Старообрядцы: из России в Америку через Китай

Старообряды. Шарпанский скит в Семеновском уезде. Фото М.П. Дмитриев. Конец ХIX - начало ХХ века. В XIX в. российское правительство было заинтересовано в освоении дальневосточных земель. В числе первых переселенцев были старообрядцы различных согласий. На первом этапе большинство среди них составляли поповцы белокриницкой иерархии.

Узнав о том, что на Дальнем Востоке можно найти свободные земли, к ним присоединились липоване, русские старообрядцы, вернувшиеся в Россию из Австрии и поселившиеся в Амурской области. Большие старообрядческие поселения имелись в Южно-Уссурийском крае. В 1911 г. была учреждена Иркутско-Амурская старообрядческая епархия, в состав которой вошли приходы Амурской, Приморской, Забайкальской, Якутской областей и Иркутской губернии.

Октябрьская революция и гражданская война внесли значительные изменения в старообрядческую жизнь. Окончание войны на Дальнем Востоке заставило старообрядцев, в основном «поповцев», покинуть родные места в Сибири, Приморском и Хабаровском краях. Через Алтай и Приморье они эмигрировали в Китай, где центром старообрядцев стал Харбин. Здесь в 1917 г. старообрядцы-поповцы основали общину в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла1. Несколько общин старообрядцев-поповцев было образовано и в Трехречье. В начале 1921 г. в Харбин перенесли и кафедру епископа Амурско-Иркутского и всего Дальнего Востока, появились старообрядческие печатные издания2.

Старообрядцы:

Одним из инициаторов строительства старообрядческой Свято Петропавловской церкви в Харбине стал протоиерей отец Иоанн Кудрин3. Он происходил из семьи старообрядцев часовенного согласия Пермской губернии. Его родители присоединились к старообрядцам-поповцам, то есть приемлющим священство, когда мальчику было семь лет. С восьми лет он прислуживал в церкви, а в 19 лет стал начетчиком. В 1906 г. в Москве его произвели в диаконы, затем он был настоятелем церкви в Уфимской губернии. Кудрин хотел получить образование и в 1913 г. стал слушателем сельскохозяйственных курсов в Москве. Работая в кооперации, он опубликовал статьи в журналах «Церковь» и «Старообрядческая мысль», являлся председателем Епархиального совета Пермско-Трбольской епархии. В гражданскую войну Кудрин был проповедником в 3-й армии правительства А. В. Колчака. В Китае Иоанн Кудрин проявил себя миссионером, который не боялся полемики с православными священниками. Другим деятелем старообрядчества был протоиерей Иоанн Шадрин, настоятель Древлеправославного храма во имя Успения Пресвятой богородицы в Харбине (с 1929 г.). Он жил в Трехречье, в пос. Верх-кули и считался весьма знающим священником4.
Дальнейшие события в Советской России привели к значительному увеличению старообрядцев в Китае. К 1930 г. коллективизация докатилась и до Дальнего Востока, разрушив традиционный быт и культуру русских крестьян, для большинства которых скрепляющим нравственным началом была религия. По всем селам и деревням стало проходить раскулачивание, при этом закрывались все старообрядческие приходы, как поповцев, так и беспоповцев. Потерпев в 1931 — 1935 гг. поражение в сопротивлении новой власти, они переправились через пограничную реку Уссури около Хутоу, севернее озера Ханка, а также в других местах советско-китайской границы и поселились в Харбине, Трехречье, других селениях в глубине Маньчжурии, недалеко от России. Эмигранты предполагали вернуться на родину после падения советского строя. Старообрядцы постоянно поддерживали связь между собой.

Наиболее крупным и характерным поселением была деревня Романовка, основанная летом 1936 г. в небольшой долине в окрестностях Хэндаохэцзы, которую обнаружили братья Калугины. Первыми поселенцами стали Иван Селедков с двумя сыновьями и Павел Поносов. Сначала они жили в палатке, а в ноябре 1936 г. поставили избу из дерева, срубленного в окрестном лесу с разрешения властей. В ней они с большим трудом перезимовали, занимаясь охотой. В феврале следующего года к ним пришли из разных мест Маньчжурии еще 14 мужчин, в том числе и Иван Калугин, и привели лошадей. Проведя межевание пахотной земли и усадебных участков, мужчины начали строительство жилищ для своих семей. В марте в уже готовые избы приехали жены с детьми. Вскоре начались пахота и сев.

Старообрядцы. Манжурия

К концу 1937 г. в долине образовался целый поселок. В своем ходатайстве к властям старообрядцы отмечали: «У нас одна вера (мы все староверы), одна родина и занятие (крестьяне-охотники). Мы горячо желаем проживать вместе, служить народу, обществу и государству. Посему убедительно просим вас сдать в аренду участок земли, подходящей для земледелия и постройки поселка... Сейчас в нашей группе 25 семей, в том числе: мужчин — 33, женщин — 28, детей — 61. Имеющийся скот и инвентарь: лошади — 28, коровы — 23, плуги — 2, телеги — 2, бороны — 4» 5.

В центре Романовки стояла молельня, построенная в 1939 г., где находились старинные иконы и книги. Кроме того, каждый бережно хранил у себя святыни, вывезенные из России. Настоятелем был Ксенофонт Петрович Бодунов, изба которого располагалась напротив молельни. Старообрядцы были отличными плотниками и кузнецами: сами строили избы и изготавливали различную домашнюю утварь. Внешне избы были простыми и лишенными украшений, но конструктивная продуманность удовлетворяла всем требованиям рациональности и удобства. В частности, большим достоинством их жилищ была хорошая защита от мороза и ветров.

Старообрядцы. Манжурия

Хозяйство Романовки было преимущественно натуральным. Чем больше леса расчищалось под пашню, тем более земледелие преобладало над скотоводством и охотой. По данным на 1940 г., каждая семья имела по две десятины пашни. Выращивали пшеницу, гречиху, бобы, картофель, овес и ячмень (на корм скоту), кукурузу (для домашней птицы) и т.п. Из домашнего скота Романовцы держали лошадей, коров, коз, свиней, кур и т.д. Летом их пасли на пастбище, а зимой содержали в хлеву. В огороде сажали капусту, огурцы, тыкву, свеклу, помидоры, арбузы, дыни, редиску, редьку. Занимались и пчеловодством. Романовцы не обеспечивали себя полностью продовольствием и фуражом и были вынуждены покупать пшеницу, рис и лук у корейцев, живущих поблизости от их поселка.
Интерьер каждой избы был нарядно украшен: бросались в глаза расшитые цветами яркие занавески, иконы в красном углу, фотографии в рамках под стеклом, фикусы и герань в горшках, раскрашенные сундуки и т.д. Но электричества не было, и жилье освещалось свечами из пчелиного воска.

Хлеб пекли преимущественно пшеничный из дрожжевого или пресного теста. Мясо давали скот, домашняя птица или добыча охотников. Нередко на столе появлялась рыба: в речке около поселка ловилась форель (ленок). В будний день пили квас, а по праздникам из меда, ягод или дикого винограда варили брагу или медовуху. Из кишмиша, дикого винограда и калины варили варенье. Всех поражала красота праздничного наряда романовских женщин: на фоне пейзажа Маньчжурии их национальные костюмы казались необычными.

Старообрядцы. Село Романовка, Манжурия.

Романовцы жили необычайно сплоченно. Деньги от продажи пойманного зверя, например, тигра, распределяли между всеми семьями. Даже подарки посетителей не попадали кому-либо в исключительное владение. Селяне помогали друг другу не только рабочей силой, но и скотом, сельскохозяйственными орудиями.

В первой половине 1940-х гг. кроме Романовки в восточной Маньчжурии существовало еще несколько староверческих поселений: Коломбо, Силинхе, Ханьдаохэцзы, Мерген, Татицван, Чипигу (Масаловке) и Медяне. В Силинхе, образованном в 1932 г., жили братья Дмитрий и Логин Гостевские, Герасим Юрков, Сазон Бодунов. В селении Дацзицюань, в долине реки Танванхэ, в 12-и верстах от железнодорожной станции Вэлин, жили Игнатий Басаргин, его сын Ефим и его четыре двоюродных брата, сыновья Кондратия. Поселения староверов имелись в таких больших городах, как Харбин, Цицикар, Бухэду и Хайлар или около них.
Одним из наиболее популярных видов деятельности старообрядцев была охота, тем более, что маньчжурская тайга считалась очень богатой дичью. В районе трех линий КВЖД промышляли до трех тысяч русских охотников6. Большинство предпочитали охоться на птицу или пушного зверя, и только небольшая часть охотилась на тигра. Особенно удачливым считался житель Ханьдаохэцзы Семен Калугин, который за зимний сезон 1936 г. добыл семь тигров. Другими известными охотниками-профессионалами были Лука Малахов, Федор Мартышев и Петр Калугин7. По мнению китайских медиков, препарат из тигрового сердца дает человеку необычайное мужество и стойкость, а амулеты из тигровых когтей и усов возвращают утраченную любовь. Обычно туша тигра оценивалась от 900 до 1500 гоби8, и один убитый тигр мог дать больше прибыли, чем самый удачный охотничий сезон9. Охота регулировалась правилами правительства Маньчжу-диго и Харбинским обществом правильной охоты и рыболовства, которое затем было преобразовано в секцию охоты и рыболовства при БРЭМе (1936). Старообрядцы также занимались отловом живых тигров для продажи в зоопарки.

Старообрядцы. Село Романовка. Манжурия

Популярной была и добыча пантов, которые использовались для приготовления лекарств традиционной китайской медицины. Панты в Китае стоили очень дорого: за пару пантов средней величины давали от 500 до 600 гоби, а за крупные можно было получить около 1000 гоби10.
Охота на оленей-пантачей начиналась в Маньчжурии в начале лета и длилась почти до августа. Этот род охоты не таил в себе такой опасности для охотника, как охота на тигра, но требовал большого опыта, навыка и ловкости. Главная трудность заключалась в том, что в период роста пантов олень становится особенно нервным и чутким. В это время он уходит вглубь тайги, изредка выходя на водопой и кормежку. Охота на оленя основывалась на глубоком знании привычек зверя и навыков охотника. Выследив оленя, охотник целыми часами сидел в засаде. Журнал «Рубеж» писал: "Минувший сезон (1936) пантовой охоты прошел в общем, довольно удачно. Группе известных здесь охотников на крупного зверя, во главе с братьями Калугиными, Мартюшевыми и Назаренко, удалось добыть целую коллекцию пантов, принесшую им довольно солидный заработок"11.

Протоиерей Иоанн Гаврилович Кудрин с супругой Анной Зотиковной

Если в начале освоения территории здесь было много зверя, то со временем его становилось все меньше и меньше. Уже в середине 1930-х гг. ставился вопрос о заповедниках. По сведению Н. А. Байкова, охотой в этих местах занимались до 40 тыс. человек, включая китайцев и представителей коренных народностей. Охотники добывали зверя и дичи на сумму около 20 млн. иен12.

Самым тяжелым испытанием для староверов в первые годы жизни в Маньчжурии была борьба с хунхузами. Староверческие селенья находились в отдалении от других населенных пунктов, поэтому часто становились жертвами нападения. Осенью 1933 г. на пос. Силинхэ, который в то время состоял из тринадцати дворов, напала крупная банда. Несмотря на то, что бандитов было вдвое больше, старообрядцы смогли хитростью отбить нападение, уничтожив около пятидесяти бандитов13. Зимой 1938 г. Елисей Калугин, младший сын Ивана, был убит в тайге во время охоты14.

Старообрядцы. Ямадзоэ Сабуро (в центре) с охотниками Сидором Власовичем Кожиным (слева) и Анисимом Ивановичем Калугиным. Слева Павлик Калугин. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы

Во время жизни в Китае старообрядцы полностью сохранили свою культуру. В первую очередь этому способствовала жизнь в замкнутых общинах и поселениях, находившихся в глубине Маньчжурии, близких по природно-климатическим условиям к дальневосточному региону. Способы адаптации к местным природно-экологическим, социально-экономическим, демографическим и культурным условиям жизни были уже отработаны в России, где старообрядцам пришлось приноравливаться к жизни в новых условиях.

Старообрядцы. Село Романовка, Маньчжурия. 1938–1941 годы

Степень открытости у старообрядцев-поповцев и беспоповцев была различной. Первые активно участвовали в социальной жизни эмиграции, не боясь открытой полемики с православием, что было невозможно в России. Беспоповцы, напротив, предпочитали находиться в стороне от этого, выбирая соответствующие поселения. И те, и другие занимались хлебопашеством и скотоводством, но у первых оно находилось на более коммерческом уровне, с вовлечением в хозяйственную деятельность региона и контактами с другими социальными слоями, а беспоповцы в основном вели хозяйство для собственных нужд.

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 11 мая (28 апреля ст.ст.)

Светлая седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы
Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286).
Святителя Кирилла, еп. Туровского (1183).
Мц. Анны (1939).
Прп. Кириака Каргопольского.
Прп. Кронана, игумена Роскрейского (VII) (Ирл.).

Поученіе. Свв. апостолы отъ 70-ти: Іасонъ, Сосипатръ и проч.съ ними свв. мученики.   Прот. Григорій Дьяченко
Поученіе. Св. Кириллъ, епископъ туровскій.    Прот. Григорій Дьяченко

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь святителя Кирилла, епископа Туровского, глас 4
Благочестия ревнителю и рачителю,/ иноков и столпников похвале,/ святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю,/ светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския,/ в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче,/ Кирилле Богомудре, моли Христа Бога/ утвердитися нам, соотечественником твоим,/ во Православии, благочестии и единомыслии.

Pages: 1 2 3

Стяжавшая любовь. Книга первая

Продолжение. Начало Здесь

Удовиченко Вера Федоровна
Савчук Анастасия Николаевна

«Момент святости реален на земле»

Протоиерей Сергий Конобас
Настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы
Московская область, Одинцовский район, п.Успенское

Стяжавшая любовь Изначально все действия, которые в жизни происходят, можно сравнить с источником. Вот как море — в него стекаются реки, имеющие своим началом ручьи. Все это вместе стекается — получается река. Так изначально отправной точкой, своеобразным источником моей жизненной реки стало благословение матушки Алипии поехать мне, коренному киевлянину, жить и служить в Москве.

Когда случилась трагедия в Чернобыле, которую Матушка задолго предсказывала, я пришел к ней. Тот день я хорошо запомнил. У нее были люди, она подошла ко мне.

— А ты уезжай в Москву.

— Матушка, вы всем говорите — все хорошо, все нормально, а меня посылаете в Москву?

— Поезжай, тебе есть куда ехать.

— Матушка, я там никого не знаю!

— Зато тебя там знают.

И так получилось, что мой близкий друг из Белоруссии, сын священника, приехал в Киев. Дальше его путь лежал в Москву, и он предложил мне: «Поехали в Москву помолимся». Я согласился. На обратном пути мы заехали в Тулу к его духовному отцу — ныне покойному владыке Максиму. Как только мы приехали, он увидел меня и спрашивает моего друга.

— Клавдий, а это кто такой?

— А это мой друг из Киева.

— А вот твоего друга я рукоположу в диаконы.

Приехал я в Киев и сразу к Матушке.

— Матушка, меня Владыка приглашает ехать в Тулу.

— Поезжай, поезжай в Тулу!

Так я и поехал по благословению Старицы. Прошел год, но в дьяконы меня так еще и не рукоположили. Собираясь как-то в Киев, я рассказал владыке Максиму о матушке Алипии.

 Протоиерей Сергий Конобас..  Протоиерей Сергий Конобас...

— Владыка, вы знаете, в Киеве живет одна матушка — раба Божия, старица прозорливая!

— Да? Ну, так передай ей от меня сто рублей. Пускай она обо мне помолится.

— Хорошо, Владыка.

Взял эти сто рублей, приезжаю к Матушке. Захожу в келию, сел. Когда появилась возможность, подаю ей деньги.

— Матушка, это вам Владыка передал.

Она взяла деньги, постояла, а потом как бросит их.

— Сергий, забери эти деньги!

— Матушка, ну неудобно, Владыка передал...

— Нет, нет, забери эти деньги.

Делать нечего, поднимаю деньги, кладу их в карман. Думаю с испугом: «Хорошее дело! Как же я эти деньги буду Владыке отдавать?» Прощаюсь с Матушкой.

— Когда он тебя рукополагать-то будет?

— Не знаю.

— Ты ему скажи: «Не обманывай меня — рукополагай!»

— Хорошо, хорошо, скажу...

Попрощались мы с ней, я уже выхожу, когда в спину раздается голос Старицы.

— Возьми эти деньги своим детям.

Думаю: «Вот интересно! Говорила так, а теперь по-другому».

Приехал я в Тулу, захожу к Владыке в кабинет.

— Ну... Как там съездил? — с некоторой иронией спрашивает Владыка.

— Ну, съездил... — мнусь я.

— Был у Матушки?

— Ну конечно, был...

— Что, деньги мои не взяла?

— Владыка, а как вы знаете?

— Не переживай. Святые люди мои деньги никогда не берут!

Я положил деньги на кушетку перед ним.

— Возьми эти деньги детям.

— Владыка, мне неудобно вам передавать, но так случилось, что Матушка сначала вам сказала отдать обратно деньги. Не взяла и все. Но когда я уже уходил, она сказала: «Возьми эти деньги детям».

— Да, это великая раба Божия! А что еще Матушка говорила?

— Сказала — не переживай, Владыка тебя рукоположит, — переиначил я слова Матушки.

Владыка ничего не сказал. И через две недели рукоположил меня в диаконы.

Видимо, у Владыки был такой вот собственный способ определения святости. Сам Владыка Максим был, как я свидетельствую, и как могут засвидетельствовать все, знавшие его, великой духовной жизни. Он глубоко переживал слова апостола Павла: "Епископ должен быть непорочен... трезв, целомудрен, (благочинен), честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, (миролюбив), не сребролюбив” (1 Тим. 3,2-3) Он очень серьезно относился к поставлению, сам беседовал с поставляемыми, с их женами, следил, чтобы к служению допускались люди достойные священнослужения.

Сразу же после рукоположения начались сорок дней моего ежедневного служения, а через неделю умерла Матушка. Жена с сыном поехала в Киев на отпевание, прикладывалась к руке Старицы и свидетельствовала, что рука была совершенно живая, теплая. Я же не мог сделать это, так как должен был служить.

То, что я буду священником, не раз предсказывала Матушка. Она говаривала: «Все равно священником будешь!» Все предсказания ее сбываются до нюансов.

Когда у меня решался вопрос — жениться или не жениться, я беспокоился не о том, чтобы жениться, а о том, чтобы своей жизнью я человека близкого не подвел, чтобы человек от этого не страдал. А вопрос уже должен был решаться.

Однажды я пришел к Матушке. И никого у нее не было — был солнечный день, голубое небо, она что-то делала на огороде.

— Что такой печальный?

— Матушка, вопрос важный — не знаю как мне быть? Жениться мне или не жениться?

Страницы: 1 2 3

Православный календарь 10 Мая (27 Апреля по ст. ст.)

Светлая седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола Симеона, еп. Иерусалимского, сродника Господня (107).
Преподобного Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094).
Праведного Евлогия странноприимца (IV).
Прмц. Марии (1938).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1941)
Прп. Иоанна, игумена кафаров (чистых).
Прп. Симеона, Нового Столпника, Киликийского.
Сожжение турками св. мощей прп. Саввы Сербского.

Поученіе. Св. священномученикъ Смеонъ, братъ Господа по плоти.  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы
Тропарь апостола Симеона, глас 1
Христова тя сродника, Симеоне священноначальниче,/ и мученика тверда священно восхваляем,/ прелесть потребившаго/ и веру соблюдшаго./ Темже, днесь всесвятую твою память празднующе,// грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Ин тропарь апостола Симеона, епископа Иерусалимского, сродника Господня, глас 4
В мире радуешися, Симеоне Иерусалимский,/ любезно Христу Богу,/ тело душевное чисто сохранив,/ претерпевши страсть телесную, долготерпеливе, крепко,/ и в конец на кресте распят бысть./ Ты бо, Истинному Рачителю подобяся,/ и от мира скоро отлучися,/ лютыя язвы на себе понесе/ и молишися о душах наших.

Кондак апостола Симеона, глас 4
Яко звезду превелию,/ Церковь, имущи днесь богоглаголиваго Симеона,/ световодится, зовущи:/ радуйся, мучеников// честный венче.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 9 мая (26 апреля ст.ст.)

День Победы

Светлая седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священомученика Василия, еп. Амасийского (ок. 322).
Святителя Стефана Пермского
Праведной Глафиры, Амасийской девы (322).
Сщмч. Иоанна пресвитера и чад его мчч. Николая и Петра (1918).
Прп. Иоанникия Девиченского (Сербского) (XIII).
Св. Рихария, еп. Пикардского (645).

Поминовение усопших воинов*.
В этот день совершаются благодарственный молебен и панихида.
* Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29.11 — 4.12. 1994 года установлено совершать в День Победы — 9 мая (26 апреля) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
**По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в этот день совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне.

Поученіе. Свят. Стефанъ, епископъ пермскій. Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы
Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского, глас 4

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского, глас 8

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Кондак священномученика Василия, епископа Амасийского, глас 4

Царево повеление преобидев,/ Царство Небесное получил еси, Василие,/ в немже ликуя,/ поминай нас, чтущих память твою,/ священномучениче.

Pages: 1 2 3

Баллада О Парашютах (Видео)

«Эдельвейс»
И «Мертвая голова».
А внизу — дивизии
«Эдельвейс»
И «Мервая голова».

 Автоматы выли,
Как суки в мороз;
Пистолеты били в упор.
И мертвое солнце
На стропах берез
Мешало вести разговор.
И мертвое солнце
На стропах берез
Мешало вести разговор.

И сказал Господь:
— Эй, ключари,
Отворите ворота в Сад!
Даю команду
От зари до зари
В рай пропускать десант.
Даю команду
От зари до зари
В рай пропускать десант.

 Читать далее »

Православный календарь 8 мая (25 апреля ст.ст.)

Светлая седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола и евангелиста Марка (63).
Преподобного Сильвестра Обнорского (1379).
Святителя Анинана, еп. Александрийского.
Прп. Василия Поляномерульского (1767) (Румын.).
Мч. Сергия (1938).
Свт. Македония, патр. Константинопольского.
Цареградской иконы Божией Матери (1071).

Поученіе. Св. апостолъ и евангелистъ Маркъ. Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь апостола Марка, глас 3
Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Ин тропарь апостола и евангелиста Марка, глас 3
У верховнаго Петра научився,/ апостол Христов был еси/ и, яко солнце, странам возсиял еси,/ Александриом удобрение быв, блаженне:/ тобою Египет от прелести свободися,/ евангельским твоим учением просвещ вся,/ яко свет, столп церковный./ Сего ради твою память чтуще, светло празднуем,/ Марко Богогласе,/ моли тобою благовестимаго Бога/ да согрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола Марка, глас 2
С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Тропарь преподобного Сильвестра Обнорского, глас 6
Иже измлада Христа возлюбив/ и верою к Нему приближся,/ изнурил еси, в пустыни живый, многострадальное тело твое./ Тем, блаженне Сильвестре, со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога мир мирови даровати/ и буди помощник верою призывающим тя на помощь/ и чтущим святую память твою.

Ин тропарь преподобного Сильвестра Обнорского, глас 4
Яко добр блаженнаго Сергия ученик,/ вере и благочестию его подражая,/ стяжал еси даров Духа Святаго сокровище/ и силы многи соделал еси о Господе/ во спасение и утешение верных./ Не остави убо и нас, с верою притекающих к тебе,/ Сильвестре преподобне.

Кондак преподобного Сильвестра Обнорского, глас 6
Подвигом добрым подвизался еси, преподобне,/ и душу твою, яко жертву чисту и непорочну,/ Духу Святому принеся еси,/ и по смерти твоей стадо твое духовное соблюдавши,/ и в болезнех скоро посещавши./ Темже молим тя, преблаженне:/ с лики преподобных моли Христа Бога,/ да спасет православный христианы/ и подаст людем в мире глубоце устроитися, да зовем ти:/ радуйся, Сильвестре, иноком духовный пастырю и наставниче.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Цареградской, глас 1
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Цареградской, глас 8
Препрославленная Вышняго Матерь/ созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 7 мая ( 24 апреля ст.ст.)

Светлая седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святого мученика Саввы Стратилата и с ним семидесяти воинов
Преподобной Елисаветы чудотворицы (VI-VIII).
Святителя Иосифа испов. Марамурешского (Рум.).
Святого Алексия Тофа, священника Вилкс-Барийского в Пенсильвании (1909).
Прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII).
Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII).
Мучеников Пасикрата и Валентина (228).
Преподобного Фомы юродивого (ок. 546-560)
Мч. Сергия (1938).
Сщмч. Виктора. просвитера (1937)
Новомч. Николая (1776).
Мч. Александра Лионского (Галл.).
Свтт. Илии Иореста и Савы Бранковича, митропп. Ардеальских, исповедников (Трансильвания).
Новомч. Дуки Митиленского (Греч.).
Св. Егберта Ландисфарнского (729) (Кельт. и Брит.).
Св. Вилфрида, ериеп. Йоркского (709) (Кельт. и Брит.).
Св. Меллита архиеп. Кантербургского (Кельт. и Брит.).
Иверской иконы Божией Матери (вторник Светлой Седмицы)
«Молченской» иконы Божией Матери (1405).

Поученіе. Преп. Елизавета чудотворица. Прот. Григорій Дьяченко
Св мучен. Савва стратилатъ и дружина его. Прот. Григорій Дьяченко

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь мученика Саввы, глас 5
Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.

Кондак мученика Саввы, глас 4
Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 6 мая (23 апреля ст.ст.)

Светлая седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Великомученика Георгия Победоносца (303).
Мученицы царицы Александры (303).
Мученика Анатолия (303)
Новомч. Лазаря болгарского (1802).
Прп. Георгия Шенкурского.
Иверской иконы Божией Матери
Иконы Божией Матери «Гликофилуса» (Сладкое Лобзание) (Понедельник Светлой Седмицы)

Поученіе. Св. великомученикъ и побдоносецъ Георгій

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы
Тропарь великомученика Георгия, глас 4
Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Ин тропарь великомученика Георгия Победоносца, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ страстотерпче Христов,/ верою и мучителей обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся еси./ Темже и венец приял еси победы/ и молитвами, святе, твоими всем подавши/ прегрешений прощение.

Кондак великомученика Георгия, глас 4
Возделан от Бога,/ показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе:/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,/ молитвами, святе, твоими всем подаеши// прегрешений прощение.

Тропарь мученицы царицы Александры, глас 4
Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.

Прав. Тавифы. Тропарь, глас 4.
Апостолом сотаиннице, милостивая Тавифо,/ обители женския начало положила еси/ и бедным одеяние была еси,/ послушнице смиренная,/ слову апостола Петра повинувшися,/ из мертвых силою Христовою возстала еси/ и ныне на Небесех светло празднуеши./ Темже моли Христа Бога/ всем, поминающим тя, даровати живот вечный.

Прав. Тавифы. Кондак, глас 8.
Первоначальная Церковь ликовствует,/ Иоппия тобою, Тавифо, просвещается,/ из мертвых твоему воскресению радующися,/ и мы, память твою ныне празднующе,/ славим Победителя смерти — Христа Бога,/ общаго святаго Воскресения чающе.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 5 мая (22 апреля ст.ст.)

Пасха. Светлое Воскресенье

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Феодора Сикеота, еп. Анастасиопольского (613).
Апостола Луки
Апостола Нафанаила
Апостола Климента
Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода-Гавриила, Псковского (1834).
Преподобного Виталия монаха (609-620).
Сщмч. Платона Банья-Лукского (1941).
Мч. Димитрия (1942).
Сщмч. Евстафия пресвитера (1918).
Мч. Леонида Александрийского.
Мч. Епиода Лионского (Галл.).
Мч. Неарха (Греч.).

Поученіе. Преп. еодоръ Скеотъ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь Пасхи.глас 5

Христос воскресе из мертвых,/ смертию смерть поправ// и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь святому апостолу и евангелисту Луке, глас 5:

Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак святому апостолу и евангелисту Луке, глас 2:

Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Тропарь преподобного Феодора, глас 2
Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/ чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/ священнодетелю Феодоре,// темже о нас молися Господеви.

Кондак преподобного Феодора, глас 3
Яко на огненную колесницу добродетельми, богоносе, возшед,/ востекл еси на Небесная жилища,/ яко Ангел, с человеки пожил еси/ и, яко человек, со Ангелы окрест ликовствуеши./ Сего ради показался еси чудес Божественное приятелище,// Феодоре преподобне.

Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца, глас 4
Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца, глас 8
Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Pages: 1 2 3