор: от статуй вождей до мавзолея Ленина.


5) Некоторые религии пытаются лезть в науку и указывать ученым,
какие науки и научные теории истинны. Судьба генетики и кибернетики в
СССР всем известна.

6) Во всех религиях есть сверхъестественные
понятия (Бог, рай/ад, нирвана/сансара, карма и т.п.); в МЛ – НЕИЗБЕЖНОЕ
«светлое коммунистическое будущее» и линейный прогресс человечества
(первобытное-рабовладельческое-феодальное-капиталистическое-коммунистическое общество).

7) И т.д. и т.п.

Да, конечно, советские коммунисты не верили в Бога/богов, но если их на
этом основании называть атеистами, то в таком случае атеистами являются
и, например, конфуцианцы.






Являюсь ли я материалистом?
Я себя называю материалистом лишь для удобства собеседников (если данный вопрос не принципиален).
Если серьезно, то споры материалистов и идеалистов мне кажутся довольно
глупыми. Я их обычно иллюстрирую таким вот простым примером - картинкой
"заяц/утка":



Скажите, здесь изображен заяц или утка?
А смотря как посмотреть.
Также и с материализмом/идеализмом.


РАСПРОСТРАНЕННОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ: ВСЕ ВО ЧТО-ТО ВЕРЯТ

Приведу пример с античными и средневековыми картами.
Те земли, о которых было известно, на них изображались. Но что делать с
неизвестной территорией? Кто-то разрисовывал ее так, как хотел: размещал
там вымышленные государства, отмечал территории, где живут мифические
животные, и так далее. А кто-то просто оставлял белые пятна: когда будет
известно, что там находится, тогда и можно будет дорисовать карту.
Картограф, оставляющий белые пятна, вовсе не считает, что там ничего
нет: он просто не видит причины рисовать там что-либо, не имея
достаточной информации.

Вернемся к нашим баранам.
И религиозные, и нерелигиозные верующие являются аналогами тех
картографов, которые рисовали вымышленные земли, а атеисты - тех, кто
оставлял белые пятна.

Так что когда мне предлагают какую-либо
концепцию, в т.ч. религиозную, я в первую очередь проверяю ее на наличие
внутренних логических противоречий. Если таковые есть, то данная
концепция В ПРИНЦИПЕ не может оказаться истинной: она, по сути,
описывает пустое множество, т.е. НИ-ЧЕ-ГО. Если же внутренних логических
противоречий нет, то я поступаю с ней так же, как картограф со
странами: есть доказательства истинности - корректирую свое
мировоззрение (наношу на карту), нет доказательств - откладываю в
сторону, не отрицая (оставляю белые пятна). Появятся доказательства -
учту.

Что и требовалось доказать: атеизм не только не является религией, но даже не является нерелигиозной верой.


РАСПРОСТРАНЕННОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ: АТЕИЗМ - ЭТО ВЕРА В ТО, ЧТО БОГА НЕТ

На самом деле это лишь частный случай предыдущего заблуждения, однако в силу его распространенности прокомментирую отдельно:

1) "Неверие в существование" и "уверенность в несуществовании" - далеко не
одно и то же. Вспомните мой пример с картами: если оставлено белое
пятно, то это не означает, что там абсолютно ничего нет.
Кстати, рекомендую оценить такую мысль:

Некурящих не бывает: тот, кто не курит табак, курит отсутствие табака.

2) К атеистам, получается, относятся политеисты, анимисты, верующие
нетеистических религий (даосизма, конфуцианства...) и многие, многие
другие.

3) Любое серьезное определение религии включает организованное поклонение, т.е. культ. Это обязательный признак религии. Нет культа - нет религии. Именнно поэтому, например, деизм не относится к религиям.

4) Если человек никогда не сталкивался с монотеистическими религиями, то
он, получается, не может быть атеистом: неверия в богов не достаточно
для признания атеистом, а по поводу Бога он не имеет никакой позиции,
т.к. никогда не слышал о Нем.


------------------------

Так что само по себе существование богов, духов, Бога и т.п. противоречить
атеизму не может: если бы их существование было доказано, то атеисты
признали бы это, и все равно остались бы атеистами. Атеизму противоречит
лишь ВЕРА во все вышеперечисленной. И поклонение (т.е. культ).

http://as-merlin.livejournal.com/2449.html

В школах Англии изучают друидизм (язычество) и магию

  • 17.04.12, 11:21
And after double maths it will be... paganism: Schools told to put witchcraft and druids on RE syllabus

Paganism has been included in an official school religious education syllabus for the first time.

Cornwall Council has told its schools that pagan beliefs, which include witchcraft, druidism and the worship of ancient gods such as Thor, should be taught alongside Christianity, Islam and Judaism.

The requirements are spelled out in an agreed syllabus drawn up by Cornwall’s RE advisory group.

Faiths: Schoolchildren in Cornwall will soon be studying pagan religions like druidism, above, and witchcraft

Required learning: Schoolchildren in Cornwall will soon be studying pagan religions like druidism, above, and witchcraft

It says that from the age of five, children should begin learning about standing stones, such as Stonehenge. At the age of 11, pupils can begin exploring ‘modern paganism and its importance for many in Cornwall’.

The syllabus adds that areas of study should include ‘the importance of pre-Christian sites for modern pagans’.

 

And an accompanying guide says that pupils should ‘understand  the basic beliefs’ of paganism and suggests children could discuss the difficulties a practising pagan pupil might face in school.

But the council’s initiative has dismayed some Christian campaigners, who are alarmed that a religion once regarded as a fringe eccentricity is increasingly gaining official recognition.

Critics point out that according to the council’s own estimates there are only between 600 and 750 pagans in Cornwall out of a total population of 537,400.

Mike Judge, Christian Institute spokesman, said: ‘Religious education is squeezed already – there’s barely enough time to cover Christianity and the other major religions.

'Introducing paganism is just faddish and has more to do with the political correctness of teachers than the educational needs of children.’

Spells: Cornish witches Cassandra Latham-Jones, left, and partner Laetitia

Spells: Cornish witches Cassandra Latham-Jones, left, and partner Laetitia

However, Neil Burden, the council’s cabinet member for children’s services, said that the move would give children ‘access to the broad spectrum of religious beliefs’.

The council said the teaching of Christianity still accounted for nearly two-thirds of religious education in its schools.

Paganism encompasses numerous strands, from druids, who believe themselves to be practitioners of the ancient faith of pre-Christian Britain,  to wiccans – modern witches who gather in covens – and shamans, who engage with the spirit of the land.

Cornish pagans include witches Cassandra and Laetitia Latham-Jones, who dress in robes, own broomsticks and a black cat and cast spells. Their website says they offer baby blessings, psychic house cleansings and spells to suit particular situations.

Cornwall Council’s initiative  follows the 2010 decision by the Charity Commission to recognise druidism as a religion.

Jailed druids and pagans are also now allowed to take twigs or ‘magic wands’ into their cells, although they are barred from wearing a hooded robe.

According to the 2001 national  census, there are about 40,000 pagans in England and Wales, though some estimate that the true figure is now far higher.

http://www.dailymail.co.uk/news/article-2129821/And-double-maths--paganism-Schools-told-witchcraft-druids-RE-syllabus.html#ixzz1s8u0nJYY

"благодатный огонь"

  • 15.04.12, 11:04

"БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ"-2 Ведущий востоковед начала 20 - века, академик Игнатий Юлианович Крачковский, подводя итог общему мнению его коллег в отношение Благодатного огня, в 1915 году писал: «У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет профессорам Олесницкому и Дмитриевскому говорить о "торжестве освящения огня при Гробе Господне". А в 1949 году, известный профессор ленинградской духовной академии Успенский Н. Д прочитал доклад описывающий историю происхождения верований в чудесное появление огня /УНД/. Этот доклад вызывал большой резонанс " ..и в итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им : Я тоже знаю, что это только легенда! Что (Успенский) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!" Основатель русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) в своём дневнике передаёт нам слова митрополита о том, что в момент совещания в тесном церковном кругу, наместник Мисаил признался: « ... он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня». Есть и другие свидетельства [К, И] о тайно лампаде, от которой патриарх зажигает огонь и люди не стесняются говорить об этом и в открытой печати, но до сих пор находится немало сторонников веры в чудесный огонь, который появляется в Иерусалиме. Казалось бы, уже который год в России мы можем видеть трансляции с церемонии освящения огня, видеть, что чудесные всполохи, как две капли воды похожи на фотовспышки, создаваемые фотоаппаратами армии фотографов присутствующих на церемонии, что умывание огнём паломниками вполне легко повторить, но люди продолжают верить в чудесные всполохи , и "священный" огонь. Статья в Известиях(ниже приведен полный текст) Божественная пиротехника от министра культуры Характерной особенностью минувшего празднования Пасхи стало своеобразное соревнование СМИ в перечислении чудесных подробностей о "благодатном огне" Великой субботы в иерусалимском храме Гроба Господня. Официальное паломничество за огнем, частица которого была доставлена и в Петербург, возглавил сам министр культуры России Александр Соколов, называвший его чудом и откровением, способствующим "духовно-нравственному возрождению общества". На Руси эта легенда была известна уже с XII века по рассказам паломников и лубочным картинкам. Но даже создание в 1847 году Духовной миссии в Иерусалиме и открытие в 1882 году Палестинского общества не вызвали у нас массового "огненного психоза". Потому что уровень церковной культуры позволял понимать, что происходит на самом деле. Основатель миссии епископ Порфирий (Успенский, 1804-1885) в своих воспоминаниях рассказывает, как иерусалимское духовенство "зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова" (Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. СПб, 1896. Т. 3. С. 299). В 1914 году востоковед И.Ю. Крачковский (1883-1951) собрал арабские известия о рукотворности огня. Литургист А.А. Дмитриевский (1856-1929) на основании Устава храма Гроба Господня 1122 года показал, как духовенство готовит к Пасхе лампады, чтобы зажечь в них новый огонь. В 1949 году его ученик, петербургский профессор Н. Д. Успенский (1900-1987) продемонстрировал, как складывался огненный миф. Его учеником в семинарии в тот год был будущий патриарх Алексий (Ридигер). Он, как и высшее духовенство РПЦ, не может не знать правды о "благодатном огне". В России благочестивый обман получил массовое распространение только в тоскливый период застоя 1970-х годов. Сегодня упадок богословского образования, в том числе и разгром питерской Духовной академии, способствует утверждению мифа. Характерно, что иерархи воздерживаются от заявлений, предпочитая насаждать сомнительный культ чужими руками. РИА "Новости" повторяет чей-то экзальтированный бред, описывающий физические характеристики огня, заметные "при замедленной съемке". Но когда эту идею подхватывает министр культуры, это просто бескультурье. На вопрос епископа Порфирия, почему нельзя честно рассказать людям, что происходит, святогробский митрополит простодушно ответил, что его растерзают тут же, как только узнают правду. Естественно,новый огонь, зажженный на Пасху, да еще и в Иерусалимском храме, - вещь для верующих особая. Его дистрибуция в промышленных масштабах - хороший знак солидарности некоторых христианских народов. Но утверждение о божественном происхождении огня есть сознательный обман, граничащий с кощунством и богохульством, за которые российский суд теперь приговаривает к солидным штрафам. В конце концов, Господь Бог - не пиротехник, чтобы устраивать праздничный фейерверк к очередному поп-шоу. В Евангелии и без того много замечательного. И огонь Великой субботы - это не вопрос веры и неверия, а вопрос порядочности и нечестности. Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия, Сорбонна, Париж 15:46 11.05.05 - Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3.Пг., 1915. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X- XIII вв. - 8 томов "Книги моего бытия" епископа Порфирия (Успенского) являются не воспоминаниями, а дневником, куда он заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлеченные темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были Императорской Академией Наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П.А.Сырку после смерти владыки. Третий том вышел в свет в 1896 году. Вот буквальная цитата: "В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемыхпоклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы,- продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нем написали вместо "святый свет",- "освященный огонь", Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного". стр.299-301 тома 3-го - Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256) "Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, Открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад [67] и восклицает: "Сошел свет и смилостивился Христос" /Крачковский, 1915/ "Local Christians - a tiny minority in a Holy Land racked by violence - certainly need something to cheer them up. But one Armenian torch-bearer, Soukias Tchilingirian, felt the truth had to be told. He said: "It's not a miracle. The Greek priests bring in a lamp - one that has been kept burning for 1,500 years - to produce the Holy Fire. For pilgrims full of faith who come from abroad, it is a fire from Heaven, a true miracle. But not for us. Of course the source of the fire is ancient and symbolic. I heard this from my father and I think he knew the truth." - Проф. Успенский Н. Д. К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме. Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949 г., http://www.golubinski.ru/ecclesia/ogon.htm - Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983, с. 114-115 источник - там же см. и другие "Чудеса" во Христе (спецотдел Христа ради)

 

http://radosvet.net/3602-blagodatnyj-ogon-2.html

Бертран Рассел о Боге

  • 15.04.12, 00:54
Бертран Рассел отвечает на вопросы связанные с богом и религией. 1956 год