Православный календарь 30 Апреля (17 Апреля ст. ст.)

Страстная Седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641).
Священномученика  Симеона, еп. Персидского (344).
Преподобного Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435).
Священномученик Доннан Эйггский
Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478).
Мученика Адриана (251).
Преподобного Макария Коринфского.
Святителя Агапита, папы Римского (536).
Св. Михаила исп., пресвитера (1935).
Сщмч. Феодора пресвитера (1942).
Преставление блж. Паисия, юродивого, Киево-Печерского.
Св. Ефрема Великого, Ацкурского (IX) (Груз.)

Поученіе. Препод. Зосима, соловецкій чудотворецъ
Поученіе. Священномученикъ Симеонъ, епископъ персидскій

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы
Тропарь преподобного Зосимы, глас 4
Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак преподобного Зосимы, глас 8
Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Тропарь преподобного Александра Свирского, глас 4
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского, глас 8
Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 29 апреля (16 апреля ст.ст.)

Страстная Седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304).
Мч. Ирины.
Преподобной княгини Феодоры-Вассы, Нижегородской.
Мч. Леонида Коринфского (258).
Муч. Михаила (1772).
Мчч. еп. Феликса, священника Иануариа, Фортуната и Септима Ликаониских (304).
Св. Иоанна, Христа ради юродивого, Верхотурского (1701).
Св. Фруктуса, еп Брагский
Иконы Божией Матери «Ильинско-Черниговской»
Иконы Божией Матери «Тамбовской»

Поученіе. Свв. муч. Агапія, Хіонія и Ирина

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь Марфе и Марии, сестрам Лазаря Четверодневного
Праведнаго Лазаря боголюбивыя сестры, /   Марфо и Марие преславныя, /   чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте, /  мироносиц вземша чин, /   и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте: / сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго / со ангелы и всеми святыми славно царствуете. / Умолите, Егоже озлюбили есте, / и нам грешным в вере и любви Христове утвердитися / и Царствия Небеснаго подобитися.

Агапии, Ирины и Хионии, глас 4
Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тамбовской, глас 4
Днесь светло красуется град Тамбов, / и святитель Христов Питирим радуется. / Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, / юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, / и дивное людем являет Твое заступление, / подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим. / Темже умильно вопием Ти: / спасай нас иконою Твоею, / Дево Всепетая.

Pages: 1 2 3

Питер Брейгель. «Крестьянская свадьба»

Питер Брейгель. "Крестьянская свадьба". Ок. 1566-1567. Художественно-исторический музей, Вена Питер Брейгель. «Крестьянская свадьба». Ок. 1566—1567. Художественно-исторический музей, Вена

Интерес к иконоборческому движению выразился и в другой картине народной тематики — «Крестьянская свадьба». Так же как и в «Крестьянском танце», преувеличенно мощными и крупными кажутся фигуры людей, собравшихся на деревенский пир. Свадьба — всегда радостное событие, но никто из собравшихся не улыбается, в их глазах — полное равнодушие.

Читать далее »

Библейский сюжет. Питер Брейгель Старший. «Несение креста»

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа… Евангелие от Иоанна

Питер Брейгель Старший.  "Несение креста"
Осенью 1551 года в небольшой фламандской деревушке неподалеку от Антверпена крестьяне играли свадьбу.

Конечно, тесная деревенская хижина не подошла для брачного пира, поэтому гости собрались в чисто убранном большом сарае. Народу много. Шумно. Весело. Дверь сняли с петель и носят на ней угощенье… Громче других хохочут два гостя… непонятно чьих. То ли родственники жениха, то ли невесты... Кто их разберет в такой толпе. С подарками пришли – ну и милости просим!

На самом деле эти двое никакие не крестьяне. Один – переодетый купец Ганс Франкерт, а тот, что помоложе – новоиспеченный член антверпенской гильдии живописцев – художник Питер из Брейгеля, который часто ходил со своим приятелем по деревням, когда там проходили ярмарки или свадьбы, чтобы найти сюжет для очередной гравюры. Вот удивились бы молодые, узнав, что у них на свадьбе будущий Питер Брейгель Старший. Тогда его, правда, звали Питером Шутником или Питером Затейником. Сценки из народной жизни этот весельчак рисовал для лавочки Франкерта с красивым названием «На четырех ветрах» и даже представить себе не мог, что ему предстоит создать такую глубокую философскую, христианскую и даже богословскую работу, как «Несение Креста»…

Наверное, все началось тогда, когда после очередной свадьбы Ганс заявил: «Вот, что я тебе скажу, друг Питер, — хватит мотаться по деревням! Знаешь, что лучше всего сейчас продается? Рисунки с изображением гор, итальянских городов и античных руин. Поезжай-ка ты в Италию…»
Взяв запас бумаги, той лучшей голландской бумаги, которую варили из старых матросских рубах, Брейгель отправился в путь. Он, конечно, не был богат, «командировочные», вероятно, то же не были велики: где получалось, он ехал с попутными обозами, часто шагал пешком, один, рискуя попасть в руки разбойников, которые ловко хозяйничали на европейских дорогах того времени. Догадки обо всех этих «прелестях» путешествия очень волновали его перед дорогой. К тому же, может быть, ему предстояла встреча с самим Микеланджело…

«Я порицаю фламандскую живопись не за то, что она насквозь плоха, в других местах пишут хуже, чем во Фландрии, но за то, что она слишком много вещей стремится хорошо сделать, в то время как каждая из них достаточно велика и трудна, и потому ни одна из них не доводится до совершенства». Микеланджело Буонарроти

Оценка Микеланджело творчества фламандских художников была не слишком лестной. Она было всем известна. Знал это и молодой Брейгель. Не случайно, добравшись до Италии, он не спешит в Рим, а садится на корабль и плывет дальше, на Сицилию. Уроженца северных земель конечно же очаровала южная природа, ее яркие краски под лазурным небом. Когда он, наконец, попадет в Вечный город, то проживет здесь два года, как и многие его земляки, работая помощником в одной из мастерских живописи. Маэстро Буонарроти в это время – главный архитектор по постройке собора святого Петра… небесного покровителя Питера. Опасения Брейгеля оказались напрасными. Титан возрождения вполне благосклонно отнесся к своему юному антверпенскому коллеге и даже к его рисункам. На просьбу Питера о каком-либо полезном наставлении Микеланджело ответил фразой Аристотеля: «Запомните, друг мой, искусство дожно служить одной единственной цели – не развлечению, но нравственному совершенствованию человека». А от себя добавил: «Если выберете этот путь, готовьтесь к борьбе».

Страницы: 1 2

Православный календарь 28 апреля (15 апреля ст.ст.)

Великий Пост

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола от 70-ти Аристарха (ок. 67).
Апостолов от 70-ти Пуда (ок. 67).
Апостолов от 70-ти Трофима (ок. 67).
Благоверного вел. князя Киевского Мстислава-Феодора.
Святого Даниила Ачинского в Сибири (1843).
Мчч. Месукевийских — Сухия и дружины его (100-130) (Груз.).
Мученика Саввы Готфского (372).
Свт. Леонида, еп. Афинского (Греч.).
Мучениц Василиссы и Анастасии (ок. 68).
Сщмч. Александра пресвитера (1930).
Прп. Руадхана, игумена Лофрского (584) (Кельт. и Брит.).

Поученіе. Св. апостолы отъ 70-ти: Аристархъ, Трофимъ и Пудъ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Кондак апостолов глас 4
Явися апостольский честный сей праздник,/ просвещая нас и греховную мглу прогоняя, зовущим:// явися Свет, и прииде избавление.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 27 апреля (14 апреля ст.ст.)

Великий Пост

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Мартина исп., еп. Римского (655).
Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347).
Мч. Димитрия Пелопонесского, (1803).
Мч. Азата Персидского и  мучеников 1000 Персидских (ок. 341).
Св. Александра исп., пресвитера (1941).
Мч. Ардалиона лицедея (актера) (305-311).
Виленской иконы Божией Матери.

Поученіе. Святый Мартынъ исповдникъ, папа римскій
Поученіе. Свв.муч.литовскіе: Іоаннъ, Антоній и Евстаій

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы
Тропарь святого Мартина Исповедника, папы Римского, глас 4
Истинных повелений устне распространил еси, / зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, / святителю всечестне, / поминай нас, угодниче Христов, / еже к Нему ходатайствы твоими, / да в мире устроиши живот наш.

Тропарь мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, глас 4
Иже земных, чести и славы отвергшеся,/ доблии и честнии страдальцы,/ веры ради крепко и мужественно муки претерпесте,/ на смерть себе вдавше за Живот всех — Владыку./ Темже и Христос преславно столпом облачным/ с Небесе вас озари/ и почестьми и венцы от Престола славы венча./ Со Ангелы Тому предстояще,/ молите спастися душам нашим.

Ин тропарь мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, глас 4
От корене неплодна, преблаженнии,/ возрастивше Православный веры ветви,/ первомучеником тезоименитии явистеся:/ злаго бо и нечестиваго князя ярости не убоястеся,/ повелевающа Христа отрещися./ Сего ради мученическия венцы приемше/ и со Ангелы Престолу Владычню предстояще,/ о нас молитеся, преблаженнии,/ православно чтущих святую память вашу.

Кондак мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, глас 3
Отеческую прелесть оставльше, святии,/ приведостеся Христови,/ всем души усердием стаете мужемудренно до смерти./ Темже и взясте победы почесть воистинну,/ о всех Владыку нашего непрестанно моляще.

Pages: 1 2 3

Можно ли на Пасху молиться у телевизора?

Стали традиционными телетрансляции пасхальных служб. Но нигде не говорится, как вести себя при этом у телевизора. Надо ли молиться, креститься, когда это делают на экране? Не грешно ли совмещать такой просмотр с застольем?

Игорь Никишин

Архиепископ Егорьевский Марк Отвечает архиепископ Егорьевский Марк:

Читать далее »

Православные инопланетяне

Да не коснется бритва брады твоей

Андрей Молодых

Да не коснется бритва брады твоей

Группа телевизионщиков снимает документальный фильм об общине староверов, которая переехала жить в Россию из Боливии. Задача простая: включай камеру и воссоздавай прошлое. Все так и сделали. Только воссоздать не получилось. Стало вдруг непонятно, кто из нас носители русских традиций: мы или они.

Село Корфовка находится на Дальнем Востоке. До ближайшего города, Уссурийска, около двух часов на машине. Зато, отправившись из села в лес за грибами, можно попасть в Китай. Но только теоретически. Конечно, граница на замке, и все грибники, охотники и просто потерявшие корову немедленно задерживаются и отправляются обратно на родину. В результате в этой не самой населенной части России огромное количество людей страдают от тесноты и обиды.
Раскол

— Марта! Марта! Марта! Домой! — по полю идет бородатый мужик в джинсах и русской рубахе и кричит в сторону стада коров.

Мужика зовут Терентий Мурачев, ему сорок три года. У него есть жена Ксения, семеро детей, корова Марта и теленок. Они последняя семья старообрядцев Корфовки.

— Терентий, еще раз можешь позвать корову? Нам нужно снять с другого плана, — просит режиссер.

Съемка эпизода поиска коровы

Дубли — это привилегия кино. Сначала они всех раздражают, потом участники съемочного процесса втягиваются. Реальность внезапно приобретает ценное качество — вариативность. Все любят, когда есть возможность исправить настоящее.

— Ма-а-арта! Ма-а-арта! Ма-а-арта! Ма-а-арта! — снова раздается клич над полем. Животные продолжают лениво перебирать копытами в сторону пятиэтажной хрущевки, одиноко торчащей посреди поля.

Истории местного старообрядчества не больше двух лет. В 2011 году население Корфовки увеличилось на пятьдесят три человека: сюда из Боливии переехала жить небольшая община староверов. Они решили воспользоваться госпрограммой переселения соотечественников, чтобы вернуться на обетованную землю из длительной эмиграции. Никто из них до этого никогда в России не жил. Их временно разместили в блочной пятиэтажке, в которой когда-то жили военные. И там между староверами произошел новый раскол.

Терентий поссорился с общиной из-за школы. У старообрядцев не принято отдавать детей в школу: они боятся «помешки». Логику их поведения во многом определяет именно это слово, которое описывает правила взаимоотношений с миром.

— Мы свою веру должны сохранить чистой от других вер, — объясняет Терентий. — Мы не должны с иноверцами мешаться: ни есть, ни пить, ни вкупе Богу молиться.

— То есть со мной нельзя вместе есть? — спрашиваю я.

— Нет.

— Ты же нас угощал шанежками у себя в квартире!

— Мы с вами не ели, и жена вам дала специальную посуду для поганых, — Терентий осекается на слове «поганый». — Для иноверцев.

— Жить в доме с мирскими соседями — это тоже помешка?

— Да. Мы сейчас в смешении с миром живем. Это грех, — Терентий поправляет свою шляпу. — Потом нужно будет молитвами очищаться.

— Поэтому община уехала жить в другое место?

— Конечно. Здесь условия абсолютно непригодные для жизни и ведения сельского хозяйства. Мы пробовали землю за домом пахать — там одни камни.

— По этой логике школа — тоже помешка. Там мирские дети учатся.

— Про школу ничего в Писании не сказано. Только сказано, что знание — это свет.

— А чем так страшны мирские?

Терентий не успевает ответить. К лавочке, на которой мы сидим, подъезжает соседская машина. Из нее выходят папа с сыном. Голова мужчины украшена фактурным шрамом, мальчишка держит в руках бутылку колы. К ним с воплями подбегает мама:

— Я, б…, сколько раз говорила, чтобы ты больше сорока с ребенком не ездил?! Ты что, ох…л?!

Папа с ребенком боком отступают к подъезду.

— Еще раз увижу такое — убью! — Мама оглядывает сына. — Ага, значит папа хороший: купил сыну колу. А маме что купил?!

Оба виноватых исчезают в подъезде.

— Вот видите, — тревожно шепчет Терентий. — Нельзя нам здесь оставаться.

Мотивы, побудившие Терентия отдать своих детей в школу, были не совсем бескорыстными. Жизнь в Приморье ему сразу не понравилась: и климат не тот, и земли не те, и хрущевка отличается от большого дома в Боливии. Дети пошли в школу, чтобы Терентию легче было добиться расположения к себе администрации.

У старообрядцев не принято о­тдавать детей в школу: они боятся ­«помешки». Логику их поведения во многом определяет именно это слово, которое описывает правила взаимоотношений с миром

По условиям программы переселения староверы должны два года прожить в Приморском крае, чтобы как-то о­тработать государственные издержки на их переезд. Но Терентий собрался ехать в другую общину — в Калужскую область, — поэтому его трактовка старообрядческих правил стала более демократичной по отношению к среднему образованию. Он решил показать чиновникам, что уважает российские законы, чтобы те разрешили ему покинуть Приморье раньше срока. Но пока Терентий лишь упускает время посевных работ.

Деревня Дерсу. Глафира Муручева доит корову

Доим корову. Вокруг вязкий запах навоза и парного м­олока. Оператор крутится с камерой вокруг девушки с длинной косой, веснушками на лице и в красном платье в пол. Кажется, что она переодетая актриса — сейчас отснимем дубль, и к ней подбежит тетенька с кофе, сигаретой и одеялом, усадит на стул и будет беречь ее покой до следующей сцены. Но дубль отснят, а девушка продолжает доить. Ее зовут Катя, ей тринадцать лет. Она хмурится, молчит и доит. Звуки молочных струй с каждой с­екундой становятся все более угрожающими.

— Ты давно научилась доить? — пытаюсь я нарушить молчание.

— Давно, — Катя смотрит на меня как на идиота.

— Спроси ее еще раз, — говорит режиссер.

— Ты давно научилась доить? — теперь я дважды идиот.

— Давно, — Катя усмехается и прячет лицо от камеры.

Сниматься на камеру — это грех. Староверы уверены, что все созданы по образу и подобию Божию, а любое тиражирование образа искажает его. Но если съемка помогает решить жизненные проблемы, она перестает быть грехом.

— Когда человек идет через великое поле, то за нужду он может съесть даже собаку, и это не будет грехом, — о­бразно объясняет Терентий свое смирение перед камерой.

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 26 апреля (13 апреля ст.ст.)

Великий Пост

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).
Мученика Крискента, из Мир Ликийских.
Мученицы Фомаиды Египетской (476).
Св. Мартина Исповедника, папы Римского (Греч.).
Мученика  Димитрия Пелопонезского (1803).
Новосщмч. Стефана (Беха), еп. Ижевского (1933).
Прмц. Марфы (1941).
Прп. Мартия, игумена Клермонтского (Галл.).
Мчч. Махима (286), Дады и Квинтилиана Доростолумских в Моесии.

Поученіе. Свят. священномученикъ Артемонъ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь священномученику Артемону Лаодикийскому, глас 4:
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход, сего ради слово истины исправляя, веры ради пострадал если даже до крове, священномучениче Артемоне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак священномученику Артемону Лаодикийскому, глас 4:
Во святителех благочестно пожив, и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду, богомудре, темже тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Артемоне.

Величание священномученику Артемону Лаодикийскому

Величаем тя, священномучениче Артемоне, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Св. Мартина Исповедника, папы Римского. Тропарь, глас 4.
Истинных повелений устне распространил еси, / зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, / святителю всечестне, / поминай нас, угодниче Христов, / еже к Нему ходатайствы твоими, / да в мире устроиши живот наш.

Pages: 1 2 3

Конфессионализм и экуменизм. Отношение православия к инославию

Прот. Ливерий Воронов

Протоиерей Ливерий Воронов Наше время – время искренних устремлений христиан к единству веры – предъявляет к богословской науке высокие требования, побуждая каждого исследователя сочетать искреннее и всецелое послушание истине с нелицемерным братолюбием, глубокую верность незыблемым началам веры, «однажды преданной святым» (Иуд. 3), с мудрым дерзновением преданного сына Церкви, умеющего отличать неизменное от преходящего, существенное – от второстепенного.

«Для осуществления благочестивого желания единения Церквей, – говорится в одном очень авторитетном послании православных иерархов, – прежде всего нужно, чтобы определено было одно общее начало и основание, а таковым твердым и общим началом и основанием может быть не что другое, как учение Евангелия и 7 Вселенских Соборов». Нужно «исследовать, во что веровала тогда неразделенная на Востоке и Западе Единая, Святая, Кафолическая и Православная Апостольская Церковь Христова, и должно содержать это неповрежденным и неизменным. Все же то, что в последующие времена прибавлено или убавлено, каждый имеет священный и непременный долг, если искренне желает славы Божией вместо своей собственной, в духе благочестия исправлять, имея в виду, что надменно упорствуя в повреждении истины, он принимает тяжелую ответственность пред нелицеприятным престолом (Господа нашего Иисуса) Христа» (Послание 1895 года по поводу энциклики папы Льва XIII о соединении Церквей).

Придерживаясь этого единственно правильного пути, полезно и даже необходимо от времени до времени оглядываться на историческое прошлое, дабы в вековом опыте христианских взаимоотношений найти некоторые основания для преодоления трудностей, осложняющих достижение благословенного и угодного Богу единства веры. Скромной попыткой в этом направлении и служит предлагаемое мною вашему благосклонному вниманию обозрение, которое соответственно его содержанию может быть названо двояко: «Православие и инославие», или «Конфессионализм и экуменизм».

Впервые обстоятельно аргументированный взгляд на инославие был высказан святым Киприаном, епископом Карфагенским (†ок. 258 г.), в связи со схизмой Новациана и спорами о крещении еретиков. Убежденный защитник церковного единства, святой Киприан, увидев в новацианском расколе большую опасность для Церкви, только что пережившей тяжкое гонение при императоре Деции, противостал ему со всей присущей ему энергией. Не ограничиваясь практическими действиями на ряде местных Соборов, он в обширной переписке, а также в своем известном труде «О единстве Церкви» изложил целую теорию о Православии и инославии – теорию, которая отличается крайне ригористическим характером и полной нетерпимостью в отношении любого отделения от Церкви.

Согласно представлению святого Киприана, все человечество разделяется на Церковь и не принадлежащий к ней «мир». К этому «миру» относятся не только те, кто не исповедует веры Христовой (как-то: язычники и иудеи), но и все неправомыслящие отступники от Церкви, то есть еретики и раскольники. «Мир», по мнению святого Киприана, представляет собой обширную область отпавшей от Бога и враждебной Ему жизни.

Напротив, Церковь представляет собой Царство Божие, область тесного общения с Богом, в которой сосредоточено все, потребное для жизни и благочестия, и вне которой нет спасения. Как Царство Божие, Церковь есть область полного единомыслия и единодушия, область мира и согласия, область нерушимой любви. Единомыслие не нарушается известной свободой мнений, в частности, свободой мнений церковных предстоятелей по вопросам дисциплинарным, если при этом сохраняются взаимное уважение и церковный мир.

Только Церкви, как союзу мира, любви и полного единомыслия, дарованы благодатные средства освящения, только в ней могут совершаться истинные таинства. «Одна (лишь) Церковь, – говорит святой Киприан, – совокупленная и соединенная со Христом, духовно рождает сынов... Рождение и освящение крещения есть у одной только невесты Христовой, которая одна может производить духовно и рождать сынов Богу» (Послание к Помпею. См. Творения святого Киприана в русск. пер., ч. 1, с. 354 — 355). Подобно этому и «давать отпущение грехов могут только в Церкви предстоятели, имеющие основанием евангельский закон и Господне посвящение» (Послание к Юбаяну, там же, с. 336).

Отпадение от Церкви по любой причине неизбежно является отпадением от христианства, утратой возможности получить спасение. «Пусть не обольщают себя некоторые словами, сказанными Господом: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их...» (Мф. 18, 20). Как могут собираться во имя Христово (те), о которых известно, что они отделяются от Христа?.. Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени, пятно их не омоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви» («О единстве Церкви», с. 186-188).

Отпадение от Церкви есть не просто непослушание ей, но непременно означает противление и вражду против нее. Отступник есть противник Христа (антихрист), поскольку он пытается сделать невозможным то, о чем просил Господь в Своей первосвященнической молитве. Отступники – это возмутители мира, враги Церкви, искоренители любви.

«Какое соблюдает единство, какую любовь хранит или о какой любви помышляет тот, кто, предавшись порывам раздора, рассекает Церковь, разрушает веру, возмущает мир, искореняет любовь, оскверняет таинство?» («О единстве Церкви», ч. 2, с. 190).

Отпадение от Церкви – гораздо большее преступление, чем то, какое «видимо совершили падшие (то есть отрекшиеся от Христа во время тяжкого гонения), которые потом, раскаявшись, умоляют Бога вполне удовлетворительным покаянием. Здесь ищут Церкви и молят ее; там – противятся Церкви» (там же, с. 193). В отличие от еретиков и схизматиков, святой Киприан считает падших все же принадлежащими к Церкви, членами Церкви, хотя на время и неполноправными, то есть лишенными общения в молитвах и Евхаристии.

Святой Киприан решительно утверждает, что раскольники, враждующие против Церкви, ничем не лучше еретиков. Как и еретики, они незаконно именуют себя христианами. Их вера – не что иное, как изуверство, богохульство, орудие вражды против святости и истины. «Ты желал, возлюбленнейший брат, – говорит святой Киприан в письме к Антониану, – чтобы я написал тебе касательно Новациана: какую ересь он ввел. Знай же, что мы не должны любопытствовать, чему он учит, когда учит вне Церкви. Кто бы и какой бы он ни был, он нехристианин, как скоро он не в Церкви Христа» (ч. 1, с. 234). Habere jam nоn potest Deum patrem, qui Ecclesiam nоn habet matrem, то есть «тот не может уже иметь Бога Отцом, кто не имеет матерью Церковь» («О единстве Церкви», ч. 2, с. 181).

С чрезвычайной резкостью отзывается святой Киприан о таинствах, совершаемых в инославных обществах: «Крещение еретиков не есть крещение, а только пустое и нечистое омовение (sordida et profana tinctio)» (Послание к Квинту, ч. 1, с. 326). «Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу» («О единстве Церкви», ч. 1, с. 185-186). «Если еретику нисколько не может послужить во спасение даже и крещение публичного исповедания и крови, потому что salus extra Ecclesiam nоn est (вне Церкви нет спасения), то насколько менее будет полезно для него, если он в каком-нибудь логовище или вертепе разбойничьем, окропившись скверной водой, не только не сложил в ней старых грехов своих, но приложил к ним еще новые и большие» (Послание к Юбаяну, ч. 1, с. 346). (В Послании к Помпею святой Киприан утверждает, что «не только ни одна ересь, но даже и раскол какой-либо не может иметь у себя освящения спасительного крещения»— ч. 1, с. 355.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9