как уберечь детей от изучения ОПК

  • 12.04.12, 22:45
Безоговорочное принятие ребенком т.н. "основ православной культуры" (ОПК) отрезает его и от науки, безусловно требующей свободомыслия, и от огромных пластов мировой философии и русской культурной традиции.

Верил ли Эйнштейн в бога?

  • 12.04.12, 20:31

Эйнштейн верил в бога, но в бога безличностного, который не участвует в жизни вселенной. Он говорил, что самое большое чудо - это то, что чудес нет. Из-за того, что он одновременно говорил о боге и религии, он вводил этим многих в заблуждение. Атеисты называли его атеистом, но он категорично отрицал это. Верующие называли его верующим, но он отвечал им, что их верования в личностного бога - детские и наивные.

Было очевидно, что этот вопрос надо было прояснить. Раввин Герберт Гольштайн направил ему каблеграмму с вопрос в лоб: "Верите ли вы в Бога?" Вот его ответ: "Я верю в Бога Спинозы, который являет себя в гармонии мироздания, но не в такого Бога, который интересовался бы судьбами или деяниями человека". Бог Спинозы - это безличный бог, который не участвует в истории мира.

Вообще, путь Эйнштейна был путем от веры к неверию. Его выспитывали в духе Хасидизма. В старших классах, он стал ярым Католиком (бунт против Хасидизма). Но уже в институте, он оставил Католичество, и Христианство, и Теизм. Его верой была вера многих современных физиков - вера Спинозы, вера во "Вселенского часовщика". Это вера человека, который не в силах разорвать свои религиозные путы с одной стороны, но который понимает абсурдность религиозных утврждений и сводит бога к минимальному, отрицая его участие в мире, с другой стороны. Такая "вереа" - это лучший способ веры без бога. Почти без бога, осталось само слово.

Поздравляю всех с наступившим Днём космонавтики!

  • 12.04.12, 15:17
В этот светлый день наши оппоненты любят заявлять, что Гагарин был
воцерковлённым православным христианином. Это ЛПП. Племянница Юрия
Алексеевича говорит, что он "был, скорее, атеистом ... в церковь не
ходил
".


С Тамарой Дмитриевной Филатовой, сотрудницей музея Юрия Гагарина и
племянницей Юрия Алексеевича, мы беседовали в ее маленькой квартире, где
все вокруг сияло чистотой и дышало уютом... Ковер на стене, мягкий
диван, аккуратные половички, тишина за окнами дома, который стоит на
самом берегу реки Гжать... Говорили, конечно, о нем, человеке, ставшем
знаменитостью всей планеты и всего ХХ века.О Гагарине она рассказывает с
апреля 1961 года. Наверное, непросто говорить одно и то же, даже если
речь идет о родном человеке. Я старался особо не мешать вопросами, чтобы
Тамара Дмитриевна сама сказала то, что ей хотелось сказать и
вспомнить...


- Самое первое яркое впечатление о Гагарине - как он привез мне в
подарок трехколесный велосипед. И фотографию сделал, как я на нем сижу.
Была его любимой племянницей. Юрий меня окрестил в церкви, что за
железной дорогой...
Уже на следующий день после полета в домике Гагариных поставили
телефонные аппараты. Звонили нам со всего мира. Хотели узнать, кто он да
откуда, действительно ли из простой крестьянской семьи, спрашивали
подробности. Фотографы просили любые снимки. А Гагарин сам много снимал,
любил это дело. У него "Смена" была. И брат его, Борис, тоже увлекался
фотографией. А я, дура, верила всем, что снимки обязательно вернут, и
отдала сотни уникальных кадров. Да мне было всего 14, ничего до этого не
видела, никуда не ездила - и вдруг такое. Никто не вернул. Они, эти
снимки, и в архивах фотохроники ТАСС и АПН не сохранились. Казнила себя,
потом через радио, газеты обращалась с просьбой вернуть. Напрасно. Так
что вам уже ничего не осталось...
Не потому ли даже в квартире гагаринской племянницы не висят по стенам
фотографии ее звездного дяди. Сама обстановка квартиры еще с советских
времен. Стенка, купленная в "году 81-м". Книжный шкаф с Купером,
Пришвиным, Драйзером, Лермонтовым, набор чашек и хрустальных бокалов,
что считалось обязательным для любого обеспеченного новосела. Коробка
шоколадных конфет. Заметив, что я разглядываю квартиру, Тамара
Дмитриевна, опередив вопрос, уточняет:
- Из "особых" вещей - только вот этот фарфоровый чайный набор, который
подарили матери космонавта Анне Тимофеевне... Все отдала в музей. Даже
белое свое платье, в котором ходила на выпускной вечер в 11-м классе. И
часы "Весна", которые мне Юрий вручил в честь окончания восьмого
класса...
...Мы сейчас занимаемся в музее уже не столько биографией Гагарина,
сколько историей первого полета. В нем же было задействовано очень много
людей, организаций. Собираем сведения о первой двадцатке космонавтов, о
тех, кто попал в "гагаринский набор". Вы их, конечно, знаете - Титов,
Волынов, Хрунов, Быковский, Беляев, Шонин, Леонов... Восемь из них не
слетали в космос. Кого-то не пустили к звездам по медицинским
показаниям, кого-то исключили из отряда за неправильное поведение. О них
известно мало. Мы хотим узнать как можно больше.
- Вам не надоело, если честно, заниматься одним и тем же?
- Нет, я живу своей работой. Особенно в последние годы, в это смутное
время... Если бы не работа, то просто не выдержала бы. Особенно
раздражает отношение властей к молодежи. Раньше было патриотическое
воспитание. Потом, в годы перестройки, все стали ругать и охаивать. Мол,
слишком все было раньше заорганизованно, запротоколировано. Теперь
ничего этого нет, и молодежь в результате ушла в пьянство, наркоманию. У
нас был спокойный городок. Ночью, а мне приходилось поздно возвращаться
из поездок, можно было смело идти по улицам. А сейчас - боюсь.
Постоянно у нас что-то случается.
- То, что здесь родина первого космонавта планеты, как-то сказывается на местной жизни?
- После полета город получил второе рождение. И строительство закипело.
Гагарин, как депутат Верховного Совета СССР, все курировал. Новые
больница, поликлиника, Дворец культуры, молочный комбинат, здание
швейной фабрики, много жилья появилось... А потом, когда его не стало,
над городом взял шефство комсомол. Приезжали студенческие отряды из
городов-героев. Опять все кипело. На селе появлялись новые
животноводческие комплексы. Теперь город Гагарин забыт, как и прочие
малые города России. На заводе "Динамик" трудились 2000 человек,
осталось 400. Мой сын в Москве - устроился водителем легковой машины на
фирму. Здесь для него работы не найдешь.
- Так гордятся люди, что они живут здесь?
- Про молодежь не скажу. А взрослые - да. Помню, в прессе кто-то,
высказал мысль: а не переименовать ли город Гагарин обратно в Гжатск? В
ходе опроса населения, подавляющее большинство горожан высказались
категорически против этого.
- А вы лично гордитесь "звездным" родством? Как-то на вас самой отразилась мировая слава Гагарина?
- Я, конечно, горжусь. Что касается славы, то мы, Гагарины, просто
считали, что родство с ним ко многому нас обязывает. И не жили его
славой. Как было у нас хозяйство, которое кормило, свиньи, гуси, так все
и осталось. Работали, работать и продолжали.
- А Юрий верил в Бога?
- Он был, скорее, атеистом. После полета в космос ничего не изменилось. И
когда в город сюда приезжал, то в церковь не ходил. Как и его мать Анна
Тимофеевна - тоже не ходила. Я иначе к этому отношусь. Моя заступница -
Божья матерь. Посты в семье не соблюдали, но в праздники - на Пасху,
Рождество - в доме устраивалось застолье. Юра очень любил студень. Анна
Тимофеевна готовила его из говядины, свинины и курятины. Любимый напиток
в семье - чай. И песни Гагарин любил петь. После полета познакомился с
Пахмутовой, и они подружились. Ему ее песни понравились. Особенно -
"Когда усталая подлодка...".
- А какая у него была любимая фраза?
- Не скажу. Она только мне и предназначалась. (На ушко, правда, Тамара
Дмитриевна ее нашептала - "но это не для печати")... Я не слышала от
него грубости. Чтобы взорвался на меня - такого не случалось. Хотя
отчитывал. Дочек, бывало, ругал. И самое для них страшное было, когда
мама Валя предупреждала: "Я все расскажу папе". Анна Тимофеевна
рассказывала про отца Гагарина, что он был безграмотным, но даже черта
никогда не поминал. Если что-то не нравилось, говорил так: "Аннушка, ну
так нельзя"
- А жили вы бедно?
- Сами судите. Хозяйство было большое. Две коровы, лошадь, птицы много. В
деревне Клушино, откуда Гагарины в Гжатск переехали, - приволье. А в
город они отправились из-за того, что во время войны село было разорено.
Дед разобрал дом и на подводах его перевез. А после полета
правительство построило родителям Гагарина новый дом. Сначала панельный.
Но через несколько лет, когда он стал потихоньку рассыпаться,
кирпичный. А чтобы не заметили перемен, его обшили асбоцементными
листами, покрасили в зеленый цвет.
Выглядит сооружение достаточно убого - как большая строительная
будка. Хотя внутри уютно. Домик понравился Анне Тимофеевне. Наверное,
еще и потому, что отапливался не дровами, а электричеством.
- В музей Гагарина сейчас ходит много посетителей?
- Совсем не так, как раньше, когда было до 12 и больше экскурсионных
автобусов в день. Сейчас же один - в две недели. Зарплата в музее
мизерная. Получаю теперь, после того как в апреле добавили от местной
администрации, 800 рублей. А люди такие завистливые, говорят: поживите
сейчас, как все. Так мы и раньше жили, как все. Те, кто так говорит,
разве не видели, как мы работали? Родители приучили, слава Богу.
- Кто-то из гжатских ребятишек мечтает стать космонавтом?
- Думаю, что нет. Они и про звезды не очень в курсе. Думают, что Леонов -
это артист. Про Леонова, который выходил в открытый космос, не знают.
- А вы сами не думаете написать книгу воспоминаний?
- В принципе могла бы. Но о нем столько уже написано! Да и в музее я все время про Гагарина рассказываю.
- Случаются неожиданные вопросы?
- Поражает малограмотность людей. Истории не знают совсем.
Поинтересовались как-то, например, где земля, которую Гагарин из космоса
привез? Одну нашу сотрудницу спросили, можно ли в космосе заниматься
сексом? Она не растерялась и сказала, что она бы смогла. И смогла бы -
она у нас все умеет...
Посетители музея часто интересуются детьми Гагарина. Старшая дочь Елена
закончила исторический факультет МГУ, отделение истории искусств. Сейчас
- старший научный сотрудник в Музее имени Пушкина. Ездила много в
Италию, Египет. Младшая - Галина окончила Плехановку и там преподает. У
Лены - дочь Катя. А у Гали - сын Юра.
- Собираетесь ли вы по-семейному?
- Сейчас только в Звездном у Валентины. Последний раз она приезжала в Гжатск в 1998-м. У меня с нею теплые отношения.
- Вы можете представить Гагарина в 66?
- Он бы не изменился. Дружелюбие, обаятельность, заботливость никуда бы
ни ушли. Он бы, уверена, многое бы не принял из сегодняшней жизни. В
частности, политику в отношении молодежи, точнее - отсутствие какой-либо
политики.
...Отвечала Тамара Дмитриевна на вопросы не сразу, а тщательно подбирая
слова. И вообще поначалу казалась настороженной. Оказалось, что ее
крепко обидела статья в одной из газет.
- Написали такое... Будто Анна Тимофеевна бегала "налево", а Алексей
Иванович гонялся за неверной супругой по городу с ружьем. Да не могло
быть такого. Анна Тимофеевна родилась в 1903 году. Борону на себе после
войны таскала. И всю жизнь работала. Бабушку-то я свою знаю. Ей надо
памятник ставить, а написали такое...
Про частушки, которые сочиняли в отряде космонавтов, я этой журналистке
рассказала. Были в ней такие слова: "Ах, куда ведет Гагарин космонавток
по утрам?" Ее сочинили после полета Терешковой, когда Юрий Алексеевич
был командиром отряда. А вышло в газете по-другому: "А куда идет
Гагарин? К космонавткам по утрам".
Я никогда журналистов не избегала, а сейчас стала опасаться. Да, к
Гагарину льнули, вешались ему на шею красивые женщины. И не могло быть
иначе при его славе. Нельзя его в этом обвинять. Но бабником, как его
иногда изображают, он не был. И не думаю, что у него были женщины на
стороне.
- А шрам над бровью? Утверждают, что он появился у Гагарина после того,
как он неудачно прыгнул со второго этажа, убегая от любовницы, чтобы не
застукали.
- Я знаю и другое. Мне рассказал об этом конструктор Станислав
Язвинский. Гагарин, по его словам, как-то в Крыму после тропического
ливня нес на плечах Галку. Поскользнулся и неловко упал, но дочурку из
рук не выпустил - чтоб не разбилась. Может быть, так и было, может быть,
и нет. Об этом с Валентиной Ивановной мы не беседовали.
- Раз уж мы и об этом... Говорят, что Гагарин много пил. Собственно, мол, из-за этого и разбился...
- Я часто бывала с ним в компаниях. Не скажу, что не пил. Но сколько
выпить и с кем - он всегда знал. Когда Юра сюда приезжал, то мог
расслабиться - никто его, кроме родных, не видел. Но, что называется в
стельку пьяным никогда не был. Никогда!
- Есть версия гибели, связанная с организованным убийством. Аварию самолета подстроил Брежнев, которому Гагарин стал неудобен...
- Многие знакомые, космонавты к ней склоняются. Но я думаю по-другому.
Поэт Феликс Чуев написал в свое время стихотворение "Гробы", которое,
по-моему, многое объясняет. Оно не было опубликовано, ходило по рукам, в
рукописи. Феликс прочитал его мне, когда собирались на месте гибели
Гагарина в Киржачском районе Владимирской области. Помню наизусть.
"...Если вам это можно - выпивши, он нигде не терял лица... Он летал на
такой развалине, что давно на свалку пора. Был не раз мотор в
перечистке, три ресурса давно прошли. Неужели во всей Отчизне лучших
крыльев ему не нашли? Тут не техника виновата. Весь отряд летал на
таких. На гробах, изъятых когда-то из частей из летных других. И причину
немалого бедствия объяснять бы не мне, не в стихах, а в делах судебного
следствия: почему получилось так? Понимаю, в любом хозяйстве нужен
разум и глаз да глаз. Всероссийское разгильдяйство столько раз убивало
нас..."
Но убийства я тоже не исключаю...
И снова Тамара Дмитриевна уходит в те далекие годы:
- Так приятно ему было в плечико поплакаться. Матери столько не
говорила, сколько Юре. Теплый он человек был. А пишут не то, что было...

http://www.trud.ru/article/15-06-2000/7510_gagarin_ne_byl_babnikom.html

Какой вы веры?!

  • 12.04.12, 12:52

Православие (родноверие,славянское язычество) и христианство...Может,все-таки отделим мух от котлет, или всё будем отвергать истину?Хочу отметить,что я,моя большая сибирская семья и многая родня–люди верующие,православные(родноверы), но не христиане, а причисленные "официальной" религией к староверам… Многие из нас не сидят в тёмных избах и не долбятся об пол истуканам (как это некоторые чудаки хотят преподнести), а имеют не одно высшее образование. Мне знакомые семьи наших единоверцев, и поверьте - их много, не пьющие (за искл. редких дат), практически никто не курит, детишек по многу…У меня за плечами докторская (физ-мат)… Мой профессионально "суеверный" двоюродный брат более 10 лет управляет Айрбасом… А вот на Newsland.ru 01.02.2012 Антонов Владимир публикует такой опрос: какого вероисповедания читатели Newsland.ru?  В опросе перечислены такие вероисповедования, как Православие, Ислам, Буддизм, Иудаизм, есть и графа Секта. Но где же графа Христианство? Или автор считает, что Православие и Христианство одно и то же?! Или всё-таки это понятия разные, а Православие – родная вера славян, т.н. сегодня "родноверие"?… Автор умиленно задаётся и таким вопросом: Кем же являются ньюслендеры? Умными животными или венцами божественного творенья? Некоторым венцам творенья, таким как автор опроса, прежде чем записываться в небожители и задаваться вопросами, неплохо бы овладеть и истиной. К тому же не отчуждаться от смыслового содержания таких слов, как "животное", т.е. живот, живой, жизнь... Да и сам автор изначально в своём тексте, прежде чем удариться в словоблудие, проговаривается: "В жизни есть смысл." А теперь только факты об истории "обретения" Православия Христианством: До 988г. на Руси у славян лишь одна основополагающая, родная вера – Православие. 988г. Князь Владимир приносит с Византии на Русь христианство (а не православие!). Обращение в христианство - "крещение" ведут кроваво. Многие вынужденно крестились. Сотни тысяч убито, Князя Владимира прозывают "Красно Солнышко" (кроваво солнышко). 1054г. Раскол единой христианской церкви на западную, восточную (восточно-русскую). Западные считают, что Святой Дух может исходить и от БОГА-ОТЦА и от БОГА-СЫНА. Восточные христиане считают, что Святой Дух может исходить ТОЛЬКО от БОГА-ОТЦА... - западная, она же Католическая, Вселенская (с иерархическим центром в Риме). - востчная, т.е греко-византийская, ортодоксальная, правоверная (Константинополь). - на Руси ортодоксы себя назвают православными (проповедующих среди Православных). 1653-1656гг. Христианство уже именуется православным - реформы патриарха Никона. До реформы патриарха Никона христианство на Руси всё ещё называлось ПРАВОВЕРНЫМ! Патриарх Никон узаконил ведические праздники, придав им христианскую символику. 1943г. В России с согласия Сталина берёт начало Русская Православная Церковь... (в "Русскую" ее переименовал Сталин, чтобы потеснить Русскую зарубежную церковь). РПЦ считает себя преемником ранней "Поместной Российской Православной Церкви". P/S: Православные определяют себя детьми бога, самой его частицей и категорически отвергают рабство. Христиане же определяет себя рабами божьими… Так в чём же и по каким признакам веру исповедующие Христиане считают себя Православными? Почему так беззастенчиво приватизируют имя другой веры? Обоснуйте, не вбрасыванием пара и междометий! Фактами и аргументами, пожалуйста…

http://www.newsland.ru/news/detail/id/886244/

http://rodrus.com/

Раскрытие фальсификации о марсе!!!

  • 12.04.12, 10:36
Фильм о настоящем цвете Марса, который имеет далеко не официальный - красный цвет, а почти земные, естесственные нам, людям Земли, цвета - вплоть до приятного синего неба...

Есть ли жизнь на Марсе, была ли жизнь на Марсе — все это, похоже, не просто спорный научный вопрос, но и государственная тайна США. Берд Киви рассказывает о многочисленных подлогах и замалчиваниях, за которыми, возможно, скрывается очень простой ответ

В конце ноября к Марсу отправляется еще одна грандиозная исследовательская экспедиция NASA, которая должна доставить на поверхность планеты передвижную научную лабораторию MSL (Mars Science Laboratory) или, если выражаться более… романтично, марсоход «Любопытство» (Curiosity).

Задачей исследований этого «Любопытства», рассчитанных на два земных года, является полноценный анализ марсианских грунтов и компонентов атмосферы. Ну а главнейшая цель, как объявлено, — попытаться определенно установить, наконец, есть ли сейчас или была ли когда-нибудь раньше жизнь на Марсе.

Официально принято считать, что ответа на этот вопрос у науки до сих пор нет. Однако если присмотреться к истории марсианских экспедиций чуть повнимательнее, то быстро обнаруживается отчетливая, скажем так, неискренность американских властей, за которой могут скрываться неожиданные выводы.

Сюрприз от Би-би-си

В начале июля нынешнего года ТВ-канал BBC One государственного британского телевидения давал в эфир очередной выпуск ежемесячной передачи «Ночное небо», посвященной астрономии и исследованиям космоса.

Одна из самых примечательных особенностей этой программы в том, что, начиная с самого первого выпуска Sky at Night, вышедшего в эфир 24 апреля 1957 года, ее постоянно ведет один и тот же основной ведущий — сэр Патрик Мур (Patrick Moore). Поэтому неудивительно, что «Ночное небо» уверенно держит титул самой долгоживущей ТВ-передачи с одним и тем же ведущим в истории телевидения.

Что же касается июльского видеосюжета, о котором сейчас идет речь, то это был своего рода гимн в честь автоматического аппарата-марсохода Mars Rover Spirit. В нем говорилось о бесспорно выдающихся качествах и достижениях робота NASA, который намного превзошел ожидания своих конструкторов относительно надежности и долговечности. Попутно зрителям был представлен и новый марсоход Curiosity, отправляемый на Марс в самое ближайшее время (сюжет о нем можно посмотреть здесь).

Кадр из телепередачи Би-би-си The Sky at Night

Присутствующий в кадре человек, который, очевидно, и рассказал Муру обо всех этих вещах, в анонсах июльской передачи почему-то был представлен как «доктор Крис Норт» (Dr. Chris North). Однако в субтитрах самого видеоряда он фигурирует как профессор Стив Сквайрс (Steve Squyres) из Корнеллского университета. Вторая идентификация гарантированно более точная, поскольку — в отличие от неведомого Норта — именно Сквайрс хорошо известен как ученый, самым тесным образом связанный с ежедневными операциями марсоходов-близнецов Spirit и Opportunity.

Но в данном случае интересен не столько сам Сквайрс, сколько два больших монитора за его спиной, демонстрирующие пейзаж Марса. Примечательная особенность, которую нельзя не заметить, – цвета в этом пейзаже совершенно не соответствуют тем зловещим красно-бурым оттенкам, которые обычно характерны для всех публикуемых в СМИ цветных фотографий марсианских ландшафтов.

Увеличенный фрагмент кадра из того же видеосюжета

Получается,что в версии снимков, с которыми работает команда сопровождения марсоходов, и небо марсианское выглядит совсем по-земному голубым, и цвет марсианского грунта оказывается намного более естественным (по нашим, конечно, земным меркам).

Иначе говоря, хотели того авторы телепередачи или нет, но благодаря их видеосъемке в который уже раз обострились давно идущие дебаты о том, каков же действительный цвет у Марса и почему на протяжении вот уже тридцати с лишним лет не удается получить ответ на простой, казалось бы, вопрос.

Как это начиналось

Самый первый в истории человечества цветной снимок, сделанный на поверхности Марса, был получен летом 1976 года от спускаемого аппарата Viking Lander 1. И уже на нем люди увидели голубое небо и цвета ландшафта, похожие на земные (фото слева). Но буквально через несколько часов NASA выпустило «обновленную» версию того же самого снимка (фото справа), который поразил мир своими оранжевыми небесами и красным грунтом.

Два варианта первого цветного снимка НАСА с поверхности Марса (Viking Lander 1)

Именно этот образ «красного Марса» затем повлиял практически на все последующие снимки NASA и постепенно впечатался в массовое сознание и поп-культуру через художественные фильмы вроде Total Recall, Red Planet и Mission To Mars. Но при этом, начиная с 1976 года и вплоть до сегодняшнего дня, имеется немало специалистов по изображениям, уверенных в том, что первоначальные цвета самого первого снимка были куда ближе к истине.

«Вспомнить все»

«Красная планета»

«Миссия на Марс»

Монохромная одиссея

Следующий очень заметный виток странностей вокруг цветов Марса произошел четверть века спустя. В начале тысячелетия агентство НАСА запустило исследовательскую экспедицию под названием «Марсианская Одиссея — 2001» (2001 Mars Odyssey). Космический корабль Odyssey, имевший задачу стать новым искусственным спутником Марса, нес на своем борту невероятно сложную, единственную в своем роде систему цифровой фотосъемки THEMIS.

Построенная на основе общеизвестной технологии CCD, камера системы THEMIS была способна отсылать на Землю как температурные инфракрасные, так и «естественные цветные» фотографии Марса. Все эти снимки планировалось делать с расстояния порядка 250 миль — то есть со средней высоты орбиты спутника над поверхностью планеты.

Согласно официальному документу миссии, камера THEMIS должна была делать снимки в диапазоне до 5 спектральных полос с разрешением картинки порядка 20 метров на пиксель. Для изучения морфологии марсианской поверхности и выбора места посадки для будущего спускаемого модуля намечалось сделать свыше пятнадцати тысяч панхроматических (или, иначе, три тысячи пятицветных) снимков местности размером 20х20 километров.

Ну а затем начались странности. Космический корабль Mars Odyssey появился около Марса 24 октября 2001 года. В течение первых четырех месяцев после этого не происходило ничего, кроме «медленного торможения для экономичного выхода корабля на заданную орбиту». Так что официальная «научная миссия» корабля началась лишь 18 февраля 2002 года. Но и после этого — фактически за целый год нахождения Mars Odyssey на орбите планеты — команда сопровождения NASA-THEMIS не предъявила мировой научной и всей прочей заинтересованной общественности ни одного из тех трех тысяч пятицветных снимков, что были заявлены в планах миссии Mars Odyssey.

При этом все делалось так, словно ничего необычного не происходит. Через несколько недель (27 марта 2002 года) после начала официальной «Миссии картографирования» команда THEMIS запустила официальный веб-сайт «Снимок дня» (THEMIS Image of the Day), дабы — по словам одного из руководителей программы — «поделиться с публикой душевным волнением от увиденного».

Новые качественные снимки действительно публиковались фактически каждый день, и там было немало любопытного. Но даже к концу 2002 года среди всех этих двух с лишним сотен опубликованных «самых лучших фотографий» ни одна не была «естественным» цветным изображением. А ведь именно это, как всем говорили прежде, было уникальной отличительной чертой конкретно данной миссии... Корабль Odyssey работает на орбите Марса по сию пору, однако подлинных цветов от его фотографий уже никто не ждет.

Фантастические снимки

Похожий конфуз с цветными картинками разыгрался и в январе 2004 года, когда на поверхность планеты прибыл робот-марсоход Mars Rover Spirit. Который, как многие еще помнят, наверное, сразу после распаковки доставочного модуля и съезда с платформы сделал ее «фантастический цветной снимок» на фоне марсианского пейзажа. С чего, собственно, и началась грандиозная исследовательская миссия марсохода. Однако большая проблема с цветобалансом передаваемых изображений была замечена практически сразу.

Первый снимок марсохода Spirit

Наблюдательные люди тут же приметили необычный вид логотипа NASA, нанесенного на платформу доставочного модуля. Обычно густо-синий цвет звездного неба, образующего фон логотипа, на снимке с Марса имеет вид пятна грязновато-красного цвета. А застывшая голубая пена изолятора, окружающая электрические кабели на платформе, на снимке превратилась в ярко-розовую. Понятно, что при столь искаженной подаче хорошо известных оттенков и цвета ландшафта далекой планеты на изображениях от камер Spirit никак нельзя называть натуральными.

Вообще-то прекрасно известно, что специально для правильной регулировки цветобаланса ученые NASA используют имеющуюся у марсоходов эталонную мишень калибровки цветов, также известную как Sundial Target или «солнечные часы». Суть работы с этой мишенью достаточно проста — на круглом циферблате имеются четыре метки базовых эталонных цветов, настраиваясь на которые можно получить наиболее естественные цвета на картинке.

Беда в том, что всякий раз, когда эти «солнечные часы» попадают в кадр, становится совершенно очевидно, что публике скармливают неправильно откалиброванные по цвету фотографии марсианской поверхности. Вот как выглядит типичный тому пример — широко растиражированная и составленная из множества снимков панорама Марса, сделанная все тем же марсоходом Spirit и имеющая «часы» как раз по центру внизу.

Если рассмотреть увеличенное изображение циферблата этих «часов» (справа) и сравнить их с эталонным изображением, сделанным на Земле (слева), то легко заметить, в чем именно заключается проблема. Синий цвет на Марсе превратился в красный, а зеленый вовсе исчез. Что может означать зеленый цвет в ландшафтах, пояснять, вероятно, не требуется...

Синий цвет превращается в красный, а зеленого просто нет

Так в чем же дело?

Разъяснения официальных представителей NASA по поводу постоянных претензий к неадекватной цветопередаче в изображениях с Марса звучат примерно следующим образом.

Корнем проблемы следует считать особенности устройства цифровых CCD-камер (charge coupled device), используемых в последних миссиях как роботов-марсоходов, так и орбитальных аппаратов-спутников. Потому что все эти камеры не записывают цвет напрямую в делаемых ими снимках. Вместо этого они снимают черно-белые фотографии через множество различных фильтров, каждый из которых пропускает свет лишь в узком диапазоне длин волн (или, иначе, цветов), некоторые из которых невидимы для глаза.

Чтобы получился «натуральный» цветной снимок, камеры должны сделать три отдельные фотографии одной и той же сцены, каждую через разные фильтры основных цветов: красный, зеленый и синий. Когда все три части накладываются одна на другую, они могут предоставить подлинно цветную композитную картинку. Но даже в этом случае потребуется балансировка цветов таким образом, чтобы они наиболее близко соответствовали тому, что обычно видит глаз. То есть надо также брать в расчет эффекты пыли, изменения в уровнях освещенности и некоторые другие переменные.

PanCam — «глаза» марсоходов

Камеры марсоходов Spirit и Opportunity имеют по два «глаза», каждый из которых оснащен 8 цветовыми фильтрами. При этом левый глаз имеет в своем составе красный, зеленый, и синий цветовые фильтры (они требуются для естественной цветопередачи), а правый глаз сосредоточен целиком на невидимых глазу полосах ультрафиолетового и инфракрасного диапазонов.

Из-за этих особенностей в каком-то смысле можно говорить, что повышенное внимание NASA к нуждам научного сообщества могло простимулировать публикацию неправильно окрашенных снимков Марса. Планетарные геологи опираются в своей работе на ультрафиолетовые и инфракрасные данные — чтобы эффективнее идентифицировать камни и минералы. А ведь это основная научная цель миссии марсоходов Spirit и Opportunity! Иначе говоря, поясняют в NASA, руководители миссии пытаются использовать эти фильтры так часто, насколько это возможно. Но всякий раз, когда они добавляют невидимые для глаза длины волн в композитную картинку, это с неизбежностью дает на выходе изображение с ложными цветами.

Марсоход Spirit

Таким образом, большинство красных марсианских снимков являются результатом использования фильтров с полосой, лежащей за пределами человеческого зрения.

Большая проблема этого официального объяснения заключается в том, что ничего иного, кроме изображений Марса с ложными цветами, публике, похоже, вообще не предъявляется.

Ну а как же Марс все-таки выглядит в действительности? Для отыскания ответа на этот вопрос, говорят специалисты, требуется декодирование систем фотосъемки NASA, изолирование информации от красного, зеленого и синего фильтров с финальной коррекцией цветов в соответствии с точными параметрами этих фильтров.

К счастью, в природе существуют независимые специалисты, умеющие вполне профессионально все это делать и в массовых количествах выкладывающие в Сеть более адекватно обработанные марсианские снимки NASA (куда больше похожие, кстати, на пейзаж с монитора Стива Сквайрса из телепередачи BBC). Одного из таких экспертов зовут Кит Лэни, а с результатами его работы можно познакомиться на сайте .

Ландшафты Марса в версии Кита Лэни

Для того чтобы стало понятнее, почему ни одного из подобных снимков Марса нет на официальных сайтах NASA, понадобится еще раз вернуться на 35 лет назад.

Приказано уничтожить

Долгую и странную историю про NASA и реальные цвета Марса логично отсчитывать от первого «подлинно цветного снимка», сделанного аппаратом Viking Lander 1 всего через день после того, как он коснулся поверхности планеты 20 июля 1976 года.

Как уже говорилось, через несколько часов после этой исторической публикации — первой цветной фотографии с поверхности Марса — появилась другая, поспешно исправленная версия этого же снимка. Именно новая версия, «корректирующая первоначальные инженерные проблемы с цветом» и стала каноническим изображением «Красной планеты».

Лишь спустя двадцать лет несколько человек, непосредственно участвовавших в этой истории, рассказали с подробностями и фамилиями о том, что же реально происходило тогда в стенах JPL — ведущего научно-технического центра США, создающего оборудование для космических исследований NASA.

Главным «свидетелем» можно считать сына одного из ученых, руководивших экспериментом комплекса «биологических исследований» в научной программе «Викинга». Это исследование называлось Labeled Release Experiment, а руководил им доктор Джилберт Левин (Gilbert Levin, до сих пор, кстати, уверенный, что их эксперимент уже тогда успешно выявил признаки жизни на Марсе). Сына же его зовут Рон Левин, ныне он также ученый, только физик, и работает в Массачусетском технологическом. Ну а летом 1976-го, когда на Марс садилась пара аппаратов Viking, Рон был только что закончившим школу студентом, помогавшим своему отцу в научной лаборатории.

Следующий далее рассказ приводится по непосредственным воспоминаниям Рона и Джила Левиных, воспроизведенным в научно-популярной книге «Марс — живая планета» (Mars: The Living Planet, by B. Di Gregorio, G. Levin and P. Straat, Frog Ltd, Berkeley, 1997).

Примерно в два часа пополудни первый цветной снимок с поверхности Марса начал появляться на цветных видеомониторах JPL. Их специально расставили во многих окружающих зданиях — для сотрудников JPL и представителей прессы, чтобы все могли увидеть снимки «Викинга». Джил и Рон Левины сидели в главном зале управления, где десятки мониторов и взволнованных техников ожидали появления этой исторической, самой первой картинки.

Когда изображение на экранах мониторов сформировалось, толпа ученых, техников и журналистов с заметным энтузиазмом отреагировала на сцену, которая останется абсолютно незабываемой, — Марс в цвете. На картинке предстал пейзаж, напоминающий земной: голубое небо, коричневато-красный грунт пустыни и серые камни, покрытые зелеными пятнами...

Джил Левин так и прокомментировал увиденное Патрисии Страат (его коллеге-исследовательнице по эксперименту) и сыну Рону: «Вы только посмотрите на этот снимок! Прямо как будто Аризона».

Но два часа спустя после того, как на мониторах появился первый цветной снимок, неожиданно появился некий техник, принявшийся менять вид картинки со светло голубого неба и аризоно-подобного пейзажа на однородный оранжево-красный цвет как у небосвода, так и у ландшафта. Рон Левин с недоумением смотрел на то, как техник переходит от монитора к монитору и делает там перенастройку цветов. Еще минуту спустя уже сам Рон стал ходить вслед за техником и возвращать цвета к их первоначальному виду.

Мирно протекавшая в этот момент беседа Джила Левина и Патрисии Страат была вдруг прервана, когда они услышали чью-то громкую и сердитую ругань.

Как оказалось, это лично директор проекта Viking Джеймс С. Мартин (James S. Martin) распекал юного Рона Левина. Джил Левин тут же подошел к месту разборки с вопросом типа «что здесь, собственно, происходит?». Выяснилось, что Мартин застал Рона за тем, что тот менял все цвета мониторов обратно к их первоначальным установкам. И предупредил юношу, что если он попытается сделать нечто подобное еще раз, то его навсегда выкинут из стен JPL. После чего директор велел одному из инженеров TRW, помогавших работе биологической команды, вслед за Роном Левиным обойти каждый из цветных мониторов и вернуть обратно на экраны красный ландшафт.

Несколько месяцев спустя Джил Левин специально разыскал того техника из команды JPL Viking Imaging, чтобы спросить его в лоб, почему он это делал. Техник ответил, что получил такие инструкции от руководства Viking Imaging Team — мол, «небо и ландшафт Марса должны быть красными». Поэтому он обошел все мониторы и подкрутил их, чтобы сделать как велено.

Когда основной автор книги «Марс — живая планета», журналист Барри Ди Грегорио, проводил дополнительное расследование с целью установить, от кого же именно исходили подобные приказы, в итоге он сумел получить официальное свидетельство от одного из непосредственных участников программы Viking, сотрудника JPL Юрри Ван дер Вуде (Jurrie J. Van der Woude).

В письме к Ди Грегорио Ван дер Вуде написал следующее: «Мы оба, Рон Викельман (из IPL, т.е. Лаборатории обработки изображений JPL) и я, отвечали за контроль качества цвета в фотографиях Viking Lander. А доктор Томас Матч (Thomas Mutch), глава команды Viking Imaging Team, сказал, что ему был звонок от директора NASA Джеймса Флетчера (James Fletcher), который попросил, чтобы мы уничтожили негатив с голубым небом Марса, сделанный из исходных цифровых данных»...

Иначе говоря, решение об уничтожении официальных данных НАСА исходило с самого верха и, очевидно, было решением политическим, а никак не «научным».

В этой связи самое время напомнить и еще одну крайне странную историю, происходившую с марсианскими фотографиями от «Викингов».

Лицо и пирамида

После успешной посадки модуля «Викинг-1», оставшаяся на орбите часть корабля продолжала делать снимки ландшафтов Марса — для выбора наиболее подходящего места посадки прибывшему следом кораблю-близнецу «Викинг-2». И вот на одной из таких фотографий под номером 35A72, в регионе Сидония, был обнаружен весьма необычный объект — отдельно стоящее среди равнины скальное образование, удивительно похожее на гигантское человеческое лицо с устремленным в небо взором.

В тот же день, 25 июля, на пресс-брифинге NASA главный ученый марсианской миссии Джерри Соффен (Gerald A. Soffen) продемонстрировал фотографию «лица» журналистам с комментарием «вот какой странной бывает игра света и тени». Несколько часов спустя, заверил Соффен, «Викинг» сделал повторный снимок той же местности при другом освещении, и ничего похожего на лицо здесь уже не наблюдалось. Через много лет выяснится, что слова про повторный «снимок без лица» были умышленной и стопроцентной ложью. Однако почему солидный ученый НАСА решился так грубо и поспешно солгать на публике, никто не объяснил и по сей день (сам Соффен уже давно умер).

В 1980-е годы Винсент ДиПьетро и Грегори Моленаар, инженеры-компьютерщики космического центра NASA имени Годдарда, заинтересовались необычной горой в Сидонии и решили узнать о ней побольше. Имея доступ к архиву NASA, ДиПьетро и Моленаар поначалу пытались найти «повторный снимок» Джерри Соффена, но абсолютно безуспешно. Исследователи, однако, продолжали поиски и в итоге нашли то, что искали, — еще одну фотографию той же местности, за номером 70A13. Сделанную через 35 марсианских дней после первой, неправильно зарегистрированную и помещенную совсем не в ту папку.

Самая первая и «спрятанная» фотографии «Лица»

Вполне очевидно, что и на «новой» фотографии 70A13, сделанной в другое время суток и при ином освещении, черты человеческого лица у горы остались столь же отчетливо выраженными, как и на 35A72. Кроме того, поблизости от «Лица» ДиПьетро и Моленаар обнаружили на снимках Сидонии еще целый ряд объектов с весьма необычной для естественных образований формой. В частности, гигантскую пятигранную пирамиду, впоследствии получившую название D&M по имени ее первооткрывателей.

Пирамида D&M и особенности ее конфигурации

Официальные представители НАСА не дают никаких комментариев относительно D&M, считая ее таким же естественным скальным образованием, как и «Лицо». Но неким довольно замысловатым образом необычная форма этой пирамиды оказывается связанной с гипотезой о нетривиальной конфигурации нашей Вселенной в форме додекаэдрического пространства Пуанкаре, напоминающего по структуре футбольный мяч. Отчетливые признаки такой конфигурации, как известно, недавно были выявлены астрофизиками в карте микроволнового космического фона.

И, конечно, возникает масса ассоциаций с египетскими пирамидами и — особенно — Большим Сфинксом…

Означает ли все вышесказанное, что научному миру (или, точнее, некоторой его части) уже давно известен ответ на риторический, казалось бы, вопрос «Есть ли жизнь на Марсе»? Может быть, мы узнаем об этом наверняка, когда до Красной планеты доберется исследовательская станция какой-нибудь другой большой страны. Например, России. Пока же нельзя исключить, что кому-то просто очень не хочется допустить раскрытия неких секретов Марса. А в том, что они есть — и немалые, сомневаться уже не приходится.

http://www.3dnews.ru

http://dymovskiy.name/