Поученіе. Въ субботу Страстной седьмицы

Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)

Въ субботу Страстной седьмицы.
И Азъ завщаваю вамъ, якоже завща
Мн Отецъ Мой, царство,
да ясте и пieтe па трапези Моей
во царствiи Моемъ (Лук. 22, 29—30).

Когда умираетъ какой-либо извстный человкъ, то оставляете обыкновенно духовное завщаніе; и все стараются поскоре узнать, что содержится въ томъ завщаніи. Предъ нами, возлюбленные, лежите умершій за насъ, не человкъ, а Богочеловкъ, также оставившій намъ завщаніе, которое вотъ на персяхъ Его—во Святомъ Евангеліи. Позаботимся узнать содержаніе сего великаго завещанія: оно от­носится къ намъ,—-въ немъ все наше богатство и вчное спасете, въ немъ—самая сущность христіанства.

Существо христіанства, какъ извстно, состоите въ возстановленіи падшаго человка. Человкъ въ твореніи назначенъ быть въ общеніи съ Богомъ, чтобы жить въ Немъ и блаженствовать. Преступленіемъ заповди онъ отпалъ отъ Бога, потерялъ истинную жизнь и долженъ былъ страдать какъ временно, такъ и вчно. Единородный Сынъ Бо­жій, принявъ на Себя человческое естество, оживотворилъ его въ Себ, смертію Своею удовлетворилъ правде Божіей и возвратилъ человку бла­женство въ Бог. Для того, чтобы и людямъ можно было усвоять сіи блага во вс времена, Онъ учредилъ на земл святую Церковь—домъ спасенія и дворъ спасаемыхъ. Всякій теперь, желающій до­стигнуть своего назначенія—вкусить блаженства отъ общенія съ Богомъ, можетъ сподобиться сего не иначе, какъ чрезъ общеніе съ Господомъ Іисусомъ Христомъ. Никтоже можетъ npiumu ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6). Въ этомъ состоитъ существо завщанія Его къ намъ. Отсюда само собою видно,, что боле частные пункты сего завщанія касают­ся: а) пути восхожденія къ общенію съ Іисусомъ Христомъ, б) пребыванія въ Бог по общеніи съ Господомъ и в) пребыванія въ Церкви, гд нахо­дятся вс силы и способы къ совершенію того и и другаго.

1.  Какъ восходятъ въ общеніе съ Господомъ и что вслдствіе того лежитъ на насъ? Путь восхожденія къ общенію съ Господомъ состоитъ въ слду­ющемъ: приходя въ раскаяніе о своихъ грхахъ, человкъ готовъ бы впасть въ отчаяніе, если бы не предстоялъ ему Господь съ заслугами. Усвояя же ихъ себе врою въ Господа Іисуса Христа, онъ возникаешь къ надежд спасенія и пріемлетъ Бо­жественный силы, чтобы положить намреніе работать Господу вся дни живота своего; а потому чрезъ таинство и соединяется съ Господомъ.

Соединеніе съ Господомъ вотъ чеготребуетъ отъ всякаго христіанина: а) знай и познавай свою бдность и окаянство,—что ты нищъ и слпъ и нагъ, и погибалъ бы и временно и вчно, если бы не Господь... б) Знай и возрастай въ познаніи Господа Iиcyca Христа, пришедшаго въ міръ гршниковъ спасти: Онъ удовлетворилъ правд Божіей за тебя, ояшвотворилъ тебя въ Себ и спосадилъ одесную Отца на небесныхъ... в) Вруй полною врою, что Господь, спасшій міръ весь, и тебя спасаетъ, и взы­вай къ Нему съ омою: Господь мой и Богъ мой!.. г) Вслдствіе сего, уповай спасеннымъ быть: содер­жи въ сердц, что опасность уже миновалась, но не предавайся безпечности и нг, а ходи въ длахъ самоотверженія, забвеніе котораго ввергало тебя въ бездну столько разъ... д) Возгрвай чувство мира съ Богомъ: созерцай въ дух свтлое, благоволительное къ Теб Лице Божіе, но не послабляй страстямъ; и всякій разъ, когда он прорвутся противъ воли твоей, спши очищать себя слза­ми покаянія, или и всегда пребывай въ слезахъ покаянія, омывая ими всякую нечистоту... е) Носи въ сердц убжденіе, что и ты сынъ Богу,—сынъ, коему дана власть взывать къ Нему: Авва — Отче; и, помня cie, дйствуй какъ бы отъ Лица Божія, въ видахъ Божіихъ, для Бога, всегда во славу всесвятаго имени Его... Вотъ первый рядъ чувствъ и расположеній, завщанныхъ Господомъ!

2. Вступивъ въ общеніе съ Іисусомъ Христомъ, а чрезъ Него возсоединившись съ Богомъ, человкъ становит­ся предъ Лице Бога, отъ Коего отпалъ было: созерцаетъ Его въ безконечныхъ совершенствахъ Его и въ Его длахъ—творенія, промышленія и совершенія всего. При этомъ онъ долженъ исполняться осо­быми чувствами и расположеніями. Какими именно?

а) Созерцая Бога сокровеннйшимъ и непошижимымъ, изумляйся предъ Нимъ: да замолкнетъ въ те­бе всякое помышленіе, какъ молчить предъ Нимъ всякая тварь — небесная и земная... б) Созерцая Его безконечно великпмъ, падай предъ Нимъ въ уничиженіе, проникаясь благоговейнымъ страхомъ и трепетомъ... в) Созерцая Бога всесовершеннйшимъ, хвали и славословь Его, вмст съ хорами Ангеловъ, взывая къ Нему: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоъ, исполнь вся земля славы твоея!.. г) Созер­цая Ею вездсущимъ, всевидящимъ и всеисполняющимъ, ходи предъ Лицемъ Его такъ, какъ ходилъ бы предъ царемъ, на тебя смотрящимъ. д) Богъ сотворилъ тебя и хранить— , ты весь Его, покорствуй же Ему, какъ Владык жизни, въ чувств всесто­ронней зависимости отъ Него... е) Богъ, сотворившій тебя, и промышляетъ о теб; стало быть, все твое есть Его: благодари Его за все, благодушествуй и терпи, если найдетъ на тебя что непріятное, и никогда не попускай ослабвать въ тебе чувству довольства распоряженіями Промысла о теб са­момъ... ж) Богъ, всмъ управляющій, ведетъ тебя къ своему назначенію; следовательно все, что будетъ съ тобою, будетъ отъ Бога. Итакъ, предай себя въ волю Бсеблагаго Бога, Который лучше тебя знаетъ, что теб нужно: успокойся въ Немъ, не позволяя себ терзаться пустыми недоумніями и крушеніями духа, и питая полную надежду, что Онъ при­ведешь тебя къ твоему концу, возносись къ Нему умомъ и сердцемъ въ молитв. 3) Богъ, все сотво­рившій и всмъ управляющій, положить конецъ настоящему порядку вещей, преобразитъ небо и зе­млю и водворитъ вчное царство блаженства для чловека. Итакъ, ожидай сего втораго пришествія Господня, и не только врь Ему, но и желай и при­готовляйся сртить Его на всякій часъ: готовься къ смерти, помни судъ, рай и адъ, и будь какъ странникъ на земл. Вотъ второй рядъ чувствъ и расположеній, завщанныхъ Господомъ!

3.  Вступающіе въ общеніе съ Іисусомъ Христомъ, а чрезъ Него съ Богомъ, не иначе достигаютъ се­го общенія, какъ въ святой Церкви, по ея указанію и руководству, и не иначе утверждаются и пребываютъ въ семъ общеніи, какъ пребывая въ об­щеніи съ Церковію. Въ Церкви вс необходимый для сего благодатныя средства, и вс въ ней, поль­зующіеся сими средствами и къ Богу обращающіе­ся, становятся единымъ тломъ, исполненнымъ единымъ духомъ.

Церковь есть домъ спасенія, или сосудъ благодатныхъ средствъ, и дворъ спасаемыхъ. Итакъ, къ ней обращайся и въ ней ищи удовлетворенія тво­имъ нуждамъ духовнымъ. Все, что теб нужно, найдешь въ ней. Теб нужно просвщеніе ума? Церковь есть просвтительница. Врь и содержи въ сердц, что она одна есть столпъ и утвержденіе истины; и въ ней ищи сей истины—въ слов Божіемъ, въ отеческихъ писаніяхъ, въ наличномъ учи­тельств церковномъ. По руководству сего просвщенія, ищи и всякаго другаго и имъ повряй его.— Ты слабъ, теб нужно подкрепленіе? Церковь есть подательница благодати и воспитательница духа бла- годатнаго. Семь таинствъ, какъ семь сосцевъ, от­крыты у матери нашей; приступай къ нимъ в­рою, и напояйся изъ нихъ живоносными силами, по нуи;дамъ своимъ. И потомъ возгрвай ихъ хожденіемъ во всхъ. уставахъ и чиноположеніяхъ церковныхъ—въ постахъ, говніяхъ и во всемъ.— Ты окруженъ врагами: теб нужна защита и хода­тайство? Ходи въ храмъ Божій. Собирая чадъ сво­ихъ, Церковь низводитъ на нихъ защитительную и ходатайственную свою силу... Здсь жертва безкровная, здсь хоры Ангеловъ и святыхъ; здсь молитвованіе на всякую потребу—душевную и т­лесную. Сюда прибгай и молитвою церковною ограждай себя.

Церковь—дворъ спасаемыхъ; все врующие —од­но тло съ однимъ духомъ. Итакъ, пребывай въ единомысліи, не ища самостоятельныхъ взглядовъ въ длахъ веры, отъ которыхъ бываютъ ереси,— пребывай въ сочувствіи со всми и въ готовности содйствовать благу всхъ. Это стихіи истинной любви, которая дале научитъ тебя—всякаго брата встрчать съ благорасположеніемъ, съ благожеланіемъ и благопопеченіемъ; научитъ—каждаго честію больше себя творить и блюсти чистымъ лице ближняго; научитъ всмъ жертвовать для блага его — душевнаго и тлеснаго, и—въ постоянномъ взаимообращеніи—быть искренно радушнымъ, скромнымъ, миролюбивымъ, уступчивымъ, истиннолюбивымъ и проч.; научитъ такъ держать себя не только въ отношеніи къ благодтелямъ и друзьямъ, но и ко врагамъ и недоброжелателямъ. Ревнуй всею ревностію, чтобы пребыть въ единеніи съ Церковію и себя подвесть подъ единъ съ нею духъ; а для сего по­мни обты, данные при вступленіи въ нее—въ крещеніи, и чаще возобновляй ихъ въ памяти. Отвергнись себя и непрестанно приноси себя въ жертву Богу; покори Ему умъ свой и воспріими умъ Христовъ; пожри волю свою и ходи только въ вол Божіей; пожри сердце свое и ничего не люби, кром Его; пожри Ему тло свое въ трудахъ и озлобленіяхъ спасенія ради... Трезвися и бодрствуй, и чувства свои храни неразсянными. Вотъ третій рядъ чувствъ и расположеній, завщанныхъ намъ Господомъ!

Есть и еще особыя завщашя—всякому званію и состоянію; но они понятны уже изъ первыхъ за­вщаний сами собою. Всюду господствующимъ да будетъ духъ любви и самоотверженія, въ ревнованіи творить во всемъ единую волю Божію, которой должна быть посвящена вся жизнь. Истинный христіанинъ, твердо содержа сей Богоначертанный порядокъ, всю жизнь свою ходить по нему умомъ и сердцемъ, и собнраетъ въ немъ святыя чувства, расположенія и дянія,— собираетъ сокровища, неветшающія, по слову Господа,—сокровища небес­ный, скрываемыя па небесахъ, и длается, въ полномъ смысл, сыномъ Божіимъ,—наслдникомъ Божіимъ и сонаслдникомъ Христа Спасителя.

Таково завщаше Господа нашего Іисуса Христа, написанное Кровію Его и оставленное намъ въ святомъ Евангеліи и въ святой Церкви! Что мо­жетъ быть выше сего? Что необходиме сего для нашей жизни? Что можетъ сравниться съ этимъ сокровищемъ? Ни на земл, ни даже на неб нтъ ничего для насъ выше, необходиме и драгоцн­не сего! Понятно, посл сего, какъ мы долж­ны отнестись къ сему завещанію, какъ исполнять его, чтобы получить завщанное имъ наслдство тхъ сокровищъ, ихж око не видгь, и ухо не слы­ша, и на сердце человку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его, получить Царство Небесное?!

Въ немъ вся наша жизнь, единственное спасенie наше, вчное воскресеніе наше: „иного житія вчнаго начало". Безъ него—вчная смерть и невоз­вратная погибель. О, христіанинъ, емлися за вчную жизнь: помышляй себе мертвыми грху, живымъ же Богави;; и будешь праздновать свое, не времен­ное только, а и вчное воскресеніе! Аминь.

(Изъ соч. еп. еофана).

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго.
Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). М.1895 г

Поучения на Святую Четыредесятницу. В Великую Субботу

Протоиерей Родион Путятин

     Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе... востану бо.

  Не рыдай Мене Мати И в нас, слушатели, в душе нашей Иисус Христос иногда как будто умирает, то есть мы иногда как будто мало веруем в Иисуса Христа, мало надеемся на Него, мало любим Его. Даже иногда думается нам, что в нас как будто и вовсе нет веры в Него, нет надежды на Него, нет любви к Нему; а ведь это все равно, что Иисус Христос как будто мертв в нас. И как больно нам тогда бывает, как тяжело, мучительно!.. От всей души хотелось бы веровать, надеяться, любить и – нет... Сокрушаешься, скорбишь, и все – нет.

Что делать в таком случае? То и делать, что делаем: скорбеть, сокрушаться, мысленно обращаться к Иисусу Христу. То же ведь делали и ученики Его, когда Он мертв лежал во гробе: скорбели, сокрушались, беседуя о Нем между собой и припоминая, может быть, слова Его, которые Он говорил им незадолго до Своей смерти: вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет... Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше (Ин. 16, 20–22).

     То же делала тогда и Пречистая Матерь Его и, без сомнения, больше всех скорбела, сокрушалась и плакала, взывая к Нему: увы Мне, Чадо Мое! Увы Мне, Свете Мой... Потому-то Господь, как воспевает Церковь, и утешал Ее, говоря: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе... востану бо. Так, слушатель благочестивый, сокрушайся, скорби, когда чувствуешь, что у тебя мало веры в Иисуса Христа, мало надежды на Него, мало любви к Нему, когда ты как будто весь холоден к Нему.

     Нельзя тебе без этого быть, пока не придешь в мужа совершенна. Только, сокрушаясь о своей холодности к Иисусу Христу, не отчаивайся, не унывай, не переставай мысленно обращаться к Нему, и Он, рано ли, поздно ли, хотя и не гласно, но слышно для души твоей, скажет тебе: не рыдай Мене... востану бо. И тогда ты, может быть, еще больше заплачешь, зарыдаешь, может быть, но уже не от скорби, а от радости. От радости, что Иисус Христос воистину в тебе воскрес, восстал, ожил, что ты веруешь в Него, надеешься на Него, любишь Его.

     Печаль наша о Господе – всегда пред радостью о Нем, как печальная Великая Суббота – всегда пред радостным днем Воскресения Христова. Аминь.

Православный календарь 4 мая (21 апреля ст.ст.)

Страстная Седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священномученика Ианнуария еп. (ок. 305).
Священномученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора жреца и двух воинов: Сократа и Дионисия (138-161).
Обретение мощей (1999) св. Федора Санксарского (1791).
Святителя Максимиана, патриарха Константинопольского (434).
Св. Анастасия Синайского (VIII).
Праведного Алексия Бортсурманского (1848).
Преподобного Иакова Стромынского (XIV)
Святителя Нифонта, еп. Новгородского (Киево-Печерского).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).
Св. Николая исп., пресвитера (1933).
Сщмч. Алексия пресвитера (1938).
Сщмч. Василия Мартиша Тератинского (Польша) (1945).
Мчч. Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303).
Прп. Беуно, игумена Клиннога (ок. 640) (Кельт. и Брит.).
Св. Маэль Рува Апуруского (722) (Кельт. и Брит.).
Моздокской иконы Божией Матери.

Поученіе. Св. священномуч. Іануарій епископъ и друг. съ нимъ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы
Кондак святых Ианнуария и Феодора, глас 3
Священия помазанием и мучения кровию украсистеся,/ славне Ианнуарие и Феодоре,/ и сияете всюду, в Вышних ликующе,/ и нас назирайте, в храм ваш пришедшия/ и в нем непрестанно зовущия:// всех нас соблюдите, моляще Человеколюбца Бога.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 3 мая (20 апреля ст.ст.)

Страстная Седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Апостола Закея, еп. Кесарийского
Преподобного Феодора Трихины (власяничника) (IV-IX).
Преподобного Александра Ошевенского (1479).
Преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (695).
Мч. младенца Гавриила Слуцкого (Белостокского) (1690).
Святителя Николая (Велемировича) еп. Охридского, Сербского (1956) (Серб.).
Прпп. Афанасия и Иоасафа, игуменов Метеорских.
Сщмч. Феодосия, еп. Коломенского (1937).
Свт. Григория, патриарха Антиохийского.
Свт. Вританиана, еп. Скифский (Рум.)
Свт. Феотима, еп.  Скифских (Рум.).
Анастасия I, парт. Антиохского (599)
Сщмч. Анастасия II, патр. Антиохийского.
Кипрской иконы Божией Матери
Кипяжской иконы Божией Матери.

Поученіе. Преп. Анастасій, игуменъ синайскій
Поученіе. Препод. еодоръ Трихина

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Песнопения из службы в Великую Пятницу: Антифон 15, глас 6
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: поклоняемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

Кондак преподобного Феодора, глас 4
Явился еси предивен житием,/ Феодоре мудре отче,/ власяными рубы изменив/ паче царских сокровищ,/ яже на земли,/ сего ради небесную одежду восприял еси,// присно моли о нас, преподобне.

Тропарь преподобного Александра Ошевенского, глас 4
Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/ и Тому невозвратным желанием последовал еси,/ вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/ яко небопарный орел, на Небеса возлете/ и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/ моли и нам спастися, чадом твоим,/ яко же обещася, Александре преподобне, отче наш.

Кондак, преподобного Александра Ошевенского, глас 8
Родителей своих любовь отринул еси/ и дом свой, яко чужд, оставил еси,/ водвори бо ся в пустыню,/ и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/ пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/ и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/ исцеляти различный недуги./ Моли о нас Христа Бога,/ празднующих любовию святую память твою,/ да вси единогласно вопием ти:/ радуйся, Александре преподобне, отче наш.

Тропарь мученика младенца Гавриила Белостокского, глас 5
Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/ и за Истощившаго кровь Свою за нас/ все тело твое на истощение крове/ в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси/ и спасение душам нашим.

Кондак мученика младенца Гавриила Белостокского, глас 6
Отечество твое Зверки бысть, / мучениче Христов Гаврииле, / идеже от истых зверей — иудеев восхищен:/ абие родитилей лишен еси, / таже вся поряду люте претерпев, / в отечество Небесное преселился еси. / Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя, / улучити вечное наследие твое.

Pages: 1 2 3

Поученіе. Въ пятницу Страстной седьмицы, предъ Плащаницей

Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)

Аще кто хощетъ по Мн ити, да
отвержется себе, и возъметъ крестъ
свой и послдуетъ Ми (Лук. 9, 23).
Аще кто Мн служить, Мн да
послдствуетъ: и идже есмъ Азъ,
ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26).
Но иже аще постыдится Мене и Моихъ
словесъ, сего Сынъ человпческій
посты­дится... (Лук. 9, 26). Аще кто не
гря­детъ въ слдъ Мене, той не можетъ

Такъ сказалъ Тотъ, Кто здсь предлежитъ въ та­комъ виде.

Кого мы видимъ здсь предлежаща, такъ уничиженна и умаленна паче, всхъ сыновъ человческихъ. Кто Сей въ терніи, уязвленный, нагъ, мертвъ и не погребенъ?

О, глубина богатства и премудрости Божіей (Рим. 11, 33)! Се Судія, Творецъ и Богъ нашъ! Судія живыхъ и мертвыхъ, осужденный на позорнйшую смерть! Творецъ всяческихъ—мертвъ и бездыханенъ! Богъ страдаетъ въ вид раба-преступника! Кто можетъ постигнуть cie таинство? Цлой вчности и всхъ вмсте умовъ человческихъ недостанетъ для того, чтобы вполн обнять мыслію великость сего событія!

Но что было причиною такого неслыханнаго, не­изречен наго и ужаснаго событія? Что заставило Сына Божія содлаться Сыномъ человческимъ и претерпть все то, что только можетъ изобрсти злоба человческая?

Любовь къ человку-преступнику, любовь къ по­гибающему человчеству содлали таковыя чудеса.

О, человкъ! ты, который, за беззаконіе свое и ожесточеніе, не стоишь ни малйшаго помилованія, о,    человкъ!—ты, душа твоя, твое блаженство при­чиною того, что 1исусъ Христосъ, невиннейшей Агнецъ, былъ закланъ днесь. Потому что, если бы Іисусъ Христосъ не изволилъ пострадать нашего ради спасенія, то не бы убо спаслася всяка плоть; тогда бы все несчастное племя Адамово погибло во­вки и безвозвратно, тогда никто и никогда бы не могъ быть въ царствіи небесномъ, ни за какія за­слуги и никакими страданіями.

Но се, нын, по великой милости Іисуса Христа, всякій, кто только хочетъ, можетъ получить перво­бытное блаженство во царствіи небесномъ. Ныне всякій иметъ возможность достигнуть царства не­беснаго: двери отверсты, путь показанъ и, по воз­можности, очищенъ, и даже готовы помощь и утшеніе на всякомъ шагу онаго.

Но путь, которымъ можно достигнуть царствія небеснаго, только одинъ для всхъ; нтъ и не бы­ло, и не будетъ вовки другаго пути въ царствіе небесное, кром того, который показалъ намъ Іисусъ Христосъ и которымъ Онъ Самъ прошелъ.

Но каковы путь сей, и какъ должно идти по не­му? Мы побесдуемъ нсколько о семъ при гроб Того, Кто первый прошелъ симъ путемъ.

Іисусе, Слове Божій! даждь разумъ и слово мн, Твоему слабйшему служителю, дабы я могъ и ны­н, и всегда достойно возвщать слово царствія Тво­его, и коснись Твоею благодатію сердецъ нашихъ, дабы всякое слово Твое доходило до нашего слуха сердечнаго.

При сотвореніи перваго человка, путь къ бла­женству или къ царствію небесному, отъ самаго на­чала онаго и до безконечности, былъ легокъ, гладокъ, чистъ, широкъ и усыпанъ розами, такъ что идти по сему пути—значило переходить отъ радо­сти въ радобть, отъ удовольствія къ удовольствію и отъ торжества къ торжеству.

Но когда горькій плодъ древа познанія добра и зла палъ на семъ пути, то въ то же время волчцы и тернія произрасли на немъ и до того заглушили и заградили его, что человкъ, при всхъ усиліяхъ разума своего, не могъ отыскать онаго; а тхъ, ко­торые великими подвигами своими приближались къ нему, пламенный мечъ Херувима прогонялъ; а по тому, до пришествія Іисуса Христа въ Міръ сей, никто не могъ войти въ царствіе небесное.

Іисусъ Христосъ, Великій Спаситель нашъ, пер­вый показалъ намъ сей путь и первый прошелъ симъ путемъ. Но кто, кто можетъ изъяснить т скор­би и страданія, которыя Онъ встртилъ на семъ пути?!

Но поелику мы для того-то и собрались здсь, чтобы вспоминать и прославлять страданія Іисуса Христа, а потому обратимъ наше вниманіе на оныя и, сколько можемъ, вспомянемъ ихъ.

Страданія Іисуса Христа начались не съ того только времени, когда Онъ былъ преданъ въ руки человковъ; но вся жизнь Іисуса Христа, отъ яс­лей и до Голгоы, была не иное что, какъ безпрерывная и тяжкая цпь многоразличныхъ и многообразныхъ страданій, такъ что, отъ самаго Его ро­ждества до того времени, когда Онъ испустилъ духъ Свой на крест, не было даже минуты во всей Его тридцати-трехлтней жизни, въ которую бы Его чи­стйшая душа не страдала, и крестъ, на коемъ умеръ Іисусъ Христосъ, есть только конецъ Его земнаго поприща.

Страданія Іисуса Христа были и внутренія, и наружный, и духовныя, и душевныя, и тлесныя. Духовныя страданія Іисуса Христа начались съ того самаго времени, въ которое Онъ сошелъ съ небесъ , и воплотился, или, скажемъ лучше: Іисусъ Христосъ есть Агнецъ заколенный и закалаемый отъ сложенія мipa и до тхъ поръ, когда Онъ все во вселен­ной, умиротворивъ Своею Кровію, предастъ Отцу Своему, покоршему Ему всяческая, и потому духов­ныя Его страданія мы даже вообразить себ не мо­жемъ.

Душевныя же и тлесныя страданія Іисуса Хри­ста начались вмст съ Его земною жизнію, и, Боже мой! сколько самоотверженій, сколько бореній, сколько противностей, сколько огорченія, сколь­ко горестей внутреннихъ долженъ былъ перенести Іисусъ Христосъ! Евангеліе не описываетъ подробно всяческихъ страданій Іисуса Христа, впрочемъ, по­тому, что скорй можно исчислить и описать каж­дую песчинку всхъ міровъ, нежели исчислить вс душевныя страданія Іисуса Христа: но Евангеліе за­мчаете только нкоторые изъ таковыхъ случаевъ, и мы здсь, по возможности, исчислимъ оные.

Іисусъ Христосъ, Царь небесъ и земли, рождается въ нищет, отъ убогой Матери, въ пещер, среди зимы и лишенный всякой человческой помощи, ибо мнимый отецъ Его былъ бдный плотникъ; Тотъ, Кого не могутъ вмстить небеса, вмщается въ самое тсное пространство яслей; Тотъ, Кто всегда былъ, есть и будетъ,—сталъ временнымъ мла- денцемъ; Тотъ, Коего силою и крпостію воздви­гнуты громады міровъ,—былъ слабый младенецъ; Тотъ, Кто далъ Моисею законъ на горе Синайской и Кто всякому начертываетъ законъ на сердц,— подвергается кровавому закону обрзанія; за Того, Кто пришелъ искупить міръ,—Мать Его платите выкупъ, какъ платили бднйшіе родители за сво­ихъ первенцевъ; Того, Кто въ десниц Своей иметъ и хранитъ жизнь всхъ тварей,—Иродъ ищете убить; Тотъ, отъ Лица Коего нкогда побгутъ не­бо и земля,—долженъ былъ бжать въ Египетъ; Тотъ, Коего манію повинуется все во вселенной,— Самъ повинуется Своей Матери; Тотъ, Кому слу- жатъ тьмы Ангеловъ,—служилъ мнимому отцу Сво ему, какъ добрый сынъ, и Своими руками труждался и длалъ; Тотъ, Кому небеса—престолъ, зе­мля—подножіе, не имлъ уголка на земл, гд бы могъ подклонить главу Свою; Тотъ, Кто вс сокро­вища міровъ иметъ въ рук Своей,—былъ самый бднйшій человкъ; Тотъ, о имени Коего нкогда поклонится всякое колно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ,—попустилъ діаволу искушать Себя; Тотъ, Имже царіе царствуютъ и Кто есть Всемогущій Царь небесъ и міровъ,—платитъ дань царю земному, какъ подданный.

Всякое слово будетъ слабо для изображенія духовныхъ и душевныхъ страданій Іисуса Христа, какъ Богочеловка!

Теперь взглянемъ на Его страданія во время Его великаго служенія.

Возможно ли думать, чтобы такого великаго Про­рока, сильнаго словомъ и дломъ предъ Богомъ и всми людьми, не приняли и не почтили люди? Но нтъ, Онъ былъ въ Mipe, и міръ, Имъ сотворенный, не позналъ своего Творца; Онъ явился къ Своимъ единоплеменникамъ, но свои Его не приняли, и не толь­ко не приняли, но Его поносили, охуждали и пре­зирали и, изъ презрнія, называли плотниковымъ сыномъ. Его почитали обманщикомъ и льстецомъ; Его называли ядцею, винопійею и другомъ отъявленныхъ гршниковъ; Его считали имющимъ бса въ Себ; въ одномъ мсте хотли Его сбросить съ горы, какъ несноснаго въ обществ; много разъ хотли Его побить каменьями, какъ богохульника; за благодянія Его платили Ему лютйшею неблагодарностію; ученіе Его называли лестію; многіе или совсмъ не хотели слушать Его, просто какъ пріятнаго разсказчика, или слушали для того только, чтобы уловить Его на словахъ. Если Онъ творилъ чудеса, то враги Его говорили, что Онъ это длаетъ силою сатаны. Онъ воскрешалъ мертвыхъ, а Его Самого хотятъ и ищутъ убить.

Вотъ слабый очеркъ страданній Іисуса Христа, какъ пророка и проповдника.

Наконецъ, воззримъ на послднія Его страданія, какъ человка и ходатая человковъ.

Страницы: 1 2

Православный календарь 2 мая (19 апреля ст.ст.)

Страстная Седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII).
Блаженной Матроны Московской (1952).
Святителя Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813-820).
Сщмч. Виктора (Островидова), еп. Глазовского (1934).
Преподобного Иоакима, игумена Опочского.
Мч. Агафангела из Эсфигменского м-ря (Греч.).
Мчч. Федора, его матери Филиппы и двух воинов Сократа и Дионисия Пергских в Памфилии (II).
Мучеников Феоны, Христофора и Антонина воинов (303).
Святителя Трифона, патриарха Константинопольского (933).
Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского.
Прп. Никифора игумена Катавадского.
Прп. Симеона Босого.
Прп. Иоасафа (Болотова) Аляскинского.
Сщмч. Алфигея, архиеп. Кентерберийского (1012) (Кельт. и Брит.).

Поученіе. Преп. Іоаннъ ветхопещерникъ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Песнопения из службы в Великий Четверг/ Тропарь, глас 8
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.
Тропарь, вместо Херувимской песни, глас 6
Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими, не бо врагом Твоим тайну повеем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Тропарь блаженной Матроны, глас 2
Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.

Тропарь блаженной Матроны Московской, глас 4
Земли Тульския прозябение, / града Москвы ангелоподобная воительнице / блаженная старице Матроно. / От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая. / Но от Бога щедро духовное зрение приявшая, / прозорливице и молитвеннице. / Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая. / Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных, / радосте наша.

Кондак блаженной Матроны, глас 7
К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 1 мая (18 апреля ст.ст.)

Страстная Седмица

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Свтятителя Космы исп., еп. Халкидонского, и сподвижника его прп. Авксентия
Мученика Саввы Готского (372).
Преподобной Афанасии Эгинской
Сщмч. Виссариона пресвитера (1918).
Прмц. Тамары (1942).
Мученика Иоанна Нового из Янины (1526).
Преподобного Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820-850).
Прпп. Антония, Евфимия и Феликса Карельских.
Преп. Василия Ратишвили (XIII) (Груз.).
Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Поученіе. Преп. Іоаннъ, ученикъ св. Григорія Декаполита

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Максимовской, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ радостно совершая, Владычице,/ праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго,/ о немже ныне воспоминаюше и молящеся Тебе, взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице,/ молися Превечному Архиерею — Сыну Твоему,/ да непоколебиму утвердит Церковь Православную,/ град наш Владимир и всю Русскую землю/ в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Максимовской, глас 6
Призри на нас, Всепетая Богородице,/ возсияй просвещение сердцем помраченным/ и озари стадо Твое, Пречистая,/ елика бо хощеши и можеши,/ яко Мати сущи Зиждителя,/ и возопий молящим Тя:/ Аз есмь с вами,/ и никтоже возможет на вы.

Pages: 1 2 3

Подготовка к Пасхе: тайм-менеджмент православной хозяйки

Готовясь к празднику Пасхи, важно помнить о том, что кажущиеся такими важными хозяйственные дела совпадают с периодом Страстной Седмицы.

Анастасия Отрощенко

Пасха

Мытье окон, выпекание куличей, многочисленные покупки и украшение дома не должны заслонить от нас главное – службы Страстной. Как все успеть?


Понедельник-вторник—среда

Опытные хозяйки стараются закончить все дела по уборке дома до Великого Четверга. В понедельник, вторник и среду кто-то перебирает вещи в шкафу, убирая зимнюю одежду подальше, кто-то моет окна, люстры и полы, и большинство покупает все, что необходимо для приготовления праздничной еды. По многолетнему опыту знакомых хранительниц домашнего очага, куличи вполне можно приготовить в первые дни Страстной, чтобы потом тяжелое и трудоемкое выпекание не отвлекало от служб. Настоящие сдобные куличи долго не черствеют, испеченные в понедельник—вторник они останутся свежими до самого праздника.

Интересно, что многие опрошенные мной хозяйки в последнее время перестали печь куличи: не хватает сил и времени. Кроме того, их так часто дарят знакомые и прихожане, что без кулича на праздник не остаешься. На Пасху, кстати, чаще всего обмениваются именно такими знаками внимания – крашеными яйцами, куличиками, небольшими сувенирами, сделанными детьми. Далеко не во всех семьях дарят в этот день детям и друг другу подарки, считая, что Пасха – настолько великий Праздник, что никакими материальными вещами отметить его невозможно. Как сказала Мария Асмус, мама 4-х детей: «От подарков мы отказались еще лет 15 назад, потому что иначе вместо мыслей о Страстях Господних я мучилась бы проблемами выбора подарков. Мы с детьми вместе красим яйца, я вместе с ними читаю пропускаемые службы и хожу на крестный ход на Погребение Плащаницы».

Великий Четверг

В Великий Четверг, по возможности, все православные христиане идут в храм на Литургию. Вечером также предстоит служба. Поэтому днем лучше не затевать ничего, требующего серьезных энергетических затрат.

Во многих семьях в этот день красят яйца. В традиционной луковой шелухе яйца варятся около 20 минут, окраска искусственными красителями занимает примерно полчаса. Еще какое-то время уходит на украшение наклейками, обмазывание маслом для блеска и т.д., положив на окраску яиц час-полтора, вы точно не ошибетесь. Конечно, речь идет о более-менее традиционной росписи яиц, художественная темперными красками занимает большее количество времени.

Те хозяйки, которые не любят готовить куличи заранее, ставят тесто вечером в четверг с тем, чтобы печь их в пятницу в первой половине дня.

Великая Пятница

Придти на обе службы Великой Пятницы – вынос Плащаницы и чин погребения — обычно никому из мам с детьми не удается. Либо чередуются муж с женой, договариваясь, кто пойдет на какую службу, либо мама с детьми приходит к крестному ходу.

В Великую Пятницу хозяйки, действующие по определенному расписанию, заканчивают все дела по уборке и готовят пасху. Дело это трудоемкое, потому что творог надо несколько раз протереть через сито. На приготовление пасхи надо положить часа два. В одной знакомой семье существует традиция красить яйца вместе с детьми, а делать пасху вдвоем с мужем – в пятницу вечером, когда малыши спят и не мешают процессу.

Великая Суббота

Литургию в Великую Субботу очень любят посещать дети, именно в это время темное облачение Страстной седмицы меняется на светлое, некоторые девушки и девочки меняют в это же время на голове платочки с темных на белые.

Если все праздничные блюда были приготовлены накануне, то обычно после субботней Литургии их освящают. В некоторых семьях привезти куличи и яйца на освящение – отдельное событие этого дня, в котором всегда принимают участие дети. Если есть традиция украшения дома, то обычно это делают именно в Великую Субботу – веночки на двери и стены, красивые пасхальные подсвечники с красными свечами для праздничного стола. В некоторых семьях хорошей традицией стало украшать дом букетами из живых весенних цветов. Они могут стоять и на столе, вместе с ветками вербы и фигурками птичек-курочек. Сегодня магазины предлагают большой выбор подобных аксессуаров, и украсить в таком стиле дом и стол, не составляет труда.

В некоторых семьях в субботу днем продолжаются активные приготовления к празднику – вплоть до покраски яиц и приготовления пасхи (их освящают уже после Пасхальной Литургии). И все-таки, какими бы важными ни казались недоделанные дела, обязательно найдите время для отдыха. Не важно, на какую именно службу вы собираетесь – на ночную или утреннюю. В любом случае от украшений дома и мытья полов надо себя оторвать – ради того, чтобы почувствовать великую тишину, предшествующую Празднику праздников.

Страницы: 1 2

Страстная седмица: гид по неделе

После торжества Недели ваий начинается напряженное восхождение по ступеням страстной недели к вершине Голгофы. Для христиан древности это и была Пасха — крестная.

Фреска Мануила Панселина в соборном храме монастыря Ватопед (Афон), XIV век Фреска Мануила Панселина в соборном храме монастыря Ватопед (Афон), XIV век

Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения.

За восклицаниями «Осанна в вышних!» следует призвание ко вниманию, сосредоточенности и молитве. На утренней службе понедельника Страстной недели нас встречает песнопение: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». Тропарь «Се Жених грядет в полунощи…» поется первые три дня Страстной недели. Эти слова отсылают к евангельской притче о десяти девах (Мф. 25. 1-13). Душа не должна погрузиться в сон в ожидании Жениха – Христа. От степени нашего внимания и сосредоточенности зависит близость к Царству Божиему. И это один из важнейших смыслов Страстной.

На этом последнем отрезке великопостного пути нас ожидают Страсти и Смерть Христовы. В древности последняя неделя поста, предпасхальная, называлась «Великой». Воздержание в эту неделю усиливалось. Предписывались строжайший пост на хлебе, соли и овощах, советовалось полное неядение в пятницу и субботу. «…эти шесть дней Пасхи обыкновенно все проводят в сухоядении т. е. вкушают под вечер только хлеб с солью и водою; некоторые же усердно удлиняют неядение: иные же и всю неделю до пения петухов в воскресенье проводят без пищи» свидетельствует св. Епифаний Кипрский.

Каждый день Страстной недели – Великий. Бабушки из курской деревенской глубинки называют Страстную неделю Страшной неделей.

Великий Понедельник Страстной недели: Иосиф Прекрасный и иссохшая смоковница.

В этот день, как говорит синаксарь из Постной Триоди «…память творим блаженного Иосифа Прекрасного, и изсохшия смоковницы…».

Иосиф, последний сын ветхозаветного патриарха Иакова является прообразом Христа. Завистливые братья сначала скрывают его в пересохшем водяном рве, а затем продают работорговцу за тридцать сребренников. Иосиф, ставший начальником египетской земли, дает своим братьям пшеницы, когда среди израильтян свирепствует голод. Подобно Иосифу, Христос пострадал от зависти единоплеменных Ему Иудеев и был предан своим учеником за тридцать сребренников. Заключенный в темный ров — гроб, Христос своей властью восстает от мертвых и, спасая нас от греха, так же как Иосиф раздавал пшеницу, утоляет наш духовный голод Таинством Евхаристии: «…человеколюбно искупает нас таинственным пшеницедательством, яко Сам Себе за нас давый, и яко питает нас Небесным Хлебом, своею живоносною плотию». Это первая тема понедельника Страстной недели. В Священной историй более чем за 3600 лет проявляется предуведомление о Христе и Его Страстях. Для нас время спрессовано, оно сжимается в тугую пружину, которая развернется в День Пасхи. В дни Страстной недели переживаем и то, что было на заре истории, и то, что произошло две тысячи лет назад и переживается нами сегодня с неизменным чувством новизны. Образы Священной истории сплетаются в причудливый и прекрасный узор.

Один из элементов этого узора – образ иссохшей смоковницы из евангелий от Матфея (Мф. 21. 19-22) и от Марка (Мк. 11. 20 -23). Господь проклял смоковницу на которой не оказалось плодов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит в беседе на Великий Понедельник Страстной недели: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями — это я, и вы, брат и сестра, возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет». И это предупреждение для всякого христианина идущего путем Страстной недели, переживая предательство Христа, Его страсти и смерть на Голгофе, мы не должны прийти к Пасхе без духовного плода. Образ смоковницы должен устрашать «…не делающих прикладного добродетелей плоды», то есть «устрашая всякого, кто не приносит плод, добродетели приличествующий.».

Рефреном хвалитных стихир (поющихся в конце утреннего богослужения) Великого понедельника Страстной недели служат слова о том, что Господь идет к мучению, которое принимает на Себя по собственной воле: «Грядый Господь к вольной страсти…», «Достигшее верни спасительную Страсть Христа Бога», «Господи, грядый к страданию». Эта мысль – повод для сугубого покаяния: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость». То есть убоимся проклятия бесплодной смоковницы и принесем плоды покаяния. С этой мыслью вступаем в Великий Вторник.

Страницы: 1 2 3 4 5