Описать коротко творческий путь Давида Тухманова очень трудно! Это целая эпоха советской песни!
Композитор сочинил около двух сотен песен. Он - автор музыки к кинофильмам "Дорогой мальчик", "Эта веселая планета", "Куколка", "Мафия" (из цикла "Следствие ведут знатоки") и др.
И все-таки попытаюсь выделить основные вехи его творческой биографии.
Давид Тухманов родился 20 июля 1940 года в Москве.
Дипломной работой композитора в институте им. Гнесиных (1963) была оратория для хора, оркестра и солистов «За далью даль» на отрывки из поэмы А. Твардовского, а также цикл баллад и романсов на стихи Генриха Гейне в переводе русских поэтов (первым исполнителем этих романсов был молодой Александр Градский).
Свой первый эстрадный хит «Последняя электричка» написал ещё будучи студентом института в 1961 году.
В ту пору Тухманов очень дружил с Михаилом Ножкиным, они вместе давали концерты, где он пел свои песни, а Тухманов аккомпанировал, и оба они мечтали, чтобы их песни звучали по радио и на улицах.
Лишь в 1966 году её исполнил певец Владимир Макаров, открыв дорогу Тухманову на телевидение.
Также, стали известными его песни того периода: «Я люблю тебя, Россия», «Как прекрасен этот мир», «Гуцулочка» и др.
В 1970-е годы Д. Тухманов создал ряд песен, ставших всенародно популярными: «Вечная весна», «Наши любимые», «Восточная песня», «Белый танец», «Притяжение Земли», «Соловьиная роща», «Родина моя», «Эти глаза напротив», «Мой адрес – Советский Союз», "Песенка про сапожника", "Сияй Ташкент, звезда Востока" и множество других…
В 1972 году был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором композитор впервые попытался объединить песни в один альбом, где звучали голоса новых исполнителей — А. Градского, Л. Бергера, Н. Бродской, Г. Ненашевой, ансамбля «Веселые ребята»
1975 год ознаменовался появлением песни «День Победы» на стихи Владимира Харитонова.
Именно самодурство идеологов от искусства и стало причиной того, что великая песня "День Победы" не сразу попала в эфир. К словам поэта Владимира Харитонова претензий не было, зато в мелодии были услышаны отголоски танго и фокстрота. Песню не приняли на конкурсе к 30-летию Победы, который был объявлен в Союзе композиторов, и она прозвучала в прямом эфире в концерте, посвященном Дню милиции. Вот уже четверть века без этой мелодии невозможно представить ни официальных церемоний, посвященных войне, ни обычных застолий в семейном кругу. Ее знают и стар и млад.
В том же 1975 году появляется диск «По волне моей памяти» написанный на стихи классических поэтов. В записи приняли участие молодые, неизвестные в то время певцы: Александр Барыкин("Самоцветы"), Александр Лерман(ВИА "Добры молодцы"), Сергей Беликов("Аракс"), Мехрдад Бади ("Арсенал") и др.. В новой работе был использован прежний принцип - цикл без какого-либо определенного сюжетного стержня, объединяемый эмоциональным и философским настроем. Но если пластинка "Как прекрасен мир" создавалась без заранее обдуманного плана - просто появился материал, к которому затем добирались, дописывались другие песни, - то литературная основа нового диска была уже определена заранее. Стихи на этот раз принадлежали преимущественно не современным поэтам, а классикам (Сафо, ваганты, Гете, Мицкевич, Шелли, Верлен, Бодлер). Этот подбор из десяти стихотворений, определивший идейно-образную сторону сюиты, выполнила жена композитора - его друг и активный помощник Татьяна Сашко, ставшая, таким образом, продюсером диска, то есть человеком, определившим столь важную для любой пластинки ее внешнюю форму.
Пластинка была выпущена ограниченным тиражем, купить ее было практически невозможно и крутили мы ее на бобинных магнитофонах наряду с Пёпл и Пинк Флойд! Это был настоящий прорыв нашей эстрады! Так думали мы, но не чиновники от искусства...
Выдержки интервью с Тухмановым об этом диске:
- Не возникало ли проблем с цензурой?
- Я опасался, что будет запрещено все, что связано с эстрадой. Но мне удалось художественный совет ввести в заблуждение. Я сказал, что это будет классическое исполнение - и спел под классику. Потом ритм был изменен.
-Сюита <По волнам моей памяти> была создана после Дня Победы?!
-Да. Но мы были умнее и ничего не отдавали ни на какие конкурсы. Мы вообще альбом не афишировали, и он тихо, почти подпольно, вышел и начал свою самостоятельную жизнь.
- Как вы объясняете фурор, вызванный альбомом По волне моей памяти?
- Новое поколение хотело слушать новые песни, а их не было. На нашей эстраде был вакуум, застой. Я не рассчитывал на такой успех, для меня он был неожиданным.
Созданным в период с 1976 по 1985 годы шлягерам свойственны мелодизм, яркие аранжировки и безукоризненное исполнение. Маленькое перечисление: «Так не должно быть», «Олимпиада-80», «Родина моя», «Как жаль», "Фотографии любимых", «Аист на крыше», «Притяженье любви», «Напрасные слова», «Кони в яблоках» и много других!
Особо хочется остановиться на работе Тухманова с тогда никому не известным Валерием Леонтьевым.
Ворвался он на нашу эстраду сразу после Международного фестиваля «Золотой Орфей» в Болгарии (1980) где выиграл Гран-при XVI с песней Д.Тухманова
"Танцевальный час на солнце"
Чуть позже появились и другие их совместные работы: "Там в сентябре", "Ненаглядная сторона", "Бреду по жёлтым склонам".
Пластинка 1982 года «НЛО», чистый хард-рок, написанный на стихи поэтов-классиков.
Великолепный вокал Николая Носкова и отвязанная гитара Алексея Белова. это было просто ЧУМА того времени ! Спасибо Тухманову что открыл тогда этих ребят ( впоследствии "ПАРК ГОРЬКОГО" ) и дал им возможность сыграть невзирая на жесткую цензуру !
Альбомы 1985 года «Ступени» и «Сама любовь» в очередной раз доказывают умение Тухманова написать яркие мелодии с применением электронных синтезаторов.
В "Ступенях" Тухманов продолжил сотрудничество с А.Барыкиным, которое началось еще с диска "По волне моей памяти". Альбом пользовался большим успехом, было продано свыше пяти миллионов копий. За это Тухманов получил 1800 рублей, а Барыкин — 800.
Диск "Сама любовь" был записан с Яак Иоалой! Пластинка была на 45 оборотов (вместо обычных 33 1/3), То есть песен на диске меньше, но все песни очень красивые!
В 1986 году Тухманову предлагают вести проект «Электроклуб», куда входили солисты Ирина Аллегрова, Игорь Тальков, В. Салтыков. Несмотря на прекрасные песни, Давид Тухманов считал «Электроклуб» коммерческим проектом.
После "Электроклуба" Тухманов отдалился от эстрады. Нет, он продолжал работать, но больше в камерной музыке, музыке для спектаклей, мюзиклов, оперы. Мы мало знаем об этой стороне его творчества. Но и то что мы знаем - вполне достаточно, чтобы считать его "золотым фондом" нашей культуры.